Девятнадцатый век и буддизм на Цейлоне
Из писем действительного статского советника, индолога Ивана Павловича Минаева:
****************
II. Перагера.
Ежегодно, въ август;, въ различныхъ городахъ Цейлона празднуется "Перагера", по улицамъ города проходитъ н;сколько ночей къ ряду оригинальная процесс?я. Я добивался напрасно отв;та на вопросъ, что это за процесс?я? Въ память чего устроенъ праздникъ? Оевропеивш?еся сингалезцы говорили, что праздникъ н;что подобное нашимъ ярмаркамъ; друг?е утверждали, что процесс?я была утверждена на пот;ху конд?йскихъ царей, въ память рожден?я бога Вишну. Но были и так?е, которые разсказывали очень дюбопытную легенду въ объяснен?е Перагеры. Слушая различные толки о Перагер;, мн; стало ясно, что смыслъ праздника забытъ народомъ и его учеными. Изъ разсказовъ было однако же ясно, что праздникъ очень оригиналенъ и посмотр;ть на него стоитъ. 26-го августа, я отправился по жел;зной дорог; изъ Коломбо въ Конди.
По;здъ въ Конди пришелъ поздно, часовъ въ семь. Уже совс;мъ стемн;ло и, отправляясь со станц?и въ отель, я могъ только разгляд;тъ громадные холмы кругомъ города. "Queens Hotel", куда меня привезли, былъ полонъ пр?;зжими; Перагера привлекла немногихъ, но на другой день члены атлетическаго клуба должны были прыгать, скакать, б;гать, плавать и многими другими способами вывазывать свою физическую силу; посмотр;ть на эту пот;ху съ;хались англичане изъ разныхъ м;стъ острова. Съ большими затруднен?ями я добылъ комнату. Ho мои усил?я были вознаграждены: мн; досталась небольшая комната съ великол;пнымъ видомъ на озеро. Направо, вдоль озера вилась дорога въ гору, къ монастырю Момвата; нал;во, я могъ вид;ть знаменитый храмъ Daladamaligowa, въ которомъ хранится зубъ Будды...
Едва окончился об;дъ, и мы сид;ли еще за кофе, какъ издали стали доноситься нестройные звуки барабановъ и томъ-тома. Томъ-томъ тотъ же барабанъ, но покрытый кожею только съ одной стороны. Звуки становились все ясн;е и ясн;е. Я посп;шилъ выдти на улицу. Пройдя лугъ, разстилавш?йся передъ отелемъ, я увидалъ, что процесс?я уже вышла изъ храма Зуба и направлялась обходить городъ. Первое впечатл;н?е и сильно, и смутно. Въ ясную, лунную ночь, как?я только бываютъ на юг;, вы видите передъ собою оригинальную процесс?ю. Сперва несутся факелы, знамена, различные значки, на н;которыхъ изображен?я луны и солнца; зат;мъ идутъ плясуны съ барабанами и томъ-томами; важно выступаетъ старшина, зав;дывающ?й хозяйствомъ и имуществомъ храма (Daladamaligowa), и всл;дъ за нимъ еще съ большею важностью выступаетъ громадный слонъ съ реликв?ями (но не зубомъ) изъ храма Зуба (Daladamaligowa). Передъ большими слонами шли два маленькихъ слона, и дал;е опять знамена, факелы, плясуны, люди на ходуляхъ, слоны изъ храмовъ боговъ: Вишну, Ната, Катрагама, Патани, слоны поменьше, на которыхъ сид;ли жрецы съ цв;тами. Снова знамена, фавелы, плясуны и, наконецъ, люди съ громадными ковчегами. Кругомъ стояла густая толпа, тихо и молча глаз;я на процесс?ю. Кое-гд; видн;лись полицейск?е, но они были совершенно лишни. Прошла процесс?я, и за нею я пошелъ бродитъ по улицамъ; было довольно поздно для Цейлона, часъ десятый въ исход;; на улицахъ зам;тно было особенное движен?е; кругомъ храма Зуба видн;лись огоньки y временныхъ лавочекъ со сластями. Повсюду слышался какой-то гулъ разговаривающихъ голосовъ, и видны были многочисленныя кучки людей. Но все было тихо и добропорядочно: ни драки, ни брани, ни пьяныхъ я не видалъ. Въ 11 часовъ процесс?я вернулась въ храму Зуба; реликв?и отнесли въ храмъ; слоны и люди разошлись по храмамъ четырехъ боговъ. Такъ кончилась процесс?я въ первый день моего пребыван?я въ Конди.
На другой день, часовъ въ пять вечера, задолго до начала процесс?и, я пошелъ, вм;ст; съ С., осмотр;ть храмъ Зуба. Процесс?я снаряжалась и дворъ былъ полонь народа. Въ н;которыхъ прид;лахъ, посвященныхъ отд;льнымъ богамъ, совершалось служен?е: женщины на кол;няхъ совершали приношен?я цв;товъ; въ другихъ, передъ густою толпою плясуны выд;лывали различныя фигуры. На двор; украшали слоновъ. Самый большой стоялъ y входа въ то здан?е, гд; хранится зубъ Будды. Мн; хот;лось вид;ть зубъ, и, чтобы пройти въ "святая святыхъ", мы должны были подл;зать подъ слона. Явилисъ монахи и показали намъ на зубъ и колпакъ, подъ которымъ хранятся реликв?я. Въ тотъ вечеръ процесс?я, обойдя кругомъ города, должна была вернуться чрезъ губернаторск?й садъ, въ храмъ Зуба. У губернатора было garden-party; ровно въ девять часовъ y главнаго подъ;зда собралось общество, исключительно англ?йское, мужчины во фракахъ, дамы разод;тыя по бальному и въ цв;тахъ. Вскор; посл; девяти часовъ заслышались р;зк?е и дик?е звуки; мало по-малу они становились все громче и непр?ятн;е, и наконецъ справа показались факелы, за факельщиками шли музыканты съ флейтами, барабанами, томъ-томами. Дал;е, въ стройномъ порядк;, шли старшины, зав;дывающ?е д;лами храма Зуба. Костюмъ этихъ старшинъ очень живописенъ; особенно красива шляпа, въ род; нашей треуголки, над;той поперекъ, и вся изукрашенная золотымъ шитьемъ. Проходя мимо губернатора, старшины останавливались и отв;шивали низк?й, почтительный поклонъ. За старшинами шли два небольшихъ слона, на нихъ сид;ло по три челов;ка съ цв;тами. Кругомъ слоновъ т;снились люди съ барабанами, флейтами и т. д. За двумя слонами двигались три слона, посреди ихъ былъ громадный слонъ, везш?й въ золотой кл;тк; как?я-то реликв?и Будды изъ храма Зуба. Какъ только показались слоны, губернаторск?е слуги вынесли пуки сахарнаго тростнику, и началось кормлен?е слоновъ. Исключительное участ?е въ этой пот;х; принимали дамы. Вдругъ одному изъ слоновъ, кажется наибольшему, съ реликв?ями Будды, вздумалось зарычать. Произошла н;которая суматоха, дамы попятились назадъ, стулья попадали. У вс;хъ были св;жи въ памяти шалости одного слона: н;сколько дней тому назадъ онъ вздумалъ показать публик;, во время процесс?и, свою силу — и три челов;ка изъ толпы поплатились жизнью. На этотъ разъ слонъ выражалъ свое удовольств?е. За слонами, прыгая и прис;дая, неслись плясуны и музыканты. Туземный балетъ не отличается грац?ей, и фигуры танцевъ не разнообразны. Плясуны становятся въ рядъ: прис;даютъ, выбиваютъ дробь ногами, встаютъ, кружатся, поднимаюгь, ломаютъ руки и т. д. Ихъ костюмъ ув;шенъ колокольчиками, a потому каждое движен?е сопровождается необыкновеннымъ шумомъ. Въ числ; плясуновъ были два челов;ка на ходуляхъ. За плясунами важно выступалъ Bansayaka-nileme, т.-е. главный старшина храма Зуба. Кругомъ него неслись в;ера, и шли знаменobки. Этимъ закончилось первое отд;лен?е процесс?и. Было еще четыре отд;лен?я: въ томъ же порядк; шли слоны изъ храмовъ четырехъ боговъ. Передъ и за слонами въ томъ же порядк; шли факельщики, плясуны, старшины, kapurale (жрецы). На слонахъ неслась святыня храмовъ, и вся процесс?я закончилась громадными ковчегами съ водою.
Бол;е часа двигалась процесс?я чрезъ садъ. Гулъ отъ барабановъ, томъ-томовъ, колокольчиковъ, плясуновъ, стоялъ невообразимый; въ воздух; чувствовался сильный, непр?ятный запахъ кокосоваго масла отъ факеловъ. A картина была оригинальна и сильно напоминала сцену изъ какого-нибудь фантастическаго балета; кругомъ была такая декоративная обстановка: тихая, ясная ночь, роскошная растительность, и среди оглушительныхъ нестройныхъ звуковъ движется пестрая, оригинальная восточная процесс?я, не то религ?озная, не то на пот;ху какого-либо самодержавнаго властелина. У самой дороги, въ н;сколькихъ шагахъ отъ проходящихъ громадныхъ слоновъ, стоятъ ряди стульевъ и разод;тыя дамы въ цв;тахъ и кружевахъ.
Въ пятницу, 28-го августа, была посл;дняя ночь Перагеры: всю ночь ходила процесс?я; всю ночь на улицахъ слышался гулъ, нестройные крики различныхъ продавцовъ. Лавочекъ со сластями прибавилось. По улицамъ расхаживала громадная толпа; въ одномъ м;ст; меня такъ славили, что я подумалъ о нирван;. Но при этомъ я долженъ опять зам;тить: сингалезская толпа — образецъ толпы. Ни драки, ни брани, ни даже особеннаго крика нельзя было зам;тить; пьяныхъ я не видалъ, a во многихъ лавочкахъ продавался аракъ, содовая вода и т. д. Въ четыре часа утра, въ тотъ же день, въ четырехъ миляхъ отъ города, на р. Гагамбе свершился посл;дн?й актъ празднества. Къ сожал;н?ю, я не видалъ его. До разсв;та, жрецы (kapurale) изъ храмовъ четырехъ боговъ отправилисъ на р;ку; зд;сь они садятся въ разукрашенную лодку, и главный жрецъ храма бога Вишну, разс;кши золотымъ мечомъ волны, зачерпываетъ воду. Вода эта хранится до сл;дующаго года и во время процесс?и выносится въ т;хъ ковчегахъ, о которыхъ было упомянуто выше. Такъ закончился оригинальный праздникъ; но процесс?ю я вид;лъ еще разъ, 29-го августа. У старшинъ есть обычай, по окончан?и праздника благодарить м;стнаго Governement Agent'a за сод;йств?я различнаго рода, в;рн;е, благодарить правительство за терпимость. Въ два часа дня процесс?я въ томъ же состав; и томъ же порядк;, какъ выше описано, подошла въ дому правительственнаго агента, бывшему дворцу вонд?йскихъ царей. Mr Р. созвалъ гостей полюбоваться на церемон?ю принесен?я благодарности и послушать его краснор;ч?е. Все это было довольно оригинально. Подошла процесс?я къ дому; слоны выстроились въ рядъ передъ террассою; старшины явились на террассу, выстроились въ рядъ и долго говорили по-сингалезски; но смыслъ долгой р;чи былъ кратокъ, хотя и очень ут;шителенъ: мы вами молъ довольны. Mr Р. отв;чалъ по-англ?йски, что онъ также доволенъ благополучнымъ окончан?емъ празднества и старшинами, и въ заключен?е попросилъ старшинъ составить группу и дать снять съ себя фотограф?ю. Старшины, улыбаясь, согласились. На террассу ввели громаднаго слона, и съ него и со старшинъ сняли фотограф?ю.
Я уже сказалъ, что напрасно искалъ отв;та на вопросы, что такое Перагера? Когда, гд; въ первый разъ прошлась эта пестрая, оригинальная процесс?я? Одинъ монахъ изъ храма Зуба, на мой вопросъ о томъ же, отв;тилъ стихомъ изъ св. писан?я буддистовъ: "взошла полная луна и начался праздникъ; заслышался въ город; сильный гулъ!" Глядя на террассу, я понялъ м;ткость этой фразы, такъ часто встр;чающейся въ будд?йскихъ книгахъ. Кратче и в;рн;е нельзя описатъ м;стнаго восточнаго праздника: ясная ночь, гулъ туземной музыки и всюду праздничная, разряженная толпа. Въ так?я тих?я, св;тлыя ночи завязывались т; фантастическ?е романы, которые буддисты подобрали въ народ; и записали въ свои священныя книги. Прид;лавъ душеспасительное начало и конецъ, наивные монахи воображали, то середина перестанетъ быть соблазнительной для читателя.
Перагера не есть будд?йск?й праздникъ; монахи не уважаютъ его и не принимаютъ въ немъ никакого участ?я; ни одного монаха не видать въ процесс?и. Правда, выносится святыня изъ рама Зуба; но и это началось только въ конц; прошлаго сто;т?я. Во дни царя Киртифи (1747--80) въ Конди пр?;хали с?амск?е монахи для положен?я пред;ла какимъ-то раздорамъ по поводу посвящен?я. Однажды ночью отцы были пробуждены необыкновеннымъ шумомъ. Что такое? Что за шумъ?— спрашивали отцы. Имъ отв;тили, что городъ чествуетъ четырехъ боговъ, когда-то преклонившихся предъ господомъ Буддою. Когда в;рующ?е буддисты, монахи, не удовлетворились такимъ отв;томъ, они возроптали передъ самимъ царемъ. Царь былъ находчивъ; несмотря на ропотъ и выговоръ святыхъ отцовъ, Перагеры онъ все-таки не уничтожилъ, a чтобы успокоить своихъ дорогихъ гостей, приказалъ выносить как?я-нибудь реликв?и Будды; такимъ образомъ, Перагера стала полубудд?йскимъ праздникомъ. Первоначально онъ былъ в;роятно инд?йск?й, браминск?й праздникъ. На браминское инд?йское происхожден?е праздника намекаетъ одна легенда, слышанная мною въ Коломбо. Она не записана въ книгахъ, но кое-гд; еще живетъ въ народ;. Въ город; Ануродапур; царствовалъ Гажабогу; онъ насл;довалъ царю Валагамбогу, въ царствован?е котораго на Цейлонъ напали малабарцы, разграбнл храмы и ушли со множествомъ пл;нныхъ и унесли съ собого сыщенные сосуды изъ храмовъ. Однажды ночью Гажабогу, переряженный, прогуливался по городу. Въ одномъ дом; царь увидавъ горько плачущую старуху; она плакала о своихъ сынахъ, пл;ненныхъ малабарцами. Ея безут;шная скорбь сильно поразила царя; онъ р;шился идти въ походъ, отнять y малабарцевъ пл;ненныхъ. Вм;ст; съ царемъ отправляется въ походъ н;к?й великанъ Нила. Какъ только войско дошло до берега океана, Нил сталъ выказывать свою могущественную силу: жезломъ ударилъ онъ по волнамъ, и воды разступились. Посуху прошла царская рать и предстала предъ ст;нами главнаго города малабарцевъ. Малбарск?й царъ не испугался враговъ и отказался выдать пл;нныхъ. Тутъ начинается рядъ чудесъ, творимыхъ великаномъ и цейлонскимъ царемъ. Нила схватываетъ двухъ слоновъ и, ударяя ихъ головами, убиваетъ. Гажабогу извлекаетъ воду изъ жел;знаго посоха и пригоршни песку. Устрашенный чудесами и в;ря въ могущество своихъ враговъ, малабарск?й царь выдаетъ все захваченное: людей и священные сосуды изъ храмовъ. И въ память удачнаго похода Гажабогу учредилъ Перагеру (113 по Р. Х.).
Такъ гласитъ о начал; Перагеры легенда. И какъ будто есть н;которая связь между содержан?емъ легенды и праздниковъ. Люди на ходуляхъ, быть можетъ, изображають великана Нилу, a посл;дн?й актъ праздника, y р;ки, его же чудо, когда онъ провелъ царскую рать по морю, яко посуху.
****************
II. Перагера.
Ежегодно, въ август;, въ различныхъ городахъ Цейлона празднуется "Перагера", по улицамъ города проходитъ н;сколько ночей къ ряду оригинальная процесс?я. Я добивался напрасно отв;та на вопросъ, что это за процесс?я? Въ память чего устроенъ праздникъ? Оевропеивш?еся сингалезцы говорили, что праздникъ н;что подобное нашимъ ярмаркамъ; друг?е утверждали, что процесс?я была утверждена на пот;ху конд?йскихъ царей, въ память рожден?я бога Вишну. Но были и так?е, которые разсказывали очень дюбопытную легенду въ объяснен?е Перагеры. Слушая различные толки о Перагер;, мн; стало ясно, что смыслъ праздника забытъ народомъ и его учеными. Изъ разсказовъ было однако же ясно, что праздникъ очень оригиналенъ и посмотр;ть на него стоитъ. 26-го августа, я отправился по жел;зной дорог; изъ Коломбо въ Конди.
По;здъ въ Конди пришелъ поздно, часовъ въ семь. Уже совс;мъ стемн;ло и, отправляясь со станц?и въ отель, я могъ только разгляд;тъ громадные холмы кругомъ города. "Queens Hotel", куда меня привезли, былъ полонъ пр?;зжими; Перагера привлекла немногихъ, но на другой день члены атлетическаго клуба должны были прыгать, скакать, б;гать, плавать и многими другими способами вывазывать свою физическую силу; посмотр;ть на эту пот;ху съ;хались англичане изъ разныхъ м;стъ острова. Съ большими затруднен?ями я добылъ комнату. Ho мои усил?я были вознаграждены: мн; досталась небольшая комната съ великол;пнымъ видомъ на озеро. Направо, вдоль озера вилась дорога въ гору, къ монастырю Момвата; нал;во, я могъ вид;ть знаменитый храмъ Daladamaligowa, въ которомъ хранится зубъ Будды...
Едва окончился об;дъ, и мы сид;ли еще за кофе, какъ издали стали доноситься нестройные звуки барабановъ и томъ-тома. Томъ-томъ тотъ же барабанъ, но покрытый кожею только съ одной стороны. Звуки становились все ясн;е и ясн;е. Я посп;шилъ выдти на улицу. Пройдя лугъ, разстилавш?йся передъ отелемъ, я увидалъ, что процесс?я уже вышла изъ храма Зуба и направлялась обходить городъ. Первое впечатл;н?е и сильно, и смутно. Въ ясную, лунную ночь, как?я только бываютъ на юг;, вы видите передъ собою оригинальную процесс?ю. Сперва несутся факелы, знамена, различные значки, на н;которыхъ изображен?я луны и солнца; зат;мъ идутъ плясуны съ барабанами и томъ-томами; важно выступаетъ старшина, зав;дывающ?й хозяйствомъ и имуществомъ храма (Daladamaligowa), и всл;дъ за нимъ еще съ большею важностью выступаетъ громадный слонъ съ реликв?ями (но не зубомъ) изъ храма Зуба (Daladamaligowa). Передъ большими слонами шли два маленькихъ слона, и дал;е опять знамена, факелы, плясуны, люди на ходуляхъ, слоны изъ храмовъ боговъ: Вишну, Ната, Катрагама, Патани, слоны поменьше, на которыхъ сид;ли жрецы съ цв;тами. Снова знамена, фавелы, плясуны и, наконецъ, люди съ громадными ковчегами. Кругомъ стояла густая толпа, тихо и молча глаз;я на процесс?ю. Кое-гд; видн;лись полицейск?е, но они были совершенно лишни. Прошла процесс?я, и за нею я пошелъ бродитъ по улицамъ; было довольно поздно для Цейлона, часъ десятый въ исход;; на улицахъ зам;тно было особенное движен?е; кругомъ храма Зуба видн;лись огоньки y временныхъ лавочекъ со сластями. Повсюду слышался какой-то гулъ разговаривающихъ голосовъ, и видны были многочисленныя кучки людей. Но все было тихо и добропорядочно: ни драки, ни брани, ни пьяныхъ я не видалъ. Въ 11 часовъ процесс?я вернулась въ храму Зуба; реликв?и отнесли въ храмъ; слоны и люди разошлись по храмамъ четырехъ боговъ. Такъ кончилась процесс?я въ первый день моего пребыван?я въ Конди.
На другой день, часовъ въ пять вечера, задолго до начала процесс?и, я пошелъ, вм;ст; съ С., осмотр;ть храмъ Зуба. Процесс?я снаряжалась и дворъ былъ полонь народа. Въ н;которыхъ прид;лахъ, посвященныхъ отд;льнымъ богамъ, совершалось служен?е: женщины на кол;няхъ совершали приношен?я цв;товъ; въ другихъ, передъ густою толпою плясуны выд;лывали различныя фигуры. На двор; украшали слоновъ. Самый большой стоялъ y входа въ то здан?е, гд; хранится зубъ Будды. Мн; хот;лось вид;ть зубъ, и, чтобы пройти въ "святая святыхъ", мы должны были подл;зать подъ слона. Явилисъ монахи и показали намъ на зубъ и колпакъ, подъ которымъ хранятся реликв?я. Въ тотъ вечеръ процесс?я, обойдя кругомъ города, должна была вернуться чрезъ губернаторск?й садъ, въ храмъ Зуба. У губернатора было garden-party; ровно въ девять часовъ y главнаго подъ;зда собралось общество, исключительно англ?йское, мужчины во фракахъ, дамы разод;тыя по бальному и въ цв;тахъ. Вскор; посл; девяти часовъ заслышались р;зк?е и дик?е звуки; мало по-малу они становились все громче и непр?ятн;е, и наконецъ справа показались факелы, за факельщиками шли музыканты съ флейтами, барабанами, томъ-томами. Дал;е, въ стройномъ порядк;, шли старшины, зав;дывающ?е д;лами храма Зуба. Костюмъ этихъ старшинъ очень живописенъ; особенно красива шляпа, въ род; нашей треуголки, над;той поперекъ, и вся изукрашенная золотымъ шитьемъ. Проходя мимо губернатора, старшины останавливались и отв;шивали низк?й, почтительный поклонъ. За старшинами шли два небольшихъ слона, на нихъ сид;ло по три челов;ка съ цв;тами. Кругомъ слоновъ т;снились люди съ барабанами, флейтами и т. д. За двумя слонами двигались три слона, посреди ихъ былъ громадный слонъ, везш?й въ золотой кл;тк; как?я-то реликв?и Будды изъ храма Зуба. Какъ только показались слоны, губернаторск?е слуги вынесли пуки сахарнаго тростнику, и началось кормлен?е слоновъ. Исключительное участ?е въ этой пот;х; принимали дамы. Вдругъ одному изъ слоновъ, кажется наибольшему, съ реликв?ями Будды, вздумалось зарычать. Произошла н;которая суматоха, дамы попятились назадъ, стулья попадали. У вс;хъ были св;жи въ памяти шалости одного слона: н;сколько дней тому назадъ онъ вздумалъ показать публик;, во время процесс?и, свою силу — и три челов;ка изъ толпы поплатились жизнью. На этотъ разъ слонъ выражалъ свое удовольств?е. За слонами, прыгая и прис;дая, неслись плясуны и музыканты. Туземный балетъ не отличается грац?ей, и фигуры танцевъ не разнообразны. Плясуны становятся въ рядъ: прис;даютъ, выбиваютъ дробь ногами, встаютъ, кружатся, поднимаюгь, ломаютъ руки и т. д. Ихъ костюмъ ув;шенъ колокольчиками, a потому каждое движен?е сопровождается необыкновеннымъ шумомъ. Въ числ; плясуновъ были два челов;ка на ходуляхъ. За плясунами важно выступалъ Bansayaka-nileme, т.-е. главный старшина храма Зуба. Кругомъ него неслись в;ера, и шли знаменobки. Этимъ закончилось первое отд;лен?е процесс?и. Было еще четыре отд;лен?я: въ томъ же порядк; шли слоны изъ храмовъ четырехъ боговъ. Передъ и за слонами въ томъ же порядк; шли факельщики, плясуны, старшины, kapurale (жрецы). На слонахъ неслась святыня храмовъ, и вся процесс?я закончилась громадными ковчегами съ водою.
Бол;е часа двигалась процесс?я чрезъ садъ. Гулъ отъ барабановъ, томъ-томовъ, колокольчиковъ, плясуновъ, стоялъ невообразимый; въ воздух; чувствовался сильный, непр?ятный запахъ кокосоваго масла отъ факеловъ. A картина была оригинальна и сильно напоминала сцену изъ какого-нибудь фантастическаго балета; кругомъ была такая декоративная обстановка: тихая, ясная ночь, роскошная растительность, и среди оглушительныхъ нестройныхъ звуковъ движется пестрая, оригинальная восточная процесс?я, не то религ?озная, не то на пот;ху какого-либо самодержавнаго властелина. У самой дороги, въ н;сколькихъ шагахъ отъ проходящихъ громадныхъ слоновъ, стоятъ ряди стульевъ и разод;тыя дамы въ цв;тахъ и кружевахъ.
Въ пятницу, 28-го августа, была посл;дняя ночь Перагеры: всю ночь ходила процесс?я; всю ночь на улицахъ слышался гулъ, нестройные крики различныхъ продавцовъ. Лавочекъ со сластями прибавилось. По улицамъ расхаживала громадная толпа; въ одномъ м;ст; меня такъ славили, что я подумалъ о нирван;. Но при этомъ я долженъ опять зам;тить: сингалезская толпа — образецъ толпы. Ни драки, ни брани, ни даже особеннаго крика нельзя было зам;тить; пьяныхъ я не видалъ, a во многихъ лавочкахъ продавался аракъ, содовая вода и т. д. Въ четыре часа утра, въ тотъ же день, въ четырехъ миляхъ отъ города, на р. Гагамбе свершился посл;дн?й актъ празднества. Къ сожал;н?ю, я не видалъ его. До разсв;та, жрецы (kapurale) изъ храмовъ четырехъ боговъ отправилисъ на р;ку; зд;сь они садятся въ разукрашенную лодку, и главный жрецъ храма бога Вишну, разс;кши золотымъ мечомъ волны, зачерпываетъ воду. Вода эта хранится до сл;дующаго года и во время процесс?и выносится въ т;хъ ковчегахъ, о которыхъ было упомянуто выше. Такъ закончился оригинальный праздникъ; но процесс?ю я вид;лъ еще разъ, 29-го августа. У старшинъ есть обычай, по окончан?и праздника благодарить м;стнаго Governement Agent'a за сод;йств?я различнаго рода, в;рн;е, благодарить правительство за терпимость. Въ два часа дня процесс?я въ томъ же состав; и томъ же порядк;, какъ выше описано, подошла въ дому правительственнаго агента, бывшему дворцу вонд?йскихъ царей. Mr Р. созвалъ гостей полюбоваться на церемон?ю принесен?я благодарности и послушать его краснор;ч?е. Все это было довольно оригинально. Подошла процесс?я къ дому; слоны выстроились въ рядъ передъ террассою; старшины явились на террассу, выстроились въ рядъ и долго говорили по-сингалезски; но смыслъ долгой р;чи былъ кратокъ, хотя и очень ут;шителенъ: мы вами молъ довольны. Mr Р. отв;чалъ по-англ?йски, что онъ также доволенъ благополучнымъ окончан?емъ празднества и старшинами, и въ заключен?е попросилъ старшинъ составить группу и дать снять съ себя фотограф?ю. Старшины, улыбаясь, согласились. На террассу ввели громаднаго слона, и съ него и со старшинъ сняли фотограф?ю.
Я уже сказалъ, что напрасно искалъ отв;та на вопросы, что такое Перагера? Когда, гд; въ первый разъ прошлась эта пестрая, оригинальная процесс?я? Одинъ монахъ изъ храма Зуба, на мой вопросъ о томъ же, отв;тилъ стихомъ изъ св. писан?я буддистовъ: "взошла полная луна и начался праздникъ; заслышался въ город; сильный гулъ!" Глядя на террассу, я понялъ м;ткость этой фразы, такъ часто встр;чающейся въ будд?йскихъ книгахъ. Кратче и в;рн;е нельзя описатъ м;стнаго восточнаго праздника: ясная ночь, гулъ туземной музыки и всюду праздничная, разряженная толпа. Въ так?я тих?я, св;тлыя ночи завязывались т; фантастическ?е романы, которые буддисты подобрали въ народ; и записали въ свои священныя книги. Прид;лавъ душеспасительное начало и конецъ, наивные монахи воображали, то середина перестанетъ быть соблазнительной для читателя.
Перагера не есть будд?йск?й праздникъ; монахи не уважаютъ его и не принимаютъ въ немъ никакого участ?я; ни одного монаха не видать въ процесс?и. Правда, выносится святыня изъ рама Зуба; но и это началось только въ конц; прошлаго сто;т?я. Во дни царя Киртифи (1747--80) въ Конди пр?;хали с?амск?е монахи для положен?я пред;ла какимъ-то раздорамъ по поводу посвящен?я. Однажды ночью отцы были пробуждены необыкновеннымъ шумомъ. Что такое? Что за шумъ?— спрашивали отцы. Имъ отв;тили, что городъ чествуетъ четырехъ боговъ, когда-то преклонившихся предъ господомъ Буддою. Когда в;рующ?е буддисты, монахи, не удовлетворились такимъ отв;томъ, они возроптали передъ самимъ царемъ. Царь былъ находчивъ; несмотря на ропотъ и выговоръ святыхъ отцовъ, Перагеры онъ все-таки не уничтожилъ, a чтобы успокоить своихъ дорогихъ гостей, приказалъ выносить как?я-нибудь реликв?и Будды; такимъ образомъ, Перагера стала полубудд?йскимъ праздникомъ. Первоначально онъ былъ в;роятно инд?йск?й, браминск?й праздникъ. На браминское инд?йское происхожден?е праздника намекаетъ одна легенда, слышанная мною въ Коломбо. Она не записана въ книгахъ, но кое-гд; еще живетъ въ народ;. Въ город; Ануродапур; царствовалъ Гажабогу; онъ насл;довалъ царю Валагамбогу, въ царствован?е котораго на Цейлонъ напали малабарцы, разграбнл храмы и ушли со множествомъ пл;нныхъ и унесли съ собого сыщенные сосуды изъ храмовъ. Однажды ночью Гажабогу, переряженный, прогуливался по городу. Въ одномъ дом; царь увидавъ горько плачущую старуху; она плакала о своихъ сынахъ, пл;ненныхъ малабарцами. Ея безут;шная скорбь сильно поразила царя; онъ р;шился идти въ походъ, отнять y малабарцевъ пл;ненныхъ. Вм;ст; съ царемъ отправляется въ походъ н;к?й великанъ Нила. Какъ только войско дошло до берега океана, Нил сталъ выказывать свою могущественную силу: жезломъ ударилъ онъ по волнамъ, и воды разступились. Посуху прошла царская рать и предстала предъ ст;нами главнаго города малабарцевъ. Малбарск?й царъ не испугался враговъ и отказался выдать пл;нныхъ. Тутъ начинается рядъ чудесъ, творимыхъ великаномъ и цейлонскимъ царемъ. Нила схватываетъ двухъ слоновъ и, ударяя ихъ головами, убиваетъ. Гажабогу извлекаетъ воду изъ жел;знаго посоха и пригоршни песку. Устрашенный чудесами и в;ря въ могущество своихъ враговъ, малабарск?й царь выдаетъ все захваченное: людей и священные сосуды изъ храмовъ. И въ память удачнаго похода Гажабогу учредилъ Перагеру (113 по Р. Х.).
Такъ гласитъ о начал; Перагеры легенда. И какъ будто есть н;которая связь между содержан?емъ легенды и праздниковъ. Люди на ходуляхъ, быть можетъ, изображають великана Нилу, a посл;дн?й актъ праздника, y р;ки, его же чудо, когда онъ провелъ царскую рать по морю, яко посуху.
Метки: