ПРизнание ошибки- это наказание!
Рассказывается в трактате Бава Батра (74а), что один пастух (мы знаем, что это был пророк Элияу – см. комментарий ?Эц Йосеф?) сказал Рабе бар бар Хана: ?Хочешь, я покажу тебе Кораха и его общину, которых поглотила земля?? Пастух показал ему две щели в земле, из которых валил дым. Он взял клок шерсти, смочил его водой и привязал к копью. Поднес копье к щели – и шерсть сгорела от жара. Сказал ему: ?Прислушайся — что ты слышишь?? Раба бар бар Хана ответил: ?Я слышу, что они говорят: ?Моше – истина, и Тора его – истина, а они обманщики!? Сказал пастух: ?Каждые тридцать дней Геином возвращает их на это место, где они вертятся, как мясо на кипящей сковородке, и говорят: “Моше – истина, и Тора его – истина, а они обманщики!”?
Страшно просто.
Рамбан (в предисловии к своему комментарию к книге Иова) пишет, что страдания Геинома – это душевные страдания, и один час их тяжелее, чем вся жизнь, полная страданий Иова.
Подобно этому сказано (Авот, 4:17), что один час умиротворения в Будущем мире лучше, чем вся жизнь, полная наслаждений, в этом мире. Так что мы скажем о целом дне Геинома? А о неделе, месяце, целом годе?
А от момента, когда земля проглотила Кораха, до времен Рабы бар бар Ханы прошло тысяча шестьсот лет! И до сих пор они – как на сковородке!
И кто знает — до какого времени! Кошмар!
Но у меня есть вопрос – почему они все время кричат ?Моше – истина, и Тора его – истина, а они обманщики?? Кто их слышит, кому это помогает?
Может быть, они думали, что признание вызволит их из Геинома, но увидели, что это не помогает…
Что скажете? Когда болит – кричат? Верно. Но мы как-то не видим, чтобы человек лежал на стоматологическом кресле и вздыхал: ?Горе мне, что я не чистил зубы утром и вечером!? Он стонет от боли, и все на этом!
Ответ заключается в том, что Геином называется ?Долиной плача? (см. Эрувин, 19а), и смысл этого названия в том, злодеев отправляют все на более глубокие уровни Геинома (каждый уровень доставляет все большие страдания), и они плачут и проливают слезы, как воду. Нужно понять, ведь Геионом – это место наказания и страданий. Почему его название связано со слезами?
Получается, что горе, которое они испытывают – это часть наказания, и, возможно, даже сила наказания.
Ведь сказал Виленский Гаон (см. книгу ?Диврей Эмет? рава Александра Моше Лапидота), что самое великое горе человек испытывает в момент своей смерти, когда ему показывают наказания Геинома, которые его ждут, и наслаждения Ган-Эдена, которые он упустил из-за своей лени, — и он видит, сколько часов он растратил попусту, а ведь за каждый такой час он мог приобрести невиданные удовольствия Ган-Эдена. И его страстное желание удостоиться попасть туда настолько велико, что он готов жариться в Геиноме и проходить свое наказание, чтобы в итоге войти в Ган-Эден и получить положенную награду. И ни один человек просто не может представить себе силу его разбитого сердца и сожаления об упущенных возможностях. Он рвет на себе волосы, царапает свою кожу и кричит: ?Горе мне, как я променял мир вечных наслаждений на этот темный мир!? И это горе ему тяжелее всех страданий Геинома!
Великий рав Авраам Гродзенский (см. ?Торат Авраам?, 64а) объяснял сказанное в трактате Бава Батра (75а) на стих из пророка Йешаяу (4:5): ?Тогда сотворит Б-г (облако) над всем, что стоит на горе Цион, облако в дневное время, дым и свечение пламени – по ночам: ибо над всяким почетом – полог?. Отсюда мы учим, что Всевышний сотворит каждому человеку полог в соответствии с его почетом (т. е. в соответствии с его духовным уровнем – прим. пер.). Зачем нужен дым над пологом? Потому, что у каждого, кто недобро смотрел на мудрецов Торы, глаза наполнятся дымом в будущем мире. А пламя зачем? Отсюда мы учим, что каждый обжигается пологом своего товарища, и горе ему от этого стыда и позора. Так что мы видим, что Геином есть и в Ган-Эдене. Тот, кто выполнял все заповеди, делал добрые деяния, давал цдаку, но не поддерживал мудрецов Торы, будет бесконечно огорчаться из-за этого. Это и есть дым (Рашбам). А тот, кто не раскрыл весь свой потенциал, будет невероятно огорчаться, видя, чего достиг его товарищ, это и называется, что полог товарища обожжет его. Это горе и будет его наказанием!
А на деле – нет более тяжкого наказания, чем страшное горе, охватывающее человека, когда он осознает, что вся его жизнь была ошибкой.
Когда у нашего праотца Ицхака раскрылись глаза, и он понял, что ошибался в Эсаве, что Геином у того под ногами, он устрашился ?чрезвычайно сильным страхом?, гораздо больше, чем страшился, когда думал, что сейчас его принесут в жертву на горе Мория (см. ?Берешит Раба?, 67:2)!
Когда пророк Элияу сказал: ?Оставили Твой завет сыны Израиля?, ответил ему Всевышний: ?Клянусь, что в каждом месте, где будет проходить брит-мила (что символизирует завет еврея с Творцом – прим. пер.), ты будешь присутствовать! И уста, сказавшие, что евреи оставили завет, будут свидетельствовать, что они сохраняют этот завет!? За что он был наказан? За то, что сказал слова обвинения о сынах Всевышнего!
Ведь когда человек убеждается в своей ошибке – для него это наказание!
Мы видим в истории с праведным Йосефом: когда он злословил отцу на своих братьев, он был наказан. Он сказал отцу, что они пренебрежительно относятся к детям служанок и называют их ?рабами?, и был сам продан в рабство. Он сказал, что они заглядываются на местных девушек, – и Всевышний послал ему испытание с женой Потифара. Он сказал, что, возможно, они нарушают запрет есть части тела живого животного, и увидел, что, когда они братья его продать, они зарезали козла, чтобы окунуть рубашку Йосефа в его кровь.
Рав Хаим Шмулевич спрашивает: Йосеф сказал, что они называют своих братьев ?рабами?, и был продан в рабство – это наказание. Сказал, что они заглядываются на местных девушек, и оказался перед тяжким испытанием в этой же сфере – это наказание. Но когда он сказал, что они нарушают запрет есть от живого животного, и убедился, что ошибался, – в чем здесь наказание?
Отсюда мы видим, что нет более тяжкого наказания, чем убедиться в своей ошибке!
Я помню, как рав Йерухам Лейвович рассказывал, что Саба из Кельма страдал сердечным заболеванием, и, кроме того, отдалялся от любых излишеств. Поэтому лицо его всегда был бледным, как мел. Но когда наступал Шаббат, его лицо сияло, и на нем проступал яркий румянец – от радости и душевного подъема. Как сказано в мидраше (?Берешит Раба?, 11:2) на стих: ?И благословил Всевышний седьмой день и освятил его? – Он благословил и освятил его сиянием лица. Поэтому не похоже лицо человека в будни на то, как оно светится в Шаббат!
Однако в один Шаббат Саба остался таким же бледным, как в обычные дни — было видно, что он пребывает в страхе.
Когда его спросили об этом, он рассказал: ?В канун Шаббата мне сообщили, что Перец Смолянский, известный вероотступник, редактор газеты “Шахар”, в которой он изливал презрение и насмешки над Торой и ее приверженцами, человек, который не только сам ненавидел Тору, но и многих других увлек на свой испорченный путь, – так вот, этот Смолянский умер. Слава Б-гу, что мы избавились от этого преследователя…
Но я подумал: вот сейчас его душа поднялась на Небеса, и увидела, что там, действительно, есть Б-г. Есть суд, и есть Судья, и Моше – истина, и Тора его – истина. А он всю свою жизнь проповедовал ложь и преследовал истину, сам ошибался, и приводил к этой ошибке других, сам грешил, и был причиной грехов множества других людей…
Мы хоть на секунду можем себе представить его горе и скорбь?!
Весь Шаббат я не мог успокоиться…?
В этом и заключается ответ на наш вопрос по поводу Кораха. Их крики ?Моше – истина, и Тора его – истина, а мы – обманщики? это не просто сожаление, признание ошибки.
Это и есть самое страшное наказание, хуже Геинома, наказание, подобного которому нет – признание истины!
Можно спросить: это горе человек ощущает лишь в первый момент, когда осознает истину. Но ведь Раба бар бар Хана слышал их тогда, когда прошло более полутора тысяч лет?
Верно. Но давайте вспомним слова Мишны (Авот, 3:1): ?Задумайся о трех вещах, и не согрешишь?. Одна из этих вещей – перед Кем тебе придется стоять на суде, перед Кем отчитываться: перед Царем всех царей, Всевышним, благословен Он.
Уточним этот момент: подумай не только о самом суде, не только о наказании, а о том, Кто будет Судьей.
Пишет рабейну Йона: представим себе царя из плоти и крови. Если человек предстанет перед ним, и окажется, что он обманывал его своими поступками или лгал, он очень устыдится. А уж тем более, когда речь идет о Царе всех царей, Всевышнем, благословен Он.
Причем, когда душа стыдится, расставшись с телом, этот стыд гораздо сильнее того, что испытывает человек еще при жизни, поскольку тело по природе своей со временем ослабляет стыд и помогает забыть его. Однако, когда душа сама по себе – она ничего не забывает, и стыд одолевает ее навеки веков. Она остается в состоянии стыда точно так же, как в первый момент, когда ощутила его. Именно об этом было сказано: ?Горе ему от этого стыда и позора?. Ведь как они кричали в момент признания ошибки, так будут кричать вечно!
Так что стоит задуматься над этим, поразмышлять… и уберечься от греха!
http://www.beerot.ru//-/----/----/
Перевод: г-жа Лея Шухман
Страшно просто.
Рамбан (в предисловии к своему комментарию к книге Иова) пишет, что страдания Геинома – это душевные страдания, и один час их тяжелее, чем вся жизнь, полная страданий Иова.
Подобно этому сказано (Авот, 4:17), что один час умиротворения в Будущем мире лучше, чем вся жизнь, полная наслаждений, в этом мире. Так что мы скажем о целом дне Геинома? А о неделе, месяце, целом годе?
А от момента, когда земля проглотила Кораха, до времен Рабы бар бар Ханы прошло тысяча шестьсот лет! И до сих пор они – как на сковородке!
И кто знает — до какого времени! Кошмар!
Но у меня есть вопрос – почему они все время кричат ?Моше – истина, и Тора его – истина, а они обманщики?? Кто их слышит, кому это помогает?
Может быть, они думали, что признание вызволит их из Геинома, но увидели, что это не помогает…
Что скажете? Когда болит – кричат? Верно. Но мы как-то не видим, чтобы человек лежал на стоматологическом кресле и вздыхал: ?Горе мне, что я не чистил зубы утром и вечером!? Он стонет от боли, и все на этом!
Ответ заключается в том, что Геином называется ?Долиной плача? (см. Эрувин, 19а), и смысл этого названия в том, злодеев отправляют все на более глубокие уровни Геинома (каждый уровень доставляет все большие страдания), и они плачут и проливают слезы, как воду. Нужно понять, ведь Геионом – это место наказания и страданий. Почему его название связано со слезами?
Получается, что горе, которое они испытывают – это часть наказания, и, возможно, даже сила наказания.
Ведь сказал Виленский Гаон (см. книгу ?Диврей Эмет? рава Александра Моше Лапидота), что самое великое горе человек испытывает в момент своей смерти, когда ему показывают наказания Геинома, которые его ждут, и наслаждения Ган-Эдена, которые он упустил из-за своей лени, — и он видит, сколько часов он растратил попусту, а ведь за каждый такой час он мог приобрести невиданные удовольствия Ган-Эдена. И его страстное желание удостоиться попасть туда настолько велико, что он готов жариться в Геиноме и проходить свое наказание, чтобы в итоге войти в Ган-Эден и получить положенную награду. И ни один человек просто не может представить себе силу его разбитого сердца и сожаления об упущенных возможностях. Он рвет на себе волосы, царапает свою кожу и кричит: ?Горе мне, как я променял мир вечных наслаждений на этот темный мир!? И это горе ему тяжелее всех страданий Геинома!
Великий рав Авраам Гродзенский (см. ?Торат Авраам?, 64а) объяснял сказанное в трактате Бава Батра (75а) на стих из пророка Йешаяу (4:5): ?Тогда сотворит Б-г (облако) над всем, что стоит на горе Цион, облако в дневное время, дым и свечение пламени – по ночам: ибо над всяким почетом – полог?. Отсюда мы учим, что Всевышний сотворит каждому человеку полог в соответствии с его почетом (т. е. в соответствии с его духовным уровнем – прим. пер.). Зачем нужен дым над пологом? Потому, что у каждого, кто недобро смотрел на мудрецов Торы, глаза наполнятся дымом в будущем мире. А пламя зачем? Отсюда мы учим, что каждый обжигается пологом своего товарища, и горе ему от этого стыда и позора. Так что мы видим, что Геином есть и в Ган-Эдене. Тот, кто выполнял все заповеди, делал добрые деяния, давал цдаку, но не поддерживал мудрецов Торы, будет бесконечно огорчаться из-за этого. Это и есть дым (Рашбам). А тот, кто не раскрыл весь свой потенциал, будет невероятно огорчаться, видя, чего достиг его товарищ, это и называется, что полог товарища обожжет его. Это горе и будет его наказанием!
А на деле – нет более тяжкого наказания, чем страшное горе, охватывающее человека, когда он осознает, что вся его жизнь была ошибкой.
Когда у нашего праотца Ицхака раскрылись глаза, и он понял, что ошибался в Эсаве, что Геином у того под ногами, он устрашился ?чрезвычайно сильным страхом?, гораздо больше, чем страшился, когда думал, что сейчас его принесут в жертву на горе Мория (см. ?Берешит Раба?, 67:2)!
Когда пророк Элияу сказал: ?Оставили Твой завет сыны Израиля?, ответил ему Всевышний: ?Клянусь, что в каждом месте, где будет проходить брит-мила (что символизирует завет еврея с Творцом – прим. пер.), ты будешь присутствовать! И уста, сказавшие, что евреи оставили завет, будут свидетельствовать, что они сохраняют этот завет!? За что он был наказан? За то, что сказал слова обвинения о сынах Всевышнего!
Ведь когда человек убеждается в своей ошибке – для него это наказание!
Мы видим в истории с праведным Йосефом: когда он злословил отцу на своих братьев, он был наказан. Он сказал отцу, что они пренебрежительно относятся к детям служанок и называют их ?рабами?, и был сам продан в рабство. Он сказал, что они заглядываются на местных девушек, – и Всевышний послал ему испытание с женой Потифара. Он сказал, что, возможно, они нарушают запрет есть части тела живого животного, и увидел, что, когда они братья его продать, они зарезали козла, чтобы окунуть рубашку Йосефа в его кровь.
Рав Хаим Шмулевич спрашивает: Йосеф сказал, что они называют своих братьев ?рабами?, и был продан в рабство – это наказание. Сказал, что они заглядываются на местных девушек, и оказался перед тяжким испытанием в этой же сфере – это наказание. Но когда он сказал, что они нарушают запрет есть от живого животного, и убедился, что ошибался, – в чем здесь наказание?
Отсюда мы видим, что нет более тяжкого наказания, чем убедиться в своей ошибке!
Я помню, как рав Йерухам Лейвович рассказывал, что Саба из Кельма страдал сердечным заболеванием, и, кроме того, отдалялся от любых излишеств. Поэтому лицо его всегда был бледным, как мел. Но когда наступал Шаббат, его лицо сияло, и на нем проступал яркий румянец – от радости и душевного подъема. Как сказано в мидраше (?Берешит Раба?, 11:2) на стих: ?И благословил Всевышний седьмой день и освятил его? – Он благословил и освятил его сиянием лица. Поэтому не похоже лицо человека в будни на то, как оно светится в Шаббат!
Однако в один Шаббат Саба остался таким же бледным, как в обычные дни — было видно, что он пребывает в страхе.
Когда его спросили об этом, он рассказал: ?В канун Шаббата мне сообщили, что Перец Смолянский, известный вероотступник, редактор газеты “Шахар”, в которой он изливал презрение и насмешки над Торой и ее приверженцами, человек, который не только сам ненавидел Тору, но и многих других увлек на свой испорченный путь, – так вот, этот Смолянский умер. Слава Б-гу, что мы избавились от этого преследователя…
Но я подумал: вот сейчас его душа поднялась на Небеса, и увидела, что там, действительно, есть Б-г. Есть суд, и есть Судья, и Моше – истина, и Тора его – истина. А он всю свою жизнь проповедовал ложь и преследовал истину, сам ошибался, и приводил к этой ошибке других, сам грешил, и был причиной грехов множества других людей…
Мы хоть на секунду можем себе представить его горе и скорбь?!
Весь Шаббат я не мог успокоиться…?
В этом и заключается ответ на наш вопрос по поводу Кораха. Их крики ?Моше – истина, и Тора его – истина, а мы – обманщики? это не просто сожаление, признание ошибки.
Это и есть самое страшное наказание, хуже Геинома, наказание, подобного которому нет – признание истины!
Можно спросить: это горе человек ощущает лишь в первый момент, когда осознает истину. Но ведь Раба бар бар Хана слышал их тогда, когда прошло более полутора тысяч лет?
Верно. Но давайте вспомним слова Мишны (Авот, 3:1): ?Задумайся о трех вещах, и не согрешишь?. Одна из этих вещей – перед Кем тебе придется стоять на суде, перед Кем отчитываться: перед Царем всех царей, Всевышним, благословен Он.
Уточним этот момент: подумай не только о самом суде, не только о наказании, а о том, Кто будет Судьей.
Пишет рабейну Йона: представим себе царя из плоти и крови. Если человек предстанет перед ним, и окажется, что он обманывал его своими поступками или лгал, он очень устыдится. А уж тем более, когда речь идет о Царе всех царей, Всевышнем, благословен Он.
Причем, когда душа стыдится, расставшись с телом, этот стыд гораздо сильнее того, что испытывает человек еще при жизни, поскольку тело по природе своей со временем ослабляет стыд и помогает забыть его. Однако, когда душа сама по себе – она ничего не забывает, и стыд одолевает ее навеки веков. Она остается в состоянии стыда точно так же, как в первый момент, когда ощутила его. Именно об этом было сказано: ?Горе ему от этого стыда и позора?. Ведь как они кричали в момент признания ошибки, так будут кричать вечно!
Так что стоит задуматься над этим, поразмышлять… и уберечься от греха!
http://www.beerot.ru//-/----/----/
Перевод: г-жа Лея Шухман
Метки: