Архитектурные стили Санкт-Петербурга
I
Санкт-Петербургское барокко
Любопытные головки всем прелестно улыбнутся
И в затейливый орнамент так лукаво завернутся,
Посочувствуют атлантам, подмигнут кариатидам –
Пусть стоят, балконы держат, без труда и без обиды.
От стены не оторваться? Что же делать – нет свободы.
Но зато встречают яркой позолотою восходы.
Радость чистая без меры, праздник жизни и богатства;
Отблеск сладостного рая, наслажденья без препятствий…
Царский стиль Санкт-Петербурга, стиль барокко вдохновенный,
Был усвоен им по-русски истово и совершенно.
В величавом блеске встали: Зимний, Смольный, дом Фонтанный,
Воронцовский на Садовой, церковь Симеона с Анной…
Строгость творчества Трезини, роскошь пылкого Растрелли –
В первом стиле Петербурга сил своих не пожалели.
Украшение столицы – труд Чевакинского Саввы –
Зрелость пышного этапа – гордостью стал для державы.
Торжество столицы новой над другими городами
Вестью пронеслось чудесной над пространством и веками.
II
Классицизм в Санкт-Петербурге
В самом сердце Петербурга поселился этот стиль
И задумчивые воды стройностью заворожил.
Удлиняются колонны и колышутся слегка –
Образ красоты державной убаюкала река.
Как не вспомнить Филофея – возродился Третий Рим.
На двойное воплощенье в восхищении глядим.
В вечной сырости и дымке реют светлые дворцы.
Щедро тайной, лёгкой силой одарили их творцы,
Итальянцы и французы – с русской странною мечтой,
Полюбившие Россию, слившуюся с их душой.
А потом – плеяда русских: Воронихин, Львов, Старов,
Подарившие столице блеск и торжества покров,
Воплотившие мечтанья о величии страны,
Чтоб монументальной силой были все покорены,
Красоту, размах, просторы всей душою полюбив,
Рай другой бы не искали, силы здесь свои вложив.
III
Готика и Петербург
Таинственный стиль, взятый прямо от Бога,
Внезапно возник над Европой убогой,
Как призрак волшебный далёкого рая,
Где ангелов сонмы над шпилями тают…
Века миновали, промчались эпохи,
И скучно всем стало в богатой Европе.
Помпезность и роскошь пресытили взоры.
О готике вспомнили зодчие скоро.
Хотелось полёта, волшебных видений,
Загадок, легенд и душевных томлений,
Стремления ввысь и изысканных линий,
Цветных витражей, чтобы солнце дробили,
Узоры из света под ноги бросали,
Чтоб люди себя в небесах ощущали…
И в моду вошли арки, своды, порталы.
В уборах узорных дома заблистали,
И стрельчатых окон открытые взоры
Украсили век девятнадцатый скоро.
И в Санкт-Петербурге возникли творенья,
Где готика – чистый исток вдохновенья.
Назвали их готикой ?ложной? и ?новой?,
И взлётом фантазий над старой основой.
По Санкт-Петербургу неспешно пройдёмся -
Везде с красотою нездешней столкнёмся.
В Шуваловском парке храм странно-прекрасный,
Созданье Брюллова и женщины страстной
Во имя Петра и апостола Павла
И в память любви негасимой и славной.
У храма гробница католика-мужа.
Сам храм - православный, и Богу в нём служат.
Он будто цветок, славит Господа Бога,
Не зная различий в религиях строгих…
Васильевский остров собою занялся:
Над линией третьей стиль гордо поднялся.
В седых небесах крестоцветы застыли…
И есть адреса, где найти можно шпили.
Сам Фельтен наш город украсил нарядно:
В честь Чесмы он церковь построил парадно.
Своей необычностью взгляд привлекая,
И формой, и цветом она удивляет.
На Каменном острове храм тёмно-красный –
Он тоже от Фельтена, строг и прекрасен –
Стоит, посвящен Иоанну Предтече,
Тому, кто Христа окрестил в тихой речке.
Жемчужины стиля рассыпаны щедро
В усадьбах роскошных, где жили безбедно
Демидовы – в Тайцах, цари – в Петергофе,
В садах Царскосельских далёкой эпохи.
Таланты Боссе, Бенуа, Шарлеманя
В звучанье вплелись Петербурга пиано,
Но так гармонично, таинственно, стройно,
Что дух замирает от счастья невольно!
И вновь поколенье талантливых зодчих
Цитаты берёт из готических строчек.
Тому подтвержденье – стиль ретроспективный.
Он в моде теперь и весьма перспективный.
IV
Петербургская эклектика
Эклектика – смешение, шарада и игра,
От сплина отвлечение, счастливая пора,
В которой каждый может стать творцом своих миров,
От стилей всех с культурами собрав букет даров,
Смешав эпохи смелою, бестрепетной рукой,
Сравнить архитектуру с изменчивой рекой.
Пусть перебор деталей здесь, негармоничен вид –
Соседство Мавритании с барокко не смутит.
Зато нет места скуке, нетривиален взгляд,
Возможно в восхищении рассматривать фасад.
Здесь словно стол богатый накрыт для знатоков,
Нет творчеству предела, в фантазиях – оков.
Растёт столичный город, все строятся спешат.
Дома многоквартирные особняки теснят –
Соперничают с храмами доходные дома
Отделкою, размерами – чтобы пошла молва
О том, как нувориши богаты и сильны,
Как преданы столице и в роскошь влюблены.
Какой простор для дела, созданья новизны!
Сюзор, Лялевич, Гавеман трудом увлечены.
Рахау, Климов, Бенуа… Как много было их,
Вложивших душу в Петербург, азарт сердец своих.
Быковский, Тон, Месмахер, Чичагов и Парланд –
Судьбой счастливой каждый на пир искусства зван.
Как часто мы проходим, не видя красоты.
А чудеса взирают со стен, крыш, с высоты.
Расправь скорее плечи и посмотри кругом –
Мы в городе эклектики и волшебства живём…
V
Петербургский модерн
Застынет камень, как волна,
Русалку породив,
Посмотрит грустно вдаль она,
Свой нрав навек смирив…
Здесь обитатели лесов,
В отделку вплетены,
Столетье видят сонмы снов,
Любимцы старины.
Неровный скол гранитных скал,
Рельефов седина…
Модерн так мощно показал,
Где в стиле новизна.
А тех, кто счастьем одержим
И ищет красоту,
Модерн роскошно одарил,
Творя свою весну.
Фасады зданий зацвели,
Как шемаханский сад,
Однообразие смели
И смальтами блестят.
Течёт растительный узор -
Упруго прихотлив.
Чудесен каменный убор,
В пластичности застыв.
И вторит этой красоте
Цветов чугунных звон,
Когда наш город по весне
Капелью пробуждён…
Игра объёмов и теней,
Члененье форм и страсть,
Полёт в гармонию идей,
Где вдохновенья власть…
Стоят дома уж сотню лет
В безмолвии своём…
Дарить готовы счастья свет –
Коль мимо не пройдём.
VI
Ленинградский конструктивизм
Двадцатые годы… Великое время.
Неравенства сброшено тяжкое бремя.
Надежды кипят, силы есть для свершений,
Для новых лихих авангардных решений.
Бетон и стекло, много солнца и света,
Большие дворы, все в деревья одеты -
Просторы для спорта и игр коллективных,
Дома новых типов для жизни взаимной.
Чтоб быт не заел, не мешал развиваться,
На фабриках-кухнях – едой запасаться,
Детишек – в детсад, а самим – в дом культуры,
Знакомиться с новою литературой.
Просторные школы, жилые массивы –
Окраины тоже чтоб были красивы.
Да здравствует равенство, братство и дружба!
Всё это для нового общества нужно.
Декора нет вовсе – всё просто и чётко:
Суровые стены и окна – как чётки,
Прозрачным стеклом охватили фасады.
Гегелло с Никольским и этому рады.
На Тракторной улице строчкой застройка.
Идея ансамбля – задача для стройки.
Полезность – первична! Красоты – вторичны.
Но как же строения все динамичны!
Бетон изогнулся, поплыл, округлился –
Недаром Париж перед стилем склонился.*
Фомин, Левинсон, Хряков, Симонов, Козак,
Оль, Троцкий, Амбросимов – это не проза!
Великой эпохи большие сыны…
Творения их сохранять мы должны,
Как отблеск мечты о счастливом Союзе,
Где каждый был нужен и не был обузой.
*) - За проект Дворца культуры им. Горького архитектор Гегелло получил в 1937 году в Париже, на Всемирной Архитектурной выставке, Гран-при.
VII
Сталинский ампир в Ленинграде
Проектов – триста. И из них
Всего десяток типовых!
Так строился наш Ленинград
Лет шестьдесят тому назад.
Запомнил это время мир
Как славный сталинский ампир.
Прекрасно Сталин понимал –
Народ от войн давно устал.
От бед лекарство – красота,
Задач и планов высота.
И каждый дом особым стал –
Народ советский восславлял
За вклад в победу, ратный труд,
За хлеб и за добычу руд…
Цветы, колосья и плоды
В фасады зданий вплетены…
Колонн дорических отряд
Гармонию дарил и лад,
Парадность, стройность, торжество…
В века смотрели далеко
Просторы новых площадей,
Проспектов – для простых людей.
Ампир ушёл и в глубину.
По Первой линии пройду:
Блестят подземные дворцы,
Как драгоценные ларцы.
Колонны, камень и металл…
В метро ампиру – высший балл!
Сперанский, Гурьев, Журавлёв –
Дарили городу любовь.
Их планка высока была –
И стали мощными дела.
VIII
Функционализм в Ленинграде в 1950-1980-х годах
?Излишества все прекратить! Какая красота?
Бараки нужно расселить, там грязь и теснота.
Ваш архитекторский подход отныне запрещён?*
В проектных мастерских в ответ раздался тихий стон.
Все шпили, башни, ордера – безжалостно под нож.
И для строительства теперь лишь дом панельный гож.
Функциональность, быстрота, счастливые жильцы…
И без фантазий проживут, в безликости равны.
И встали серые дома везде за рядом ряд.
Пройдут года – и в тесноте в них люди загрустят.
Иметь квартиру – это плюс, за вычетом мечты
О том, что в городе живём мы вечной красоты.
Но даже этот тусклый вид могли б мы оживить:
Балконы в чистоте держать и зелень разводить,
Чтобы гирляндами цветы увили весь фасад
И превратили б в пышный рай индустриальный ад.
Но всё же были и тогда попытки скрасить вид:
И ?Прибалтийской? здание по-прежнему стоит.
А Корабелка-институт сквозь времена плывёт
И в корпус в виде корабля студентов вновь зовёт…
*) - В 1954 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление ?Об устранении излишеств в проектировании и строительстве?.
IX
Хай-тек в Петербурге
Чужаки-стекляшки,
Стальные рубашки,
Все наружу кишки –
Радуйтесь, людишки.
Мы, как бы, в Париже,
Но разрядом ниже…
Спорить будем долго
Мы из чувства долга:
В городе – музее?!
Иль жизнь важнее?
Мы – окно в Европу?
Хай-тек – к нам наскоком?
Он не историчен,
Очень прагматичен,
Но монументален.
Весь функционален.
И технологичен.
У нас – не логичен?
Он же – поэтичен!
И гиперболичен.
Блёстки не хватает
От чужого рая.
?Хай? с наукой дружит,
Будущему служит…
Он – скачок в эпоху,
Где не всё так плохо…
А пока – как призрак,
След от модернизма…
Плечиком зеркальным
Разрушает тайны,
Оттесняя зданья,
Чтобы стал хрустальным
Наш уставший город,
Чтобы стал он молод…
?Хай? весьма престижен –
Мы, как бы, в Париже…
17.03.2012-13.04.2012, Нафта Лин
http://www.stihi.ru/avtor/nata07
Санкт-Петербургское барокко
Любопытные головки всем прелестно улыбнутся
И в затейливый орнамент так лукаво завернутся,
Посочувствуют атлантам, подмигнут кариатидам –
Пусть стоят, балконы держат, без труда и без обиды.
От стены не оторваться? Что же делать – нет свободы.
Но зато встречают яркой позолотою восходы.
Радость чистая без меры, праздник жизни и богатства;
Отблеск сладостного рая, наслажденья без препятствий…
Царский стиль Санкт-Петербурга, стиль барокко вдохновенный,
Был усвоен им по-русски истово и совершенно.
В величавом блеске встали: Зимний, Смольный, дом Фонтанный,
Воронцовский на Садовой, церковь Симеона с Анной…
Строгость творчества Трезини, роскошь пылкого Растрелли –
В первом стиле Петербурга сил своих не пожалели.
Украшение столицы – труд Чевакинского Саввы –
Зрелость пышного этапа – гордостью стал для державы.
Торжество столицы новой над другими городами
Вестью пронеслось чудесной над пространством и веками.
II
Классицизм в Санкт-Петербурге
В самом сердце Петербурга поселился этот стиль
И задумчивые воды стройностью заворожил.
Удлиняются колонны и колышутся слегка –
Образ красоты державной убаюкала река.
Как не вспомнить Филофея – возродился Третий Рим.
На двойное воплощенье в восхищении глядим.
В вечной сырости и дымке реют светлые дворцы.
Щедро тайной, лёгкой силой одарили их творцы,
Итальянцы и французы – с русской странною мечтой,
Полюбившие Россию, слившуюся с их душой.
А потом – плеяда русских: Воронихин, Львов, Старов,
Подарившие столице блеск и торжества покров,
Воплотившие мечтанья о величии страны,
Чтоб монументальной силой были все покорены,
Красоту, размах, просторы всей душою полюбив,
Рай другой бы не искали, силы здесь свои вложив.
III
Готика и Петербург
Таинственный стиль, взятый прямо от Бога,
Внезапно возник над Европой убогой,
Как призрак волшебный далёкого рая,
Где ангелов сонмы над шпилями тают…
Века миновали, промчались эпохи,
И скучно всем стало в богатой Европе.
Помпезность и роскошь пресытили взоры.
О готике вспомнили зодчие скоро.
Хотелось полёта, волшебных видений,
Загадок, легенд и душевных томлений,
Стремления ввысь и изысканных линий,
Цветных витражей, чтобы солнце дробили,
Узоры из света под ноги бросали,
Чтоб люди себя в небесах ощущали…
И в моду вошли арки, своды, порталы.
В уборах узорных дома заблистали,
И стрельчатых окон открытые взоры
Украсили век девятнадцатый скоро.
И в Санкт-Петербурге возникли творенья,
Где готика – чистый исток вдохновенья.
Назвали их готикой ?ложной? и ?новой?,
И взлётом фантазий над старой основой.
По Санкт-Петербургу неспешно пройдёмся -
Везде с красотою нездешней столкнёмся.
В Шуваловском парке храм странно-прекрасный,
Созданье Брюллова и женщины страстной
Во имя Петра и апостола Павла
И в память любви негасимой и славной.
У храма гробница католика-мужа.
Сам храм - православный, и Богу в нём служат.
Он будто цветок, славит Господа Бога,
Не зная различий в религиях строгих…
Васильевский остров собою занялся:
Над линией третьей стиль гордо поднялся.
В седых небесах крестоцветы застыли…
И есть адреса, где найти можно шпили.
Сам Фельтен наш город украсил нарядно:
В честь Чесмы он церковь построил парадно.
Своей необычностью взгляд привлекая,
И формой, и цветом она удивляет.
На Каменном острове храм тёмно-красный –
Он тоже от Фельтена, строг и прекрасен –
Стоит, посвящен Иоанну Предтече,
Тому, кто Христа окрестил в тихой речке.
Жемчужины стиля рассыпаны щедро
В усадьбах роскошных, где жили безбедно
Демидовы – в Тайцах, цари – в Петергофе,
В садах Царскосельских далёкой эпохи.
Таланты Боссе, Бенуа, Шарлеманя
В звучанье вплелись Петербурга пиано,
Но так гармонично, таинственно, стройно,
Что дух замирает от счастья невольно!
И вновь поколенье талантливых зодчих
Цитаты берёт из готических строчек.
Тому подтвержденье – стиль ретроспективный.
Он в моде теперь и весьма перспективный.
IV
Петербургская эклектика
Эклектика – смешение, шарада и игра,
От сплина отвлечение, счастливая пора,
В которой каждый может стать творцом своих миров,
От стилей всех с культурами собрав букет даров,
Смешав эпохи смелою, бестрепетной рукой,
Сравнить архитектуру с изменчивой рекой.
Пусть перебор деталей здесь, негармоничен вид –
Соседство Мавритании с барокко не смутит.
Зато нет места скуке, нетривиален взгляд,
Возможно в восхищении рассматривать фасад.
Здесь словно стол богатый накрыт для знатоков,
Нет творчеству предела, в фантазиях – оков.
Растёт столичный город, все строятся спешат.
Дома многоквартирные особняки теснят –
Соперничают с храмами доходные дома
Отделкою, размерами – чтобы пошла молва
О том, как нувориши богаты и сильны,
Как преданы столице и в роскошь влюблены.
Какой простор для дела, созданья новизны!
Сюзор, Лялевич, Гавеман трудом увлечены.
Рахау, Климов, Бенуа… Как много было их,
Вложивших душу в Петербург, азарт сердец своих.
Быковский, Тон, Месмахер, Чичагов и Парланд –
Судьбой счастливой каждый на пир искусства зван.
Как часто мы проходим, не видя красоты.
А чудеса взирают со стен, крыш, с высоты.
Расправь скорее плечи и посмотри кругом –
Мы в городе эклектики и волшебства живём…
V
Петербургский модерн
Застынет камень, как волна,
Русалку породив,
Посмотрит грустно вдаль она,
Свой нрав навек смирив…
Здесь обитатели лесов,
В отделку вплетены,
Столетье видят сонмы снов,
Любимцы старины.
Неровный скол гранитных скал,
Рельефов седина…
Модерн так мощно показал,
Где в стиле новизна.
А тех, кто счастьем одержим
И ищет красоту,
Модерн роскошно одарил,
Творя свою весну.
Фасады зданий зацвели,
Как шемаханский сад,
Однообразие смели
И смальтами блестят.
Течёт растительный узор -
Упруго прихотлив.
Чудесен каменный убор,
В пластичности застыв.
И вторит этой красоте
Цветов чугунных звон,
Когда наш город по весне
Капелью пробуждён…
Игра объёмов и теней,
Члененье форм и страсть,
Полёт в гармонию идей,
Где вдохновенья власть…
Стоят дома уж сотню лет
В безмолвии своём…
Дарить готовы счастья свет –
Коль мимо не пройдём.
VI
Ленинградский конструктивизм
Двадцатые годы… Великое время.
Неравенства сброшено тяжкое бремя.
Надежды кипят, силы есть для свершений,
Для новых лихих авангардных решений.
Бетон и стекло, много солнца и света,
Большие дворы, все в деревья одеты -
Просторы для спорта и игр коллективных,
Дома новых типов для жизни взаимной.
Чтоб быт не заел, не мешал развиваться,
На фабриках-кухнях – едой запасаться,
Детишек – в детсад, а самим – в дом культуры,
Знакомиться с новою литературой.
Просторные школы, жилые массивы –
Окраины тоже чтоб были красивы.
Да здравствует равенство, братство и дружба!
Всё это для нового общества нужно.
Декора нет вовсе – всё просто и чётко:
Суровые стены и окна – как чётки,
Прозрачным стеклом охватили фасады.
Гегелло с Никольским и этому рады.
На Тракторной улице строчкой застройка.
Идея ансамбля – задача для стройки.
Полезность – первична! Красоты – вторичны.
Но как же строения все динамичны!
Бетон изогнулся, поплыл, округлился –
Недаром Париж перед стилем склонился.*
Фомин, Левинсон, Хряков, Симонов, Козак,
Оль, Троцкий, Амбросимов – это не проза!
Великой эпохи большие сыны…
Творения их сохранять мы должны,
Как отблеск мечты о счастливом Союзе,
Где каждый был нужен и не был обузой.
*) - За проект Дворца культуры им. Горького архитектор Гегелло получил в 1937 году в Париже, на Всемирной Архитектурной выставке, Гран-при.
VII
Сталинский ампир в Ленинграде
Проектов – триста. И из них
Всего десяток типовых!
Так строился наш Ленинград
Лет шестьдесят тому назад.
Запомнил это время мир
Как славный сталинский ампир.
Прекрасно Сталин понимал –
Народ от войн давно устал.
От бед лекарство – красота,
Задач и планов высота.
И каждый дом особым стал –
Народ советский восславлял
За вклад в победу, ратный труд,
За хлеб и за добычу руд…
Цветы, колосья и плоды
В фасады зданий вплетены…
Колонн дорических отряд
Гармонию дарил и лад,
Парадность, стройность, торжество…
В века смотрели далеко
Просторы новых площадей,
Проспектов – для простых людей.
Ампир ушёл и в глубину.
По Первой линии пройду:
Блестят подземные дворцы,
Как драгоценные ларцы.
Колонны, камень и металл…
В метро ампиру – высший балл!
Сперанский, Гурьев, Журавлёв –
Дарили городу любовь.
Их планка высока была –
И стали мощными дела.
VIII
Функционализм в Ленинграде в 1950-1980-х годах
?Излишества все прекратить! Какая красота?
Бараки нужно расселить, там грязь и теснота.
Ваш архитекторский подход отныне запрещён?*
В проектных мастерских в ответ раздался тихий стон.
Все шпили, башни, ордера – безжалостно под нож.
И для строительства теперь лишь дом панельный гож.
Функциональность, быстрота, счастливые жильцы…
И без фантазий проживут, в безликости равны.
И встали серые дома везде за рядом ряд.
Пройдут года – и в тесноте в них люди загрустят.
Иметь квартиру – это плюс, за вычетом мечты
О том, что в городе живём мы вечной красоты.
Но даже этот тусклый вид могли б мы оживить:
Балконы в чистоте держать и зелень разводить,
Чтобы гирляндами цветы увили весь фасад
И превратили б в пышный рай индустриальный ад.
Но всё же были и тогда попытки скрасить вид:
И ?Прибалтийской? здание по-прежнему стоит.
А Корабелка-институт сквозь времена плывёт
И в корпус в виде корабля студентов вновь зовёт…
*) - В 1954 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление ?Об устранении излишеств в проектировании и строительстве?.
IX
Хай-тек в Петербурге
Чужаки-стекляшки,
Стальные рубашки,
Все наружу кишки –
Радуйтесь, людишки.
Мы, как бы, в Париже,
Но разрядом ниже…
Спорить будем долго
Мы из чувства долга:
В городе – музее?!
Иль жизнь важнее?
Мы – окно в Европу?
Хай-тек – к нам наскоком?
Он не историчен,
Очень прагматичен,
Но монументален.
Весь функционален.
И технологичен.
У нас – не логичен?
Он же – поэтичен!
И гиперболичен.
Блёстки не хватает
От чужого рая.
?Хай? с наукой дружит,
Будущему служит…
Он – скачок в эпоху,
Где не всё так плохо…
А пока – как призрак,
След от модернизма…
Плечиком зеркальным
Разрушает тайны,
Оттесняя зданья,
Чтобы стал хрустальным
Наш уставший город,
Чтобы стал он молод…
?Хай? весьма престижен –
Мы, как бы, в Париже…
17.03.2012-13.04.2012, Нафта Лин
http://www.stihi.ru/avtor/nata07
Метки: