Прикосновение к сибирским святыням

Как описать словами то, что испытывает душа при прикосновении Благодати Божией в величавых храмах и молчаливых монастырях? В ночь на восьмое июля перед поездкой к Чимеевской иконе Божией Матери мне совсем не пришлось поспать, трепетала душа и не могла успокоиться. Я много была наслышана об иконе. Однажды, когда я лежала в больнице, мне встретилась женщина, которая работала в храме в Чимеево, она рассказала мне случай, который произошёл в 2000 году. В храм приехала девочка 18 лет, у нее был диагноз - рак крови, она проходила длительное лечение в течение многих лет и полностью облысела, состояние ее было крайне тяжёлое. Священник храма исповедовал её, причастил, она помолилась у Чимеевской иконы, искупалась в источнике и уехала. Никто не знал, что с ней стало. Через два года тот же священник поехал в отпуск домой к родителям, и каково было его удивление, когда из соседнего купе в поезде вышла эта девушка с длинными волосами. Оказалось, что по приезде домой после паломничества болезни у девушки обнаружено не было. После этой истории мне очень хотелось попасть к чудотворной иконе, поэтому и не спалось.

Поутру мы с моей дочкой вышли из дома по направлению к храму, где нас уже ждал автобус, который приход смог заказать благодаря помощи администрации Нефтеюганского района. В большой 45-местный автобус уселись прихожане, среди которых несколько детей, молодые люди и взрослые. С нами ехал настоятель нашего Пойковского храма отец Григорий Мансуров с матушкой и двумя детьми, также был представитель администрации и директор первой школы посёлка – оба верующие. Дорога наша лежала через город Тюмень, поэтому мы посетили Знаменский кафедральный собор.

Здесь, в соборе, работница трапезной, узнав, что мы едем в Чимеево, рассказала один чудесный случай, который произошёл с её близкой сестрой во Христе. Так получилось, что к 35-летнему возрасту она так и не вышла замуж, живя целомудренной жизнью, и решила уйти в монастырь, но перед этим она поехала на остров Залит к протоиерею Николаю Гурьянову. Этот батюшка в течение многих десятилетий нёс своё старческое служение и был помощником, утешителем, советчиком для мирян, священников и монашествующих. И вот, батюшка не благословил эту девушку в монастырь, а сказал, что она выйдет замуж. После этого, по воле Божьей, она попала в Чимеево и помолилась о том, чтобы Матушка Пресвятая Богородица помогла ей с замужеством. Буквально через месяц после этого она познакомилась со своим будущим мужем, православным человеком на один год старше своей избранницы. В соборе нам дали экскурсовода, который рассказал много интересного о православной Тюмени, старинном городе Сибири. Проезжали мы мимо храма святого праведного Симеона Богоприимца, где будет просветительский центр епархии; съездили в Ильинский женский монастырь, который восстановливается после осквернения святого места пребыванием здесь в советское время винно-водочного завода. Побывали в Свято-Троицком мужском монастыре, в котором мы оказались на вечернем богослужении.


Чимеевская икона
Немного расскажу о чудотворной Чимеевской иконе Божией Матери. По свидетельству очевидцев, икона приплыла в село Чимеево по реке Нияп, притоку Тобола. В архивах сохранилось описание этого чуда: ?Чимеево, что за 90 вёрст от Кургана – старинное село, места благодатные, поля необозримые, ключи студёные, берёзовые и сосновые леса. Однажды кто-то заметил, что под склонами ивовых кустов на выходе из реки кружит воронка, в ней покачивалась большая чёрная доска, при очередном своём развороте, когда доска немного накренилась, стоявшие на берегу увидели необыкновенно большие выразительные глаза Божьей Матери. Взгляд этот обжег собравшихся невещественным светом. Так впервые была обретена Чимеевская икона Божьей Матери "Казанская".

Второе чудесное обретение произошло после того, как сгорел первый храм, на пепелище сохранился лишь Чимеевский образ Божьей Матери. Следы ожогов и сейчас видны на правой щеке образа. Икона почиталась не только жителями села, но и православными всей Сибири. В 1937 году арестовали местного священника, сбросили колокола, разорили храм. Все, кто участвовал в варварстве, вскоре погибли безвременной смертью, верующие же люди по-прежнему шли в храм и молились перед закрытыми дверями. До наших дней сохранилось предание о чудодейственной силе Чимеевской иконы Божьей Матери. Во время Великой Отечественной войны церковь Чимеевскую использовали под зернохранилище, все иконы унесли в алтарь, но чудотворный образ не могли сдвинуть с места, тогда один из руководителей колхоза взял топор и со злостью замахнулся на икону, но был отброшен невидимым ударом, у него из носа пошла кровь, три дня после этого он жил (эти дни были даны ему для покаяния Пресвятой Богородицей), но не признал своей вины и на третий день умер в страшных муках. В 1947 году были восстановлены богослужения и уже не прекращались до сегодняшних дней.

Наш автобус подъехал к храму часов в 11 вечера. Когда я зашла в храм, то очень поразилась старинному Чимеевскому образу. Все встали на колени, и каждый молился о своих нуждах, потом с благоговением приложились к образу. Икона очень большая и тяжёлая, деревянная рама под стеклом в красивом железном обрамлении, и когда мы смотрели на образ Божьей Матери, чувствовалось, что Она Сама здесь присутствует.

О, Всепетая Мати!
Питие слезами растворяю,
Пепел, яко хлеб, снедаю аз,
Радуйся, Царице Преблагая,
Только Ты ещё взыскуешь нас.

Благословясь у священника, мы пошли отдыхать. Утром рано встали на литургию, заказали требы, купили освящённые иконочки и маслице от чудотворного образа. После окончания литургии приложились ко кресту и поехали на Чимеевский источник Божьей Матери. Это небольшая речка, которую можно перепрыгнуть с берега на берег. На ней стоит купальня - можно искупаться в речке, можно облиться водой в купальне. Искупавшись и набрав святой воды, тронулись в путь. Как не хочется уезжать, но мы едем на Всенощное бдение к преподобному Далмату Исетскому. Инок Далмат (1594-1697гг., в миру Дмитрий Иванович Мокринский) происходил из рода тобольских казаков. Его отец Иоанн был из Рязанской губернии, когда он по службе переселился в Тобольск, не известно. Мать его была татарского происхождения, принадлежала к роду тюменского татарина Илигея. Дмитрий в 18-летнем возрасте женился, но житейская суета тяготила юношу. Чем глубже он вдумывался в смысл жизни, тем чаще приходил к мысли, что человек на земле - только странник, настоящее вечное жилище - за гробом, где его участь будет зависеть от той жизни, которую он прожил на земле. Ему всё более становилось ясно, что назначение земной жизни человека состоит в приготовлении себя к вечности. По смерти жены он решил провести остаток жизни в служении Господу. Из Тобольска уехал в Верхотурский уезд и в Невьянском Богоявленском монастыре принял монашеский постриг с наречением имени Далмат. Потрудившись в монастыре, он ушёл в пустынные необитаемые Заисетские места, где выкопал пещеру для отшельнической жизни. Но вскоре сюда стали притекать со всех сторон люди, нуждающиеся в помощи и утешении. Непроходимые леса стали заселяться русскими жителями, а местное население просвещаться христианской верой. С увеличением числа подвижников пещера стала тесна для насельников. Тогда братия испросила благословение у архиепископа Тобольского Герасима на построение часовни, с неё и начался монастырь. Много поношений и бед

Мощи преп. Далмата Исетского
пережил преподобный Далмат от местных охотников из русских и от татар, но Пресвятая Богородица, которой он молился, всегда избавляла его от смертельных бед. Преподобный дожил до 103 лет, и после его смерти монастырь остался под руководством его родного сына, также принявшего постриг, к тому времени уже архимандрита Исаака. Далматовская обитель была одним из центров духовного просвещения и образования в Сибири. Среди ее воспитанников выдающиеся личности: будущий настоятель Русской Духовной миссии в Иерусалиме, известный учёный и церковный исследователь архимандрит Анатолий (Капустин), его дядя епископ Екатеринбургский Иона (Капустин) похоронен за правым клиросом Успенского собора монастыря. Также здесь учились изобретатель радио А.С. Попов, профессор словесности А.Ф. Мерзляков; профессор, попечитель Западно-Сибирского учебного округа В.М. Флоринский и многие другие. Подвижническая жизнь инока Далмата, проведённая им в служении Богу, смирении, посте и молитве, привела к его всенародному почитанию. Из многих мест едут и идут паломники и просят у преподобного Далмата молитв и заступления пред престолом Всевышнего Бога.


Далматов монастырь
Когда мы прибыли к святому месту, душа заскорбела, увидев, в каком состоянии находится монастырь после многих разрушений. Но радует то, что началось восстановление обители, однако работы предстоит много. Наместником обители в настоящее время является игумен Варнава (Аверьянов). Мы успели к вечернему богослужению, наш батюшка, отец Григорий пошёл служить в алтарь, а мы потихонечку приложились к мощам преподобного Далмата, к мощевику святых угодников, над которым висит тот образ Успения Божьей Матери, с которым преподобный Далмат пришёл в пустынь. После вечерней службы все пошли на исповедь, к которой готовились в пути: читали каноны и последование ко Святому Причащению. На следующий день утром на литургии причастились Святых Христовых Тайн, и с Божьей помощью тронулись дальше.

Наш дальнейший путь лежал в Верхотурье, в Свято-Николаевскую обитель. Великой святыней обители являются цельбоносные мощи святого праведного Симеона Верхотурского, удивительного подвижника христианского благочестия, строгого аскета и ревностного исполнителя Евангельских заповедей. Смиренный дворянин, он оставил суетную славу земного мира, полюбив кротость, молчание, пост и молитву. С детской простотой и искренней любовью он привязался к Тому, Кто есть Творец неба и земли. Утром мы приложились к мощам преподобного Арефы Верхотурского. В Крестовоздвиженском соборе, самом большом храме в Сибири, приложились к мощам праведного Симеона и преподобного Илии Верхотурских. Здесь батюшка спросил благословения отслужить молебен с акафистом, после которого мы отправились в Покровский женский монастырь Верхотурья, где находится удивительная чудотворная икона Пресвятой Богородицы "Умиление".


Гробница праведного
Симеона в Меркушино
В этот же день мы отправились в село Меркушино, где явился гроб с мощами праведного Симеона. В житии святого праведного Симеона говорится, что во время перенесения его мощей из Меркушино в Верхотурье за гробом шёл блаженный Косьма. Когда он уставал, то просил Симеона, чтобы тот подождал, пока он отдохнёт – в это время гроб становился тяжелым, и никто из несущих не мог его сдвинуть с места. Мощи блаженного Косьмы Верхотурского находятся в Покровском женском монастыре Верхотурья.

По пути в Меркушино проезжаем место, где ловил рыбу святой Симеон, сидя на большом камне. На этом месте сейчас восстанавливается храм. Проезжаем третью остановку святых мощей праведного Симеона по просьбе блаженного Косьмы Верхотурского – на этом месте находится подворье Екатеринбургской обители Ново-Тихвинского женского монастыря, на территории которого храм назван в честь блаж. Косьмы Верхотурского. Едем дальше. Подъезжаем к величавым двум храмам в Меркушино, один из храмов возведен над гробницей св. пр. Симеона. Эти два храма соединены красивейшей галереей. Нас встречает монахиня Ново-Тихвинского монастыря (здесь тоже их подворье), которая провела для нас обстоятельную экскурсию по Меркушинским святыням. Она рассказала, что в 1917 году здесь был расстрелян священник Константин Семёнович Богоявленский, от роду 22-х лет, который прослужил в Меркушино всего три месяца. И в 2002 году обретены его мощи, которые сейчас находятся в храме Архистратига Михаила в серебряной раке. Гроб с телом священника находился всего лишь под 5-сантиметровым слоем земли, когда его открыли, обнаружили, что пальцы правой руки были сложены в священническом благословении. Мы поднялись в храм Архистратига Михаила и увидели благолепие: с помощью местных меценатов были воздвигнуты малахитовые колонны с позолоченным обрамлением снизу и сверху, мраморный пол, позолоченный алтарь с неописуемой красоты иконами. Паникадило в три ряда лампадок, которое опускается при закрытых Царских вратах и поднимается при открытых.

А когда мы подошли к серебряной раке мученика Константина, то я была поражена ее красотой, на крышке раки сделана гравировка иконы мученика Константина. Мы с благоговением приложились к мощам. Чувствовалось, что всё пронизано любовью и желанием восстановить обитель. Спускаемся через галерею в храм праведного Симеона к его гробнице. Перед гробницей висит икона святого и неугасимая лампадка. Гробница сделана из дерева и наполнена святой водой, приложившись к гробнице и иконе, наш батюшка помазал нас из неугасимой лампады, при выходе монахиня разливала водичку из гробницы для питья. Попрощавшись с обителью, мы тронулись в обратный путь в Верхотурье, в храм иконы Пресвятой Богородицы "Живоносный источник", там находится святой источник на берегу реки Туры. Тут же стоит купальня, где многие, устав от длительной дороги, обливались святой водой из источника. Благодать такая, что на душе мир и спокойствие, и хочется спать.

Ночевать мы вернулись в Свято-Николаевскую обитель, успели на всенощную под праздник Петра и Павла. После этого пошли на трапезу, здесь мы встретились с братом во Христе Николаем, бывшим трудником монастыря на Ганиной Яме, теперь подвизающимся в Свято-Николаевской обители. Он нам поведал, что в селе Меркушино, куда мы сегодня ездили, находится на отдыхе и пишет книгу архимандрит Рафаил (Карелин). В настоящее время им написаны книги ?Умение умирать и искусство жить?, ?Тайны спасения?. От роду ему 83года, он несёт старческое служение. Выехали мы 12 июля рано-рано утром, чтобы попасть на службу в Екатеринбург. В дороге пели молитвы, тропари и кондаки, любовались природой, которая окружала нас. Белоствольные берёзовые рощи сменялись сосновыми лесами, Уральские горы – бескрайними полями. Радость о Господе согревала душу.


Ганина Яма
Последним местом паломничества стала Ганина Яма. Семья Царственных страстотерпцев была расстреляна в Ипатьевском доме в Екатеринбурге, на его месте сейчас стоит Храм-На-Крови. В прошлом году в Храм-На-Крови была привезена рака преподобного Серафима Саровского из Дивеева с частичкой его мощей. Батюшка Серафим говорил при жизни: ?Тот Царь, который прославит меня, того и я прославлю?. В Ганину Яму были вывезены тела Царственных страстотерпцев после расстрела, их тела расчленили, бросили в шахту, облили серной кислотой, а потом подожгли: всё это происходило в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. В мужском монастыре Царственных страстотерпцев в Ганиной Яме построено семь великолепных деревянных храмов, по числу членов Царской семьи.

Иду по святой земле и плачу, слёзы сами текут из моих глаз, передо мной стоит пример благородной Царской семьи, в которой все любили друг друга. Даже зная о том, что будут убиты, они со смирением несли свой крест до конца. Господь их жизнью показал нам любовь неложную, истинную, любовь – жертву. Вспомнила слова Императрицы Александры: ?Христианство, как небесная любовь, возвышает душу человека. Я счастлива, чем меньше надежды, тем сильнее вера. Бог знает, что для нас лучше, а мы нет. В постоянном смирении я начинаю находить источник постоянной силы. Ежедневное умирание – это тропа к вечной жизни?.

На дереве возле Поклонного креста висит ламинированная чёрно-белая фотография Царской семьи, её повесили на дерево в 1996 году, ни дождь, ни снег, ни лучи солнца не повредили ей. В Ганиной Яме был найден изумруд, который дарил Царь Николай Императрице Александре на рождение первой дочери. В храме святителя Николая находится икона Николая Чудотворца, принадлежавшая лично Царю, Господь сохранил ее до наших времен. Один из монахов святой обители рассказал нам, что однажды привезли на экскурсию в Ганину Яму глухонемых детей, каждый из которых приложил икону святителя Николая к одному ушку и к другому. По возвращении из поездки на следующий день был проведен тест на слух, и оказалось, что один из мальчиков стал слышать. В храм Державной иконы Божией Матери были привезены дети из детского дома. Когда детям стали говорить, что это Мама Самого Бога и их мама тоже, то они стали обращаться к ней со словами ?мама, мама?, и Лик Пресвятой Богородицы заплакал.

Однажды Ганину Яму посетил генерал Анатолий Квашнин, у него тянуло мышцы ног, он тоже приложился к иконе св. Николая и, приехав домой, только на третий день заметил, что мышцы на ноге не стягивает. И опять на ум приходят слова Императрицы Александры: ?Жизнь – ничто, если мы не знаем Его, благодаря Кому мы живем?. В храме Царственных страстотерпцев мы приложились к фамильному кресту дома Романовых, он украшен драгоценными камнями и в нём сделан маленький мощевик с мощами святых угодников Божиих. В храме преподобного Серафима Саровского тоже произошло чудо, на старинной иконе не было видно изображения, но недавно проявился образ батюшки Серафима, не в иконописном виде, а в том, какой он был при жизни. Вот такие чудеса происходят на святой земле Царственных страстотерпцев.

Во время паломнической поездки мне стали близки слова Императрицы Александры: ?Нам нужно искать своего спасения в том положении, в какое поместило нас Провидение, а не строить воздушные замки, воображая, как добродетельны мы были бы в каком-то другом положении. Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен. Даже мелочи становятся великими, когда они по воле Божьей… Молюсь, чтобы Господь дал разум, премудрость и страх Божий всем людям, чтобы Дух Господень сошёл бы на всех. Боже, как все Христа распинают. Как Он ежечасно страдает из-за грехов мира!... За нас Он умер, страдал, и так мы Ему отплатили! Больно на душе, вглубь смотреть, читать всё в душах безумных слепцов. И Божья Матерь, за всех страдающая, видит этот ад, рыдания своих детей, приносит Сыну Своему все слёзы и моления тех, которые ещё не забыли прибегнуть к Ней за помощью, участием и предстательством. Ее, которая Его для нас, грешных, родила, жестоко мы, люди, заставляем страдать, но Она обещала всегда молиться за всех, к Ней прибегающих с мольбой?.

Метки:
Предыдущий: Забыла
Следующий: разговор двух израильских евреев