Конкурс 36 Лепестки сакуры Однородность в хайку
Дорогие наши друзья - постоянные участники и гости!
Продолжаем развивать творческое и трепетное отношение к самобытному японскому жанру! Мы делаем это по-русски. С одной стороны, в этом сложность, а с другой - возможность открытия чего-то нового, пока недосягаемого.
Прошу прощения за ожидание открытия нового конкурса. Причина задержки, как вы успели заметить по анонсу, большой конкурс памяти автор Любимая Игрушка (Ольга Петрвна Михайлова). Участники писали хайку хонкадори, навеянное хайку самой Любимой Игрушки.
Вот итоги конкурса Памяти Любимой Игрушки: http://stihi.ru/2021/01/31/4728
Очень хотелось привести результаты этого конкурса, но я этого делать не буду. Вы сами можете посмотреть призовые работы, весьма симпатичные современные хайку (европейские или русские), сэнрю и прочее, но НИЧЕГО соответствующего к классическому жанру пейзажной лирики сезона я не увидела. Поэтому, кому по душе направление традиционного жанра - просим к нам. Будем развиваться и развивать это направление.
Попробую отразить всё-таки небольшой приобретённый опыт после этого памятного конкурса. А именно, понравилось замечание одного из членов жюри.
Радион Далин:
"немного о распространённых ошибках при написании хайку :)
для двучастных хайку (ториавасэ) плохая связка между частями: ?вторая часть?, потому что ?первая? или наоборот :)
то же относится и к последовательности – после первого второе :)
два и больше киго или сезонных маркера: если сказали снег в одной части – не стоит говорить о морозе в другой :) да и вообще больше не стоит в этом стише говорить о зиме, вы уже сказали – снег, а это значит зима, которая понятно чем оборачивается ;) такого рода смысловая тавтология получится :) это имеет смысл именно в хайкай, где приходится экономить место ;)
естественно, тавтологии следует избегать и "обычной" – ?нет!? однокоренным словам и даже одинаковым предлогам :) даже уменьшительным суффиксам в разных частях :) думаю, можно – если они в одной части, типа "кошечка и собачка" :)
вот, кстати, ещё одна ошибка – однородные предметы тоже не стоит раскидывать по разным частям, если у вас ?кошка и собака? – то они только в одной части могут быть :)
зачастую 1я часть (1я строка) звучит названием 2й части – сначала назвали, потом описывают что происходит... разжёвывание в хайкай – оно всегда лишнее, если без него непонятно, что хотел сказать-передать автор – значит, плохо написано".
________
Частично в рамках нашего проекта мы работали над взаимодействием двух частей, и определяли, что одна часть не должна пояснять другую, и одна часть не должна вытекать из другой. Между двумя частями не могут по смыслу вставляться такие связующие слова: "потому что" и "так как". Но критик пошёл чуть-чуть дальше - нельзя повторяться, подчёркивая одно и то же. Каждое слово в хайку на вес золота. И поэтому словесной воде здесь нет места. Для наглядности представим сосуд с трещиной, в которую будет вытекать всё ненужное, застоявшееся, передающее одно и тоже! Именно тогда части будут как два потенциала разнесены настолько близко, что между ними промелькнёт молния, как вспышка, озарение внутреннего содержания. Каким оно будет? На каком опыте основано? Но это будет несомненно находкой, которую ищут как жемчужину на дне морском.
Не бойтесь нырять в дебри - ищите! И найдёте... А если найдёте, тогда покажите другим и мы будем любоваться вместе с вами. И для этого не надо заигрывать с читателем, как в сэнрю, заранее вызывая умилительную усмешку. Возможно затронуть струны души, играя на особенностях знакомого пейзажа, иногда до боли передающего то, что мы уже стали забывать. Покопайтесь в ВАШЕЙ ПАМЯТИ. Обязательно найдётся что-то, что может в нынешних обстоятельствах всех удивить - не своей громкой эпатажностью, а возможно, тихим впечатление от созерцания, волнующего простую душу. Удачи!
И помните, никакой тавтологии, повторов по смыслу. И уж тем более, никаких прямых указаний на сезон: зима, зимний, холодный и т.д. И без этого читатель должен будет это ощутить и увидеть: и зиму, и холодный ветер, и зимний вечер. Только для этого нужно найти подходящие слова, которые подразумевают то, что вы пытаетесь описать, - каждое слово на своём месте. Однако, и без одних и тех же слов можно повторяться. Если о чём-то сказали в первой части, во второй - совсем о другом, но косвенно имеющим связь с тем, что в первом.
Итак, подведём итог. Однократно употребляем, не повторяем:
1) признак сезона
2) однородные предметы не используем в разный частях
3) предлоги и союзы не повторяем (стараемся их количество свести до минимума - не больше 2-х, а лучше и вовсе не использовать)
4) в последующей части никаких пояснений сказанного в предыдущей
================
Итак, дорогие друзья, давайте поработаем над хайку на предмет выявление однородности. Всё лишнее - не для хайку! Таким образом мы повысим качество нашей лирики и будем искать изысканные находки!
Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
Итак, задание для конкурса ?ОДНОРОДНОСТЬ В ХАЙКУ?:
1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).
2. В хайку будет оцениваться КАК АВТОРУ УДАЛОСЬ УСТРАНИТЬ ОДНОРОДНОСТЬ И ИЗБЕЖАТЬ ТАВТОЛОГИИ, ИЗБЕГАЯ НЕНУЖНЫХ ПОЯСНЕНИЙ И ЛИШНИХ СЛОВ. Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов приветствуется, как всегда, и даже их количество. Но помните о недосказанности и недостроенных мостах. Но позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю.
Для настроения рекомендуется тема ?Тени на снегу?, но не обязательно. Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования на основании личного опыта.
ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:
Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:
[email protected]
Внимание! Личные сообщения странички ведущей работает только на приём! В крайнем случае можно прислать в личчные сообщения на Маллар Ме. Но не желательно.
Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье.
Заявка принимается по форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку
Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.
Призовой фонд:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.
Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее у читателя ассоциации пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.
Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!
Приём работ до 10 МАРТА 2020 года или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!
Принято на данный момент: 30 хайку.
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.
Продолжаем развивать творческое и трепетное отношение к самобытному японскому жанру! Мы делаем это по-русски. С одной стороны, в этом сложность, а с другой - возможность открытия чего-то нового, пока недосягаемого.
Прошу прощения за ожидание открытия нового конкурса. Причина задержки, как вы успели заметить по анонсу, большой конкурс памяти автор Любимая Игрушка (Ольга Петрвна Михайлова). Участники писали хайку хонкадори, навеянное хайку самой Любимой Игрушки.
Вот итоги конкурса Памяти Любимой Игрушки: http://stihi.ru/2021/01/31/4728
Очень хотелось привести результаты этого конкурса, но я этого делать не буду. Вы сами можете посмотреть призовые работы, весьма симпатичные современные хайку (европейские или русские), сэнрю и прочее, но НИЧЕГО соответствующего к классическому жанру пейзажной лирики сезона я не увидела. Поэтому, кому по душе направление традиционного жанра - просим к нам. Будем развиваться и развивать это направление.
Попробую отразить всё-таки небольшой приобретённый опыт после этого памятного конкурса. А именно, понравилось замечание одного из членов жюри.
Радион Далин:
"немного о распространённых ошибках при написании хайку :)
для двучастных хайку (ториавасэ) плохая связка между частями: ?вторая часть?, потому что ?первая? или наоборот :)
то же относится и к последовательности – после первого второе :)
два и больше киго или сезонных маркера: если сказали снег в одной части – не стоит говорить о морозе в другой :) да и вообще больше не стоит в этом стише говорить о зиме, вы уже сказали – снег, а это значит зима, которая понятно чем оборачивается ;) такого рода смысловая тавтология получится :) это имеет смысл именно в хайкай, где приходится экономить место ;)
естественно, тавтологии следует избегать и "обычной" – ?нет!? однокоренным словам и даже одинаковым предлогам :) даже уменьшительным суффиксам в разных частях :) думаю, можно – если они в одной части, типа "кошечка и собачка" :)
вот, кстати, ещё одна ошибка – однородные предметы тоже не стоит раскидывать по разным частям, если у вас ?кошка и собака? – то они только в одной части могут быть :)
зачастую 1я часть (1я строка) звучит названием 2й части – сначала назвали, потом описывают что происходит... разжёвывание в хайкай – оно всегда лишнее, если без него непонятно, что хотел сказать-передать автор – значит, плохо написано".
________
Частично в рамках нашего проекта мы работали над взаимодействием двух частей, и определяли, что одна часть не должна пояснять другую, и одна часть не должна вытекать из другой. Между двумя частями не могут по смыслу вставляться такие связующие слова: "потому что" и "так как". Но критик пошёл чуть-чуть дальше - нельзя повторяться, подчёркивая одно и то же. Каждое слово в хайку на вес золота. И поэтому словесной воде здесь нет места. Для наглядности представим сосуд с трещиной, в которую будет вытекать всё ненужное, застоявшееся, передающее одно и тоже! Именно тогда части будут как два потенциала разнесены настолько близко, что между ними промелькнёт молния, как вспышка, озарение внутреннего содержания. Каким оно будет? На каком опыте основано? Но это будет несомненно находкой, которую ищут как жемчужину на дне морском.
Не бойтесь нырять в дебри - ищите! И найдёте... А если найдёте, тогда покажите другим и мы будем любоваться вместе с вами. И для этого не надо заигрывать с читателем, как в сэнрю, заранее вызывая умилительную усмешку. Возможно затронуть струны души, играя на особенностях знакомого пейзажа, иногда до боли передающего то, что мы уже стали забывать. Покопайтесь в ВАШЕЙ ПАМЯТИ. Обязательно найдётся что-то, что может в нынешних обстоятельствах всех удивить - не своей громкой эпатажностью, а возможно, тихим впечатление от созерцания, волнующего простую душу. Удачи!
И помните, никакой тавтологии, повторов по смыслу. И уж тем более, никаких прямых указаний на сезон: зима, зимний, холодный и т.д. И без этого читатель должен будет это ощутить и увидеть: и зиму, и холодный ветер, и зимний вечер. Только для этого нужно найти подходящие слова, которые подразумевают то, что вы пытаетесь описать, - каждое слово на своём месте. Однако, и без одних и тех же слов можно повторяться. Если о чём-то сказали в первой части, во второй - совсем о другом, но косвенно имеющим связь с тем, что в первом.
Итак, подведём итог. Однократно употребляем, не повторяем:
1) признак сезона
2) однородные предметы не используем в разный частях
3) предлоги и союзы не повторяем (стараемся их количество свести до минимума - не больше 2-х, а лучше и вовсе не использовать)
4) в последующей части никаких пояснений сказанного в предыдущей
================
Итак, дорогие друзья, давайте поработаем над хайку на предмет выявление однородности. Всё лишнее - не для хайку! Таким образом мы повысим качество нашей лирики и будем искать изысканные находки!
Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
Итак, задание для конкурса ?ОДНОРОДНОСТЬ В ХАЙКУ?:
1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).
2. В хайку будет оцениваться КАК АВТОРУ УДАЛОСЬ УСТРАНИТЬ ОДНОРОДНОСТЬ И ИЗБЕЖАТЬ ТАВТОЛОГИИ, ИЗБЕГАЯ НЕНУЖНЫХ ПОЯСНЕНИЙ И ЛИШНИХ СЛОВ. Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов приветствуется, как всегда, и даже их количество. Но помните о недосказанности и недостроенных мостах. Но позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю.
Для настроения рекомендуется тема ?Тени на снегу?, но не обязательно. Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования на основании личного опыта.
ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:
Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:
[email protected]
Внимание! Личные сообщения странички ведущей работает только на приём! В крайнем случае можно прислать в личчные сообщения на Маллар Ме. Но не желательно.
Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье.
Заявка принимается по форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку
Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.
Призовой фонд:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.
Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее у читателя ассоциации пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.
Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!
Приём работ до 10 МАРТА 2020 года или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!
Принято на данный момент: 30 хайку.
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.
Метки: