Рассказ о том, как пишутся стихи

Пришло вдруг в голову утром ?всё суета?, а через пару секунд добавилось ?и тлен?. Где-то я это слышал. Похоже на начало стиха. Чего-то не хватает, не закончена строчка.

И блажь.

Похоже, что все слова легли в общий тон. Все наши действия в жизни, в конечном счёте, — пустая суета. Всё вещественное, что мы строим, собираем, производим — тлен. Всё разрушается с течением времени. А наши желания, эмоции, переживания — блажь.

Понятно. Стих будет о том, что к концу жизни человек понимает, что всё уходит, а остаётся только главное. Что главное?
Много про это сказано уже, не тайна. Надо бы оставить детей после себя, передать, так сказать, ниточку жизни. Жизнь же самого человека остаётся в памяти других людей.
Всё суета, и тлен, и блажь,
В конце останутся лишь люди.

Чудесно. Останутся люди, хранящие память о тебе. Так, лучше писать не от себя и не вообще о человеке, а от второго лица. Вроде бы и о себе пишу, но и приглашаю читателей разделись со мной идею стиха. Ход хороший.
Если останутся после меня люди, вернее, память обо мне в людях, то, получается, что я себя раздам людям. Как предметы по завещанию раздаются наследникам.
Всё суета, и тлен, и блажь,
В конце останутся лишь люди,
Которым жизнь свою раздашь.

Хорошо, даже рифма быстро нашлась. Понятно ли читателям? Что означают три слова в первой строке, что ?раздать жизнь? значит — всё пройдёт, но дольше всего останутся воспоминания в людях (а так ли это?). Что-то я заморачиваюсь. Стих должен быть понят без напряжения мозгов, иметь чёткую ритмику и хорошие рифмы, но главное в нём — сильные эмоции, переданные читателям.

Ищем последнюю строку. ?И Мир тебя не позабудет?. Не то. Поискать рифмы к слову ?люди?, что ли? Открываю генератор рифм, смотрю. Внимательно смотрю. Бред какой-то. Это рифмы?
В поиске появился ?помощник поэта? портала ?Стихи.ру?. Открываю. Рифм немного, но есть ?судьи?. Так-так.
Всё суета, и тлен, и блажь,
В конце останутся лишь люди,
Которым жизнь свою раздашь.
Они — свидетели и судьи.

Не закончено. Идеальный стих — в 4 строки, но уже не получается. А если дальше писать? Нужен переход. Свидетели и судьи чего? Моей жизни? Как она прошла?
Как бестолково жизнь прошла,
Секунды — с пользой, годы — мимо.

Как же много у меня в текстах тире, союзов ?и?, скобочек, а теперь ещё и кавычек! Надо следить за этим, самого напрягает. А может, это мой авторский стиль? Подумаю.

Ищу рифмы к словам ?прошла? и ?мимо?. Рифмы есть, но стих расползается на третье четверостишие. А в нём надо закругляться и донести основную мысль. Кстати, в чём основная мысль? Человек остаётся в воспоминаниях других людей, так? Не идёт творчество сегодня уже, ушло вдохновение, откладываю окончание шедевра на следующий день.

Вот и он, следующий день.

Если размазать стих на 3 четверостишия (не люблю слово ?строфа?)… Ну вот, опять скобки! И кавычки ещё! Да, если размазать на 3 четверостишия, воздействие, посыл, эмоция тоже размажется, потускнеет. Стих о том, что всё проходит, остаётся очень немногое, должен также состоять из немногих строк.
Ищем последнюю строку. Может, переделать уже имеющуюся?
В конце только люди. Они итог моей жизни.
Которым жизнь свою раздашь.
Они — итог, и брям, и судьи.

Нужно слово в один слог. Вместо ?брям?. Ищу. Как же меня понимал Маяковский! ?Изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды?.
Оставляем слово ?судьи?. Лучше не найдём. Перечисление, кто такие эти люди — идея хорошая. Надо только определить, кто они. Если есть судьи, то должны быть адвокаты и обвинители. Раз уж я в суде по итогам жизни.

Да, кстати, есть свидетели! Про зрителей забудем, суд закрытый.
?Свидетели и судьи?
А хорошо ложится в ритмику.

Которым жизнь свою раздашь.
Парам, свидетели и судьи.

Надо заменять ?парам?. Два слога, уже легче, чем один.
А мне кого бы хотелось из людей удержать? Родственников? Хороших людей? Друзей?
Вот оно, слово. ?Друзья?. Есть судьи, свидетели и друзья как адвокаты.
Обвинитель — я сам.

Всё суета, и тлен, и блажь,
В конце останутся лишь люди,
Которым жизнь свою раздашь.
Друзья, свидетели и судьи.

Кажется, получилось. Только после ?раздашь? надо бы тире для усиления эмоций. Но правильно двоеточие, дальше ведь перечисление. Хотя между словом ?люди? и самим перечислением есть вводное предложение, отделяемое запятыми. То есть после ?раздашь? надо и запятую и двоеточие. Бред.
А, не филолог я! Ставлю знаки, как понимаю. Не видел ещё ни одного сайта, включая грамотейские, где были бы правильно расставлены все запятые. Пусть и ко мне придираются, кто хочет.

В конце первой строки ставим точку, а то у меня самого запятых многовато.
Всё суета, и тлен, и блажь.
В конце останутся лишь люди,
Которым жизнь свою раздашь:
Друзья, свидетели и судьи.

Надо поставить тире, надо, надо. ?Всё — суета?. Без тире смысл становится неочевиден. ?Всё суета меня заела, кручусь без толку?. Не хочу, чтобы так поняли. Усилить эмоцию и дать понять читателю — ?Все наши действия есть суета и ничего более?. ?Всё?, пауза, ?суета?. Точка напрашивается. То есть снова пауза.
Всё — суета. И тлен. И блажь.

Пауза на каждой точке. Не восклицательный знак, но впечатление не менее серьёзное. Как три мощных удара по гвоздю в крышку гроба. Ничего не останется в жизни.
А нет, не так. В следующей строке уже есть надежда. Люди останутся.

Итак,

Всё — суета. И тлен. И блажь.
В конце останутся лишь люди,
Которым жизнь свою раздашь:
Друзья, свидетели и судьи.

Ставлю дату — 18.08.21 г. Время окончания стиха 6:39 утра.

Четыре короткие строки, а сколько времени и сил ушло! Бывает, что и больше тратится. И получается хуже. Иногда и не получается. Начал стих, а потом застрял, да и не закончил.

Этот, кажется, получился. Отлежится, прочту через несколько дней, а то сейчас не могу правильно оценить. Через пару дней могу найти какой-то недочёт или ошибку.
Записал, как работаю над стихом, пока помню все этапы его создания. Показалось — это будет кому-то интересно. Или, хотя бы, мне самому потом перечитать интересно. А работаю тщательно, как мне кажется.

Да и над самим этим рассказом о том, как работаю над стихами, трудился так же.
Жаль, многие авторы так не поступают. По результату видно. Стих не прибран: ритмика хромает, рифмы какие попало, слова скверно подобраны. Дайте мне любой стих, я его препарирую, раскритикую автора с беспощадностью инквизитора.
Да нет, конечно, не любой стих буду критиковать, есть хорошие.

Только читатели, к сожалению, часто не могут отличить плохой стих от хорошего, а среди хороших — сырой от доработанного.

Печально.


Метки:
Предыдущий: На деревню в Питер
Следующий: Юбилей работника