В гостях у Остапа Бендера
Узнала, что завтра столетие Ильи Ильфа, и потому приглашают посетить тот самый частный музей Остапа Бендера, в который давно собиралась пойти.
Издали виднелась толпа у дома на Малой Монетной — это они, поклонники Бендера! ?Смотрите! Вон Козлевич!? - показывает кто-то пальцем. Действительно, рядом около старого автомобиля марки ?Антилопа Гну? прохаживается человек в защитных очках, шлеме и кожанке. И около него люди: он увлеченно рассказывает поучительную историю о том, как переделывал свою колымагу из старого ?запорожца?. Поучительную в том смысле, что дешевле купить ?мерседес?, чем из ?запорожца? сделать автомобиль 20-х годов.
В самом же центре внимания посреди тротуара пудовая гиря и ножовка. Видно по двум вспотевшим лицам, что гирю уже пробовали пилить. Директор и хозяин музея Анатолий Котов — интеллигентный инвалид-гуманитар, только что прибывший на своем обычном ?запорожце?, рассказывает почти детективную историю создания музея. Сегодня — презентация. Но кто-то уже предлагает собираться здесь каждый год — лучше 1-го апреля. Как всегда, толпа к единому мнению не приходит и оставляет этот вопрос на усмотрение хозяина. А тот приглашает собравшихся зайти в свой музей.
Музей, бывший подвальчик или дворницкая, всех вместить, конечно, не может, и первыми врываются самые любознательные — я и человек с синей ?панамой? на голове, похожий на того самого дворника Тихона, к которому в начале романа заходит Киса Воробьянинов. Он оказывается ?знатоком? произведений Ильфа и Петрова, убеждает присутствующих, что знает первую часть романа наизусть. Более того, мне шепчет на ухо, что у него есть ?книжонка, написанная самим Остапом Бендером и изданная в серии ?Библиотека приключений?. ?А разве он был еще и писателем?? - удивляюсь я. ?Да! Еще каким! Но это мало кто знает? - шепотом отвечает ?синяя панама?. И в помещении он хорошо ориентируется. ?Там, в углу, закладная доска? - показывает экспонаты хозяин музея. И обладатель ?произведений самого Остапа? тут же ее отыскивает и демонстрирует всем протиснувшимся.
Раритетов не много. Кроме ?Антилопы Гну?, которая стоит пока на улице и должна сейчас уехать, десятка два старых вещей, начиная с резиновых калош, стоящих рядом с пишущей машинкой ?Ундервуд?, и кончая потемневшей серебряной ложкой, неизвестно почему здесь представленной. Наверное, ей стучал Бендер, открывая конспиративное собрание в доме мадам Грицацуевой со словами ?Лед тронулся, господа присяжные заседатели!?. Я дарю музею медную копилку моей бабушки, на которой выгравирована надпись: ?Для профсоюзных взносов?. Взносы, видимо, шли на пиво, выдававшееся ?только членам профсоюза?. Наверняка, в такую же копилку Остап собирал плату за осмотр ?Провала? в Пятигорске. Кстати, когда я была в Пятигорске, к этому чуду дикой природы доступа не было и висело объявление: ?Провал закрыт. Обвал!?. Остапу в романе повезло больше.
В это время экскурсанты засыпают Котова вопросами типа: ?А почему музей Остапа именно в Петербурге??. ?Тому двенадцать причин?- невозмутимо отвечает хозяин. Но называет только одну — именно здесь ему удалось выбить подвальчик. ?У меня есть мечта?, - продолжает он загадочно,- ?раздобыть для музея астролябию!? . И ставит мою копилку рядом с ?Ундервудом?. ?Теперь я знаю, куда приносить мое старье? - радостно воскликнула дама в модной в начале 30-х годов шляпке с зелеными перьями. После осмотра хозяин-директор пригласил поредевшую группу в соседнюю булочную выпить чаю с подаренными ему сегодня конфетами. С ним пошли наиболее восторженные поклонники Остапа. В основном женщины.
Месяца через два я узнала, что в подвальчике-музее случился пожар, и большая часть экспонатов исчезла. Но ?профсоюзной? копилки мне было не жалко.
18.03.1998 г
Издали виднелась толпа у дома на Малой Монетной — это они, поклонники Бендера! ?Смотрите! Вон Козлевич!? - показывает кто-то пальцем. Действительно, рядом около старого автомобиля марки ?Антилопа Гну? прохаживается человек в защитных очках, шлеме и кожанке. И около него люди: он увлеченно рассказывает поучительную историю о том, как переделывал свою колымагу из старого ?запорожца?. Поучительную в том смысле, что дешевле купить ?мерседес?, чем из ?запорожца? сделать автомобиль 20-х годов.
В самом же центре внимания посреди тротуара пудовая гиря и ножовка. Видно по двум вспотевшим лицам, что гирю уже пробовали пилить. Директор и хозяин музея Анатолий Котов — интеллигентный инвалид-гуманитар, только что прибывший на своем обычном ?запорожце?, рассказывает почти детективную историю создания музея. Сегодня — презентация. Но кто-то уже предлагает собираться здесь каждый год — лучше 1-го апреля. Как всегда, толпа к единому мнению не приходит и оставляет этот вопрос на усмотрение хозяина. А тот приглашает собравшихся зайти в свой музей.
Музей, бывший подвальчик или дворницкая, всех вместить, конечно, не может, и первыми врываются самые любознательные — я и человек с синей ?панамой? на голове, похожий на того самого дворника Тихона, к которому в начале романа заходит Киса Воробьянинов. Он оказывается ?знатоком? произведений Ильфа и Петрова, убеждает присутствующих, что знает первую часть романа наизусть. Более того, мне шепчет на ухо, что у него есть ?книжонка, написанная самим Остапом Бендером и изданная в серии ?Библиотека приключений?. ?А разве он был еще и писателем?? - удивляюсь я. ?Да! Еще каким! Но это мало кто знает? - шепотом отвечает ?синяя панама?. И в помещении он хорошо ориентируется. ?Там, в углу, закладная доска? - показывает экспонаты хозяин музея. И обладатель ?произведений самого Остапа? тут же ее отыскивает и демонстрирует всем протиснувшимся.
Раритетов не много. Кроме ?Антилопы Гну?, которая стоит пока на улице и должна сейчас уехать, десятка два старых вещей, начиная с резиновых калош, стоящих рядом с пишущей машинкой ?Ундервуд?, и кончая потемневшей серебряной ложкой, неизвестно почему здесь представленной. Наверное, ей стучал Бендер, открывая конспиративное собрание в доме мадам Грицацуевой со словами ?Лед тронулся, господа присяжные заседатели!?. Я дарю музею медную копилку моей бабушки, на которой выгравирована надпись: ?Для профсоюзных взносов?. Взносы, видимо, шли на пиво, выдававшееся ?только членам профсоюза?. Наверняка, в такую же копилку Остап собирал плату за осмотр ?Провала? в Пятигорске. Кстати, когда я была в Пятигорске, к этому чуду дикой природы доступа не было и висело объявление: ?Провал закрыт. Обвал!?. Остапу в романе повезло больше.
В это время экскурсанты засыпают Котова вопросами типа: ?А почему музей Остапа именно в Петербурге??. ?Тому двенадцать причин?- невозмутимо отвечает хозяин. Но называет только одну — именно здесь ему удалось выбить подвальчик. ?У меня есть мечта?, - продолжает он загадочно,- ?раздобыть для музея астролябию!? . И ставит мою копилку рядом с ?Ундервудом?. ?Теперь я знаю, куда приносить мое старье? - радостно воскликнула дама в модной в начале 30-х годов шляпке с зелеными перьями. После осмотра хозяин-директор пригласил поредевшую группу в соседнюю булочную выпить чаю с подаренными ему сегодня конфетами. С ним пошли наиболее восторженные поклонники Остапа. В основном женщины.
Месяца через два я узнала, что в подвальчике-музее случился пожар, и большая часть экспонатов исчезла. Но ?профсоюзной? копилки мне было не жалко.
18.03.1998 г
Метки: