Об особенностях народного волеизъявления

Вселенский опыт говорит, что погибают царства
Не от того, что тяжек быт или страшны мытарства.
А погибают оттого (и тем страшней, чем дольше),
Что люди царства своего не уважают больше.

Б. Ш. Окуджава


Агитмакулатура, растоптанная прохожими и битком заполняющая почтовые ящики, приветливо скалящиеся лица доблестных слуг народа с претенциозными лозунгами на рекламных щитах, рост аэрозольного вандализма типа ?ЕДРО в ведро? недвусмысленно намекают о близости гражданского избирательного долга. В который раз эта близость провоцирует задуматься крестике в бюллетене: где ему там быть и быть ли вообще?
Не секрет, что побудительным мотивом явки является интрига предвыборной борьбы, вера в то, что твой голос небесполезен и ?что-то решает?. Когда же победитель известен заранее, энтузиазм электората заметно падает: ?если не видно разницы - зачем платить больше?? Ключевой момент – не видно, но она есть. Правда, меньше, чем хотелось бы.
Волнует вопрос о первопричине всех зол политической системы: низкий ли уровень правовой культуры граждан способствует деградации демократических механизмов или наоборот – беспредел власть имущих так разочаровал народ, что тот, покорно склонив главу, со всем давно смирился? Это как со стаканом воды – каждый решит для себя сам, наполовину пустой он или наполовину полный. Думаю, что полный.
Вопрос – ?Зачем ходить, если всё итак понятно?? смутно напоминает вопрос ?Зачем жить, если всё равно умрёшь??. Однако число самоубийств человеческих имеет значительно более скромную статистику, чем число самоубийств гражданских. ?По малодушию? - скажете вы, ?от безразличия? - уточню я.
Конечно же, есть и альтернатива. Вместо траты 20 минут своей жизни на бесполезное волеизъявление можно занять активную позицию – завести уютненькое ЖЖ и вещать оттуда как еврей Россию поел, что всё куплено да продано! Но тут тоже не без терний – нет ведь пророка в своем Отечестве, здесь это не оценят, так что лучше сразу собираться в Забугорье, только там такой певец правды найдет себе счастливый приют. Печально, если нет такой возможности - светлая душа до конца дней погрязнет в окружающей несправедливости и грязи.
И вообще - любит русский народ власть пожурить. Не журит только глупый либо причастный. Дык чего ж не пожурить, коли там все априори казнокрады. Навевает аллегорию: стоит человек и люто клянет отражение в зеркале - невежда, мол, лентяй, хапуга! Глупо? Даже забавно как-то. А ведь какой народ, такие и бояре…
Нет, я не апологет наших властей, ругать их можно и нужно, много чего они творят невеселого. Но хотелось бы меньше патерналистических настроений в обществе.
- А если человек пошел туда от благих намерений и вознамерился страну поднимать, - робко вопрошает один наивный Анонимус.
- Лопух! Всем известно, что туда только своих берут, а те делать ничего не станут. Там своя мафия, - отвечает ему Тёртый калач.
Вот и думаю, ежли бы я пошел в слуги народа не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены, волна скепсиса и предубеждения со временем точно раздавила бы во мне всю мою позитивную гражданскую мотивацию, тут и прогнившей политической круговой поруки не потребовалось бы. Стал бы сам хапугой, назло.
И замкнулся порочный круг – эти активно не верят, те активно соответствуют, а эти еще более активно не верят. А разомкнуть как? С чего начать?
"Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи"- так сказал святой отец Серафим в беседе с барином Мотовиловым, так что ответ тут один – с себя, друзья мои, начинать надо с себя.

Метки:
Предыдущий: Новая свобода
Следующий: Главноевжизни