Возглас
Как-то раз, совершая Божественную литургию, я поймал себя на том, что произношу в этой самой главной христианской службе новый не прописанный в служебнике возглас.
Связан он с моим сынишкой-алтарником Ваней.
С самого начала своего священнического служения в качестве помощника я стал привлекать своего старшего сына. Не скажу, что в его 11 лет у него всё получается, хотя он очень старается. Приходится постоянно что-то подсказывать, напоминать, разъяснять. Одним из таких мест в Богослужении является просительная ектения, начинающаяся словами ?Вся святыя помянувше…?. Перед ектенией или во время её мне приходится напоминать Ванюше о том, что нужно выйти в притвор и включить чайник, ведь скоро понадобится теплота.
Сначала чайник был установлен в алтаре, но там он слишком шумел. Таскать через полгорода термос, как мы делали, когда храм на несколько месяцев отключили от электроэнергии – неудобно, опять же и забыть можно. Причём, забывалка срабатывает на нескольких уровнях. Можно забыть налить кипяток, можно забыть правильно закрыть термос, можно его просто забыть дома или после службы в храме. И не предугадать какая из забывалок сработает в этот раз, а какая в следующий. Но, Слава Богу, строители, ведущие рядом с храмом земляные и прочие работы, всё-таки вернули электрические провода на своё место. Чайник снова заработал, но установили мы его в притворе, включаем перед службой, а во время литургии нужно только нажать кнопку, чтобы он быстренько подогрелся. Вроде бы всё хорошо и удобно, если бы не новое возглашение…
Выглядит это примерно так - после ?И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати…? батюшка обращается к закрытым Царским Вратам и со словами ?И да будут милости…? благословляет народ. Затем, обратившись к облачённому в красивый стихарь алтарнику, негромко, но отчётливо говорит: ?чайник? и начинает вышеупомянутую ектению.
Обычно в алтаре у меня никого нет – храм в честь иконы Божией Матери ?Всецарица? при Онкологическом центре, куда меня бесприходного тюремного попа пускают послужить, ну никак не собор. А с учётом близости онкоцентра, бдительности охраны, которая всё время заставляет батюшку и прихожан преодолевать неожиданные препятствия – то вокруг всех корпусов бежим в одном направлении, то обратно, бывает и через забор лезем – молящихся ну крайне мало. Недавно узнал ещё одно обстоятельство – в советское время в храме располагался морг! Этот факт просто автоматически превращает всех захожан в прохожан. Вот так и служили – священник с алтарником, двое певчих с регентом, матушка с младшим сыном, художник с иконописцем да зубной врач с дочуркой. Удивить каким-то ?чайником? их трудно, сказал и сказал – дальше молюсь…
Но в последнее время ко мне стали приходить люди, которых ни морг, ни близость онкологии, ни причуды бдительной охраны остановить не смогли. Алко- и наркозависимых, нашедших в себе силы для борьбы с главным недугом своей жизни, вообще сложно чем-то запугать. Мужскую половину этих отважных прихожан я по вдохновению стал приглашать в алтарь. Но появился определённый побочный эффект – меня стал смущать новый возглас!
Помысл нашептывал мне о том, что со стороны моё обращение к алтарнику может выглядеть оскорблением. Молился батюшка, молился, вдохновился – обозвал сына чайником и дальше молится…
Попытка перейти на жесты успехом не увенчалась – понадобилось их объяснять, что отнимало ещё больше времени, чем прежде. Тем не менее, решить проблему оказалось просто – нужно было привлечь новеньких к данному послушанию. Теперь и они сделались ?чайниками? – возглас закрепился.
Потом меня одолела боязнь забыть произнести этот возглас вовремя!.. Взрослые алтарники быстро научились вспоминать о нём сами. Одному Ване никак не удаётся помнить о том, кто он есть на самом деле.
Но самым навязчивым стали озарения из области литургического богословия. Я вдруг задался вопросом: ?А что бы случилось, если бы данное возглашение произносили на литургии в первые века Христианства?? Вслед за ним как из прохудившегося мешка посыпались другие: ?Как бы это слово было разъяснено пару столетий спустя толкователями Александрийской богословской школы? Что бы на это ответили богословы из Антиохии? Как бы на эту полемику отреагировал Рим? Какими сентенциями украсился бы ?чайник? в эпоху схоластики? Может быть, его бы даже канонизировали, как Вульгату!? Вы только представьте!.. ?Как бы толковала это место богослужения русская богословская школа? И что бы на это сказали старообрядцы??
Короче – ?Остапа понесло?. От мыслей стала разбухать голова, засвистело в носу…
Может, это я чайник?..
Кострома, 23.01.2020 г.
Связан он с моим сынишкой-алтарником Ваней.
С самого начала своего священнического служения в качестве помощника я стал привлекать своего старшего сына. Не скажу, что в его 11 лет у него всё получается, хотя он очень старается. Приходится постоянно что-то подсказывать, напоминать, разъяснять. Одним из таких мест в Богослужении является просительная ектения, начинающаяся словами ?Вся святыя помянувше…?. Перед ектенией или во время её мне приходится напоминать Ванюше о том, что нужно выйти в притвор и включить чайник, ведь скоро понадобится теплота.
Сначала чайник был установлен в алтаре, но там он слишком шумел. Таскать через полгорода термос, как мы делали, когда храм на несколько месяцев отключили от электроэнергии – неудобно, опять же и забыть можно. Причём, забывалка срабатывает на нескольких уровнях. Можно забыть налить кипяток, можно забыть правильно закрыть термос, можно его просто забыть дома или после службы в храме. И не предугадать какая из забывалок сработает в этот раз, а какая в следующий. Но, Слава Богу, строители, ведущие рядом с храмом земляные и прочие работы, всё-таки вернули электрические провода на своё место. Чайник снова заработал, но установили мы его в притворе, включаем перед службой, а во время литургии нужно только нажать кнопку, чтобы он быстренько подогрелся. Вроде бы всё хорошо и удобно, если бы не новое возглашение…
Выглядит это примерно так - после ?И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати…? батюшка обращается к закрытым Царским Вратам и со словами ?И да будут милости…? благословляет народ. Затем, обратившись к облачённому в красивый стихарь алтарнику, негромко, но отчётливо говорит: ?чайник? и начинает вышеупомянутую ектению.
Обычно в алтаре у меня никого нет – храм в честь иконы Божией Матери ?Всецарица? при Онкологическом центре, куда меня бесприходного тюремного попа пускают послужить, ну никак не собор. А с учётом близости онкоцентра, бдительности охраны, которая всё время заставляет батюшку и прихожан преодолевать неожиданные препятствия – то вокруг всех корпусов бежим в одном направлении, то обратно, бывает и через забор лезем – молящихся ну крайне мало. Недавно узнал ещё одно обстоятельство – в советское время в храме располагался морг! Этот факт просто автоматически превращает всех захожан в прохожан. Вот так и служили – священник с алтарником, двое певчих с регентом, матушка с младшим сыном, художник с иконописцем да зубной врач с дочуркой. Удивить каким-то ?чайником? их трудно, сказал и сказал – дальше молюсь…
Но в последнее время ко мне стали приходить люди, которых ни морг, ни близость онкологии, ни причуды бдительной охраны остановить не смогли. Алко- и наркозависимых, нашедших в себе силы для борьбы с главным недугом своей жизни, вообще сложно чем-то запугать. Мужскую половину этих отважных прихожан я по вдохновению стал приглашать в алтарь. Но появился определённый побочный эффект – меня стал смущать новый возглас!
Помысл нашептывал мне о том, что со стороны моё обращение к алтарнику может выглядеть оскорблением. Молился батюшка, молился, вдохновился – обозвал сына чайником и дальше молится…
Попытка перейти на жесты успехом не увенчалась – понадобилось их объяснять, что отнимало ещё больше времени, чем прежде. Тем не менее, решить проблему оказалось просто – нужно было привлечь новеньких к данному послушанию. Теперь и они сделались ?чайниками? – возглас закрепился.
Потом меня одолела боязнь забыть произнести этот возглас вовремя!.. Взрослые алтарники быстро научились вспоминать о нём сами. Одному Ване никак не удаётся помнить о том, кто он есть на самом деле.
Но самым навязчивым стали озарения из области литургического богословия. Я вдруг задался вопросом: ?А что бы случилось, если бы данное возглашение произносили на литургии в первые века Христианства?? Вслед за ним как из прохудившегося мешка посыпались другие: ?Как бы это слово было разъяснено пару столетий спустя толкователями Александрийской богословской школы? Что бы на это ответили богословы из Антиохии? Как бы на эту полемику отреагировал Рим? Какими сентенциями украсился бы ?чайник? в эпоху схоластики? Может быть, его бы даже канонизировали, как Вульгату!? Вы только представьте!.. ?Как бы толковала это место богослужения русская богословская школа? И что бы на это сказали старообрядцы??
Короче – ?Остапа понесло?. От мыслей стала разбухать голова, засвистело в носу…
Может, это я чайник?..
Кострома, 23.01.2020 г.
Метки: