Балет
А давайте в Италию на карнавал
Лет на 300 назад унесёмся.
Сценок с танцами мы там увидим угар
Под лучами горячими солнца.
Итальянцы любили веселье всегда,
С удовольствием в сценках играли.
Всё меняет несметная лет череда:
Превратились те сценки в спектакли.
Танец с музыкой – вот и начало: балет
(Итальянское слово: balletto) (1).
Дальше – Франция. Абсолютизма расцвет:
Королю служат все беззаветно.
В моде – новое действо - придворный балет
И на сцене: король, королева,
Приближённые лица, – весь - весь высший свет
Увлечён постановкой на диво.
Каждый вечер десятки свечей зажжены.
В роли Солнца – Король (2). Блеск нарядов.
Церемонной торжественности все полны.
Восхищённые вздохи и взгляды.
А потом знаменитый Мольер написал
Ряд комедий – балетов для сцены.
При дворе ?Мещанин во дворянстве? (3) блистал
И в дали – за пределами Сены.
Балетмейстеры правила изобрели:
Язык телодвижений особый.
Виды разных балетов, что есть в наши дни,
Прорастали из общей основы:
Часто главные лица балета вдвоём
Исполняют классический танец.
Па – де – де (4) – грациозных движений полёт, -
Чтобы зрители все наслаждались.
Сольный танец в балете – героя портрет –
Вариация (5), словно картина,
Помогает понять человека: что есть,
Чего нет в нём; в чём – слабость и сила.
Танцы кордебалета (6) в спектакле – важны:
Они в действие вносят оттенки.
И народные танцы увидите вы -
Характерные яркие сценки.
Пантомима (7) – балета важнейшая часть-
Разговор бессловесный актёров –
Жесты, мимика много должны выражать,
Чтоб героев понять без суфлёра (8).
И в России балет не одну сотню лет
Мысли, чувства, сердца покоряет.
Нам его подарил 18 век.
Звёзд балета созвездье блистает.
Танцовщицы, танцоры - легки и сильны,
Выразительны и артистичны
И в искусстве балета – непревзойдены,
Своё дело познали отлично.
Часто сказки начало балету дают:
Вот – ?Щелкунчик?, а вот и ?Жар птица?,
Шустрый ловкий ?Петрушка? уже тут как тут,
А там - ?Золушка? к принцу стремится (9).
Всё умеет волшебник – балет воплотить:
Радость встреч и печаль расставаний.
Пожелаем ему не стареть, долго жить,
Много зрителей, много вниманья.
Примечания.
1. Balletto (итал.) – танец.
2. В 1653 г. французский король Людовик XIV выступил в роли Солнца в Балете ночи, с тех пор его называли "Король-солнце".
3. Комедии – балеты Мольера на музыку Ж. Б. Люлли (он же - балетмейстер): ?Брак поневоле?, ?Мещанин во дворянстве? и др. (вторая половина 17 в.)
4. Па – де – де – танец главных героев балета, который они исполняют вдвоём (дуэтом). Например, па – де – де Одетты и принца Зигфрида из ?Лебединого озера? Чайковского, Жизели и Альберта из ?Жизели? Адана,
5. Вариация – сольный танец, раскрывающий характер героя.
6. Кордебалет – большая группа артистов, участвующая в балете.
7. Пантомима - означает ?всё воспроизводящий подражанием? (греч): движения, жесты, с помощью которых актёры как бы разговаривают друг с другом во время спектакля.
8. Суфлёр – человек, подсказывающий актёру слова роли, если актёр забыл текст. В данном случае имеется в виду, следующее: в балете пантомима должна быть настолько выразительна, чтобы зрители понимали актёров без подсказок.
9. ?Щелкунчик? - балет П. И. Чайковского;
?Жар птица?, ?Петрушка? - балеты И. Ф. Стравинского;
?Золушка? - балет С. С. Прокофьева.
Лет на 300 назад унесёмся.
Сценок с танцами мы там увидим угар
Под лучами горячими солнца.
Итальянцы любили веселье всегда,
С удовольствием в сценках играли.
Всё меняет несметная лет череда:
Превратились те сценки в спектакли.
Танец с музыкой – вот и начало: балет
(Итальянское слово: balletto) (1).
Дальше – Франция. Абсолютизма расцвет:
Королю служат все беззаветно.
В моде – новое действо - придворный балет
И на сцене: король, королева,
Приближённые лица, – весь - весь высший свет
Увлечён постановкой на диво.
Каждый вечер десятки свечей зажжены.
В роли Солнца – Король (2). Блеск нарядов.
Церемонной торжественности все полны.
Восхищённые вздохи и взгляды.
А потом знаменитый Мольер написал
Ряд комедий – балетов для сцены.
При дворе ?Мещанин во дворянстве? (3) блистал
И в дали – за пределами Сены.
Балетмейстеры правила изобрели:
Язык телодвижений особый.
Виды разных балетов, что есть в наши дни,
Прорастали из общей основы:
Часто главные лица балета вдвоём
Исполняют классический танец.
Па – де – де (4) – грациозных движений полёт, -
Чтобы зрители все наслаждались.
Сольный танец в балете – героя портрет –
Вариация (5), словно картина,
Помогает понять человека: что есть,
Чего нет в нём; в чём – слабость и сила.
Танцы кордебалета (6) в спектакле – важны:
Они в действие вносят оттенки.
И народные танцы увидите вы -
Характерные яркие сценки.
Пантомима (7) – балета важнейшая часть-
Разговор бессловесный актёров –
Жесты, мимика много должны выражать,
Чтоб героев понять без суфлёра (8).
И в России балет не одну сотню лет
Мысли, чувства, сердца покоряет.
Нам его подарил 18 век.
Звёзд балета созвездье блистает.
Танцовщицы, танцоры - легки и сильны,
Выразительны и артистичны
И в искусстве балета – непревзойдены,
Своё дело познали отлично.
Часто сказки начало балету дают:
Вот – ?Щелкунчик?, а вот и ?Жар птица?,
Шустрый ловкий ?Петрушка? уже тут как тут,
А там - ?Золушка? к принцу стремится (9).
Всё умеет волшебник – балет воплотить:
Радость встреч и печаль расставаний.
Пожелаем ему не стареть, долго жить,
Много зрителей, много вниманья.
Примечания.
1. Balletto (итал.) – танец.
2. В 1653 г. французский король Людовик XIV выступил в роли Солнца в Балете ночи, с тех пор его называли "Король-солнце".
3. Комедии – балеты Мольера на музыку Ж. Б. Люлли (он же - балетмейстер): ?Брак поневоле?, ?Мещанин во дворянстве? и др. (вторая половина 17 в.)
4. Па – де – де – танец главных героев балета, который они исполняют вдвоём (дуэтом). Например, па – де – де Одетты и принца Зигфрида из ?Лебединого озера? Чайковского, Жизели и Альберта из ?Жизели? Адана,
5. Вариация – сольный танец, раскрывающий характер героя.
6. Кордебалет – большая группа артистов, участвующая в балете.
7. Пантомима - означает ?всё воспроизводящий подражанием? (греч): движения, жесты, с помощью которых актёры как бы разговаривают друг с другом во время спектакля.
8. Суфлёр – человек, подсказывающий актёру слова роли, если актёр забыл текст. В данном случае имеется в виду, следующее: в балете пантомима должна быть настолько выразительна, чтобы зрители понимали актёров без подсказок.
9. ?Щелкунчик? - балет П. И. Чайковского;
?Жар птица?, ?Петрушка? - балеты И. Ф. Стравинского;
?Золушка? - балет С. С. Прокофьева.
Метки: