Конкурс 37 Лепестки сакуры Движение в хайку
Дорогие наши друзья - постоянные участники и гости!
Продолжаем развивать творческое и трепетное отношение к самобытному японскому жанру! Мы делаем это по-русски. С одной стороны, в этом сложность, а с другой - возможность открытия чего-то нового, пока недосягаемого.
Но невозможно идти дальше, не развивая того, над чем уже работали ранее. Всё это остаётся с нами, это наше богатство, накопленный опыт. Один из конкурсов нашего проекта назывался "Статичность в хайку" И действительно, мы пытаемся избавиться от влияния суеты, или суетности, которую приравнивают часто к иллюзорности. И наоборот, человек, осознано проникший в нетленную среду, в статичность, ощущает полноту, умиротворение, блаженство, единение, слияние с мирозданием, и поворачивает на знакомую дорогу, ведущую как бы к себе домой, в родную среду, связанную со многими воспоминаниями, ассоциациями. Статика имеет отношение к нетленности, к содержательности и неизменности, а динамика привносит иллюзорность, хотя и работает над осуществлением замыслов, рождённых при размышлении.
Человек, фиксирует взгляд на объекте (море, небо). И окунается, погружается в статику, пустоту, в неизменность, зафиксировав взгляд на позиции "как есть" (пламя свечи). Отключившись на время от бытия, ни о чем не думая, ощущает удовлетворенность и комфорт. Освобождается от всего ненужного, негативного и, успокаиваясь, включает новое воображение, которое становится созвучно тому, кто эту картинку ему показывает.
Так или иначе, но, видимо, в этом есть причина исключения глаголов из наших текстов, потому как они порой нарушают ту самую статику и процесс созерцания. Ведь для того, чтобы увидеть водопад, не обязательно писать ?вода в водопаде падает? или ?река течёт?. Ясно, что вода в реке бежит или течёт, а в водопаде падает, и вполне достаточно существительных, чтобы увидеть картинку, как она есть, чтобы остановиться перед этой завораживающей взор стихией и слиться с ней, воспринимая её как единое целое, растворяясь в потоке, уносящем далеко от сиюминутной действительности. Поступая так, мы добьёмся своей цели, создавая невидимые внутренние мосты, которые предоставим читателю достраивать самому в своём воображении и ощущении. Однако, стоит заметить, что в прошлом конкурсе случился парадокс: почти во всех работах, получивших приз, кроме двух одного автора, присутствуют глаголы. Но тем не менее, у одного автора в текстах без глаголов, кроме статики есть некое движение. И оно производит впечатление распространения в пространстве, а не во времени. Давайте обратим на это внимание и задимся вопросом, всякое ли движение исключается в хайку, или есть такое, которое не нарушает процесс созерцания и приобщение к вечному жизненных процессов. Ведь движение - и есть жизнь. Только могильная плита холодна и неизменна, и та, покрывается мхом, а с веками подлежит разрушению от ветра и других природных явлений во времени.
Рассмотрим одну из этих хайку Шик Арины:
полёт снежинок
сквозь решётку перголы
старая лоза
*
Заметим, что невещественное существительное "полёт" зримо обозначает завораживающее движение. Снежинки не висят, не лежат, а находятся в полёте, как находятся в полёте шмели. И кажется, это нисхождение на нас подобно благодати, располагающей к размышлению с благодарностью за всё, что имеем. Она просеивается сквозь ограждение. Конструкция перголы обычно имеет решётку сверху, которая не может препятствовать этому процессу движения, не останавливает его, но возможно, немного влияет на траекторию падения снежинок в дальнейшем, их кружение, в то время как сама лоза тянется вверх. Нет, она, конечно, не растёт на глазах, но без листьев хорошо просматриваются её изгибы, показывающее стремление покорить опору как можно выше. Эти два встречных движения ещё формирует два встречных водных потока в виде снега и сокодвижения лозы от земли. Два встречных движения - о чём они могут рассказать нам? О многом, если включить воображение, включая чувства органов зрения, осязания (холодный снег, шершавая кора старой лозы) да и мало ли чего ещё. Эта красота внутреннего пространственного движения завораживает - не правда ли. Только надо уметь её увидеть.
Итак, обратим внимание, что всюду нас окружает при видимой статичности круговорот движения. Форма, архитоника природных объектов, цвет, ощущаемые свойства - всё производит впечатление наполняемости и взаимодействия жизненных процессов. Здесь не так важны глаголы, как знание и наблюдательность, наш опыт, влияющие на воображение.
================
Итак, дорогие друзья, давайте поработаем над хайку на предмет выявление внутреннего движения, характеризующего живое. Давайте поработаем над наблюдательностью. Сейчас на наших глазах будут расцветать сады, а кое-где они уже отцветают. И кружение лепестков выглядит не менее завораживающе и многозначно.
Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
Итак, задание для конкурса ?ДВИЖЕНИЕ В ХАЙКУ?:
1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).
2. В хайку будет оцениваться КАК АВТОРУ УДАЛОСЬ ПЕРЕДАТЬ ДВИЖЕНИЕ, ПЕРЕДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ, ПРИ ВИДИМОЙ ВНЕШНЕЙ СТАТИЧНОСТИ И ЖЕЛАТЕЛЬНО БЕЗ ГЛАГОЛОВ. Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов приветствуется, как всегда. Но помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю.
Для настроения рекомендуется тема ?ЦВЕТУЩИЙ САД?, но не обязательно. Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования на основании личного опыта.
ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:
Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:
[email protected]
Внимание! Личные сообщения странички ведущей и Маллар Ме работают только на приём!
Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье.
Заявка принимается по форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку
Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.
Призовой фонд:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.
Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее у читателя ассоциации пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.
Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!
Приём работ до 20 МАЯ 2020 года или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!
Принято на данный момент: 24 хайку.
ВНИМАНИЕ: ПРИЁМ ПРОДЛЁН ДО 22 МАЯ по техническим причинам!!!
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.
Продолжаем развивать творческое и трепетное отношение к самобытному японскому жанру! Мы делаем это по-русски. С одной стороны, в этом сложность, а с другой - возможность открытия чего-то нового, пока недосягаемого.
Но невозможно идти дальше, не развивая того, над чем уже работали ранее. Всё это остаётся с нами, это наше богатство, накопленный опыт. Один из конкурсов нашего проекта назывался "Статичность в хайку" И действительно, мы пытаемся избавиться от влияния суеты, или суетности, которую приравнивают часто к иллюзорности. И наоборот, человек, осознано проникший в нетленную среду, в статичность, ощущает полноту, умиротворение, блаженство, единение, слияние с мирозданием, и поворачивает на знакомую дорогу, ведущую как бы к себе домой, в родную среду, связанную со многими воспоминаниями, ассоциациями. Статика имеет отношение к нетленности, к содержательности и неизменности, а динамика привносит иллюзорность, хотя и работает над осуществлением замыслов, рождённых при размышлении.
Человек, фиксирует взгляд на объекте (море, небо). И окунается, погружается в статику, пустоту, в неизменность, зафиксировав взгляд на позиции "как есть" (пламя свечи). Отключившись на время от бытия, ни о чем не думая, ощущает удовлетворенность и комфорт. Освобождается от всего ненужного, негативного и, успокаиваясь, включает новое воображение, которое становится созвучно тому, кто эту картинку ему показывает.
Так или иначе, но, видимо, в этом есть причина исключения глаголов из наших текстов, потому как они порой нарушают ту самую статику и процесс созерцания. Ведь для того, чтобы увидеть водопад, не обязательно писать ?вода в водопаде падает? или ?река течёт?. Ясно, что вода в реке бежит или течёт, а в водопаде падает, и вполне достаточно существительных, чтобы увидеть картинку, как она есть, чтобы остановиться перед этой завораживающей взор стихией и слиться с ней, воспринимая её как единое целое, растворяясь в потоке, уносящем далеко от сиюминутной действительности. Поступая так, мы добьёмся своей цели, создавая невидимые внутренние мосты, которые предоставим читателю достраивать самому в своём воображении и ощущении. Однако, стоит заметить, что в прошлом конкурсе случился парадокс: почти во всех работах, получивших приз, кроме двух одного автора, присутствуют глаголы. Но тем не менее, у одного автора в текстах без глаголов, кроме статики есть некое движение. И оно производит впечатление распространения в пространстве, а не во времени. Давайте обратим на это внимание и задимся вопросом, всякое ли движение исключается в хайку, или есть такое, которое не нарушает процесс созерцания и приобщение к вечному жизненных процессов. Ведь движение - и есть жизнь. Только могильная плита холодна и неизменна, и та, покрывается мхом, а с веками подлежит разрушению от ветра и других природных явлений во времени.
Рассмотрим одну из этих хайку Шик Арины:
полёт снежинок
сквозь решётку перголы
старая лоза
*
Заметим, что невещественное существительное "полёт" зримо обозначает завораживающее движение. Снежинки не висят, не лежат, а находятся в полёте, как находятся в полёте шмели. И кажется, это нисхождение на нас подобно благодати, располагающей к размышлению с благодарностью за всё, что имеем. Она просеивается сквозь ограждение. Конструкция перголы обычно имеет решётку сверху, которая не может препятствовать этому процессу движения, не останавливает его, но возможно, немного влияет на траекторию падения снежинок в дальнейшем, их кружение, в то время как сама лоза тянется вверх. Нет, она, конечно, не растёт на глазах, но без листьев хорошо просматриваются её изгибы, показывающее стремление покорить опору как можно выше. Эти два встречных движения ещё формирует два встречных водных потока в виде снега и сокодвижения лозы от земли. Два встречных движения - о чём они могут рассказать нам? О многом, если включить воображение, включая чувства органов зрения, осязания (холодный снег, шершавая кора старой лозы) да и мало ли чего ещё. Эта красота внутреннего пространственного движения завораживает - не правда ли. Только надо уметь её увидеть.
Итак, обратим внимание, что всюду нас окружает при видимой статичности круговорот движения. Форма, архитоника природных объектов, цвет, ощущаемые свойства - всё производит впечатление наполняемости и взаимодействия жизненных процессов. Здесь не так важны глаголы, как знание и наблюдательность, наш опыт, влияющие на воображение.
================
Итак, дорогие друзья, давайте поработаем над хайку на предмет выявление внутреннего движения, характеризующего живое. Давайте поработаем над наблюдательностью. Сейчас на наших глазах будут расцветать сады, а кое-где они уже отцветают. И кружение лепестков выглядит не менее завораживающе и многозначно.
Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона. В рисунке не должно быть самого автора.
Итак, задание для конкурса ?ДВИЖЕНИЕ В ХАЙКУ?:
1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).
2. В хайку будет оцениваться КАК АВТОРУ УДАЛОСЬ ПЕРЕДАТЬ ДВИЖЕНИЕ, ПЕРЕДАЮЩЕЕ ЖИЗНЬ, ПРИ ВИДИМОЙ ВНЕШНЕЙ СТАТИЧНОСТИ И ЖЕЛАТЕЛЬНО БЕЗ ГЛАГОЛОВ. Количество всевозможных разночтений и созданий дополнительных образов приветствуется, как всегда. Но помните о недосказанности и недостроенных мостах. Позвольте читателю самому их достраивать! Доверяйте вашему читателю.
Для настроения рекомендуется тема ?ЦВЕТУЩИЙ САД?, но не обязательно. Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования на основании личного опыта.
ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:
Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне НА ЭЛЕКТРОННУЮ ПОЧТУ ПО АДРЕСУ:
[email protected]
Внимание! Личные сообщения странички ведущей и Маллар Ме работают только на приём!
Обязательно должен прийти от ведущей ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье.
Заявка принимается по форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку
Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно.
Призовой фонд:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.
Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее у читателя ассоциации пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное отсутствие рифмы, даже ассонансной и самой слабой
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10) Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий. Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.
Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!
Приём работ до 20 МАЯ 2020 года или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!
Принято на данный момент: 24 хайку.
ВНИМАНИЕ: ПРИЁМ ПРОДЛЁН ДО 22 МАЯ по техническим причинам!!!
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.
Метки: