Второй закон Хельмута Плеснера
Второй закон антропологии
Писал для внуков Хельмут Плеснер:
Что способ ваш мировоззрения
В слезах живёт или в комедии.
"Эксцентрическая позиция задаёт не только структуру внутреннего мира человека, но и способы реализации человеческого существования, отношения человека к бытию. Основные формы этого отношения опРЕдеЛЯются, по Плеснеру, тремя базовыми антропологическими законами. Сущность первого закона Плеснера можно сформулировать так: человек должен сам себя сделать тем, что он есть. Иначе говоря, человек может жить, только сам управляя своей жизнью. Это управление человек осуществляет на основе создания второй природы – культурного творчества.
Второй закон Хельмута Плеснера определяет способ, каким даны объекты человеку в познавательном и эмоциональном отношении к миру.
По мнению Плеснера, непосредственность познавательного отношения человека к предметам всегда опосредованного ?Я?. Таким образом, человек не только растворяется в мире, но и обладает дистанцией по отношению к нему. Эмоциональная же эксцентричность человека наиболее ярко реализуется в таких сущностных формах его самовыражения, как СМЕХ И ПЛАЧ.
Хельмут Плеснер характеризует СМЕХ и ПЛАЧ как катастрофические реакции человека, возникающие в результате самообладания при столкновении с необъяснимыми ситуациями, на которые неизвестно как надо реагировать. Почему же именно эти эмоциональные проявления Хельмут Плеснер характеризует как специфические качества человека? Да потому, утверждает он, что существо лишённое ?Эксцентричности?, такое же животное, не способно заменить несоответствующих в ситуации. Этой способностью обладает только ?физико-духовное? существо – человек. СМЕХ и ПЛАЧ представляют собой проявление физико-духовной сущности человека, в которых физическая реакция теснейшим образом сочетается с духовной основой внутреннего мира личности.
Третий закон Плеснера: закон утопического места. Характеризует неукорененность человека в бытии. В силу своей эксцентричной позиции человек, по мнению Гельмута Плеснера, постоянно лишён равновесия. Достигнув чего-либо, человек сразу не может обрести покой. Опыт подобной неукорененности означает осознание ничтожности своего бытия и, тем самым, ничтожности бытия всего мира. Собственное существование, равно как существование всего сущего, осознается человеком как нечто случайное. Отсюда вытекает тяга к поиску такой основы мира, которая более не подвержена случайности, является абсолютным бытием, Богом. В этом Плеснер видит ядро всякой религиозности. Религиозность неразрывно связана со своебразием жизненной формы человека. Но та же самая эксцентрическая позиция, которая вызывает у человека идею Бога, несет в себе и сомнение в его существование. Утопическое место человека, его преобразование в ничто, постоянное сомнение и неуверенность распространяются на идею Бога?.
Алексей Радугин. Философия. /Плеснер.Москва. Центр. 2004. С. 203, 206-208.
Писал для внуков Хельмут Плеснер:
Что способ ваш мировоззрения
В слезах живёт или в комедии.
"Эксцентрическая позиция задаёт не только структуру внутреннего мира человека, но и способы реализации человеческого существования, отношения человека к бытию. Основные формы этого отношения опРЕдеЛЯются, по Плеснеру, тремя базовыми антропологическими законами. Сущность первого закона Плеснера можно сформулировать так: человек должен сам себя сделать тем, что он есть. Иначе говоря, человек может жить, только сам управляя своей жизнью. Это управление человек осуществляет на основе создания второй природы – культурного творчества.
Второй закон Хельмута Плеснера определяет способ, каким даны объекты человеку в познавательном и эмоциональном отношении к миру.
По мнению Плеснера, непосредственность познавательного отношения человека к предметам всегда опосредованного ?Я?. Таким образом, человек не только растворяется в мире, но и обладает дистанцией по отношению к нему. Эмоциональная же эксцентричность человека наиболее ярко реализуется в таких сущностных формах его самовыражения, как СМЕХ И ПЛАЧ.
Хельмут Плеснер характеризует СМЕХ и ПЛАЧ как катастрофические реакции человека, возникающие в результате самообладания при столкновении с необъяснимыми ситуациями, на которые неизвестно как надо реагировать. Почему же именно эти эмоциональные проявления Хельмут Плеснер характеризует как специфические качества человека? Да потому, утверждает он, что существо лишённое ?Эксцентричности?, такое же животное, не способно заменить несоответствующих в ситуации. Этой способностью обладает только ?физико-духовное? существо – человек. СМЕХ и ПЛАЧ представляют собой проявление физико-духовной сущности человека, в которых физическая реакция теснейшим образом сочетается с духовной основой внутреннего мира личности.
Третий закон Плеснера: закон утопического места. Характеризует неукорененность человека в бытии. В силу своей эксцентричной позиции человек, по мнению Гельмута Плеснера, постоянно лишён равновесия. Достигнув чего-либо, человек сразу не может обрести покой. Опыт подобной неукорененности означает осознание ничтожности своего бытия и, тем самым, ничтожности бытия всего мира. Собственное существование, равно как существование всего сущего, осознается человеком как нечто случайное. Отсюда вытекает тяга к поиску такой основы мира, которая более не подвержена случайности, является абсолютным бытием, Богом. В этом Плеснер видит ядро всякой религиозности. Религиозность неразрывно связана со своебразием жизненной формы человека. Но та же самая эксцентрическая позиция, которая вызывает у человека идею Бога, несет в себе и сомнение в его существование. Утопическое место человека, его преобразование в ничто, постоянное сомнение и неуверенность распространяются на идею Бога?.
Алексей Радугин. Философия. /Плеснер.Москва. Центр. 2004. С. 203, 206-208.
Метки: