Всё наша память


(Пишу книгу.Дорогие друзья, хочется, чтобы хорошие дела людей нашего города
не канули в Лету.)

Речь в моей книге - эссе пойдёт о любимом культовом месте нашего города- Художественном музее, и о таких людях, которых, как говорят в народе, сам Бог поцеловал, да и было за что!
Положено вспоминать добрым словом тех, кто руку приложил к созданию и процветанию музея, и здесь первое место бесспорно принадлежит совершенно уникальной личности - самарскому купцу, меценату, художнику, архитектору, археологу, краеведу, архивисту, фотографу, любителю всех новшеств и спорта, патриоту Самары - Константину Головкину.И в каждой из перечисленных областей он проявил свой гений. Человек-оркестр! На пороге юбилейный год - 150 лет Константину Павловичу Головкину со дня рождения. Он первый заложил основы нашего художественного музея, помогая создать художественные фонды.
Коллекции музейные создаются по-разному. Одна из традиций- дарение. Он подарил большое количество своих работ – его цикл ?Гимн о реке Волге? - это картины о красоте великой русской реки, в которую он был бесконечно влюблён, о волжских берегах с Жигулёвскими горами, часто у кромки воды растут огромные самарские ?баобабы? - осокори гиганты, с мощными кронами и корнями ?узлами – питонами?, стволами, которые можно обхватить только целой компанией в 4-5 человек.Они похожи на оливы из Гефсиманского сада, которым три тысячи лет, только намного выше. Внутри многих есть пустоты, одеты осокори в шершавую толстую кору. Им очень много лет - сто, двести и более, они напоминают динозавров. Раньше их было очень много по берегам, постепенно река подмывала корни, и они падали в воду. Наблюдаю этих мощных гигантов у себя под боком на даче, залезаю внутрь, в них можно даже ночевать. Какая в них сила и красота! И в 200 лет не состарились,демонстрируют силу и красоту!
Пейзажи оживают, когда смотришь на работы Головкина о реке и волжских просторах: вот трубит зазывно пароход густым баритоном, проплывая мимо, дымя и унося счастливчиков туристов, и путешественников к другим берегам, а навстречу двигаются ленивые ржавые баржи, гружённые песком, медленно ползут по водной глади, как равнодушные создания, напоминающие рептилий.
Уютные причалы застыли в ожидании своих долгожданных гостей,- белых нарядных пароходов, приплывающих и отплывающих от причалов с музыкой вниз или вверх по Волге матушке реке. Такое впечатление, что они перевозят счастье. И все на берегу вздыхают с завистью, долго провожая их взглядом, пока они не скроются на горизонте... Парусники и яхты танцуют на просторе, купаясь в солнечном золотом свете и чистой, прозрачной воде. Сам Головкин имел яхту и являлся основателем , и председателем яхт клуба. Он так любил Волгу и Самару,что передал это в своих работах. Атмосферность и энергетика идёт от его работ, такая нежная,сдержанная перламутровая цветовая гамма в каждой работе просто очаровывает, столько в ни воздуха и света!

Из путешествий по разным странам он привёз много плодотворных идей, которые стал воплощать в жизнь. Так на волжском берегу он сам спроектировал и построил дом - усадьбу в стиле модерн, с башней, где находился телескоп. В круг его интересов, как планетарного человека, входило изучение планет и звёздного неба, как и нравственного закона души. Асимметрия здания, как положено в модерне, тонко намекала на борьбу хаоса и порядка, являясь символом незавершенности вечного развития и движения, стремящихся к гармонии. Мне это здание напоминает орган. На лицевой стороне дома, повёрнутой к Волге, как и с боков - торцов, мы видим архитектурный рисунок,приём, создающий ритм, полоски- как трубы органа красиво расположены и повторяются в уменьшенном варианте на балкончиках и лепнине стен.
Благодаря этому интересному решению,кажется, сейчас мы услышим музыку сфер, спускающуюся с небес, которую так любил Головкин. Какой одарённый он был человек! Самообразование- великая вещь. Он сделал себя сам, учился всему всю жизнь без остановки, и достиг основательных успехов во многих областях, реализуя свои мечты.
Для большей красоты и экзотики усадьбы, он запустил ?гулять в усадьбе слонов?, выполненных из бетона. Именно отсюда пошло выражение, что ?Самара – родина слонов! А я бы добавила и ?самарских баобабов?- гигантских осокорей, которых так много на берега Волги.
Далее, Головкин раздвинул рамки дарителей и написал более 300 писем от имени городского главы Петра Арапова известным художникам России с просьбой подарить музею свои работы для организации его коллекции. И художники откликнулись. Так основная часть коллекции была собрана. Дар- это всегда от Бога. Наш низкий поклон всем художникам России, которые отозвались и прислали свои работы. Константин был очень обаятельный человек, отказать ему было трудно. Вокруг него собирались художники, которых он ждал каждый день, сидя на венском стуле у своего магазина, отдыхая и наблюдая за закатом к концу рабочего дня. Художники не только приобретали различные материалы в его магазине для живописи и рисования, так как такой магазин был в городе один на Панской, материалы- холсты, краски, кисти, бумага и всё остальное были высшего качества, но ещё все шли к нему за общением, обсуждали новости искусства, творческие планы. Сюда художники приносили свои работы показать ему, как меценату, художнику, другу, а в выходные ездили вместе на этюды на опеле или велосипедах.Сегодня в музее открыт целый зал его работ и ждёт всех посетителей. Вот такой замечательный человек стоял у истоков нашего художественного музея.Светлая память Константину Головкину, человеку, которого Бог поцеловал.
Продолжение следует.
https://proza.ru/2013/10/01/1353
https://proza.ru/2013/07/10/1209 , https://proza.ru/2013/07/10/1269
** Скульптура Константина.Головкина, скульптор Карэн Саркисов.

Метки:
Предыдущий: Мусор в головах
Следующий: Пришла КАРина сюда