История Отечества в сонетах. 76 - 80
76. Анастасия Ярославна*. 1074 г
Уж материнская такая доля,
Детей, обиды горькие сносить.
Чуть подрастут, давай веревки вить,
Ты ж молча привыкаешь к этой роли
И нарастающей сердечной боли.
Что остается?.. про себя бубнить
И втихомолочку слегка бранить,
Но есть всему предел… терпеть доколе?
Как руку ты посмел поднять на мать?
И как скажи тебя мне не проклясть,
Когда в своих ты личных интересах
Забыл и о приличьях и про долг?
Зато враги твои пришли в восторг,
Гораздо проще справиться с балбесом.
* При малолетнем сыне Шоломоне страной фактически управляла Анастасия. Позже, когда он вырос решил освободиться от ее влияния. Есть легенда о том, что Анастасия прокляла его за то, что он ставил свои интересы выше государственных и нарушил мирный договор с двоюродными братьями. В 1074 году дело дошло до того, что Шоломон поднял руку на мать. В том же году сыновья Белы I Геза и Ласло свергли Шоломона, который бежал в Германию.
77. Святослав Ярославич о Феодосии*. 1074 г
Монашества российского отец,
Учитель славный ордена Христова,
В тебе нашла свой идеал святого
Русь древняя, ты нес ее венец.
За справедливость праведный борец
Чуждался суесловия пустого,
Гордыню, силу усмирял ты, словом,
Когда входил с укором во дворец.
С твоим приходом музыка смолкала,
Смотря в глаза, молчал я, трепетал…
Моя душа спасения искала,
Ты ж непреклонен был. А я страдал.
И лишь на одре смертном все простил
Благословив, грех тяжкий отпустил.
* Феодосий Печерский (ок. 1008 - 3 мая 1074), православный монах XI века, святой Русской церкви, почитаемый в лике преподобного, один из основателей Киево-Печерской лавры, ученик Антония Печерского.
78. Изяслав и Григорий VII*. 1075 г
Нет веры больше никому,
Ни Генриху, ни Болеславу.
Ограбили и не моргнули,
Как можно так?.. я не пойму
Не сладить с ними самому,
И не найти на них управу.
Но научили кой-чему…
Не верить впредь чужим посулам.
И буду сам теперь сулить,
Пообещаю папе в Риме,
Что веру ихнюю прииму,
По их закон буду жить.
Но это будут только речи
Необходимые при встрече.
* Ничего, кроме вялой дипломатической поддержки, Изяслав не смог добиться и от римского папы Григория VII, к чьему покро-вительству он прибегнул сразу же по приезде в Германию. Папа короновал в Риме королев-ской короной Ярополка и предоставил ему лен святого престола Русское королевство (булла папы от 17 апреля 1075), по которой власть в Киеве должна была принадлежать Изяславу и его сыну Ярополку. Изяслав ради возвращения в Киев был готов поступиться очень многим. Но в сношениях с папой он все-таки соблюдал осторожность.
79. Всеволод – Изяславу*. 1077 г
Какой резон губить дружины
И чужеземцев приводить,
Гораздо проще в мире жить,
Чем восстанавливать руины.
Должны мы быть с тобой едины
Ведь все же братья как-никак,
Тогда не страшен будет враг,
Какой лихой бы не была година.
Вернусь назад к себе, в Чернигов,
Но знай, что слову верен я,
И коли, кто не даст житья
Примчусь по первому же клику.
Ведь слов отца мне не забыть:
?Меж братьями мир должен быть!?
* После смерти Святослава в Киеве сел Всеволод, и должен был выступить против Изяслава, который шел с польскими полками; на Волыни встретились братья и заключили мир: Всеволод уступил Изяславу старшинство и Киев, а сам остался по-прежнему в Черниго-ве.
80. Глеб Святославич Новгородский*. 1078 г
Да сколько ж можно люд мутить?
Когда же, наконец, уйметесь?
Влить норовите яд в колодезь
И веру в истину убить.
Крамолу здесь не дам я лить,
Мечом, не дрогнув, опояшу,
Покуда я еще здесь княжу
По-христиански будем жить.
Проверить хочешь? Я готов!
Ей Богу, мне совсем не сложно
Меч славный вытащить из ножен…
Не меряно он снес голов!
Твой пыл наверняка остудит
Сей меч, и нас с тобой рассудит.
* 1078 году при появлении в Новгороде волхвов, призывавших народ к восстанию, по словам летописи, Глеб убил главного из них, после чего сам был изгнан новгородцами.
Шома Орлаи. "Анастасия Ярославна проклинает своего сына Шаламона".
Уж материнская такая доля,
Детей, обиды горькие сносить.
Чуть подрастут, давай веревки вить,
Ты ж молча привыкаешь к этой роли
И нарастающей сердечной боли.
Что остается?.. про себя бубнить
И втихомолочку слегка бранить,
Но есть всему предел… терпеть доколе?
Как руку ты посмел поднять на мать?
И как скажи тебя мне не проклясть,
Когда в своих ты личных интересах
Забыл и о приличьях и про долг?
Зато враги твои пришли в восторг,
Гораздо проще справиться с балбесом.
* При малолетнем сыне Шоломоне страной фактически управляла Анастасия. Позже, когда он вырос решил освободиться от ее влияния. Есть легенда о том, что Анастасия прокляла его за то, что он ставил свои интересы выше государственных и нарушил мирный договор с двоюродными братьями. В 1074 году дело дошло до того, что Шоломон поднял руку на мать. В том же году сыновья Белы I Геза и Ласло свергли Шоломона, который бежал в Германию.
77. Святослав Ярославич о Феодосии*. 1074 г
Монашества российского отец,
Учитель славный ордена Христова,
В тебе нашла свой идеал святого
Русь древняя, ты нес ее венец.
За справедливость праведный борец
Чуждался суесловия пустого,
Гордыню, силу усмирял ты, словом,
Когда входил с укором во дворец.
С твоим приходом музыка смолкала,
Смотря в глаза, молчал я, трепетал…
Моя душа спасения искала,
Ты ж непреклонен был. А я страдал.
И лишь на одре смертном все простил
Благословив, грех тяжкий отпустил.
* Феодосий Печерский (ок. 1008 - 3 мая 1074), православный монах XI века, святой Русской церкви, почитаемый в лике преподобного, один из основателей Киево-Печерской лавры, ученик Антония Печерского.
78. Изяслав и Григорий VII*. 1075 г
Нет веры больше никому,
Ни Генриху, ни Болеславу.
Ограбили и не моргнули,
Как можно так?.. я не пойму
Не сладить с ними самому,
И не найти на них управу.
Но научили кой-чему…
Не верить впредь чужим посулам.
И буду сам теперь сулить,
Пообещаю папе в Риме,
Что веру ихнюю прииму,
По их закон буду жить.
Но это будут только речи
Необходимые при встрече.
* Ничего, кроме вялой дипломатической поддержки, Изяслав не смог добиться и от римского папы Григория VII, к чьему покро-вительству он прибегнул сразу же по приезде в Германию. Папа короновал в Риме королев-ской короной Ярополка и предоставил ему лен святого престола Русское королевство (булла папы от 17 апреля 1075), по которой власть в Киеве должна была принадлежать Изяславу и его сыну Ярополку. Изяслав ради возвращения в Киев был готов поступиться очень многим. Но в сношениях с папой он все-таки соблюдал осторожность.
79. Всеволод – Изяславу*. 1077 г
Какой резон губить дружины
И чужеземцев приводить,
Гораздо проще в мире жить,
Чем восстанавливать руины.
Должны мы быть с тобой едины
Ведь все же братья как-никак,
Тогда не страшен будет враг,
Какой лихой бы не была година.
Вернусь назад к себе, в Чернигов,
Но знай, что слову верен я,
И коли, кто не даст житья
Примчусь по первому же клику.
Ведь слов отца мне не забыть:
?Меж братьями мир должен быть!?
* После смерти Святослава в Киеве сел Всеволод, и должен был выступить против Изяслава, который шел с польскими полками; на Волыни встретились братья и заключили мир: Всеволод уступил Изяславу старшинство и Киев, а сам остался по-прежнему в Черниго-ве.
80. Глеб Святославич Новгородский*. 1078 г
Да сколько ж можно люд мутить?
Когда же, наконец, уйметесь?
Влить норовите яд в колодезь
И веру в истину убить.
Крамолу здесь не дам я лить,
Мечом, не дрогнув, опояшу,
Покуда я еще здесь княжу
По-христиански будем жить.
Проверить хочешь? Я готов!
Ей Богу, мне совсем не сложно
Меч славный вытащить из ножен…
Не меряно он снес голов!
Твой пыл наверняка остудит
Сей меч, и нас с тобой рассудит.
* 1078 году при появлении в Новгороде волхвов, призывавших народ к восстанию, по словам летописи, Глеб убил главного из них, после чего сам был изгнан новгородцами.
Шома Орлаи. "Анастасия Ярославна проклинает своего сына Шаламона".
Метки: