Земное счастье

Меня привлекла эта картина своей непосредственностью. Вообщем то
видно, что автор, скажем так не профессионал. Не профессионально написана бутыль самогона на столе. Сама бутыль асимметрична, да и жидкость внутри - написано не с натуры, как то второпях. Не профессионально написан левый рукав рубашки,я про казака, на картине он справа. Таких складок не бывает - написано тоже второпях из головы. Но остальное : в целом добротная картина. В ней присутствует законченность компановки - все на своем месте. Соленые огурцы прописаны очень жизнеподобно, даже заметно, что огурцы соленые немного сукожились, такое с ними бывает, когда они долго на столе стоят. Хорошо прописан домашний белый хлеб -символ достатка, сало.
Нож действительно такой самодельный хозяйский тесак. Сметана и вареники или пельмени тоже на высоте. Правда в эти пельмени местами чрезмерно добавлены белила на блики. Но все равно модель взята - хоть по этим же сам такие лепи : самолепные, большие, крестьянские, добротные, сытные. Не зря у хозяина такой внушительный и не рыхлый момон. Вспоминается, что славянское слова "живот" означает современное слово "жизнь". Знали главное предки. Момон хозяина перевязан празднично белым кушаком- что видимо тоже есть символ богатства сытости, силы.
Да и руки у казака -украинца не барчука, не изнежены. Это трудовые руки. Пальцы суставы слегка искревлены, сейчас бы сказали артрит.
Видимо хозяин и сам трудился над добыванием хлеба насущного. И вот оно его полное счастье. Счастье крестьянское - сам себе хозяин, давнишняя мечта крестьянская и не только украинца. Почему украинца и казака, в данном случае это обозначается особым их украинским колоритом: серьга в ухе, чуб -значит казак. Расписная рубашка -значит украинец , да и жена одета соответственно украинке.
Изба или мазанка по украински, добротная. У них действительно такие низкие окна были и невысокие потолки. Невысокие потолки - чтобы топить меньше. Энергосберегаемость -как бы сейчас сказали.
У хозяина внушительный золотой крест на внушительной золотой цепи . Все таки этот пан украинец вполне зажиточный. И рубаха на нем расписная и полотенце расписное. И видно полное понимание с женой, полное единение. Она кстати весьма нарядно одета: красные большие бусы , ленты на голове. Уж жена его это действительно жена, а не феминистка современная, как правило тощая. Она его только не спрашивает:" Чего желаешь?" Не зря у него такие полуотупелые от всего этого довольства зенки - ну все есть: и хмельной и сытый и Богу помолился и наверное и дети есть, но в картине не представлены. Что пан хозяин за едой слегка притомился, а жена показана трезвая и это правильно, не бабское это дело горелку пить.
Она ему как мать. В ее жесте есть что то от наседки, прикрывающая своими руками его, наседка прикрывает своих птенцов. Вспоминаются почему то пушкинские строки:" Как орлица над орленком".
Так вот это и есть человеческое счастье? Как бы вопрошает нас этой картиной автор. Да, для большинства людей - да. И не будем лукавить и скажем, что практически для всех нормальных людей этим и называется счастье - сытость, достаток, понимание. Уже в преклонном возрасте казак по прежнему в своей жене имеет любящую и понимающего его свою добрую половину, которая помогла поднять и взрастить его детей. А это главное. И детям были переданы те же христианские, крестианские ценности: трудолюбие - руки у него (пальцы, кисти -трудовые). Так что сей "пан"все сие имеет со своего огорода так сказать, со своих теплушек, где у него и гуси и борова и прочее прочее. А украинский народ весьма трудолюбивый.
Еще маленькая деталь : в окошко виден сад. По желтым листьям это сад сентябрьский, то есть не навязчиво показано время сбора урожая. Их земная жизнь это еще не дряхлость, не преклонная старость, которую можно выразить поздним ноябрем или декабрем, нет это сентябрь. Силы еще есть.



Метки:
Предыдущий: Ева
Следующий: В следующей жизни