Двойной венок сонетов персонажи и персоналии

Персонажи и персоналии: два венка сонетов, еще и с подвесками (дополнительными финальными сонетами).
Екатерина Ачилова и Юрий Маракулин (Крюк)

ПЕРСОНАЖИ И ПЕРСОНАЛИИ, венок первый.

Катя: Магистрал
Ариосто
Своим оружьем выбираю речь,
Что, полагаю, вызовет сомнения.
Друзья плечами жмут в недоумении -
Бросай перо, игра не стоит свеч,

Слова, слова - не лучше ль славный меч?
Парирую без страха осуждения,
Что выбор мой не терпит обсуждения,
Не торопитесь речью пренебречь.

Бредя путём вопросов и ответов,
Я буду петь о том, что смерти нет,
В мо;м кармане площадной куплет,

В другом сонет, не то венок сонетов.
Я обещаю другу и врагу -
В стихах своих ни словом не солгу.

***

1. Крюк: Будда

Своим оружьем выбираю речь...
Сказать такое - кто бы мне поверил
Лишь год назад, когда лесного зверя
Любил я у тропинки подстеречь,

И горло вскрыть... смотреть, как теплый меч
Роняет капли, открывая двери
В другую жизнь. Я никогда не верил
В перерожденья огненную печь...

Я и сейчас не верю. Все иначе.
Сансара - столь кривое колесо,
Что выскочить наружу - не задача.

А далеко не цель. В конце концов
Одни ошибки стоят уважения.
Что, полагаю, вызовет сомнения.

***


2. Катя: Тесей
Что, полагаю, вызовет сомнения,
Так это имя моего отца.
Я помню материнское волнение:
Чей слепок, след, черты чьего лица?

"Ты - вылитый Эгей! Его венца
Наследник, невозможны заблуждения!"
Но в глубине зрачков как наваждение -
Шторма, глубины, море без конца.

Под звуки лир, кимвалов и литавр
"Уйди",- прошепчет павший минотавр.
В разгаре пира явится видение:

Мой черный парус, погребальный ч;лн,
Тень Ариадны, плачущей у волн...
Друзья плечами жмут в недоумении.

***

3. Крюк: Ленин

Друзья плечами жмут в недоумении -
"Зачем такие сложности, скажи?
Вовек не разгрести всей этой лжи,
Насилия, глухого отупения,

Извечного молчания, терпения
Привычки, что все это сторожит!
Тебя задавят трусы и ханжи,
Тебя сгноят в Охранном отделении,

Без толку это все. Ты обречен.
Для этого века нужны еще!"...
А я скажу: всего сильнее - речь!

И я начну, пусть без надежды даже.
Вот мой ответ любому, кто мне скажет:
"Бросай перо, игра не стоит свеч!"

***

4. Катя:
Лондонский критик - В. Шекспиру, начинающему драматургу.

Бросай перо, игра не стоит свеч.
Вернись домой, зачем тебе столица?
Стихам - в столах издателей пылиться,
Безвестным пьесам - в долгий ящик лечь.

Ты мнил страстями публику увлечь,
Хотел ее восторгами упиться,
Мечтал и сам на сцене появиться,
Собой украсить басню или скетч?

Мы без тебя прославим Альбион -
Поэты, знатоки, аристократы.
Не ври себе и возвращайся в Стратфорд,

По Вилли-браконьеру плачет он.
Вали, Шекспир! Не всем же словом жечь.
Слова, слова - не лучше ль славный меч?

***

5. Крюк:
Письмо от Чезаре Борджиа - Катарине Сфорца

"Слова, слова - не лучше ль славный меч?"...
Да, неплохая фраза для девиза.
Вот если бы я просто для каприза
Снял голову с твоих прекрасных плеч,

(А это проще, чем тебя стеречь)
Тогда он был бы на щите написан.
Но ты жива. У нас без компромисса
Ни победить, ни взятое сберечь.

Но есть тому еще одна причина
О ней скажу говорю лишь раз и лишь сейчас:
Ты - мой близнец, хотя я и мужчина.

Есть что-то очень родственное в нас.
И потому я все свои сомнения
Парирую без страха осуждения.

***

6. Катя: Сирано де Бержерак

Парирую без страха осуждения,
Но отступаю, словно ученик,
Пред чувством, яд которого проник
И в кровь, и в стих, и в каждое движение.

Ни мой клинок, ни острый мой язык
Здесь не спасут меня от поражения.
Я стану сутью, словом, выражением,
Строкой из песни песен, книги книг.

За истину готов гореть в аду.
Надежды нет. Взаимности не жду
И не ищу от мук освобождения.

Прости меня за годы немоты,
Боюсь, понять не сможешь даже ты,
Что выбор мой не терпит обсуждения.

***

7. Крюк: Иуда

Что выбор мой не терпит обсуждения
Понятно было много лет назад.
И как обол фальшивый был изъят
Однажды из прямого обращения

Я вышвырнул все принятые мнения -
Никто не грешен и никто не свят.
Никто не прав, никто не виноват
Друг друга стоят разные учения.

И человек есть мера всех богов.
А боги жаждут зависти и крови.
А я давно хочу в конце концов

Прервать поток кровавых суесловий.
Как в глупости своей опасна речь!
Не торопитесь речью пренебречь.

***

8. Катя: Шут короля Лира

Не торопитесь речью пренебречь!
В грязи валяясь, восходя на царство
Несите чушь, а барство и бунтарство,
Вс;, кроме чуши, стоит сбросить с плеч!

Желудок мира болен - как извлечь
Отраву, чтоб пресечь его мытарства?
Я предлагаю лучшее лекарство -
Внесите чушь! Принять, запить, прилечь.

О, мой король в дурацком колпаке!
Вот мой рецепт: шагайте налегке,
Несите чушь, какие ваши лета!

Горб чувства долга, власти, кровных уз -
Зачем тащить с собою лишний груз,
Бредя путём вопросов и ответов?!

***

9. Крюк: Диоген

Бредя путем вопросов и ответов,
Проваливаясь в ямы в небесах,
Безумием побарывая страх
И замерзая насмерть жарким летом

Ценя заплаты больше, чем монеты,
Выстраивая города из плах
Опровергая глупость, что в веках
Считалась правдой... Я плачу за это

Своею жизнью и своей судьбой,
Нелепым смехом и глухой тоской,
Когда ты средь агоры воешь: "Люююдиии?!"...

Я знаю, что загробный мир есть бред,
Но, хоть за смертью ничего не будет
Я буду петь о том, что смерти нет.

***

10. Катя: Франсуа Вийон

Я буду петь о том, что смерти нет,
Слагая о повешенных баллады.
В тот самый год, когда кост;р в награду
Был Деве дан за множество побед,

В тот щедрый год я был рожд;н на свет -
Поэт пропойц, убийц и конокрадов,
Тех, от кого бегут, кому не рады,
Кто душу прода;т за звон монет.

Я шлю привет девицам всех статей,
Охочим до рискованных затей.
Петля на шею - золотой билет.

Когда прощаться с телом подойдут,
Пусть мастерство применят и найдут
В мо;м кармане площадной куплет.

***

11. Крюк: Арлекин

В моем кармане площадной куплет
И пара пошлых фраз для Коломбины.
Мой мозг сминает, как горшечник глину
Давно укоренившийся сюжет.

Я эту дурь играю много лет
Скачу, дерусь, машу своей дубиной...
Двусмысленно звучит? Так Арлекину
Без этого на сцену хода нет...

Я жду чумы. Вопящих городов.
Безумных улиц. Ужаса без слов.
Добавлю от себя абсурда, бреда,

И хохота в унынье похорон.
В одном кармане - бубенцовый звон,
В другом сонет, не то венок сонетов.

***

12. Катя: Данте

В другом сонет, не то венок сонетов,
Пробудит осуждение и гнев:
Как? Данте Алигьери, белый гвельф,
Вс; не уймется, сочиняя это?

Я за сонеты бой приму как лев.
Презрен, унижен, изгнан по навету,
Я, названный божественным поэтом,
Живу без света, стихнув, присмирев.

Пусть ход несправедливый бытия
Переживет комедия моя.
Я видел сон, что на чужбине сгину,

Достигну ль рая, ада избегу?
Но рассказать о них в своих терцинах
Я обещаю другу и врагу.

***

13. Крюк: Мефистофель

Я обещаю другу и врагу
Одну лишь правду. Но не обессудьте.
Вы эту правду выдержите, люди?
Я обещал - солгать я не смогу.

Договоримся здесь, на берегу -
Нет в мире ни начальников, ни судей.
И после смерти тоже их не будет,
Мы - сами судьи, те, кто здесь, в кругу.

Я распишу в рифмованных словах
Иллюзии, что в ваших головах
Вас держат на цепи, как псов, с рожденья.

Я буду бить по этому замку.
Я вас предупреждаю - к сожаленью,
В своих стихах ни словом не солгу.

***

14. 1 Катя: Тиль Уленшпигель

В стихах своих ни словом не солгу,
Коль скоро сочинить стихи сумею.
Я острым словом как ножом владею -
Отрезал, и противник ни гугу.

Король Филипп сказал: пусть их сожгут,
А герцог Альба подтвердил: скорее
Я буду взд;рнут нищими на рее,
Чем местный люд освобожд;н от пут.

Страница в книжке: люди жгут людей.
Знам;на иноземные срывая,
Мы в днище мира затыкаем течь.

Свободу ставя выше всех идей,
К оружью нищебродов призывая,
Своим оружьем выбираю речь.

***

14. 2. Катя: Барон Мюнхгаузен

В стихах своих ни словом не солгу,
Тем паче в прозе фальши не найд;те.
Когда прид;тся вам тонуть в болоте,
Увидите, как я вам помогу.

Окажетесь на дальнем берегу
Меж львом и крокодилом, на охоте,
И снова без усилия пойм;те,
Что предо мной находитесь в долгу.

Что нужно сделать, чтобы долг отдать?
Пообещайте никогда не лгать -
Ни в счастье, ни в покое, ни в борьбе,

Ни королю, ни другу, ни себе.
А я, чтоб всех от лжи предостеречь,
Своим оружьем выбираю речь.

***

ПЕРСОНАЖИ И ПЕРСОНАЛИИ: Венок Второй

Крюк: Магистрал
Карл IX

Слова тогда особенно сильны
Когда их суть от света плотно скрыта.
Под мягким пледом - полоса гранита,
За громкой речью - бездна тишины.

Слова тогда особенно нужны
Когда и так все ясно и открыто.
И существа другого цвета, вида,
Вообще другие - все обречены.

Читает принц слова, слова, слова...
Завидую - в нем честь еще жива
Она свое получит без усилья.

Когда не принц читает, а король
Любое слово означает "боль",
И пахнет кровью, золотом и гнилью.

***

1. Катя: Уолтер Рэли

Слова тогда особенно сильны,
Когда стоишь у края, у предела.
Толпа застыла, замерла, осела,
Раскрыты рты, мозги отключены.

Палач спокоен - видно, знает дело,
Похоже, как и я, птенец войны,
А, значит, снимет голову умело.
Как я искал подобие страны

Своих мечтаний, золотой земли!..
Мой сын погиб, за ним друзья ушли,
А вс; ж и мы не будем позабыты.

Но трижды океаны обмелей,
Мне не понять деяний королей,
Когда их суть от света плотно скрыта!

***

2. Крюк: Макиавелли

Когда их суть от света плотно скрыта,
Любые договоры - пустота.
Мы истолкуем нужные места
Лишь так, как это нужно нам. Для вида

Изобразив досаду и обиду.
Любые возмущения скота
Наскучившего ласками хлыста
Мы словом повернем на их элиту.

Поддерживайте замыслы толпы
Пусть бороды трещат и бьются лбы -
Рисуйте позаманчивее виды!

В словах смиренных - жало паука.
Под легким шелком - латная рука.
Под мягким пледом - полоса гранита.

***

3. Катя: Хатшепсут

Под мягким пледом - полоса гранита.
Взгляни, плывут гранитные суда.
О днях торжеств и о годах труда
Тебе расскажут каменные плиты,

Как выросли в Карнаке монолиты,
Как флот качала нильская вода,
Как я была в решениях тверда
Во имя благоденствия Египта.

Коль дань любви потомки принесут,
То пусть не мне, царице Хатшепсут -
Богам и жителям моей страны.

Скажу великим будущим царям:
За тусклым днем - кровавая заря,
За громкой речью - бездна тишины.

***

4. Крюк: Эгиль Скаллагримссон

За громкой речью - бездна тишины.
Весь смысл браги Одина - молчанье,
Как суть секиры - в нанесенной ране
В конце пути - суть скакуна волны.

И в споре копий мне не так страшны
Удары и прямые попаданья,
Как тёмные моменты ожиданья -
Они всегда опасны и трудны.

Мы, люди, видим то, в чем смысла нет,
И в этом мироздания секрет,
Его и разгадал великий Один.

Как шлем помятый, мысли нам тесны!
Когда такое в голову приходит,
Тогда слова особенно нужны.

***

5. Катя : Жанна из Домреми

Слова тогда особенно нужны,
Когда вокруг толпа стоит в молчании
И жд;т, что ты нарушишь обещание
И примешь груз насмешек и вины.

Мне полномочия небом вручены,
А капитан Робер из сострадания
В дорогу дал мужское одеяние,
Вручил накидку, шоссы и штаны.

Событие, право, важное не столь -
Сказать "я Вас узнала, мой король",
Услышав выдох потряс;нной свиты.

Зачем ты, сердце, мечешься в груди?
Молчи о том, что будет впереди,
Когда и так все ясно и открыто.

***

6. Крюк: Миямото Мусаси

Когда и так все ясно и открыто
Тогда свое внимание удвой:
Всегда считай, что здесь перед тобой
Боец могучий, хитрый, знаменитый.

Его недооценишь - будешь битым.
Переоценишь - сломленным судьбой.
Не торопись. Не любит спешки бой
Струна побед из многих ниток свита.

Но помни, что играть на той струне
Не лучше, чем ловить мечту во сне.
Победа не важна - ты сам важнее.

Ты и твой враг в бою всей сутью слиты:
Как будто вы - драконы, птицы, змеи
Как существа иного цвета, вида...

***

7. Катя: Иероним Босх

Вот существа другого цвета, вида -
До ужаса странны, искажены!
Растения, птицы, жабы, горбуны,
А люди - праздник или панихида

У них ид;т? Им больно или стыдно?
Испуганы, бледны, обнажены...
По замыслу творца, они должны
Поведать нам о том, чего не видно,

О гибели души. Предполагаю,
Вы удалитесь, мастера ругая?
Однако, все чудные существа,

Скелет, птенец, на ножках голова,
И мы, что смотрим с этой стороны,
Вообще другие - все обречены.

***

8. Крюк: Йорг фон Фрундсберг

Вообще другие все обречены -
Останется лишь горсточка покорных.
Да сотни две безумцев в дебрях горных,
Наследники захваченной страны.

Одни нам только как рабы нужны,
Они ничем не выше злаков сорных.
Другие хороши в боях упорных -
Мы тоже расслабляться не должны.

Когда страна охвачена резней
То надо быть последним размазней
Чтоб не урвать себе кусочек сала.

Ландскнехты засучили рукава
И режут всех, пока в дворцовых залах
Читает принц слова, слова, слова...

***

9. Катя: Горацио

Читает принц слова, слова, слова...
Ах, как же я о прошлом сожалею!
Я помню виттенбергские аллеи
И с миром ощущение родства.

Моя задача в пьесе такова:
Ничем помочь особо не сумею,
Внимаю, от участия немею,
Фиксирую: забыт, убит, мертва.

Мне так его сопровождать хотелось
Туда, где гаснут слава и молва!
Но он просил поведать вс; как есть

Про ненависть, предательство и месть.
И Фортинбрас произнесет над телом:
Завидую - в нем честь ещ; жива.

***

10. Крюк: Ричард III

"Завидую - в нем честь еще жива" -
Пусть это на надгробии напишут.
Хотя навряд ли - люди врут, как дышат,
Не изменить законов естества.

В грядущем кто-то сложит два и два -
Поймет, что я - лишь кот, а рядом - мыши.
Хотя сейчас молвою я унижен,
Мне вслед бормочут бранные слова,

Бесчестен я не более, чем все.
Я вместе с ними - белка в колесе.
Бегу к богатству, почестям и трону.

Но все равно все это станет пылью...
Когда толпа ревет - молчат законы.
Она свое получит без усилья.

***

11. Катя: Генрих VIII

Она свое получит без усилья,
Останется одною из шести.
Ведь привелось в историю войти
Тираном, воплощением насилия!

Я ныне пред потомками бессилен,
Всяк обо мне считалочку свистит.
Однако я определил пути
Английского достоинства и стиля.

Она твердила, не признав вины,
Что наша дочь - спасение страны.
Ее пред казнью подведут к кресту,

А я молитву за нее прочту.
Молитвы много действенней порой,
Когда не принц читает, а король.

***

12. Крюк: Энди Уорхол

Когда не принц читает, а король
- А я король, и мир - моя держава -
Так вот, я говорю: минута славы
Есть у любого, пусть он даже ноль.

Ты хочешь прогреметь? Тогда изволь
Вот камера, вот стул, очков оправа,
Бессмертие достань из банки ржавой,
Найди к вселенной правильный пароль!

Воспользуйся! Я буду только рад.
А мною он забыт сто лет назад,
Променян на усталость... и корону.

Одно предупреждение позволь:
Когда ты будешь только пустозвоном,
Любое слово означает "боль".

***

13. Катя: Николай Гумил;в

Любое слово означает "боль",
Тем более, рожд;нное любовью,
И пахнет гнилью, золотом и кровью,
И ворона крыло черно как смоль.

Любое слово означает "роль",
Изгибом рта, приподнятою бровью,
От детской колыбели до надгробья
Отыгранную, будто в Гран-Гиньоль.

Любое слово означает "бог",
Пусть надо мной заплачут серафимы,
Пусть ангелов закружат эскадрильи.

Земля - плацдарм восторгов и тревог,
Мы всемогущи так, как уязвимы,
И пахнет кровью, золотом и гнилью.

***

14.1. Крюк: Чингиз-хан

И пахнет кровью, золотом и гнилью
Во всех дворцах убитых мной владык.
Я к этому давным-давно привык:
Заеду внутрь верхом, и чашу вылью

На изразцы полов, покрытых пылью,
Во славу духов-тенгри. Мой язык
Молчит. Мне подобает львиный рык,
А лев не возмущается насильем.

Пусть режут, пусть насилуют и пьют.
Три дня на разграбление дают,
Когда берется штурмом вражий город.

Когда твои враги сокрушены,
А главному живот мечом распорот -
Тогда слова особенно сильны.

***

14.2. Крюк: Лао цзы

И пахнет кровью, золотом и гнилью
Во всех дворцах забытых мной владык.
Я к этому давным-давно привык:
Как чай из старой чашки молча вылью,

На тростниковый пол, покрытый пылью,
Так вышвырну всю славу. Мой язык
Молчит. Мне подобает львиный рык,
Но мир не стоит моего усилья...

И книга в двадцать тысяч глупых слов -
Костыль для мудрых, привязь для ослов -
Вот пропуск мой из мира в то, что дальше.

Когда ты знаешь смысл тишины,
Лишенной торопливости и фальши -
Тогда слова особенно сильны.

Метки:
Предыдущий: Сонет 7. История не помнит долгих фраз
Следующий: 1. 7. 9. 7-Степь