Выдающийся мастер сельского пейзажа... М. Клодт

Картина: "На пашне", М. Клодт.

Говоря о жанре пейзажа невозможно не обратится к творчеству великих художников пейзажистов. Сейчас трудно себе представить, что двести лет назад такого понятия как "русский пейзаж" еще не существовало. Традиции российской пейзажной живописи начали формироваться лишь в конце XVIII столетия. До этого художники писали под влиянием итальянских и французских мастеров, облагораживая природу согласно академическим законам, считавшимися обязательными в живописи той поры.

Огромный вклад в развитие русского пейзажа внесло Товарищество передвижных выставок (передвижники) под руководством И. Н. Крамского. Художники воспевали красоту неброской русской природы, простоту сельских пейзажей, необъятные просторы России.


Михаил Константинович Клодт - русский художник-пейзажист второй половины XIX века. Первым из русских художников объединил жанровую картину с эпическим пейзажем. Племянник известного русского скульптора и педагога Петра Карловича Клодта, двоюродный брат художника Михаила Петровича Клодта.
Родился: 30 декабря 1832 г., Санкт-Петербург
Умер: 16 мая 1902 г. (69 лет), Санкт-Петербург

Миша Клодт родился в аристократической семье. Его отец, барон Константин Карлович Клодт, генерал от артиллерии, увлекался гравюрой по дереву, а дядя, Петр Карлович Клодт, был одним из лучших скульпторов того времени.

В раннем детстве Миша избегал сверстников, был молчаливым и замкнутым. Когда мальчик подрос, его определили на обучение в Горный кадетский корпус. Но Михаил плохо посещал занятия, да и учёба давалась ему с трудом. Единственный, кто в училище не мог не нарадоваться на юного Мишу Клодта, был Иван Трофимович Хруцкий, который и раскрыл в нём талант художника.

В 1851 г. Клодт поступил в Петербургскую Академию художеств. Во время обучения был награждён золотой медалью второй степени за картину ?Вид на острове Валааме? и золотой медалью первой степени за картину ?Вид в имении Загезаль близ Риги?.- Завершив обучение медалистом, живописец получил возможность развивать мастерство за границей. Но иноземные виды не принесли ни новых идей, ни вдохновения, и спустя год он обращается в учебное заведение с просьбой о разрешении возвратиться на родину.

По приезде в Россию Михаил Клодт написал ряд романтических произведений, посвящённых заграничной природе. Правдиво и пронзительно в них переданы и воздушная среда, и пространство, и свет, и тесная связь с живой натурой. Лирические пейзажи, созданные в классическом стиле реализма, позволяли зрителям погрузиться в очарование незнакомых мест. Шедевры навсегда вошли в историю русского пейзажа, принесли автору широкое общественное признание.

К концу 1860-х годов Михаил Клодт был сложившимся пейзажистом со своим уникальным живописным стилем. Его работам присущи удивительная умиротворенность, строгая композиция, детальная прорисовка мельчайших предметов. Присутствие человеческих фигур на холстах одушевляет и возвышает природу.

Настоящей жемчужиной пейзажного жанра явилась созданная им картина ?На пашне? – полотно, которое, наряду с ?Грачи прилетели? А. К. Саврасова, стало одним из живописных символов России. Здесь мы видим всё тот же незамысловатый клодтовский мотив – небо, земля, жаркий летний полдень, крестьянка на минуту оторвавшаяся от пахоты, чтобы взглянуть на бричку, мчащуюся по дороге. Но в этом незатейливом сюжете художник поднимается до головокружительных обобщений, до символа бесконечно обновляющейся жизни. Народ, земля – вот, по Клодту, основа и суть российского бытия. Картина ?На пашне? занимает центральное место в творчестве художника. И по сей день эта работа является самым известным произведением М. К. Клодта. Картина растиражирована в десятках тысяч экземпляров – открыток, репродукций, календарей... Трижды М. К. Клодт повторял своё полотно: в 1873, 1879 и 1881 годах, для музеев России. А оригинал уже более ста лет находится в постоянной экспозиции Третьяковской галереи. Картина, кстати сказать, была куплена П. М. Третьяковым прямо с выставки. Словом, картина ?На пашне? была несомненной удачей М. К. Клодта.

В обзоре Академической выставки 1867 года В. В. Стасов писал:
Клодт, на мой глаз, — один из самых характерных наших пейзажистов. Его упрекают иногда в некоторой сухости, щепетильной мелочности, слишком рабском подражании натуре, но мне кажется, уже лучше это, чем размашистая ложь и фантастические выдумки большинства наших пейзажистов. Не знаю, что можно сравнить с его Осенью, а потом и с Закатом солнца, выставленных на нынешней выставке. Все это очень и очень далеко от Сорренто, видов на Чёрное море и т. п., которыми обыкновенно нас потчуют ландшафтные живописцы. И слава Богу! Клодт ищет только схватить русскую природу во всей её неказистости, без всякой претензии на парад и золотом шитый мундир, без чего другие пейзажисты не представляют себе природу. Но зато сколько истинного, глубокого наслаждения приносят его правдивые картины

С 1870 года художник трудился в правлении демократически настроенного Товарищества передвижных выставок, целью которого было знакомство жителей провинции с академической живописью. Произведения Клодта пользовались огромным успехом.

Клодт рассматривал творчество как зеркало, которое отражает принятие окружающего мира таким, какой он есть. С 1873 года, получив должность в Академии живописи, он передавал свои знания и идеи ученикам. Мастер занимался преподавательской деятельностью, путешествовал по русской глубинке и создавал великолепные сельские пейзажи.

Произведения Михаила Клодта входили в число величайших картин мирового искусства и многократно представлялись публике на международных выставках, организованных в европейских столицах. В последние годы здоровье мастера ухудшилось. Неумение продавать свои творения привело художника за черту бедности. 16 мая 1902 года он ушёл из жизни, оставив потомкам богатое творческое наследие.


@

Метки:
Предыдущий: Как это- отдать своего отца вампирам на съедение?
Следующий: Первосентябрьское