Конкурс 39. Лепестки сакуры. Отточеность в хайку
Дорогие наши друзья - постоянные участники и гости!
Продолжаем развивать творческое и трепетное отношение к самобытному японскому жанру! Мы делаем это по-русски. С одной стороны, в этом сложность, а с другой - возможность открытия чего-то нового, пока недосягаемого. И пути назад нет, есть непродолжительные остановки и технические моменты.
Мы постоянно сравниваем хайку с монохромным рисунком, который через вызванные ассоциации и домысливание воспроизводит цельную картину, живописную картину, и причём реальную, а не вымышленную из области фэнтези. А значит, и язык, на котором пишется этот пейзаж, или зарисовка, должен быть понятным и лёгким на восприятие. Кроме того, не забываем, то это поэзия.
Любую зарисовку начинают с того, что берут в руки карандаш. Какой он? Сломанный? Тупой? Или хорошо отточенный, несмотря на его мягкость.
Так как мы имеем дело с поэзией минимализма, для нас это крайне важно - ОТТОЧЕННОСТЬ. Что под этим подразумевается?
ХАИМИ - ОТТОЧЕННОСТЬ, свойственная хайку, лаконичность.
“Установка на деталь, на высказывание намеком, на ?послечувствование?...
Лаконичность хайку, — та ее особенность, которая прежде всего бросается в глаза, — является уже свойством вторичным; однако для понимания хайку не только европейцами, но даже японцами она играет немалую роль. При относительной длине японских слов, в семнадцать слогов иной раз умещается всего четыре значащих слова, максимальное же (крайне редкое) их число — восемь. Результатом является то, что добрая половина хайку без комментариев позднейших исследователей либо не вполне понятна, либо вовсе непонятна, а сами эти комментарии нередко противоречивы. Если к этому добавить, что обычный европейский читатель не знает японского быта, — тех realia, о которых говорит хайку, — то не покажется преувеличением утверждение, что понять и эстетически оценить отдельную хайку (при допущении возможности ее идеального перевода) для европейского читателя часто просто невозможно.” (Предисловие к “Тропинкам Севера” В. Маркова)
Но мы пишем по-русски, и не занимаемся переводами с японского или какого другого языка. Но у нас тоже есть 17 слогов, из которых мы безжалостно выкидываем предлоги, наречия, оценочные прилагательные, и желательно - глаголы. Что же остаётся? Существительные, относящиеся к предметности. Это наш основной арсенал.
Но в русском языке существительные бывают разной длины. Сравните такие слова как "дом" и "гусеница". Обратите внимание, в последнем - ударение падает на первый слог, последующие три слога остаются без ударения. Получается, вписывая это слово в строку поневоле нарушаешь обычный двучастный размер (ямб, хорей), где всё же допускаются пиррихии, пропуски ударения, но также и в логаэде или дольнике, которые строятся на сочетании двучастных и трёхчастных стоп, и пропуск ударений в этих размерах нарушает плавность ритма и производит некий провал, и потому - пропуски ударений являются нежелательными.
В предыдущем конкурсе 6-е место заняла работа именно с этим словом "гусеница". Посмотрим, что получилось:
сохнут половички
гусеница в полоску
по краю скамьи (автор Татьяна Шадуя)
*
Многим эта работа понравилась своим замыслом и приятной знакомой зарисовкой, вызывающая самые тёплые ассоциации. Но что мы видим? В первой строке ещё одно длинное слово "половички" при сочетании с глаголом производит провал ударений, которые обрамляют строку. Плавность нарушается. Следующая строка начинается с ударного слога, но положение спасет смысловая пауза между 1 и 2 строками. Но вот и оно, слово "гусеница", где после ударного слога идут 4 безударных. В хайку 6 слов и 2 предлога.
Для сравнения приведём хайку, занявшую 5-е место на конкурсе:
чаши кувшинок
блестят на глади пруда
рыбачьи лодки (автор Наталья Степанова)
*
Здесь уже 7 слов, но один предлог. И ударения распределены ритмически лучше. Нигде не видим провалов более чем в два слога, даже между строк. Кстати, слово "рыбачьи" вполне уместная характеристика, можно сказать, необходимая для правильного восприятия лаконичной зарисовки.
Надо отметить, что контекст первого примера хайку смягчает положение и оправдывает использование длинных слов. Автор старается произвести эффект вытянутости, ведь речь идёт о гусенице и половичках. Но в другом случае это будет явным минусом работе. И несмотря на то, что это относится к технике исполнения, она влияет и на само восприятие хайку, как поэтического текста.
В таких системах стихосложения, как акцентный стих, провалы ударений приветствуются наряду с другими вольными "нарушениями", но там есть где развернуться для бьющей фонтаном фантазии и эмоциональности. А вот в поэзии минимализма дело обстоит не так. Каждое слово на вес золота, и обдумывание каждого слога, участвующего в ритмической интонации, как раз и является частью нашей скрупулёзной работой нанесения точного штриха на поэтический эскиз.
В проекте Лепестки Сакуры мы уже работали над ритмическим рисунком в конкурсе №5 "Плавность ритма в хайку". Настоятельно рекомендуем ознакомиться с кратким конспектом этого конкурса и его результатами: http://stihi.ru/2020/04/30/10641
Но сейчас, когда позади пройдены ещё 34 конкурса и много чего мы выяснили, включая предлоги и части речи, оценочные характеристики, полезно поработать в этом направлении для создания отточенности и уместности каждого слова в хайку.
***
Итак, выделим главное: лаконизм языка и минимализм текста хайку требует от нас отточенности и высокой техники исполнения! Не забываем, что трёхстрочный размер дактиль НЕ для хайку, оставим его для Японского сонета. Стык ударений между строк приемлем только, где есть цезура, смысловая пауза между строк. А такая пауза при двучастности хайку может быть только ОДНА! Будьте осторожны с использованием дактилическими окончаниями строк, которым тоже не желательно стыковаться с последующим безударным началом строк. Помните, что хотя предлоги иногда могут быть под ударением, но они могут искажать смысловое восприятие и даже расставлять неправильные акценты. Исключение составляет определённые идиомы, где на предлоги падает ударение. Помните, что хайку должно восприниматься и читаться просто, приближенно к разговорной речи, и должно иметь приятную интонацию. И кроме того - это пейзажная лирика сезона. И ЭТО ПОЭЗИЯ, хотя и относящаяся к МИНИМАЛИЗМУ.
================
Итак, дорогие друзья, давайте особо поработаем над лаконичностью в хайку, раскроем его внутреннюю красоту и содержание. Каждое слово - точный чёткий штрих!
Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
Итак, задание для конкурса ?ОТТОЧЕННОСТЬ В ХАЙКУ?:
1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).
2. В хайку будет оцениваться то, НАСКОЛЬКО УДАЛОСЬ АВТОРУ ОТТОЧЕНО ПОРАБОТАТЬ НАД ТЕХНИКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ ХАЙКУ, ВКЛЮЧАЯ СОЗДАНИЕ БЛАГОЗВУЧНОСТИ РИТМИЧЕСКОГО РИСУНКА, ПРИ ОТСУТСТВИИ ЛИШНИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ, ИМЕЮЩИХ ОЦЕНОЧНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ, И ПО ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДЛОГОВ. Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов приветствуется, как всегда. Но помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю.
Для настроения рекомендуется тема ?СНЕГОПАД В ПОЛДЕНЬ?, но не обязательно. Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования на основании личного опыта.
ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:
Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:
[email protected]
Внимание! Личные сообщения странички ведущей и Маллар Ме работают НЕУСТОЙЧИВО!
Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье, что заявка отправлена.
Заявка принимается по форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку
Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.
Призовой фонд:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.
Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее у читателя ассоциации пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.
Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!
Приём работ до 27 ДЕКАБРЯ 2021 года или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!
Принято на данный момент: 31 хайку.
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.
Продолжаем развивать творческое и трепетное отношение к самобытному японскому жанру! Мы делаем это по-русски. С одной стороны, в этом сложность, а с другой - возможность открытия чего-то нового, пока недосягаемого. И пути назад нет, есть непродолжительные остановки и технические моменты.
Мы постоянно сравниваем хайку с монохромным рисунком, который через вызванные ассоциации и домысливание воспроизводит цельную картину, живописную картину, и причём реальную, а не вымышленную из области фэнтези. А значит, и язык, на котором пишется этот пейзаж, или зарисовка, должен быть понятным и лёгким на восприятие. Кроме того, не забываем, то это поэзия.
Любую зарисовку начинают с того, что берут в руки карандаш. Какой он? Сломанный? Тупой? Или хорошо отточенный, несмотря на его мягкость.
Так как мы имеем дело с поэзией минимализма, для нас это крайне важно - ОТТОЧЕННОСТЬ. Что под этим подразумевается?
ХАИМИ - ОТТОЧЕННОСТЬ, свойственная хайку, лаконичность.
“Установка на деталь, на высказывание намеком, на ?послечувствование?...
Лаконичность хайку, — та ее особенность, которая прежде всего бросается в глаза, — является уже свойством вторичным; однако для понимания хайку не только европейцами, но даже японцами она играет немалую роль. При относительной длине японских слов, в семнадцать слогов иной раз умещается всего четыре значащих слова, максимальное же (крайне редкое) их число — восемь. Результатом является то, что добрая половина хайку без комментариев позднейших исследователей либо не вполне понятна, либо вовсе непонятна, а сами эти комментарии нередко противоречивы. Если к этому добавить, что обычный европейский читатель не знает японского быта, — тех realia, о которых говорит хайку, — то не покажется преувеличением утверждение, что понять и эстетически оценить отдельную хайку (при допущении возможности ее идеального перевода) для европейского читателя часто просто невозможно.” (Предисловие к “Тропинкам Севера” В. Маркова)
Но мы пишем по-русски, и не занимаемся переводами с японского или какого другого языка. Но у нас тоже есть 17 слогов, из которых мы безжалостно выкидываем предлоги, наречия, оценочные прилагательные, и желательно - глаголы. Что же остаётся? Существительные, относящиеся к предметности. Это наш основной арсенал.
Но в русском языке существительные бывают разной длины. Сравните такие слова как "дом" и "гусеница". Обратите внимание, в последнем - ударение падает на первый слог, последующие три слога остаются без ударения. Получается, вписывая это слово в строку поневоле нарушаешь обычный двучастный размер (ямб, хорей), где всё же допускаются пиррихии, пропуски ударения, но также и в логаэде или дольнике, которые строятся на сочетании двучастных и трёхчастных стоп, и пропуск ударений в этих размерах нарушает плавность ритма и производит некий провал, и потому - пропуски ударений являются нежелательными.
В предыдущем конкурсе 6-е место заняла работа именно с этим словом "гусеница". Посмотрим, что получилось:
сохнут половички
гусеница в полоску
по краю скамьи (автор Татьяна Шадуя)
*
Многим эта работа понравилась своим замыслом и приятной знакомой зарисовкой, вызывающая самые тёплые ассоциации. Но что мы видим? В первой строке ещё одно длинное слово "половички" при сочетании с глаголом производит провал ударений, которые обрамляют строку. Плавность нарушается. Следующая строка начинается с ударного слога, но положение спасет смысловая пауза между 1 и 2 строками. Но вот и оно, слово "гусеница", где после ударного слога идут 4 безударных. В хайку 6 слов и 2 предлога.
Для сравнения приведём хайку, занявшую 5-е место на конкурсе:
чаши кувшинок
блестят на глади пруда
рыбачьи лодки (автор Наталья Степанова)
*
Здесь уже 7 слов, но один предлог. И ударения распределены ритмически лучше. Нигде не видим провалов более чем в два слога, даже между строк. Кстати, слово "рыбачьи" вполне уместная характеристика, можно сказать, необходимая для правильного восприятия лаконичной зарисовки.
Надо отметить, что контекст первого примера хайку смягчает положение и оправдывает использование длинных слов. Автор старается произвести эффект вытянутости, ведь речь идёт о гусенице и половичках. Но в другом случае это будет явным минусом работе. И несмотря на то, что это относится к технике исполнения, она влияет и на само восприятие хайку, как поэтического текста.
В таких системах стихосложения, как акцентный стих, провалы ударений приветствуются наряду с другими вольными "нарушениями", но там есть где развернуться для бьющей фонтаном фантазии и эмоциональности. А вот в поэзии минимализма дело обстоит не так. Каждое слово на вес золота, и обдумывание каждого слога, участвующего в ритмической интонации, как раз и является частью нашей скрупулёзной работой нанесения точного штриха на поэтический эскиз.
В проекте Лепестки Сакуры мы уже работали над ритмическим рисунком в конкурсе №5 "Плавность ритма в хайку". Настоятельно рекомендуем ознакомиться с кратким конспектом этого конкурса и его результатами: http://stihi.ru/2020/04/30/10641
Но сейчас, когда позади пройдены ещё 34 конкурса и много чего мы выяснили, включая предлоги и части речи, оценочные характеристики, полезно поработать в этом направлении для создания отточенности и уместности каждого слова в хайку.
***
Итак, выделим главное: лаконизм языка и минимализм текста хайку требует от нас отточенности и высокой техники исполнения! Не забываем, что трёхстрочный размер дактиль НЕ для хайку, оставим его для Японского сонета. Стык ударений между строк приемлем только, где есть цезура, смысловая пауза между строк. А такая пауза при двучастности хайку может быть только ОДНА! Будьте осторожны с использованием дактилическими окончаниями строк, которым тоже не желательно стыковаться с последующим безударным началом строк. Помните, что хотя предлоги иногда могут быть под ударением, но они могут искажать смысловое восприятие и даже расставлять неправильные акценты. Исключение составляет определённые идиомы, где на предлоги падает ударение. Помните, что хайку должно восприниматься и читаться просто, приближенно к разговорной речи, и должно иметь приятную интонацию. И кроме того - это пейзажная лирика сезона. И ЭТО ПОЭЗИЯ, хотя и относящаяся к МИНИМАЛИЗМУ.
================
Итак, дорогие друзья, давайте особо поработаем над лаконичностью в хайку, раскроем его внутреннюю красоту и содержание. Каждое слово - точный чёткий штрих!
Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
Итак, задание для конкурса ?ОТТОЧЕННОСТЬ В ХАЙКУ?:
1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).
2. В хайку будет оцениваться то, НАСКОЛЬКО УДАЛОСЬ АВТОРУ ОТТОЧЕНО ПОРАБОТАТЬ НАД ТЕХНИКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ ХАЙКУ, ВКЛЮЧАЯ СОЗДАНИЕ БЛАГОЗВУЧНОСТИ РИТМИЧЕСКОГО РИСУНКА, ПРИ ОТСУТСТВИИ ЛИШНИХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ, ИМЕЮЩИХ ОЦЕНОЧНУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ, И ПО ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДЛОГОВ. Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов приветствуется, как всегда. Но помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю.
Для настроения рекомендуется тема ?СНЕГОПАД В ПОЛДЕНЬ?, но не обязательно. Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования на основании личного опыта.
ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:
Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:
[email protected]
Внимание! Личные сообщения странички ведущей и Маллар Ме работают НЕУСТОЙЧИВО!
Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье, что заявка отправлена.
Заявка принимается по форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку
Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.
Призовой фонд:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.
Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее у читателя ассоциации пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.
Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!
Приём работ до 27 ДЕКАБРЯ 2021 года или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!
Принято на данный момент: 31 хайку.
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.
Метки: