Гармония жизни

Когда человек не поспевает в жизни за душой –
она отнимает у него гармонию жизни. ?


Мы не разберемся с этой проблемой, пока не поймем суть гармонии – разумеется, если спросить любого том, а что же такое ГАРМОНИЯ, то скорее всего услышим: ?Это, когда всё гармонично, в согласии, красиво, вместе выглядит лучше, чем по отдельности и много ещё чего – подобного. Не лучше ли спросить у Википедии и людей знающих:

Гармо;ния от (лат. Harmonia) — связь, соединение, соответствие, соотношение, от др.-греч. — прилаживать, подгонять.

В философии — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов. В эстетике и художественном творчестве — ?категория, означающая целостность, согласованность, закономерную связанность всех частей и элементов формы?, — качества, вызывающие чувственные, эстетически положительные реакции[3].. Понятие, близкое, но не тождественное определениям: красота, пропорциональность.

?… природа влекома к противоположностям, и из них, а не из подобного, образует согласное. Так, она свела мужчину с женщиной, а не с однополым существом (равно как и женщину) и сочетала первое согласие из противоположных, а не подобных друг другу существ. Похоже, что и искусство, подражая природе, делает то же самое. Живопись, смешивая белые и черные, желтые и красные краски, создает изображения, соответствующие оригиналам. Музыка, смешав одновременно высокие и низкие, длительные и краткие звуки в различных голосах, создает единую гармонию. Грамматика, смешав гласные и согласные буквы, составила из них всё [словесное] искусство?. Аристотель ?О мире?

?Гармония всегда рождается из противоположностей, ведь гармония — это единение многосмешанных [сущностей] и согласие разногласных?.
Никомах из Герасы (II в. н. э.)

?Воспитание гармонически свободного человечества?, развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие. Природа - большой организм, в котором господствует гармония силы и границ, произвола и закона, свободы и меры, подвижного и порядка, достоинств и недостатков?.
Гёте (?Метаморфоза животных?, (1819 г).

*********************************

А теперь разберемся по мере возможностей. Отчего именно душе так необходимо ?соединять? и ?прилаживать? противоположное, противоречивое, даже конфликтное. Неужели, приходя в жизнь, она более всего охотно, нашими усилиями и стараниями, старается выискать и соединить не подобное, а – наоборот? И мы должны ещё и поспевать за ней в её поисках и усилиях по соединению всего этого в единое целое. Неужели всё основное мастерство человека будет заключаться именно в этом – и он должен не только учиться этому, но и следовать тому, чтобы стать или уже быть Мастером!? Рождается ли человек уже готовым воспринимать только гармоничное? Отчего тогда одним так приятно и даже необходимо слушать оперу, мелодичные произведения, а другим подавай хриплый голос в перемешку с матом, какофонию и реп. И потом, как соединить все те уникальные инструменты в оркестр – кто это должен сделать: сколько и каких именно надо взять инструментов, как их рассадить, а главное как ими управлять. Что именно должна отображать музыка этого оркестра? На мой непосвященный в музыку, взгляд – она должна отображать жизнь! Какую жизнь? Деревни, города, Космоса, Любви – каково же должно быть воображение и музыкальный слух у композитора, чтобы мы услышали и то, что нам знакомо, и то, что мы никогда не слышали, но это, по всей видимости, звучит именно так.

Кто эти люди, призванные рождать гармонию – музыканты, художники, писатели, архитекторы, дизайнеры….. – словом, творческие люди. А ежели человек – разнорабочий, сварщик, тракторист, пилит доски, заготавливает дрова, сено, копает землю, выращивает поросят – они, что же, будут пожизненно лишены этого чуда – Гармонии.. До города далеко, в телевизоре всё схвачено: политикой, кровью, изменами, поиском женихов и невест, играми в слова, глупыми сериалами и боевиками ……… и всё увязано крепкой сетью рекламы. И как здесь найти ту самую гармонию? Разве только взять ко всему этому нечто, ну совсем противоречивое (кто что предпочитает) и под хорошую закуску попытаться найти эту самую гармонию в совсем негармоничном, стараясь, хоть как-то – пусть и неуклюже – тоже поучаствовать в их действе, и даже полюбить всё это, прокомментировать – и их, и себя. Когда я вижу ?от всей души? смеющихся на шутки Петросяна – мне становится тоскливо на душе оттого, что я так негармоничен. А, следовательно – отстал от жизни. А может это и не так плохо, что я такой отсталый. Только вот куда ушла, наверное, вперед моя душа – окликнула бы, поманила за собой - в настоящую гармонию.


Метки:
Предыдущий: Хороший журнал Православная беседа
Следующий: 3. НАША ГАЛЯ