До потопа
Вместе со способностью мыслить самостоятельно без оглядки на Бога люди обрели склонность заблуждаться. Когда Адам и его жена согрешили, они немедленно увидели свою наготу – своё, необычайное для них, доселе неведомое им, греховное, падшее состояние, убоялись Бога (Быт.3;10). В горючих слезах, как говорит Силуан Афонский, в раскаянии стояли они пред Богом, и Бог снял с них опоясания страха, и сделал ?Адаму и жене его одежды кожаные? (21). Бог Сам заклал за них жертвенных животных, покрыв жертвою их грех, и Сам одел их в одежды праведности. Это было указанием не только на прообразные жертвы по закону Моисееву, но и на совершенную жертву Иисуса Христа.
Бог сказал змею, что у жены Адама родится человек, который не смотря на то, что сатана будет жалить его в пяту, станет поражать сатану в голову (Быт.3;15). Присутствовавшая при разговоре жена Адама, когда у неё родился первенец, с присущей грешным людям СПОСОБНОСТЬЮ РАССУЖДАТЬ БЕЗ БОГА, решила, что её первенец и есть обещанный Богом человек. Поэтому она назала своего сына Каином. Имя ?Каин? означает созданный, произведённый, приобретённый. Впервые родившая человека Ева вполне сознавала, что это чудо рождения – от Господа. ?Создала, произвела, приобрела я человека от Господа? - сказала она (Быт.4;1). Она связывала с Каином большие надежды, но чем дальше, тем более её ребёнок не оправдывал её ожиданий. Каин оказался беспечным по отношению к своему духовному состоянию, несмиреным противящимся бунтарём.
Повествование о Каине – начало библейской анатомии социальной жизни. Каин ушёл от лица Господа (Быт.4;22). Это существенная, состоящая в бунте против Бога, характеристика Каина и Каиновых, названных сынами человеческими. Каин поселился к востоку от Едема пред лицом Едема. Отныне утерянный рай будет напоминать о себе всем, идущим каиновым путём (Иуд.1;11). В отличие от Едема (ивр. эден - наслаждение), земля, в которой поселился Каин, называется Нод – неустойчивый, колеблющийся, не имеющий опоры. Это состояние земли, от которой проклят Каин, о которой говорит Господь (11,12): ?Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле?. Каин ?построил город? (17). Точнее перевести ?Он строящий город?. То есть ему принадлежит замысел создать ограждённое, защищённое от внешних опасностей и нападений место для того, чтобы остановить неустойчивость, колебания существования, уготованного каинянам Богом, обрести точку опоры. Это ли не ?вавилонские башни?, не безумные затеи ушедшего от Бога человечества, ставка на вооружённую силу, общее место истории? Каин называет город ?Енох? - именем своего сына. Енох – ?учитель, освятитель, начинатель, обновитель основатель, создатель?, образ высокого превозношения, по-видимому, основал и построил город своего имени. ?У Еноха родился Ирад? (18). Ирад означает город. Ирад – городской житель. Енох в имени своего сына кичится тем, что построил город. Города становились сосредоточием роскоши, прибежищем разврата, нравственной распущенности. Большее внимание в описании уделено Ламеху и его семье. Имя Ламех означает ?разрушитель, неприятель?. Ламех нарушил установленное Богом священство брачного союза (19), взяв двух жён: Аду (украшение, привлечение, нарядная, благородная) и Циллу (тень, ширма). Богословы видят в двоежёнстве Ламеха своевольство и чувственность, пример грубого нарушения Божиих установлений – то, чем сегодня нас уже не удивить. Ламех убийца или потенциальный убийца, восхваляющий себя кровавый деспот (23). Всё это рисует нам картину эгоистических, враждебных, злых отношений. Люди занялись кочевым скотоводством (20). Иавал (кочевник, ведущий стада). Изобрели струнные и духовые инструменты (21). Иувал (протяжный музыкальный звук). Занялись ковкой орудий из меди и железа (23). Священные Писания утверждают, ковка орудий из меди и железа возникла и существовала одновременно, как это известно, например, из истории Китая. Каинов путь – это путь возвышения среди людей ?сильных и славных? (Быт.6;4) вождей, скотоводство, охота, война, музыка, поклонение вождям, честолюбие, подавление слабых, ритуалы, хлеб и зрелища.
Другая часть людей, названных сынами Божьими, допустили смешение с человеческими (Быт.6;2), в результате чего произошло великое развращение человечества (5), что стало причиной всемирного потопа, происшедшего с 2499 года (Быт.7;6) по 2498 (Быт.8;13) год до н.э. В конечном итоге человеческий бунт против Бога был наказан смертью. Через всё Писание проходит идея, что история – промысел Бога, и что Ему в ней принадлежит решающее слово и окончательный суд.
Бог сказал змею, что у жены Адама родится человек, который не смотря на то, что сатана будет жалить его в пяту, станет поражать сатану в голову (Быт.3;15). Присутствовавшая при разговоре жена Адама, когда у неё родился первенец, с присущей грешным людям СПОСОБНОСТЬЮ РАССУЖДАТЬ БЕЗ БОГА, решила, что её первенец и есть обещанный Богом человек. Поэтому она назала своего сына Каином. Имя ?Каин? означает созданный, произведённый, приобретённый. Впервые родившая человека Ева вполне сознавала, что это чудо рождения – от Господа. ?Создала, произвела, приобрела я человека от Господа? - сказала она (Быт.4;1). Она связывала с Каином большие надежды, но чем дальше, тем более её ребёнок не оправдывал её ожиданий. Каин оказался беспечным по отношению к своему духовному состоянию, несмиреным противящимся бунтарём.
Повествование о Каине – начало библейской анатомии социальной жизни. Каин ушёл от лица Господа (Быт.4;22). Это существенная, состоящая в бунте против Бога, характеристика Каина и Каиновых, названных сынами человеческими. Каин поселился к востоку от Едема пред лицом Едема. Отныне утерянный рай будет напоминать о себе всем, идущим каиновым путём (Иуд.1;11). В отличие от Едема (ивр. эден - наслаждение), земля, в которой поселился Каин, называется Нод – неустойчивый, колеблющийся, не имеющий опоры. Это состояние земли, от которой проклят Каин, о которой говорит Господь (11,12): ?Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле?. Каин ?построил город? (17). Точнее перевести ?Он строящий город?. То есть ему принадлежит замысел создать ограждённое, защищённое от внешних опасностей и нападений место для того, чтобы остановить неустойчивость, колебания существования, уготованного каинянам Богом, обрести точку опоры. Это ли не ?вавилонские башни?, не безумные затеи ушедшего от Бога человечества, ставка на вооружённую силу, общее место истории? Каин называет город ?Енох? - именем своего сына. Енох – ?учитель, освятитель, начинатель, обновитель основатель, создатель?, образ высокого превозношения, по-видимому, основал и построил город своего имени. ?У Еноха родился Ирад? (18). Ирад означает город. Ирад – городской житель. Енох в имени своего сына кичится тем, что построил город. Города становились сосредоточием роскоши, прибежищем разврата, нравственной распущенности. Большее внимание в описании уделено Ламеху и его семье. Имя Ламех означает ?разрушитель, неприятель?. Ламех нарушил установленное Богом священство брачного союза (19), взяв двух жён: Аду (украшение, привлечение, нарядная, благородная) и Циллу (тень, ширма). Богословы видят в двоежёнстве Ламеха своевольство и чувственность, пример грубого нарушения Божиих установлений – то, чем сегодня нас уже не удивить. Ламех убийца или потенциальный убийца, восхваляющий себя кровавый деспот (23). Всё это рисует нам картину эгоистических, враждебных, злых отношений. Люди занялись кочевым скотоводством (20). Иавал (кочевник, ведущий стада). Изобрели струнные и духовые инструменты (21). Иувал (протяжный музыкальный звук). Занялись ковкой орудий из меди и железа (23). Священные Писания утверждают, ковка орудий из меди и железа возникла и существовала одновременно, как это известно, например, из истории Китая. Каинов путь – это путь возвышения среди людей ?сильных и славных? (Быт.6;4) вождей, скотоводство, охота, война, музыка, поклонение вождям, честолюбие, подавление слабых, ритуалы, хлеб и зрелища.
Другая часть людей, названных сынами Божьими, допустили смешение с человеческими (Быт.6;2), в результате чего произошло великое развращение человечества (5), что стало причиной всемирного потопа, происшедшего с 2499 года (Быт.7;6) по 2498 (Быт.8;13) год до н.э. В конечном итоге человеческий бунт против Бога был наказан смертью. Через всё Писание проходит идея, что история – промысел Бога, и что Ему в ней принадлежит решающее слово и окончательный суд.
Метки: