Календарный вопрос
***
В Древнем Риме до Юлия Цезаря действовал сложный и неудобный лунно-солнечный календарь, в который часто вносились изменения и поправки для приведения его в соответствие с солнечным годом. В 46 г. до н. э. была произведена коренная реформа с переходом с начала 45 г. на солнечный 12-месячный календарь, названный юлианским по имени осуществившего эту реформу Юлия Цезаря, прославленного полководца и правителя, принявшего на себя еще и титул верховного жреца.
В этой реформе были использованы знания и опыт египетских астрономов, особенно александрийской школы, а к разработке реформы привлечен александрийский астроном Созиген, Главным в юлианской реформе было отключение календаря от оборота Луны и введение високосного дня каждые четыре года. Таким образом, эта реформа создала современный солнечный календарь в его первоначальном виде.
Месяцы в нем стали лишь единицами внутренней структуры, как и в египетском, а введение високосных дней почти прекратило смещение календаря по сезонам года. В дореформенном древнеримском лунно-солнечном календаре первые числа каждого месяца (дни новолуния) назывались календами, что соответствовало слову календариум -долговая книга. В эти дни полагалось платить проценты по долгам. Это название сохранилось и после отключения месяцев от оборота Луны. Отсюда произошло слово календарь.
Последние же дни месяцев именовались по обратному отсчету от календ. Так, последний день месяца назывался вторым, предпослед ний - третьим днем до календ и т. д. По реформе 46 г. дополнительный день был включен в феврале посла шестого дня до мартовских календ и назывался по вторным шестым - бис секстус, откуда произошло слово високосный .
В дореформенном древнеримском календаре сначала было десять основных месяцев, потом стало двенадцать, которые перешли и в юлианский календарь вместе со своими названиями.
- Первый месяц года назывался в честь бога войны Марса - мартиус (март).
- Название второго - априлис (апрель) - произошло, вероятно, он слова априкус - согреваемый солнцем.
- Третий именовался в честь богини Майи - майюс (май).
- Четвертый - в честь богини Юноны-юниус (июнь).
Названия следующих шести месяцев были образованы от порядковых числительных: пятый - "квинтилис", шестой - "секстилис", седьмой - "септембер" (сентябрь), восьмой - "октобер" (октябрь), девятый - "новембер" (ноябрь) и десятый - "децембер" (декабрь).
После прибавления двух месяцев одиннадцатый был назван в честь двуликого бога Януса - "януариус" (январь) и двенадцатый стал месяцем очищения - "фебруариус" (февраль).
Начало года по реформе было перенесено с марта на январь, а названия месяцев оставлены прежние. В результате для шести месяцев названия потеряли свой первоначальный смысл: их порядковые номера уже не соответствовали занимаемому месту, отличаясь от него на две единицы.
Месяц "квинтилис", перешедший с пятого на седьмое место, после реформы назвали именем Юлия Цезаря - "юлиус" (июль).
Спустя некоторое время, "секстилис", перешедший с шестого на восьмое место, был назван в честь преемника Цезаря, первого римского императора Октавиана Августа - "аугустус" (август), что означает "священный".
Четыре же месяца с порядковыми названиями - сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь - сохранили, несмотря на несоответствие. В настоящее время названия всех месяцев мы воспринимаем лишь символически: их первоначальный смысл утрачен и представляет только познавательный интерес, но не вызывает никаких ассоциаций в повседневной жизни.
Вместе с тем такие названия месяцев являются международными, так как в английском, французском, немецком и других языках они образовались от этих же латинских корней.
По юлианской реформе нечетные шесть месяцев содержали по 31 дню, а четные пять (кроме февраля) - по 30 дней, февраль - 29, а в високосных годах - 30 дней. Позже в честь Октавиана Августа в августе увеличили число дней до 31 за счет февраля, который уменьшили до 28 дней. Чтобы не было подряд трех месяцев по 31 дню, убавили один день в сентябре и перенесли его на октябрь; с ноября перенесли день на декабрь. Так установилось распределение дней года по месяцам, дошедшее без изменений до нашего времени. С прекращением отсчета дней до календ високосный день вместо бис секстус был установлен 29 февраля.
В древнеримском календаре, как дореформенном, так и юлианском, не было семидневных недель. Счет Дней в месяце вели в обратном направлении от трех опорных дат: кроме первых чисел (календ) такими днями были ноны - в восьми месяцах это пятые числа по нашему прямому счету, а также иды - тринадцатые числа. В марте же, мае, июле и октябре нонами были седьмые числа, а идами-пятнадцатые по нашему счету. В римском счете первыми днями считались сами опорные даты - "календы, ноны и иды". Для предшествующих, т. е. вторых дней применялся термин "канун" .
Таким образом, в каждой месяце у римлян было три кануна, в том числе последний день месяца. Канунам предшествовали третьи дни и т. д. Отсюда произошло наше слово "накануне" . Вместе с распространением христианства в Римской империи вводилась семидневная неделя. Окончательно она установилась с 321 года, когда день Солнца (воскресенье) был официально утвержден как еженедельный государственный христианский праздник. Но и счет по календам, нонам и идам продолжался еще несколько столетий.
**
Современный календарь берет начало от древнеримского юлианского календаря, который был введен с 1 января 45 года до нашей эры в результате реформы, осуществленной в 46 году до нашей эры Юлием Цезарем.
Юлианский календарь — солнечный календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до н. э.
Юлианский календарь заменил римский календарь и основывался на астрономической культуре эллинистического Египта.
Год по юлианскому календарю стал начинаться с 1 января (в отличие от дореформенного, начинающегося с марта), так как именно в этот день с 153 года до н.э. избранные комициями консулы вступали в должность.
В юлианском календаре обычный год состоит из 365 дней и делится на 12 месяцев. Раз в 4 года объявляется високосный год, в который добавляется один день — 29 февраля. Юлианский год имеет продолжительность в среднем 365,25 дней, что больше на 11 минут продолжительности тропического года.
В Древней Руси календарь был известен под названием ?Миротворного круга?, ?Церковного круга?, ?Индикта? и ?Великого индиктиона?.
**
В 7 веке по Рождеству Христову дата 1 марта 5508 года до Рождества Христова была официально принята в качестве точки отсчета (сотворение Адама Господом Богом) для календаря православной византийской эры ?от Сотворения мира?.
На Руси, после установления христианства в 988 году, счёт лет стали вести по византийскому календарю от ?сотворения мира?, точнее — от ?сотворения Адама? — с пятницы 1 марта, приняв византийский вариант этой даты — 5508 год до новой эры, но с некоторыми отклонениями. В Византии год начинался 1 сентября. Но на Руси, по древней традиции, началом года считали весну, поэтому год начинали 1 марта.
С момента Крещения Руси Великим князем Киевским Владимиром Святым в 988 году и в течение почти 500 лет началом года на Руси, как и в Византии, считалось 1 марта.
**
В 1492 году, по инициативе Великого князя Московского Ивана III, начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось так более двухсот лет. Но в РПЦ до сих пор празднуется так называемое "Новолетие" - 1-го сентября по юлианскому календарю.
1 сентября 7208 года в России отпраздновали очередной Новый год. А 20 декабря 7208 года был подписан и обнародован именной указ Петра I, по которому вводилось новое начало года – от 1 января, и новая эра – летосчисление от Рождества Христова.
Царь предписал вместо 1 января 7209 года ?oт Сотворения мира? считать 1 января 1700 года ?от Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа?.
Год 1699-й, таким образом, оказался для России самым коротким, поскольку длился лишь четыре месяца – с сентября по декабрь.
**
Точность Юлианского календаря невысока: каждые 128 лет накапливается один дополнительный день. К середине 20 века практически все страны мира пользовались григорианским календарем. В России он был введен после Октябрьской революции декретом СНК РСФСР от 24 января 1918 года, в соответствии с которым была введена поправка в 13 суток.
Год в григорианском счислении длиннее тропического на 26 секунд, и разность в сутки накапливается в течение 3323 лет. Разница между старым и новым стилями составляет для 18 века 11 суток, для 19 века – 12 суток и для 20 века – 13 суток. Дни недели в обоих календарях совпадают, и поэтому при переходе от одного из них к другому день недели сохраняется.
Исправленный календарь получил название ?нового стиля?, а за старым юлианским укрепилось название ?старый стиль?. Русская Православная церковь, сохраняя традиции, живет по юлианскому календарю.
**
С принятием юлианского, а потом григорианского календарей, мы пользуемся всемирно принятыми, римскими названиями месяцев. Однако, раньше, чем к нам пришли эти названия, на Руси использовались другие.
Вот, старинные названия месяцев, в их славянском выражении:
? Январь - просинец;
? Февраль - бокогрей, сечень, снежень;
? Март - березозол, зимобор, протальник;
? Апрель - брезень, снегогон, цветень;
? Май - травник (травень);
? Июнь - разноцвет, червень;
? Июль - страдник, липец;
? Август - жнивень, зарев, серпень;
? Сентябрь - вересень, хмурень;
? Октябрь - листопад;
? Ноябрь - грудень;
? Декабрь - студень.
В некоторых, так называемых "протославянских" странах (Польша, Сербия, Болгария, Беларусь, Украина, Литва) до сих пор используются эти древние названия.
**
Из всего вышеизложенного, следует, что календарь, которым мы пользуемся в настоящее время, был изначально ориентирован на астрономические знания египетских жрецов, а затем, постепенно видоизменился и стал отражать христианскую мифологию.
Таким образом, христианство внесло в календарь искажения. Если с самого начала год начинался естественным образом с марта - в дни весеннего равноденствия, то потом начало года было пристёгнуто к Рождеству Христову. Таким образом, астрономическая целесообразность календаря исчезла. Хотя и сохранила некоторую логику: Рождество приходилось на окончание дней зимнего солнцестояния (самых коротких солнечных дней в году). Таким образом, Рождество Христа знаменовало начало увеличения дней.
Однако, Рождество (25 декабря) само по себе не является началом года. Началом года стало 1-е января, которое с астрономической точки зрения не отражает ничего особенного. Но с позиции христианской мифологии - отражает: это 8-й день от Рождества, он является днём ОБРЕЗАНИЯ Христа. Именно в этот день (по еврейскому обычаю) новорождённых младенцев приносили в храм и представляли Богу. День обрезания - подлинный день рождения человека перед Богом.
Таким образом и получилось, что Новый год мы теперь встречаем, согласно христианскому мифу, а не согласно астрономическим явлениям, знаменующим начало года, как это было в календаре, предшествующем юлианскому.
Кроме того, погрешность календаря такова: реальное время 1-го марта опережает 1-е марта дореформенного календаря на 22 дня, потому что реальное время весеннего равноденствия приходится на 22-е марта.
**
Всё это – информация к размышлению… Однако, хотелось бы заметить: не пора ли нашей просвещённой цивилизации подойти к вопросу календаря с научной точки зрения. Может быть, хватит уже плестись в одной узде с устаревшими правилами, установленными разными конфессиями в разные эпохи, и противоречащими друг другу?
Понятно, что никому не хочется ломать эту заскорузлую систему… Это же сколько хлопот и средств уйдёт… И всё же – доколе??? Неужели нельзя создать международную научную комиссию, которая привела бы нас к единому знаменателю? Всё-таки, на дворе 21-й век, а мы всё тащимся в хвосте средневековья...
**
Метки: