Огонь, мерцающий в сосуде. Николай Заболоцкий
7 мая - день рождения советского поэта Николая Заболоцкого. 1903-1958. 111-ая годовщина в 2014г. Это не юбилейная, строго говоря, цифра, но по-своему примечательная триада единиц:111. Да и просто:день рождения!
Рамки этой заметки не позволят обширного экскурса в биографию и творчество, переводческие штудии Н.Заболоцкого. Все это при желании можно легко найти на просторах Сети. Моя задача скромнее:напомнить, что сегодня день рождения замечательного поэта, одного из наиболее философски звучащих поэтов Советской страны.
Когда называется имя Николая Заболоцкого, то чаще всего приходят на ум любому сколько-то знакомому с русской поэзией 20 века два его стихотворения: "Некрасивая девочка" и "Метаморфозы".
Первое - пронзительная картинка, увиденная автором и навеявшая этот поэтический шедевр. О чистоте детской души, о зависти, разъедающей душу, вступающую в взросление, и наконец - изумительный афоризм, венчающий стих, который давно существует самостоятельно, так что, цитируя, многие даже не всегда знают источник:
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Стихотворение"Метаморфозы"-известнейший философско-поэтический шедевр, и тоже содержащий строки, ставшие широко цитируемым афоризмом:это первые четыре строки.
Читая его, современный читатель, конечно, подумает, что автор говорит о реинкарнации, переселении душ, в которую верили на Востоке и которая стала модной верой во всем мире. Однако это не то что бы не так, но шире. Это стихотворение - квинтессенция философских воззрений Николая Заболоцкого.
Я бы сказала так. В СССР религии были практически запрещены. Но религиозное сознание - врожденный импульс, как нравственный закон. Чем нравственно совершеннее личность, тем ближе она к Небу, к поискам Бога. Но поскольку коммунисты запретили Бога, то людям, ищущим "пути к Храму", приходилось изыскивать особые пути. Многие образованные люди в СССР не приемля в силу полученного образования и общего нерелигиозного строя жизни - традиционных конфессий, но испытывая врожденное беспокойное стремление к высшему, не называя это религиозным чувством - сочиняли разнообразные концепции, в основе которых лежала наука и могущество человеческого разума, но в ближайшем рассмотрении это были все же разные "Пути к Храму"! Чаще всего в духе Спинозы:пантеизм, воспевание Материи, но одухотворенной и очеловеченной. Так появляется целый ряд произведений в жанрах самых разных от философских трактатов до научной фантастики. От трактатов Циолковского до "Туманности Андромеды" Ивана Ефремова(сильнейшее воздействие этого романа на умы в СССР ныне забыто).
Чтобы понять Метаморфозы Николая Заболоцкого аутентично(тот смысл, который вкладывал сам автор) - нужно знать, что он общался с Циолковским, штудировал Энгельса, Николая Сковороду, Тимирязева, Вернадского, читал труды Эйнштейна. Испытал влияние Велимира Хлебникова, одного из самых загадочных русских поэтов. Коллекционировал и изучал творчество художников Шагала, Филонова-русский авангард. Также Брейгеля и других голландцев. Наконец, был впечатлен концепцией Николая Федорова(Философия Общего дела).
Натурфилософия Николая Заболоцкого очень интересна и меня навела на любопытные параллели. Но об этом в другой статье. Здесь же насладимся поэтическим кристаллом Николая Заболоцкого, освежив в памяти два самых известных поэтических произведения. Но далеко не только эти стихи сделали бы честь любому поэту, но шире о поэзии Н.Заболоцкого в другой раз. Здесь лишь пунктирно...
Статья 7 мая 2014г., редакция 18 декабря 2021г. и обещанное продолжение следует.
Рамки этой заметки не позволят обширного экскурса в биографию и творчество, переводческие штудии Н.Заболоцкого. Все это при желании можно легко найти на просторах Сети. Моя задача скромнее:напомнить, что сегодня день рождения замечательного поэта, одного из наиболее философски звучащих поэтов Советской страны.
Когда называется имя Николая Заболоцкого, то чаще всего приходят на ум любому сколько-то знакомому с русской поэзией 20 века два его стихотворения: "Некрасивая девочка" и "Метаморфозы".
Первое - пронзительная картинка, увиденная автором и навеявшая этот поэтический шедевр. О чистоте детской души, о зависти, разъедающей душу, вступающую в взросление, и наконец - изумительный афоризм, венчающий стих, который давно существует самостоятельно, так что, цитируя, многие даже не всегда знают источник:
А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Стихотворение"Метаморфозы"-известнейший философско-поэтический шедевр, и тоже содержащий строки, ставшие широко цитируемым афоризмом:это первые четыре строки.
Читая его, современный читатель, конечно, подумает, что автор говорит о реинкарнации, переселении душ, в которую верили на Востоке и которая стала модной верой во всем мире. Однако это не то что бы не так, но шире. Это стихотворение - квинтессенция философских воззрений Николая Заболоцкого.
Я бы сказала так. В СССР религии были практически запрещены. Но религиозное сознание - врожденный импульс, как нравственный закон. Чем нравственно совершеннее личность, тем ближе она к Небу, к поискам Бога. Но поскольку коммунисты запретили Бога, то людям, ищущим "пути к Храму", приходилось изыскивать особые пути. Многие образованные люди в СССР не приемля в силу полученного образования и общего нерелигиозного строя жизни - традиционных конфессий, но испытывая врожденное беспокойное стремление к высшему, не называя это религиозным чувством - сочиняли разнообразные концепции, в основе которых лежала наука и могущество человеческого разума, но в ближайшем рассмотрении это были все же разные "Пути к Храму"! Чаще всего в духе Спинозы:пантеизм, воспевание Материи, но одухотворенной и очеловеченной. Так появляется целый ряд произведений в жанрах самых разных от философских трактатов до научной фантастики. От трактатов Циолковского до "Туманности Андромеды" Ивана Ефремова(сильнейшее воздействие этого романа на умы в СССР ныне забыто).
Чтобы понять Метаморфозы Николая Заболоцкого аутентично(тот смысл, который вкладывал сам автор) - нужно знать, что он общался с Циолковским, штудировал Энгельса, Николая Сковороду, Тимирязева, Вернадского, читал труды Эйнштейна. Испытал влияние Велимира Хлебникова, одного из самых загадочных русских поэтов. Коллекционировал и изучал творчество художников Шагала, Филонова-русский авангард. Также Брейгеля и других голландцев. Наконец, был впечатлен концепцией Николая Федорова(Философия Общего дела).
Натурфилософия Николая Заболоцкого очень интересна и меня навела на любопытные параллели. Но об этом в другой статье. Здесь же насладимся поэтическим кристаллом Николая Заболоцкого, освежив в памяти два самых известных поэтических произведения. Но далеко не только эти стихи сделали бы честь любому поэту, но шире о поэзии Н.Заболоцкого в другой раз. Здесь лишь пунктирно...
Статья 7 мая 2014г., редакция 18 декабря 2021г. и обещанное продолжение следует.
Метки: