О происхождении слов

* * *
1. Фиксация внимания на некотором образе может привести к рождению новых.
Некоторые из них будут "лунного" типа, то есть отражениями, а некоторые
"солнечными", более независимыми. Возможны и смешанные, "солнечно-лунные"
образы.

На днях посчастливилось прочесть книгу Олжаса Сулейменова "Код слова" (2013)
(http:///yadi.sk/i/PGMjOpUsmbq3u). Он считает, что при
возникновении языка новые слова рождаются не только из звукоподражаний, типа
"мууу!" или "кукареку!", но и из ЗНАКОПОДРАЖАНИЙ первым графическим знакам,
которые часто становились эмблемами первобытных родов.

Например, молодой полумесяц, смотрящий рогами вверх (как на экваторе),
обозначал и месяц, и рогатого быка. Поэтому эти слова были омонимами:
муун(г) - 1. месяц; 2. бык. Соответственно, убывающая луна, смотрящая рогами
вниз, обозначала, например, гору, холм или другую выпуклость, которые
произносились одинаково.

Усложнение знаков за счёт их отрицания (перечёркиванием или символическим
"протыканием копьём" в виде точки) вело к образованию новых понятий и слов.
При этом мог отрицаться весь знак или его часть, что создавало большее
число возможных визуально-фонетических соответствий. Такова эта модель.

Мне кажется, она может быть расширена, потому что кроме слуха и зрения у
человека есть другие органы чувств, ощущения от которых тоже могут порождать
слова. Первыми должны были родиться междометия, как реакция на боль, радость,
удовольствие, восхищение и т. д., все эти "ай, ой, ух, ох" и т. п.

То есть, в общем случае слово является "сенсоро-подражанием" - "эхом" любого
ощущения, а не только звукового или зрительного. Поэтому нельзя говорить о
произвольном соотношении между явлением и его знаком - не только графическим
(иероглифом), но и фонетическим (словом). Нельзя отрывать лексическое "эхо"
слова от его образного (понятийного) источника только на основании изменения
фонетического "тембра" этого эха в различных культурно-языковых средах.

* * *
2. Считается, что лунный культ предшествовал солнечному, потому что современное
человечество зародилось в очень жаркой экваториальной Африке, но не "в
центральной её части", как пел Высоцкий, а в восточной. Не исключено, что
прекращение изнурительного дневного зноя было ошибочно связано с ночными
появлениями луны, благодарность к которой постепенно переросла в культ.

Переход от культа луны к культу солнца мог быть обусловлен переселением в более
холодные широты, где живительное тепло было большим благом, чем леденящий холод.
Но не исключено, что лунный и солнечный культы всегда сосуществовали, потому
что свет даже палящего солнца гораздо лучше ужасающей тьмы в приятной прохладе.
Отсюда культ огня, если не считать устрашающие впечатления от пожаров.

<<Мало что изменилось с тех пор. Любовное поклонение приятному совмещается с
раболепием перед опасным. Люди по-прежнему поклоняются силе, например, силе
ума, мышц, фертильности, силе науки и производных от неё силе технологии и
оружия, несущего только смерть. Даже поклонение искусству связано не только с
любовью к красоте, но и с силой её гипнотического воздействия на людей.
В поклонении Всевышнему, помимо любовной составляющей тоже присутствует
эта "силовая", языческая (!) компонента страха перед наказанием и смертью.
Нет никаких оснований для хронологического высокомерия>>.

* * *
3. Генетики доказали наше африканское происхождение, обнаружив общий "африканский"
ген во всех современных расах - белой, чёрной, жёлтой и красной. Он присутствует
в каждом из нас (даже в альбиносах), что рубит под корень идею о любом расовом
или национальном превосходстве.

Все люди рождены от одной общей Праматери. Более того, Праматери разных
биологических видов, вплоть до насекомых, тоже имели общую Прамать на клеточном
уровне, то есть Первоклетку в её нынешнем виде (и это без учета более древних
видов клеток!..)

Отсюда возможность достаточно хорошо понимать язык зверей, птиц и даже
насекомых, как это умел Бодхидхарма (1-й патриарх китайской буддийской секты
Чань и японского дзэн-буддизма), который провёл "десять лет в полной
неподвижности, ?глядя на стену и слушая крики муравьев? (!)

Но и это не предел, потому что можно понимать язык растений, гор, рек, ветров и
т. д. Об этом лермонтовское "И звезда с звездою говорит"...

* * *
4. Любое излучение является "речью", а любое поглощение этого излучения -
"слушанием". Точно так же, как в оптике, любой слушатель имеет свой коэффициент
отражения ("как горохом об стенку"), поглощения и пропускания (когда "в одно
ухо влетело – в другое вылетело").

Я вообще считаю, что любое мышление (на любом языке) является образным.
Поэтому возможна телепатия между носителями разных языков. Абстрактное мышление
невозможно без ТЕХ ИЛИ ИНЫХ зрительных образов, поэтому его можно считать
развившимся из зрения (или "внутренним зрением").

Как ни странно это прозвучит, но даже общение на одном языке в сути своей
является телепатическим, потому что основано на передаче мыслимых образов.
То есть речь это телепатия, опосредованная словами. Опосредованная и
отягощённая их синонимией и омонимией, приводящими к разночтениям.

Наше подсознательное поклонение слову (как у Высоцкого: "И свято верю в чистоту
снегов и слов") связано со смутным ощущением и генетической памятью о его силе.
Заговоры и заклинания, как созидательные, так и разрушительные, весьма
действенны в умелых устах. В таких случаях звуковые "тела" слов и выражений
могут выполнять роль "линз", усиливающих "рассеянный свет" мыслей точно так же,
как стекло – солнечный свет.

* * *
5. Любовь к линзам невозможна без любви к свету. Так и любовь к словам следует из
любви к мысле-образам. То же относится и к страху перед словом, способным жечь
сфокусированным пучком мыслей не только сердца, но и тела людей, вплоть до
физического. Слово подобно солнцу - одними и теми же лучами может и спасать от
холода, и иссушать зноем.

Но не будем забывать и о том, что лечить можно не только звучащим словом, но и:
1) условно-безмолвным взглядом (взгляды часто говорят громче слов), 2) и
наложением рук (тепло весьма красноречиво), 3) и даже силой мысли. Чем выше
частота передаваемого излучения, тем разреженнее может быть материал
соответствующих фокусирующих "линз".

(2016)

P.S. Всем любителям слова рекомендую более раннюю работу О. Сулейменова "АЗ И Я":
http:///yadi.sk/i/newJREcBmbq3f Очень интересно взглянуть на
известные исторические события под другим углом зрения. Прилагаю несколько
выступлений этого выдающегося поэта, языковеда и мыслителя:

http:///youtube.com/watch?v=w_8H769AYV0 (Волчица)
http:///youtube.com/watch?v=k_ocSo2OO0o (Полная независимость)
http:///youtube.com/watch?v=lkm-xhzioYw (Слово о полку Игореве)

Метки:
Предыдущий: Боюсь ложиться
Следующий: Белая мышь и чёрная кошка