18 января - Крещенский сочельник

Крещенский сочельник отмечается 18 января (по старому стилю – 5 января). Он завершает период рождественских праздников. В этот день проводятся главные приготовления к Крещению. 18 января – день строгого поста. Последний день колядований, последние святочные гадания. Под Крещение собирают снег, который, как считается, обладает особыми целебными свойствами и сохраняет свежей воду в колодцах в течение года. Другие названия праздника: ?Крещенский вечер?, ?Голодный вечер?, ?Водяная коляда?, ?Второй Сочельник?.

Cуть праздника

Крещенский сочельник (сочевник) – народное название дня накануне праздника Крещения Господня, происходящее от слова ?сочиво? – постное блюдо, которое верующие едят в этот день. Сочиво – это сваренные зерна пшеницы, приправленные медом, сухофруктами и иными сладостями. В церковной традиции это время называется Навечерие (то есть преддверие) Крещения Господня, или Навечерие Богоявления.
Крещенский Сочельник – это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне Крещение. Этот праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. Само Крещение Господне – один из главных праздников православной церкви и совершается 19 января (по старому стилю – 6 января).
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, она не является обязательной, но прижилась повсеместно. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской воды.
18 января в храмах проходит большая служба, похожая на те, которые проходят в Рождественский сочельник и в Великую субботу. Все богослужебные тексты посвящены Крещению Господню и Богоявлению. Литургия в этот день начинается великой вечерней – это вид литургии, которая совершается всего несколько раз в год. Речь идет о таких церковных праздниках, как Рождественский сочельник, Крещенский сочельник, Великий четверг и Великая суббота.
В сочельник после литургии в храмах проходит великое освящение воды. Так оно называется по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием о евангельском событии, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением всей воды в мире после того, как в нее погрузился Иисус Христос. Вода эта называется агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава с XI-XII века водоосвящение проходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
Есть традиция кропить в этот день крещенской водой свое жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры.

Традиции

Обрядовая трапеза в Крещенский сочельник проходила по обычаям ?колядных? (праздничных святочных) ужинов. Готовили нечётное количество постных блюд. Восточные славяне обязательно варили кутью, блюда из гороха или бобов, узвар из сухофруктов, пекли блины и хлебные изделия. За ужином повторялись некоторые рождественские обычаи: приглашали ?мороз? (?волка?, ?птиц?, ?зверей? и других персонажей) к ужину; подбрасывали к потолку первую ложку кутьи; зажигали свечу ?для мёртвых?; откладывали с каждого блюда часть для душ предков.
Чтобы увидеть Крещение Господне ставили чашу с водой и смотрели, колыхнется ли вода в полночь. Если в полночь вода колыхнулась, то бежали смотреть ?развёрстые небеса?. При этом говорили: ?Увидишь сполохи — проси хоть царствия небесного. Всё исполнится?. В полночь ходили на реку, родник, колодец набрать воды, которой приписывали целебные свойства и которую тщательно оберегали. Во чисто поле снег копать ходили хоть ветхие деды, хоть молодицы. Умывались снеговой водою поутру в день Крещения красные девушки, — чтобы ?без белила белыми быть, без румяна — румяными?.
Снег этого сочельника считался целебным, про него говорили: ?подмешивай в корм – не зябок скот станет; сыпли курам — будут яйценоски. Снеговая же баня красоты прибавляет, хворь из тела гонит. Хорош он и для беления холстов?. Этим снегом лечили недуги — онемение в ногах, головокружения, судороги. Крещенской водой окропляли ульи во время собирания роев. Собранный за околицей (за селом), в поле — сыпали в колодец. Это делалось для того, чтобы вода была в колодце всегда в изобилии и никогда не загнивала бы.
Выставляли на ночь в чашках разные вида зерна, а утром осматривали — на которое зерно выпал иней: ?тому и родиться в этом году?. Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался ?голодной кутьёй?. Обязательным блюдом этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Молодёжь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечёрку с песнями, гаданиями и другими развлечениями.
Из соломы, лежавшей в сочельник во время ужина под скатертью, делали перевясла и обвязывали фруктовые деревья, чтобы лучше плодоносили. В Полесье на Водяную коляду хозяин шел вечером босыми ногами в сад и перевязывал деревья, чтобы ?не боялись мороза?, приговаривая: ?Я босой пришёл не боясь мороза и ты не бойся?.
Святки подходили к концу, и с ними страшные вечера, когда нечисть кудесит. Чтобы избавиться от нечисти, в богоявленскую ночь накануне Крещения толпа молодых парней верхом на лошадях носилась по всем дворам, била мётлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам с заклинаниями, криком и визгом. Вдобавок к этому на дверных косяках, на притолоке, на дверях хлевов, амбаров, мельниц рисовали мелом или углём кресты. Особенно был опасен в крещенскую ночь оборотень ?Огненный змей?, являющийся девушкам в виде прекрасного юноши.

Запреты

Нельзя:
?ругаться и сквернословить;
?просто сердиться;
?ставить на стол четное количество блюд;
?думать о дурном или просто думать о ком-то плохо, пока набираешь освященную воду или воду, которую только собираешься святить;
?есть мясное и пить спиртное, использовать даже растительное масло при готовке – 18 января строгий пост;
?переедать во время праздничного ужина.

На Крещенье

Крут мороз Крещенский..., лют!
Но бесстрашен русский люд!
Прорубает иордань*
И ныряет, как в лохань;
Крест кладут и в воду,
Даже в непогоду!

Парни, девки, мужики,
Бабы, дети, старики
Всем одно заделье -
Праздное веселье!

Наплевать, что все "трещит"
По лесам, да долам;
Удаль русская шумит
Радостным задором!
Крест кладут и в воду -
Нагишом в природу.

Парни, девки, мужики,
Бабы, дети, старики
Всем одно заделье -
Божие Крещенье!

Холодна, черна купель -
Это видит каждый;
Но с небес, крещенский хмель -
Миром, паки* жаждой!
Крест кладут и в воду
С верою в свободу!

Парни, девки, мужики,
Бабы, дети, старики
Всем одно заделье -
Божье угощенье!



* ИОРДАНЬ - место на льду и прорубь,
для водоосвящения на Крещенье;
(В.И.Даль, "Толковый словарь
русского языка").

* ПАКИ (нар.) - опять или еще, снова,
сызнова. Пакибытие - воскресенье,
вторая, загробная жизнь; возрождение
духовное, обновление духа;
(В.И.Даль, "Толковый словарь
русского языка").

2021

Метки:
Предыдущий: В Сочельник
Следующий: Крещение