ЗамОК

?Процесс? и ?ЗАмок? Кафки - это,
Открытый мир? - скорей - ЗамОК!
Абсурд - крылатый конь поэта,
Верхом Франц, как никто высок!

Что проку в толках двух шедевров,
Сюрреализм сюжетов - жесть.
Я думал, что не хватит нервов,
Переосмыслить красок кесть.

В них онейрически читаем,
Метафизический пейзаж.
Визионерский узнаваем,
Сопротивления крестраж.*

Стиль ковкий - тонким, хрупким, нежным,
По-кьеркегоровски ажурн.
Трагичность бури с ветром снежным,
В бихронотоп впаял диурн.




?Процесс? (нем. Der Process, тж. Der Proce;, Der Proze;, в первом издании: Der Prozess) — философский роман Франца Кафки, опубликованный после смерти автора в 1925 году.

?Замок? неоконченный роман Франца Кафки, опубликованный посмертно в Мюнхене.




*Английское слово образовано из двух частей: лат. "Crux" — крест; а первая часть слова, видимо, имеет значение ?страх?: от англ. "horror" (?ужас?) или лат. "horere" (?бояться?), ?horrendus? (?адский?). Аналогично образовано русское слово в переводе Литвиновой — из слов ?крест? и видоизменённого ?страх?. Существуют и другие версии происхождения английского слова: так англ. "Crux" означает "крест" лишь в геральдическом смысле, другими его значениями является "основной" или "самый сложный этап". Кроме того слово, возможно обязано своим появлением имени древнеегипетского бога Гора (Хора) англ. "Horus" и связанной с ним легендой о воскрешении Озириса.



?Я? и ?прото-Я?
Прежде чем ребенку начать мысленно разговаривать с собой, он сначала проходит:

Этап разговаривания с окружающими людьми и комментирования вслух окружающего мира.
Этап мысленного комментирования окружающего мира.
Начинает мысленно комментировать своё поведение, которое ещё является частью окружающего мира.
Начинает вслух разговаривать с Нечто, постепенно догадываясь, что это его ?Я?. На этом этапе ребенок еще продолжает идентифицироваться с Другими, не зная о Себе. Но уже это Другое раскалывается на две части: вышеприведенное Нечто (прототип ?Я?) и Другие.
Начинает вслух разговаривать со своим ?Я? , то есть с собою. (Прототип ?Я? превращается в ?Я?).
Начинает разговаривать мысленно с собой, то есть рефлексировать. В это время эгоцентрическая речь уменьшается и ребенок начинает говорить и вести себя, зная, что у Других тоже есть свое ?Я? и свое мнение. У ребенка появляются первые представления о том, как его воспринимают Другие.
Только после этих вышеприведенных этапов можно говорить, что ребенок почувствовал в себе Нечто, откуда он наблюдает за собственными мыслями. Только теперь можно говорить, что ребенок по-настоящему открыл для себя своё ?Я?.

Кстати, последние этапы у некоторых детей приходят с запозданием на много лет, в частности, в подростковом возрасте, юношестве и даже во взрослой жизни.

Традиционно считается, что существует ?Я? и существует Другое. Другое первично по отношению к ?Я? . ?Я?, не осознавая себя, то есть пребывая на этапе ?прото-Я?, идентифицируется или отождествляется с Другим, не зная пока о Себе, то есть самоидентифицируется с Другим, по сути, оставаясь Другим. В частности, ребенок идентифицируется с окружающим миром и со взрослыми, подражая им. В это время он не знает о своем существовании, но уже идентифицируется и отождествляется с Другим ( людьми и окружающим миром). Но возможно ли это? Ведь говорить об идентификации можно только тогда, когда изначально предполагается существование ?Я?, которое затем можно идентифицировать с Другим, то есть тем, что находится вне ?Я?. Поэтому сначала должно возникнуть нечто, отличающееся от Другого, но такое, которое ещё не знает о том, что оно существует.



Это нечто называют ?прото-Я?, но оно, по сути, остаётся ещё Другим. Поэтому, как этот ?прото-Я? делает качественный скачок из Другого, превратившись в ?Я?? Введение понятия ?прото-Я? ещё не облегчает нам понимания этого скачка из Другого в ?Я?.

Поэтому возникают два подхода:

В мире есть только Другое и ?Я? это иллюзия, которая дана человеку, который всегда продукт Другого. Ведь даже психическая программа ?Я? , которую он имеет человеку не принадлежит. И тогда, когда человек думает о мысли или рефлексирует, то он не сам начинает это делать, имея в этом плане свободу выбора.
В мире есть только ?Я?. И Другое ( не-?Я?) состоит из ?атомов? ?Я?, которые содержатся в не-?Я?. Не-?Я? , в конце концов является ?Я?, но с частицей ?не?, то есть являются продуктом оператора — отрицания ?Я?. Только вот в чьих руках этот оператор, в руках самого же ?Я?? Ну, тогда это ?Я? — Всевышний.

Метки:
Предыдущий: Лошадиные ноги. Акутагава
Следующий: Бранное слово.. Душит сердце