О чём рассказала мне картина Явление Христа народу
О чём рассказала мне картина "Явление Христа народу"
Эта картина, конечно, известна любому культурному человеку со школьной скамьи, так как творчество художника, создавшего этот шедевр, изучается на уроках истории и других, сопряжённых с историей, дисциплинах.
Я преподавала историю в школе почти 20 лет, но всё ещё помню уроки своей учительницы — Нинели Анатольевны Французовой. Она всегда начинала с переднего плана. Только иногда художник выделяет одно, а зритель видит другое.
Мастерство истинного художника — в том, чтобы донести до зрителя идею, которая была им заложена изначально. Если хотите, это — Миссия. А иначе, если нет высшей цели, то назвать это искусством вряд ли возможно.
Сюжет картины всем известен, поэтому я не останавливаюсь на нём, как и на библейской истории. Я бы хотела отметить несколько фактов, связанных с историей написания полотна.
И эти факты связаны с династией Романовых. Или, если хотите, Гольштейн-Готторп-Романовых. Первое, что произвело на меня впечатление — это миссия Великой Княгини Елены Павловны (супруги младшего сына императора Павла I — Михаила Павловича).
Несколько слов о Великом Князе. В отличие от своих старших братьев Михаил появился на свет порфирородным, т.е. когда Павел был у власти, поэтому несмотря на то, что он был младшим сыном, его рождение отмечалось так, чтобы старшие "почувствовали разницу". Павел был известен пристрастием к парадности церемониалов и старался жёстко придерживаться принципов экзерцирмейстерства и в воспитании.
Всем известно, что Александр I также любил парады. А уж про Николая мы помним ещё из Толстого, не из истории, что он был прозван Палкиным за любовь к парадной муштре. Наоборот, Константин Павлович был известен тем, что парадность была ему чужда, из-за чего отчасти он и отрёкся от престола после смерти старшего брата. А вот Михаил также любил внешнее содержание, форму и этим очень радовал своего царственного брата Николая.
Собственно, Михаил настолько был увлечён армейскими делами, что зачастую пренебрегал семьёй и супругой. В отсутствие Великого Князя Елена Павловна (такое имя принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская получила, приняв православие) сугубо посвящала благотворительности. Щедрость, которой она делилась с нуждающимися, была, возможно, компенсацией недостатка внимания к ней супруга, погружённого в армейские дела. Или, как говорят в психологии, сублимацией.
Тем не менее, именно благодаря этой женщине уникальная картина гениального художника оказалась в России.
Дело в том, что художник, Александр Андреевич Иванов, писал её в Италии в течение 20 лет. В отличие, например, от художника Поленова, Иванов не был в Палестине и ему приходилось ради образов проводить колоссальное количество времени в храмах и синагогах Италии. И лишь благодаря меценатству Великой Княгини
Елены Павловны картина была перевезена в Санкт-Петербург.
Произошло это событие, бурно встреченное всеми культурными кругами, в мае 1858 года. С картиной возвратился на родину и сам художник после почти тридцатилетней работы за рубежом. Но уже в июне Тот, которого он явил миру, Сам призвал его к Себе. Художник заболел холерой и, по выражению того столетия, "заставил себя уважать".
Так вот, опять о Романовых. Практически сразу после его смерти картину приобрёл не кто-нибудь, а сам император Александр II и сделал царский жест — подарил картину Румянцевскому музею в Санкт-Петербурге. А после Октябрьской революции картина заняла своё место в Третьяковской галерее.
Так, благодаря жертвователям — прежде всего Великой Княгине Елене Павловне и Государю-императору Александру II — мы можем наслаждаться гением мастера, явившему Христа России в середине XIX века.
Без сомнения, можно сказать, что это — палладиум, наше национальное достояние.
фото: автопортрет в образе путешественника на картине "Явление Христа народу"
16:56 МСК
18 января 2020
Крещенский сочельник
Эта картина, конечно, известна любому культурному человеку со школьной скамьи, так как творчество художника, создавшего этот шедевр, изучается на уроках истории и других, сопряжённых с историей, дисциплинах.
Я преподавала историю в школе почти 20 лет, но всё ещё помню уроки своей учительницы — Нинели Анатольевны Французовой. Она всегда начинала с переднего плана. Только иногда художник выделяет одно, а зритель видит другое.
Мастерство истинного художника — в том, чтобы донести до зрителя идею, которая была им заложена изначально. Если хотите, это — Миссия. А иначе, если нет высшей цели, то назвать это искусством вряд ли возможно.
Сюжет картины всем известен, поэтому я не останавливаюсь на нём, как и на библейской истории. Я бы хотела отметить несколько фактов, связанных с историей написания полотна.
И эти факты связаны с династией Романовых. Или, если хотите, Гольштейн-Готторп-Романовых. Первое, что произвело на меня впечатление — это миссия Великой Княгини Елены Павловны (супруги младшего сына императора Павла I — Михаила Павловича).
Несколько слов о Великом Князе. В отличие от своих старших братьев Михаил появился на свет порфирородным, т.е. когда Павел был у власти, поэтому несмотря на то, что он был младшим сыном, его рождение отмечалось так, чтобы старшие "почувствовали разницу". Павел был известен пристрастием к парадности церемониалов и старался жёстко придерживаться принципов экзерцирмейстерства и в воспитании.
Всем известно, что Александр I также любил парады. А уж про Николая мы помним ещё из Толстого, не из истории, что он был прозван Палкиным за любовь к парадной муштре. Наоборот, Константин Павлович был известен тем, что парадность была ему чужда, из-за чего отчасти он и отрёкся от престола после смерти старшего брата. А вот Михаил также любил внешнее содержание, форму и этим очень радовал своего царственного брата Николая.
Собственно, Михаил настолько был увлечён армейскими делами, что зачастую пренебрегал семьёй и супругой. В отсутствие Великого Князя Елена Павловна (такое имя принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская получила, приняв православие) сугубо посвящала благотворительности. Щедрость, которой она делилась с нуждающимися, была, возможно, компенсацией недостатка внимания к ней супруга, погружённого в армейские дела. Или, как говорят в психологии, сублимацией.
Тем не менее, именно благодаря этой женщине уникальная картина гениального художника оказалась в России.
Дело в том, что художник, Александр Андреевич Иванов, писал её в Италии в течение 20 лет. В отличие, например, от художника Поленова, Иванов не был в Палестине и ему приходилось ради образов проводить колоссальное количество времени в храмах и синагогах Италии. И лишь благодаря меценатству Великой Княгини
Елены Павловны картина была перевезена в Санкт-Петербург.
Произошло это событие, бурно встреченное всеми культурными кругами, в мае 1858 года. С картиной возвратился на родину и сам художник после почти тридцатилетней работы за рубежом. Но уже в июне Тот, которого он явил миру, Сам призвал его к Себе. Художник заболел холерой и, по выражению того столетия, "заставил себя уважать".
Так вот, опять о Романовых. Практически сразу после его смерти картину приобрёл не кто-нибудь, а сам император Александр II и сделал царский жест — подарил картину Румянцевскому музею в Санкт-Петербурге. А после Октябрьской революции картина заняла своё место в Третьяковской галерее.
Так, благодаря жертвователям — прежде всего Великой Княгине Елене Павловне и Государю-императору Александру II — мы можем наслаждаться гением мастера, явившему Христа России в середине XIX века.
Без сомнения, можно сказать, что это — палладиум, наше национальное достояние.
фото: автопортрет в образе путешественника на картине "Явление Христа народу"
16:56 МСК
18 января 2020
Крещенский сочельник
Метки: