Потерянный и возвращённый Рай Дж. Мильтона. Кн. 3
"Потерянный и возвращённый Рай" Джона Мильтона.
Адаптация.
Автор адаптации Май Спектор.
Поэма первая. Потерянный Рай.
Книга третья.
Краткое содержание
от автора адаптации поэмы.
Бог - Вседержитель, спокойно сидящий на троне
И наблюдающий лёт Сатаны сквозь эфир,
Видит: средь гор Сатана приземлился на склоне
И смотрит как лучше забраться ему в новый мир.
Он обращает внимание Сына на это
И на победу Нечистого над человеком,
Которого Он отвратит от Господних запретов,
Данных ему при створении мира навеки.
За грехопадение созданного Им человека
Властью своею Вину Бог, тут же слагает,
Поскольку Он, взяв на себя человека в опеку,
Дал волю и право борьбы с Сатаной – объясняет.
При этом помилует род человеческий Он,
Но только лишь если найдётся кто - либо таков,
Что род человеческий будет от смерти спасён,
Если за это он жертвовать жизнью готов.
Услышав от Бога - Отца такое решенье,
Сын Божий великую милость Его прославляет,
И тотчас, за род человека от смерти спасенье,
Он в жертву себя самого предлагает.
Отец соглашается с Сыном, и ангельским силам
Велит воспеть Славу Его благородному Сыну,
Превыше земных а также небесных имён.
Его возвеличить за храбрость и ум велит Он.
Но уж Сатана долетел до окраин планеты,
Вот-вот и к ?воротам Тщеславия? Он подойдёт,
Увидит входящих туда и назад выходящих…
И вот, наконец, Он у самых Небесных ворот.
Там лестница к небу прямая и вход на неё.
(Её описание полное в книге даётся);
Постройки с колоннами мощными держат её,
И вязь золотая цветов по ней вьётся.
Уже Сатана к небесам подниматься хотел,
Но вдруг в темноте, вдалеке света луч показался -
- Свет солнца. Тогда передумал Он и полетел,
Туда, где свет солнца яснее уже разгорался.
В пути повстречался внезапно Ему Уриил,
Архангел известнейший и повелитель планеты.
Его Сатана издалёка узнал и решил
Дорогу к створённому миру узнать и приметы.
Он младшего ангела маску в мгновенье одел,
И к Уриилу с приветствием Он подлетает,
С хвалебною речью к нему обратиться сумел,
Свой путь уточнил Он и к цели полет продолжает.
Летел он стрелою, увидеть быстрее желая
Вновь созданный мир и его существа.
По слухам, они – обитатели Божьего Рая,
И Богом любимы, в Раю появившись едва.
Достиг он горы возле Рая, в его окруженьи,
Когда светлый день притемнил уж закат,
Замедлил своё целевое движенье
И вмиг опустился на высшую гору Нифрат.
Избранные отрывки
1.Всевышний обнаруживает Сатану
Съ небеснаго эфира Вседержитель,
Возс;вш?й тамъ превыше вс;хъ высотъ,
Всевидящимъ обозр;ваетъ окомъ
Велик?я творен?я Свои
И вм;ст; съ т;мъ — д;ла Своихъ создан?й.
Безчисленны, какъ зв;зды, и блаженствомъ
Исполнены неизреченнымъ, сонмы
Небесныхъ Силъ Владыку окружаютъ.
Направо Сынъ сидитъ Единородный —
Господней славы образъ лучезарный.
И, вотъ, Господь къ земл; склоняетъ взоръ
И видитъ тамъ Онъ первую чету,
Которая среди садовъ Эдема
Бесмертными плодами наслаждалась
Любви своей во-в;ки неразд;льной
И радостей, которымъ н;тъ конца.
Далек?й Адъ и бездну обозр;въ,
Врага Небесъ увид;лъ Онъ надъ нею,
Парящаго вблизи небесныхъ ст;нъ.
Сложивъ свои измученныя крылья,
Готовился стопой нетерп;ливой
Уже ступить на почву Сатана,
Которая землей казалась твердой,
Но воздухомъ она иль океаномъ
Окружена — не могъ постигнуть Онъ.
Тогда Господь, чье Око видитъ все —
Грядущее, былое съ настоящимъ —
Глаголетъ такъ Единственному Сыну:
— Ты видишь-ли, Единородный Сынъ,
Противникъ нашъ какой пылаетъ злобой?
Ни адская темница, ни оковы,
Ни бездна безпред;льная — ничто
Остановить его не въ состоянь;.
И мщен?емъ онъ дышетъ безпощаднымъ,
Которое обрушится опять
На собственную голову его.
Преграды вс; расторгш?й, въ область св;та
Стремится онъ, гд; ищетъ челов;ка,
Котораго задумалъ погубить
Онъ силою иль совратить обманомъ.
И замыселъ удастся. Челов;къ,
Опутанный опасно-льстивой ложью,
Преступитъ Мой единственный запретъ.
Онъ самъ падетъ и въ немъ — его потомство.
Себя винить неблагодарный долженъ.
Ч;мъ искупить онъ можетъ преступленье
Подобное? Иль правосудья н;тъ,
Иль долженъ самъ, съ потомками своими,
Погибнуть онъ, когда, его спасая,
Не явится другой и не захочетъ
Пожертвовать собою правосудью,
Которое в;щаетъ: смерть за смерть!
Отв;тствуйте, о, сонмы Силъ Небесныхъ,
Найдется-ль гд; подобная любовь?
И кто изъ васъ захочетъ смертнымъ стать
И смертнаго искупитъ прегр;шенье?
Безгр;шенъ самъ — кто гр;шника спасетъ?
Возможно ли, что существуетъ въ Неб;
Столь чистая, высокая любовь?
----------------------------
2.Божий сын спасает Человека
Но Бож?й Сынъ, любви источникъ дивный,
Предсталъ тогда съ ходатайствомъ Своимъ:
— Отецъ, Твои вел;нья непреложны,
И челов;къ помилованъ Тобой.
Спасти его возможно милосердью —
Быстр;йшему изъ вс;хъ Твоихъ гонцовъ,
Которое непрошено, нежданно
Является ко вс;мъ Твоимъ созданьямъ.
Ужели-же его и къ челов;ку
Ты не пошлешь? Погибш?й во гр;х;
—Какъ можетъ онъ о милости молить?
Отецъ! Молю, какъ жертву искупленья,
Прими Меня! Я жизнь даю за жизнь.
----------------------------------
Поражены восторгомъ были Духи,
Хотя вполн; значенья этой р;чи
Постичь они покуда не могли.
И отв;чалъ Всевышн?й: — Милый Сынъ!
О, Ты, Моя единственная радость,
Единственный на Неб; и Земл;
Находишь Ты спасенье челов;ку.
Ты знаешь, какъ создан?я Мои
Мн; дороги. Посл;днимъ созданъ Мною
Былъ челов;къ, въ любви-же не посл;дн?й
Онъ для Меня. Его спасенья ради,
Лишь временно готовь Тебя отторгнуть
Я отъ руки и лона Моего.
Природа т;хъ, кого спасаешь Ты,
Съ божественнымъ сольется естествомъ,
И на земл; Ты будешь Челов;комъ.
Придетъ пора — и, Д;вою рожденный
Безгр;шною, Ты плотью облечешься,
Главой людей, вторымъ Адамомъ ставъ.
Отъ перваго должны погибнуть люди,
А отъ Тебя къ спасенью возродиться.
-----------------------------------
Божественно высокая любовь,
Какой еще прим;ра не бывало!
Хвала Теб;, Господь, Спаситель м?ра
И Бож?й Сынъ! Твое да будетъ Имя
Источникомъ обильнымъ п;сноп;н?й,
И арфою моею восхвалю
Тебя съ Отцомъ во-в;ки неразд;льно!
3.Сатана приближается к Раю
---------------------------------
Вдругъ Сатана на горизонт; видитъ
Блистательнаго Ангела, который
На Солнц;-же являлся ?оанну.
Ликъ Ангела прекрасный обращенъ
Былъ въ сторону другую, но с?яла
На голов; т?ара изъ лучей
И золотыя кудри ниспадали
На св;тлыя с?яющ?я крылья.
-----------------------------------------
Приблизившись, такъ молвитъ Сатана:
— Ты, Ур?илъ, не первый-ли межъ т;ми,
Что Господу со славой предстоятъ?
Вершителемъ Его высокой воли
Являешься ты въ горнихъ Небесахъ,
Гд; ждутъ тебя, посланника Господня.
Обязанность такую-жъ исполняя,
Зд;сь съ высоты, подобно Божью Оку,
Весь шаръ земной обозр;ваешь ты?
Желан?е давно неодолимо
Влечетъ меня увид;ть новый м?ръ,
А главное — увид;ть Челов;ка,
Котораго столь возлюбилъ Господь.
Пов;дай мн;, о, св;тлый Серафимъ,
Который-же изъ вс;хъ шаровъ блестящихъ
Назначенъ быть жилищемъ челов;ку
Иль можетъ онъ пр?ютомъ избирать
Любой изъ нихъ? Желалъ-бы я найти
Его зат;мъ, чтобъ тайно или явно
Избранника съ восторгомъ увидать,
Кого Творецъ м?рами над;лилъ
И на кого излилъ Свои щедроты.
Возславимъ-же во вс;хъ Его твореньяхъ
Всевышняго, Который, въ бездну Ада
Мятежниковъ низвергнувъ правосудно,
Вознаградилъ тяжелую утрату
И родъ людской чудесно сотворилъ,
Чья преданность пребудетъ неизм;нной.
Премудры вс; Создателя пути!
________________________________________
Такъ говорилъ притворщикъ в;роломный,
Не будучи открытымъ. Лицем;рье
И ангеловъ способно обмануть;
Среди земныхъ пороковъ лишь оно
Незримое повсюду ходитъ тайно,
Постичь его Единый можетъ Богъ.
Хотя порой не усыпленный Разумъ
И бодрствуеть, но Подозр;нье спитъ
И Простот; охрану дов;ряетъ,
А Доброта, не видя зла, не можетъ
Подозр;вать присутств?я его.
Вотъ почему — правитель св;тлый Солнца —
Былъ въ этотъ разъ обманутъ Ур?илъ
……………………………………………..
Сатана,
Обычаю небесному согласно,
Почтительно склонясь предъ Высшимъ Духомъ[1]
Простился съ нимъ и внизъ, къ земному шару,
Онъ ринулся съ с?яющаго Солнца.
Отрадная надежда на усп;хъ
Его сильн;й собою окрыляетъ,
И, описавъ громадные круги,
Несется онъ, нигд; ие отдохнувъ,
Пока въ пути своемъ не достигаетъ
Далекаго Нифата[2] высоты.
------------------------------------------------
Примечания
1. По учен?ю св. Д?онис?я Ареопагита, сонмъ ангеловъ разд;ляется на девять ликовъ, которые, въ свою очередь, д;лятся на три чина, по степени близости ихъ къ Богу. Въ первомъ чин; — престолы, херувимы и серафимы; во второмъ — власти, господства и силы; въ третьемъ — ангелы, архангелы, начала.
2. Нифатъ — гора въ Армен?и; зд;сь по мн;н?ю Мильтона, находился Рай.
Продолжение следует.
Адаптация.
Автор адаптации Май Спектор.
Поэма первая. Потерянный Рай.
Книга третья.
Краткое содержание
от автора адаптации поэмы.
Бог - Вседержитель, спокойно сидящий на троне
И наблюдающий лёт Сатаны сквозь эфир,
Видит: средь гор Сатана приземлился на склоне
И смотрит как лучше забраться ему в новый мир.
Он обращает внимание Сына на это
И на победу Нечистого над человеком,
Которого Он отвратит от Господних запретов,
Данных ему при створении мира навеки.
За грехопадение созданного Им человека
Властью своею Вину Бог, тут же слагает,
Поскольку Он, взяв на себя человека в опеку,
Дал волю и право борьбы с Сатаной – объясняет.
При этом помилует род человеческий Он,
Но только лишь если найдётся кто - либо таков,
Что род человеческий будет от смерти спасён,
Если за это он жертвовать жизнью готов.
Услышав от Бога - Отца такое решенье,
Сын Божий великую милость Его прославляет,
И тотчас, за род человека от смерти спасенье,
Он в жертву себя самого предлагает.
Отец соглашается с Сыном, и ангельским силам
Велит воспеть Славу Его благородному Сыну,
Превыше земных а также небесных имён.
Его возвеличить за храбрость и ум велит Он.
Но уж Сатана долетел до окраин планеты,
Вот-вот и к ?воротам Тщеславия? Он подойдёт,
Увидит входящих туда и назад выходящих…
И вот, наконец, Он у самых Небесных ворот.
Там лестница к небу прямая и вход на неё.
(Её описание полное в книге даётся);
Постройки с колоннами мощными держат её,
И вязь золотая цветов по ней вьётся.
Уже Сатана к небесам подниматься хотел,
Но вдруг в темноте, вдалеке света луч показался -
- Свет солнца. Тогда передумал Он и полетел,
Туда, где свет солнца яснее уже разгорался.
В пути повстречался внезапно Ему Уриил,
Архангел известнейший и повелитель планеты.
Его Сатана издалёка узнал и решил
Дорогу к створённому миру узнать и приметы.
Он младшего ангела маску в мгновенье одел,
И к Уриилу с приветствием Он подлетает,
С хвалебною речью к нему обратиться сумел,
Свой путь уточнил Он и к цели полет продолжает.
Летел он стрелою, увидеть быстрее желая
Вновь созданный мир и его существа.
По слухам, они – обитатели Божьего Рая,
И Богом любимы, в Раю появившись едва.
Достиг он горы возле Рая, в его окруженьи,
Когда светлый день притемнил уж закат,
Замедлил своё целевое движенье
И вмиг опустился на высшую гору Нифрат.
Избранные отрывки
1.Всевышний обнаруживает Сатану
Съ небеснаго эфира Вседержитель,
Возс;вш?й тамъ превыше вс;хъ высотъ,
Всевидящимъ обозр;ваетъ окомъ
Велик?я творен?я Свои
И вм;ст; съ т;мъ — д;ла Своихъ создан?й.
Безчисленны, какъ зв;зды, и блаженствомъ
Исполнены неизреченнымъ, сонмы
Небесныхъ Силъ Владыку окружаютъ.
Направо Сынъ сидитъ Единородный —
Господней славы образъ лучезарный.
И, вотъ, Господь къ земл; склоняетъ взоръ
И видитъ тамъ Онъ первую чету,
Которая среди садовъ Эдема
Бесмертными плодами наслаждалась
Любви своей во-в;ки неразд;льной
И радостей, которымъ н;тъ конца.
Далек?й Адъ и бездну обозр;въ,
Врага Небесъ увид;лъ Онъ надъ нею,
Парящаго вблизи небесныхъ ст;нъ.
Сложивъ свои измученныя крылья,
Готовился стопой нетерп;ливой
Уже ступить на почву Сатана,
Которая землей казалась твердой,
Но воздухомъ она иль океаномъ
Окружена — не могъ постигнуть Онъ.
Тогда Господь, чье Око видитъ все —
Грядущее, былое съ настоящимъ —
Глаголетъ такъ Единственному Сыну:
— Ты видишь-ли, Единородный Сынъ,
Противникъ нашъ какой пылаетъ злобой?
Ни адская темница, ни оковы,
Ни бездна безпред;льная — ничто
Остановить его не въ состоянь;.
И мщен?емъ онъ дышетъ безпощаднымъ,
Которое обрушится опять
На собственную голову его.
Преграды вс; расторгш?й, въ область св;та
Стремится онъ, гд; ищетъ челов;ка,
Котораго задумалъ погубить
Онъ силою иль совратить обманомъ.
И замыселъ удастся. Челов;къ,
Опутанный опасно-льстивой ложью,
Преступитъ Мой единственный запретъ.
Онъ самъ падетъ и въ немъ — его потомство.
Себя винить неблагодарный долженъ.
Ч;мъ искупить онъ можетъ преступленье
Подобное? Иль правосудья н;тъ,
Иль долженъ самъ, съ потомками своими,
Погибнуть онъ, когда, его спасая,
Не явится другой и не захочетъ
Пожертвовать собою правосудью,
Которое в;щаетъ: смерть за смерть!
Отв;тствуйте, о, сонмы Силъ Небесныхъ,
Найдется-ль гд; подобная любовь?
И кто изъ васъ захочетъ смертнымъ стать
И смертнаго искупитъ прегр;шенье?
Безгр;шенъ самъ — кто гр;шника спасетъ?
Возможно ли, что существуетъ въ Неб;
Столь чистая, высокая любовь?
----------------------------
2.Божий сын спасает Человека
Но Бож?й Сынъ, любви источникъ дивный,
Предсталъ тогда съ ходатайствомъ Своимъ:
— Отецъ, Твои вел;нья непреложны,
И челов;къ помилованъ Тобой.
Спасти его возможно милосердью —
Быстр;йшему изъ вс;хъ Твоихъ гонцовъ,
Которое непрошено, нежданно
Является ко вс;мъ Твоимъ созданьямъ.
Ужели-же его и къ челов;ку
Ты не пошлешь? Погибш?й во гр;х;
—Какъ можетъ онъ о милости молить?
Отецъ! Молю, какъ жертву искупленья,
Прими Меня! Я жизнь даю за жизнь.
----------------------------------
Поражены восторгомъ были Духи,
Хотя вполн; значенья этой р;чи
Постичь они покуда не могли.
И отв;чалъ Всевышн?й: — Милый Сынъ!
О, Ты, Моя единственная радость,
Единственный на Неб; и Земл;
Находишь Ты спасенье челов;ку.
Ты знаешь, какъ создан?я Мои
Мн; дороги. Посл;днимъ созданъ Мною
Былъ челов;къ, въ любви-же не посл;дн?й
Онъ для Меня. Его спасенья ради,
Лишь временно готовь Тебя отторгнуть
Я отъ руки и лона Моего.
Природа т;хъ, кого спасаешь Ты,
Съ божественнымъ сольется естествомъ,
И на земл; Ты будешь Челов;комъ.
Придетъ пора — и, Д;вою рожденный
Безгр;шною, Ты плотью облечешься,
Главой людей, вторымъ Адамомъ ставъ.
Отъ перваго должны погибнуть люди,
А отъ Тебя къ спасенью возродиться.
-----------------------------------
Божественно высокая любовь,
Какой еще прим;ра не бывало!
Хвала Теб;, Господь, Спаситель м?ра
И Бож?й Сынъ! Твое да будетъ Имя
Источникомъ обильнымъ п;сноп;н?й,
И арфою моею восхвалю
Тебя съ Отцомъ во-в;ки неразд;льно!
3.Сатана приближается к Раю
---------------------------------
Вдругъ Сатана на горизонт; видитъ
Блистательнаго Ангела, который
На Солнц;-же являлся ?оанну.
Ликъ Ангела прекрасный обращенъ
Былъ въ сторону другую, но с?яла
На голов; т?ара изъ лучей
И золотыя кудри ниспадали
На св;тлыя с?яющ?я крылья.
-----------------------------------------
Приблизившись, такъ молвитъ Сатана:
— Ты, Ур?илъ, не первый-ли межъ т;ми,
Что Господу со славой предстоятъ?
Вершителемъ Его высокой воли
Являешься ты въ горнихъ Небесахъ,
Гд; ждутъ тебя, посланника Господня.
Обязанность такую-жъ исполняя,
Зд;сь съ высоты, подобно Божью Оку,
Весь шаръ земной обозр;ваешь ты?
Желан?е давно неодолимо
Влечетъ меня увид;ть новый м?ръ,
А главное — увид;ть Челов;ка,
Котораго столь возлюбилъ Господь.
Пов;дай мн;, о, св;тлый Серафимъ,
Который-же изъ вс;хъ шаровъ блестящихъ
Назначенъ быть жилищемъ челов;ку
Иль можетъ онъ пр?ютомъ избирать
Любой изъ нихъ? Желалъ-бы я найти
Его зат;мъ, чтобъ тайно или явно
Избранника съ восторгомъ увидать,
Кого Творецъ м?рами над;лилъ
И на кого излилъ Свои щедроты.
Возславимъ-же во вс;хъ Его твореньяхъ
Всевышняго, Который, въ бездну Ада
Мятежниковъ низвергнувъ правосудно,
Вознаградилъ тяжелую утрату
И родъ людской чудесно сотворилъ,
Чья преданность пребудетъ неизм;нной.
Премудры вс; Создателя пути!
________________________________________
Такъ говорилъ притворщикъ в;роломный,
Не будучи открытымъ. Лицем;рье
И ангеловъ способно обмануть;
Среди земныхъ пороковъ лишь оно
Незримое повсюду ходитъ тайно,
Постичь его Единый можетъ Богъ.
Хотя порой не усыпленный Разумъ
И бодрствуеть, но Подозр;нье спитъ
И Простот; охрану дов;ряетъ,
А Доброта, не видя зла, не можетъ
Подозр;вать присутств?я его.
Вотъ почему — правитель св;тлый Солнца —
Былъ въ этотъ разъ обманутъ Ур?илъ
……………………………………………..
Сатана,
Обычаю небесному согласно,
Почтительно склонясь предъ Высшимъ Духомъ[1]
Простился съ нимъ и внизъ, къ земному шару,
Онъ ринулся съ с?яющаго Солнца.
Отрадная надежда на усп;хъ
Его сильн;й собою окрыляетъ,
И, описавъ громадные круги,
Несется онъ, нигд; ие отдохнувъ,
Пока въ пути своемъ не достигаетъ
Далекаго Нифата[2] высоты.
------------------------------------------------
Примечания
1. По учен?ю св. Д?онис?я Ареопагита, сонмъ ангеловъ разд;ляется на девять ликовъ, которые, въ свою очередь, д;лятся на три чина, по степени близости ихъ къ Богу. Въ первомъ чин; — престолы, херувимы и серафимы; во второмъ — власти, господства и силы; въ третьемъ — ангелы, архангелы, начала.
2. Нифатъ — гора въ Армен?и; зд;сь по мн;н?ю Мильтона, находился Рай.
Продолжение следует.
Метки: