Ночь перед Рождеством
(опыт составления проповеди)
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.
Завершается Рождественский пост – время не только диетических и этических ограничений, но и время глубоких размышлений.
Рождество Господа нашего Иисуса Христа – самое важное событие в истории человечества после Потопа. Уже тогда, избранием Ноя, его семьи и каждой твари по паре, Господь полагает начало спасению рода человеческого. Хотя мог бы уничтожить всё, и с нуля сотворить лучший мир, и дать ход иной истории.
Почему так не случилось?
Потому, что Он – Бог-Творец-Отец полон любви, той самой любви, которая подвигла Его на сотворение мира и человека, и которая теперь, во времена Ноя, подвигает Его к педагогике. Страшной педагогике, по нашему разумению. Всемирный Потоп – это же ужас, катастрофа, конец света...
Нельзя ли было иначе, помягче?
Как видно, нельзя. Повреждение человеческой сущности к тому времени достигло такой степени, которая требовала столь радикальных мер.
Вглядываясь в праведного Ноя
И в его семейство и в потоп,
Совершенно ясно, что потом
Не случится что-нибудь иное.
Не пойдёт само оно в святое
Это не святое существо,
Если всё развитие земное
Превратилось в злое баловство.
Только видом богосострадания
Можно раскодировать сознание
И направить общество дурное
В состояние священного покоя.
В чём же праведность божественного Ноя?
Только в понимании покоя,
Чтоб в спокойном Бога созерцании
Исполнять Его предначертания.
Да – педагогика Бога решительно отличается от людской. Она, как было сказано, от большой любви к твари… а наша, людская – от превосходной любви к себе, эгоистичная. Достаточно посмотреть, как мы действуем во время войны, и как мы к ней готовимся. То есть, пока мы не поймём, что есть, по сути, любовь Бога, и не научимся так любить, в нашей педагогике ничего не изменится, а значит и не будет позитивных изменений в обществе.
И вот, для того, чтобы мы это поняли, Бог Отец посылает в мир своего единородного Сына. И как посылает… невыразимо… непонятно…
Вообще, чтобы понять Бога, надо войти в Него, надо слиться с Ним, и смотреть на мир Его глазами.
Но как этого достигнуть?
Самозабвенно, от всего сердца, покаяться в грехах, и молитвенно просить о такой милости. В любой форме, настойчиво и горячо, так, как мы просим себе здоровья, жилья, хлеба и прочих благ…
О, Боже!.. Господи!.. Я вглядываюсь в лица…
Я потерял последний ум и стыд –
Хочу в утробу девичью вселиться
Чтоб вновь родиться в этот быт…
Как Ты: бессЕменно, духовно лишь и свято,
Сознательно и памятно во всём…
И исцелять безвинно виноватых,
И поднимать придавленных крестом…
Я вглядываюсь, вчитываюсь в лица –
Ищу ту деву, среди тысяч дев,
Которая на это согласится,
Отринув распиаринный удел…
Но если, Боже, это невозможно –
И девы нет, и я не в чистоте…
За то, что жил безумно и безбожно,
Распни меня на Собственном Кресте…
В этой стихотворной молитве, человек просит Бога дать ему возможность пройти весь Его земной спасительный путь, от начала до конца. Он желает пережить даже непостижимое для человеческого ума чудесное зачатие от Святого Духа. На первый взгляд это может показаться даже не дерзновением, но дерзостью, кощунством, хулением Бога… Но это только на первый взгляд. Давайте смотреть глубже и шире, давайте выводить мысль за пределы бытовых категорий, давайте перестанем воспринимать Бога утилитарно, как всемогущего исполнителя наших желаний, и скорого разрешителя наших социальных проблем. Господь желает, чтобы мы Его изучали. И если Он увидит, что мы искренни и наши помыслы чисты, Он обязательно даст нам просимое.
Я люблю любовью Бога…
Это мало или много?
Но не Бог, не человек,
А калека из калек…
И вот молитвенник получает просимое. Но почему такая характеристика в итоге?
Потому, что это уже особенный человек – отличный от других, а другие к отличным от себя относятся категорически, в лучшем случае с иронией… В подавляющем большинстве, человеки стремятся быть здоровыми, сильными и богатыми. Обратите внимание: почти все поздравления и тосты об этом… Это настолько традиционно, что ничуть не напрягает ни тостующих, ни тостуемых…
Казалось бы, что тут дурно?
Но здоровый, сильный и успешный (богатый) человек не интересуется Богом, Его Любовью… поэтому и сам любить не умеет, и не у кого научиться… Он, здоровый человек ищет услад и развлечений… чувственных, осязательных… вот этого в ассортименте… а поскольку приятно, значит оно и есть любовь…
И только когда здоровье истощено в кутежах и заблуждениях, начинается поиск Высших Сил, которые помогли бы вновь обрести здоровье… Но для чего? А для того же самого… Поэтому второго здоровья никому не бывает… Из всех направлений медицины хирургия – самая успешная… но разве это здоровье…
Больному и искривлённому не до развлечений… зато есть острейший повод задуматься… И некоторые достигают такого разумения, что просят у Бога Его Любви…
И получают…
И в невыразимом восторге забывают о своей изуродованности…
Вобрав в себя весь жизненный объём,
Я чувствую, слабеют мои ноги…
И на колени падаю пред Богом,
И плачу, оказавшись в Нём…
И музыка, которая звучит
Моё самосознанье растворяет…
И я совсем себя уже не знаю,
А знаю лишь, что Бог мне говорит.
В чём же может быть уродство человека, сотворённого по образу и подобию Творца?
Дело в том, что образован и подобен Богу, человек был по сотворении и до грехопадения. Тогда он обладал объёмным мышлением и всеохватным зрением, но потом, преступив заповедь, человек стал мыслить линейно – выстраивать логические цепочки, и зреть точечно – на кого смотрю, того и люблю, или не люблю. Отсюда и ограниченность, эгоцентричность натуры, гордыня, и чувство собственности: мой, моя, моё… или не мой, не моя, не моё… Отсюда и болезни, поскольку нарушен принцип целостности, заключённый в любви. Поэтому процесс исцеления надо понимать как возвращение в любовь.
Покаянием – отвращением от греха, человек располагает Бога к себе, и Он снимает с него это умственное оцепенение, человек возвращается в любовь, и опять становится образом и подобием Бога.
Однако вернёмся к главному предмету разговора – Рождеству Господа нашего Иисуса Христа.
В чистых водах… В чистых водах
Свет играет золотистый…
Освещается природа
Богородицей Пречистой…
В синем небе, в небе раннем
Око утренней звезды…
Сердце тронуто влияньем
Глубины и высоты…
Радуйся вселенная крику Малыша,
Пой благословенная, добрая душа.
Сердце бьётся, сердце бьётся,
Утро новое горит…
Свет воскресный льётся, льётся
На порфиру и гранит…
В синем небе, в небе ясном
Торжество спасения…
Сердце полнится прекрасным
Видом восхождения…
Радуйся вселенная крику Малыша,
Пой благословенная, добрая душа.
Итак.
С Праздником, дорогие братья и сестры!
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!
Аминь.
Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа.
Завершается Рождественский пост – время не только диетических и этических ограничений, но и время глубоких размышлений.
Рождество Господа нашего Иисуса Христа – самое важное событие в истории человечества после Потопа. Уже тогда, избранием Ноя, его семьи и каждой твари по паре, Господь полагает начало спасению рода человеческого. Хотя мог бы уничтожить всё, и с нуля сотворить лучший мир, и дать ход иной истории.
Почему так не случилось?
Потому, что Он – Бог-Творец-Отец полон любви, той самой любви, которая подвигла Его на сотворение мира и человека, и которая теперь, во времена Ноя, подвигает Его к педагогике. Страшной педагогике, по нашему разумению. Всемирный Потоп – это же ужас, катастрофа, конец света...
Нельзя ли было иначе, помягче?
Как видно, нельзя. Повреждение человеческой сущности к тому времени достигло такой степени, которая требовала столь радикальных мер.
Вглядываясь в праведного Ноя
И в его семейство и в потоп,
Совершенно ясно, что потом
Не случится что-нибудь иное.
Не пойдёт само оно в святое
Это не святое существо,
Если всё развитие земное
Превратилось в злое баловство.
Только видом богосострадания
Можно раскодировать сознание
И направить общество дурное
В состояние священного покоя.
В чём же праведность божественного Ноя?
Только в понимании покоя,
Чтоб в спокойном Бога созерцании
Исполнять Его предначертания.
Да – педагогика Бога решительно отличается от людской. Она, как было сказано, от большой любви к твари… а наша, людская – от превосходной любви к себе, эгоистичная. Достаточно посмотреть, как мы действуем во время войны, и как мы к ней готовимся. То есть, пока мы не поймём, что есть, по сути, любовь Бога, и не научимся так любить, в нашей педагогике ничего не изменится, а значит и не будет позитивных изменений в обществе.
И вот, для того, чтобы мы это поняли, Бог Отец посылает в мир своего единородного Сына. И как посылает… невыразимо… непонятно…
Вообще, чтобы понять Бога, надо войти в Него, надо слиться с Ним, и смотреть на мир Его глазами.
Но как этого достигнуть?
Самозабвенно, от всего сердца, покаяться в грехах, и молитвенно просить о такой милости. В любой форме, настойчиво и горячо, так, как мы просим себе здоровья, жилья, хлеба и прочих благ…
О, Боже!.. Господи!.. Я вглядываюсь в лица…
Я потерял последний ум и стыд –
Хочу в утробу девичью вселиться
Чтоб вновь родиться в этот быт…
Как Ты: бессЕменно, духовно лишь и свято,
Сознательно и памятно во всём…
И исцелять безвинно виноватых,
И поднимать придавленных крестом…
Я вглядываюсь, вчитываюсь в лица –
Ищу ту деву, среди тысяч дев,
Которая на это согласится,
Отринув распиаринный удел…
Но если, Боже, это невозможно –
И девы нет, и я не в чистоте…
За то, что жил безумно и безбожно,
Распни меня на Собственном Кресте…
В этой стихотворной молитве, человек просит Бога дать ему возможность пройти весь Его земной спасительный путь, от начала до конца. Он желает пережить даже непостижимое для человеческого ума чудесное зачатие от Святого Духа. На первый взгляд это может показаться даже не дерзновением, но дерзостью, кощунством, хулением Бога… Но это только на первый взгляд. Давайте смотреть глубже и шире, давайте выводить мысль за пределы бытовых категорий, давайте перестанем воспринимать Бога утилитарно, как всемогущего исполнителя наших желаний, и скорого разрешителя наших социальных проблем. Господь желает, чтобы мы Его изучали. И если Он увидит, что мы искренни и наши помыслы чисты, Он обязательно даст нам просимое.
Я люблю любовью Бога…
Это мало или много?
Но не Бог, не человек,
А калека из калек…
И вот молитвенник получает просимое. Но почему такая характеристика в итоге?
Потому, что это уже особенный человек – отличный от других, а другие к отличным от себя относятся категорически, в лучшем случае с иронией… В подавляющем большинстве, человеки стремятся быть здоровыми, сильными и богатыми. Обратите внимание: почти все поздравления и тосты об этом… Это настолько традиционно, что ничуть не напрягает ни тостующих, ни тостуемых…
Казалось бы, что тут дурно?
Но здоровый, сильный и успешный (богатый) человек не интересуется Богом, Его Любовью… поэтому и сам любить не умеет, и не у кого научиться… Он, здоровый человек ищет услад и развлечений… чувственных, осязательных… вот этого в ассортименте… а поскольку приятно, значит оно и есть любовь…
И только когда здоровье истощено в кутежах и заблуждениях, начинается поиск Высших Сил, которые помогли бы вновь обрести здоровье… Но для чего? А для того же самого… Поэтому второго здоровья никому не бывает… Из всех направлений медицины хирургия – самая успешная… но разве это здоровье…
Больному и искривлённому не до развлечений… зато есть острейший повод задуматься… И некоторые достигают такого разумения, что просят у Бога Его Любви…
И получают…
И в невыразимом восторге забывают о своей изуродованности…
Вобрав в себя весь жизненный объём,
Я чувствую, слабеют мои ноги…
И на колени падаю пред Богом,
И плачу, оказавшись в Нём…
И музыка, которая звучит
Моё самосознанье растворяет…
И я совсем себя уже не знаю,
А знаю лишь, что Бог мне говорит.
В чём же может быть уродство человека, сотворённого по образу и подобию Творца?
Дело в том, что образован и подобен Богу, человек был по сотворении и до грехопадения. Тогда он обладал объёмным мышлением и всеохватным зрением, но потом, преступив заповедь, человек стал мыслить линейно – выстраивать логические цепочки, и зреть точечно – на кого смотрю, того и люблю, или не люблю. Отсюда и ограниченность, эгоцентричность натуры, гордыня, и чувство собственности: мой, моя, моё… или не мой, не моя, не моё… Отсюда и болезни, поскольку нарушен принцип целостности, заключённый в любви. Поэтому процесс исцеления надо понимать как возвращение в любовь.
Покаянием – отвращением от греха, человек располагает Бога к себе, и Он снимает с него это умственное оцепенение, человек возвращается в любовь, и опять становится образом и подобием Бога.
Однако вернёмся к главному предмету разговора – Рождеству Господа нашего Иисуса Христа.
В чистых водах… В чистых водах
Свет играет золотистый…
Освещается природа
Богородицей Пречистой…
В синем небе, в небе раннем
Око утренней звезды…
Сердце тронуто влияньем
Глубины и высоты…
Радуйся вселенная крику Малыша,
Пой благословенная, добрая душа.
Сердце бьётся, сердце бьётся,
Утро новое горит…
Свет воскресный льётся, льётся
На порфиру и гранит…
В синем небе, в небе ясном
Торжество спасения…
Сердце полнится прекрасным
Видом восхождения…
Радуйся вселенная крику Малыша,
Пой благословенная, добрая душа.
Итак.
С Праздником, дорогие братья и сестры!
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!
Аминь.
Метки: