Как белая восторженная птица

Венок сонетов
Эпиграф:
Отрезок жизни до опушки сужен,
А мысль кипит:
?Так я стране не нужен.
Прости, Господь, грехи в конце пути!
Крестам военным жизни не спасти.
В разведке ли, в прикрытии, в погоне –
на поле боя пощадил свинец,
Святой Георгий…?
Выстрел. Вздох. Конец…
В защиту сердца не хватило брони.
Автор


Магистрал
* * *
Тебе бродить по солнечным лугам,
Зелёных трав, смеясь, раздвинуть стены!
Так любят льнуть серебряные пены
К твоим нагим и маленьким ногам.


Весной в лесах звучит весёлый гам,
Всё чувствует дыханье перемены;
Больны луной, проносятся гиены,
И пляски змей странны по вечерам.


Как белая восторженная птица,
В груди огонь желанья распаля,
Проходишь ты, и мысль твоя томится:


Ты ждёшь любви, как влаги ждут поля;
Ты ждёшь греха, как воли кобылица;
Ты страсти ждёшь, как осени земля!

Николай Гумилёв, Коктебель
1 мая 1909 года


1
Тебе бродить по солнечным лугам,
срывать цветы, вдыхая ароматы,
сегодня слышать радость, не когда-то, –
живой природы сказочный орган.


Мелодию сменяет ?ураган?,
морская тишь в летящих звуках смята,
но не тревогой – нежностью объята
душа Сиринги, флейта – талисман.


Напевы нежным чувствам в унисон
летят самозабвенно, вдохновенно:
в судьбу вернула явь прекрасный сон.


Зовёт диапазон попеременный.
Явиться – убедительный резон,
зелёных трав, смеясь, раздвинуть стены.

2
Зелёных трав, смеясь, раздвинуть стены,
предстать пред тем, чьё звание Поэт,
кто встречу торопил немало лет,
до святости любил самозабвенно.


Надежды и мечты не знают тлена,
для страсти звонкой угасанья нет.
Отчаянно встревожен пистолет,*
когда стремленья светлые смятенны.


Для золотого сердца несомненна
уверенность в рождении весны.
С единственной – свиданья вожделенны.


На берег – шаг, один, благословенный.
К твоим ногам, что юностью нежны,
так любят льнуть серебряные пены.


3
Так любят льнуть серебряные пены
к песчаной золотистой полосе,
шипя, растаять в ней наплывом всем –
вот мысли, постоянны, неизменны.


Молчишь, не знаешь, не приемлешь скверны:
плывёшь по лону вод во всей красе,
о хитром лисе мыслишь, верном псе,
но не по-лебединому смиренно.


Раздумье перед выбором томило,
из сердца рвётся исповедь к Богам.
Он любит подчинять, ты – мучить мило,
не с дождичком встречать – по четвергам.
Привычно море волны приносило
к твоим нагим и маленьким ногам.


4
К твоим нагим и маленьким ногам
прильнули волны ласковым котёнком.
Ты шутишь, наблюдаешь за чайчонком,
внимаешь крикам – чаечным мольбам.


Послушай, галька шепчет в такт шагам,
и волны стали слишком говорливы.
Рвануться бы – спешишь неторопливо
к нему!.. К тебе… – противиться не вам.


Прогулки в скалы. Под игривый ветер
закаты наблюдать по вечерам,
над морем звёзды, зори – на рассвете.


Любимый голос – на’ душу бальзам.
Простор поёт: как звонок мир и светел,
весной в лесах звучит весёлый гам.


5
Весной в лесах звучит весёлый гам,
щебечут птицы, радуют округу.
Взволнованно – в тиши: ?Нашёл подругу
породы лебедей, и не отдам!?


Поверила глазам его, словам?
В смятении метнулась, взгляд испуган…
Отказ? Опять не стать ему супругом.
Всё рвёшься мысленно к другим устам…


Вы рядом – бесконечно далеки.
Заветные ?Эм. А? тебе священны,*
во имя сердца – жизни вопреки.


Ты представляешь трепетные сцены.
В природе значимы судьбы витки –
всё чувствует дыханье перемены.


6.
Всё чувствует дыханье перемены.
Пронизывает существо насквозь:
твоё ?мальчишка?, брошенное вскользь,
воспринято им с болью, как измена.


Ушёл один, шагнув за ?авансцену?.
Упрёков нет. Оцепененье сбрось:
отныне две судьбы – отдельно, врозь.
Орга’н вздыхает вслед недоуменно.


Сиринга ?никогда, ни с кем не ?МЫ?!*
Теперь Сехмет выходит на арену:
ей пламя по нутру, огонь, дымы.


Богиня сеет гибель в мире бренном,
и тешится в ночи, когда из тьмы,
больны луной, проносятся гиены.


7
Больны луной, проносятся гиены,
где смята жизнь, и трапеза щедра.
Стекает кровь по кончику пера
на строки молодого джентльмена.


Он рыцарь слова, и стихи нетленны,
?Святое ремесло?, где мысль остра,
ступени высшие – признать пора,
наполнены живым биеньем вены.


Зовёт гостеприимная округа,
напрасно травы нежно льнут к горам:
не встретит коктебельская подруга.


Бликует море – на душе бальзам,
и чайка хохотнула от испуга,
и пляски змей странны по вечерам.


8
И пляски змей странны по вечерам –
Над Карадагом обострённым слухом
уловят ночи киммерийским духом.
Прибой понятен слышащим глазам.*


Как Слову Бога верил Мандельштам,**
ведь сердце друга к совести не глухо.
Сегодня тот де голос … (земля – пухом)
стихи бросает вызов жемчугам.


В словах чеканил образы резец,
безмерной силы в них судьба хранится –
благоговел над строчками творец.


Что ни страница – мастера частица:
живёт бессмертная любовь-венец,
как белая восторженная птица.


9
Как белая восторженная птица,
стремится к счастью светлая любовь.
Свободной никогда не прекословь,
в полёте быть ей, взоров не таиться.


Царить сумеет, если не истица,
она в пути не разобьётся в кровь.
Ты ей напиток райский приготовь –
не растеряешь счастье по крупицам.


Фантазией – над волнами упруго,
в блаженстве ярком Господа хваля,
летит-летит многоголосьем фуга.


Мелодии, нежнее хрусталя,
поёт душа, ранимая подруга,
в груди огонь желанья распаля.


10
В груди огонь желанья распаля,
поэт не прячет правды и восторга –
со святостью и вдохновенно строго,
благоговейно душу веселя.


Не выпускает ни на день руля:
благодарит ?за Беатриче? Бога.*
Поэзия – порою недотрога,
порой звучит высокой нотой ?Ля-а-а!?


К звенящей планке творчества стремится
и вы’носить, не бросить свысока
в толпу слова, а видеть слёзы, лица.


Оценит кто, услышит ли столица?
Во времени уже издалека
проходишь ты, и мысль твоя томится.


11
Проходишь ты, и мысль твоя томится,
доверчив, мудр, но всё-таки дитя:
с восторгом пишешь, словно бы шутя,
хотя порою видишь в горе лица…


Безоблачное счастье веселится,*
на слово клятвы чуточку грустя.
Священник, лбы обвенчанных крестя,
шепнул, мол, ждёт медовая седмица.


Безмолвный поединок, что петля,
томил и мучил гордую царицу.
Орёл с орлицей жажду утолят?!


Поэт поймал в полёте ?журавля?.
Ведя жену в просторную светлицу,
ты ждёшь любви, как влаги ждут поля.


12
Ты ждёшь любви, как влаги ждут поля,
уверен в нежности очарований,
объятий, голубиных воркований.
Ликуешь, по-мальчишечьи шаля.


Себя в ?единоборстве? веселя
свободой от ?невстреч? и ?непризнаний?,
ценили оба силу обещаний,
в лихие годы горе разделя.


Блеснуло счастье и скользнуло прочь:
война в судьбу ворвалась, заграница.
Не могут в мире злобу превозмочь.


Забыли: кровь людская не водица.
Сехмет, пожаром обжигаешь ночь!?
Ты ждёшь греха, как воли кобылица.


13.
Ты ждёшь греха, как воли кобылица,
чиновник рьяный городской ?чека??
Но смертник, до взведённого курка,
бессмертен, как восторженная птица.

Ошибка на бумаге пригодится.*
Теперь укором станет на века,
в десятку, в цель, попав наверняка,
корёжить будет грешника страница.


?Сехмет? – в душе чиновничьих деляг,
в зигзагах протокольной круговерти:
похоже и без ?промаху? рулят.


В политике такие вензеля:
она пожара хочет, или смерти.
Ты "страсти" ждёшь, как осени земля!


14
?Ты страсти ждёшь, как осени земля!? –
на плахе смертник вспомнил, но с усмешкой.
Картины – чётко в памяти пробежкой
по жизни: счёт обратный – до нуля.


Рассвет. Опушка. Пуля, не петля
в судьбе сыграет на ?орла и решку?.
Или расстрельщик попросту замешкал?
В одной из камор – смертный свист ?шмеля?.


Растаял дым последней сигареты.
Повязку прочь! Не застить свет глазам!
Стихи, война, вояжи – всё, отпеты…


Не потускнеть Георгия крестам:*
В сиянии под звонкие сонеты
тебе ?бродить? по солнечным лугам.

7 марта 2021 г.



Сонет 2
* Дуэль Гумилёва и Волошина состоялась 22 ноября 1909 года возле Чёрной речки за Новой Деревней.
Обвинение в произнесении неприличных слов в адрес Е. Д. было ложно: слов этих он не произносил и произнести не мог (утверждение Алексея Толстого), Однако, из гордости и презрения он молчал, не отрицая обвинения, он и на очной ставке, по той же причине, подтвердил ложь (по словам присутствовавшего на дуэли А. Толстого

Сонет 5
* ?Эм. А?, – записала в ?Исповеди? – самая большая моя в жизни любовь, самая недосягаемая … Я узнала, что М. А. любит меня, любит уже давно – к нему я рванулась вся, от него я не скрывала ничего?.

Сонет 6.
?…никогда, ни с кем не ?МЫ?!* (Гумилёв)
?Эти две встречи всегда стояли передо мной, а я не могла остаться ни с кем? (Черубина де Габриак, Е. Дмитриева).

Сонет 8
* Осип Мандельштам на все времена утвердил уровень отношения к поэзии Гумилёва: ?Гумилёв – наша совесть,.. в его руках высшее доверие Бога: держать в руках поэтическое перо, чтобы сеять доброе и вечное?.
** Начинающим поэтам Гумилёв часто говорил, что поэт ?должен тщательно и упорно развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус; он должен учиться видеть звуки и слышать цвета, обладать слышащими глазами и зрячими ушами, чтобы воспринимать жизнь во всей её полноте и богатстве?.

Сонет 10
* Беатриче. Для Гумилёва это была Анна Ахматова. Познакомившись с Ахматовой 24 декабря 1903 года, Гумилёв в течение долгих семи лет добивался её руки и сердца. Всю жизнь образ Анны оставался в сердце поэта любимой Беатриче.

Сонет 11
* Свадьба Гумилёва и Ахматовой состоялась 25 апреля 1910 года в
Развод состоялся 5 августа 1919 года в Никольской церкви села Никольская Слободка (под Петербургом).

Сонет 13
Жизнь её бывшего мужа Николая Степановича Гумилёва трагически оборвалась в августе 1921 года, он был арестован и расстрелян 26 августа.
Место расстрела и захоронения до сих пор неизвестно, есть только три версии.
Долгие годы утверждали, что поэт был расстрелян за участие в контрреволюционном, так называемом Таганцевском заговоре.
На самом деле, установлено, что преступление Николая Гумилёва, заключалось в том, что он ?не донёс органам Советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался?.

Никаких других обвинительных материалов, которые изобличали бы Николая Гумилёва в участии в антисоветском заговоре, в том уголовном деле, по материалу, которого осуждён Николай Гумилёв, нет.

Там содержатся лишь доказательство существования контрреволюционной организации, в которую он не вступил. Мотивы поведения Николая Гумилёва зафиксированы в протоколе его допроса, пытался его вовлечь в антисоветскую организацию его друг, с которым он учился и был на фронте.

Предрассудки дворянской офицерской чести, как он заявил, не позволили ему пойти с доносом.

Но самое убедительное доказательство лояльности прапорщика, кавалера двух солдатских Георгиевских крестов Николая Гумилёва в его сообщении: он служил в лейб-гвардии уланском полку, во взводе конной разведки, и прошёл через многие опасности, трудности и невзгоды в Первую мировую войну, в том, что у него нет антисоветских стихотворений.

Виталию Шенталинскому удалось разыскать конвертик (лист Дела 144), в котором записана информация: ?Гумилёв Н. С. Расстрелян 25. 8. 1921 г.?
Ошибки: в фамилии, отчество Станиславович, возраст 33 года.
Прошение о помиловании (среди поэтов прошла эта акция) ?дошло? после расстрела.
Ошибкой оказался и сам расстрел.

Сонет 14
* Награждён двумя орденскими крестами Святого Георгия.

?Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь?
Н. Гумилёв
Об этой записи не стене в камере № 7 (или 77) на Шпалерной в 1986 году, незадолго до смерти, сообщил переводчик, преподаватель университета Стратановский Георгий Андреевич, который содержался в этой камере.


О Гумилёве
Родился в Кронштадте в 1886 году
30 сентября 1991 года Судебная коллегия Верховного Суда вынесла решение о реабилитации Н. С. Гумилёва. Уголовное дело в отношении него было прекращено за отсутствием в материалах доказательств его практической причастности к антисоветской деятельности.
Первый памятник Н. С. Гумилёву поставлен в Коктебеле 19 марта 2019 г.
на средства энтузиастов.
На нём слова Гумилёва:
?Ещё не раз вы вспомните меня
И весь мой мир волнующий и странный,
нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный?.
В Коктебеле одна из улиц носит имя Н. С. Гумилёва.
Ежегодно у памятника Н. С. Гумилёва проводится Международный Гумилёвский фестиваль.
Весной 2007 года около памятника заложена зелёная аллея. Деревья прижились.

Метки:
Предыдущий: Об искусстве
Следующий: Моя прекрасная Светлана. Посвящение С. Т. 11304