Выход из лабиринта любви. Часть III
1
Борис Яковлевич Квитковский сидел за письменным столом в кабинете и листал альбом с марками. Он уже много лет коллекционировал их и гордился разнообразными и редкими экземплярами. С каждой маркой его связывало воспоминание: где, в какой стране приобрёл. Несмотря на седину волос, Борис Яковлевич, как ребёнок, умилялся своему достоянию. Так он расслаблялся после трудового дня режиссёра-постановщика. И ещё музыкой, мелодичной джазовой, которая лилась и просачивалась из кабинета. Рядом стояла полупустая бутылка сухого вина. Алкоголь расслаблял не хуже марок с музыкой. Но ещё лучше расслабляла его Василиса. Они встречались третий год, в основном по его инициативе: то в номере, забронированном для главного режиссёра в гостинице напротив театра, то у него в кабинете. Несколько раз он приезжал к Василисе домой. Последние полгода она жила на конспиративной, по её выражению, квартире — служебной площади, любезно предоставленной ей подругой. Борис, оглядев небольшую, хорошо обставленную однокомнатную конуру, грустно заметил:
- Мне бы такую квартирку…
Василиса молчала, а могла бы сказать: живи, мол, вот ключи. Но таких слов он от неё не дождался. Борис подозревал, что его любовница встречается здесь ещё с кем-то. Вокруг Василисы всегда крутились восемнадцати-двадцатилетние юнцы, моложе её лет на двенадцать. А он, Борис, старше Василисы на столько же. Конечно, он ревновал, но не смел этого показывать. Она свободная, независимая женщина, разведённая. При этом Василиса не афишировала свою связь с ним, щадя самолюбие бывшего мужа, с которым работала вместе здесь же, в одном театре. О её отношениях с главным режиссёром бывший муж не догадывался, как ничего не подозревала и жена Бориса, актриса того же театра. Нужно добавить, тоже уже бывшая. Такой вот четырёхугольник из бывших супругов и настоящих любовников. Но поскольку всё тайное когда-нибудь становится явным, Борис готов был ускорить этот процесс и спросил Василису:
- Почему ты не хочешь со мной жить?
Вопрос не застал женщину врасплох. Она давно приготовила ответ:
- Как ты себе это представляешь? Твоя бывшая, мой бывший и все мы в одном коллективе. Каково им будет видеть нас с тобой вместе? Лично я не могу причинить мужу, пусть и бывшему, такую боль. И как я буду смотреть в глаза Тамаре? А скандал, который разразится, если мы обнародуем наши отношения? Ты готов бросить Питер и уехать со мной в Москву?
Борис вздохнул и промолвил:
- Кому я нужен в Москве?
Талантливый и трудолюбивый, но слабохарактерный, он никогда бы не решился начать жить с нуля. Он боялся конкуренции. К тому же Квитковский не представлял свою жизнь в другом театре. В этом он вырос, с детских лет вдыхал запах сцены, куда приходил вместе с родителями актёрами. Потом театральный институт, режиссёрский факультет, назначение на должность главного режиссёра в родной театр. В актёрском коллективе его, правда, не слишком ценили те, кто знал Борю ещё ребёнком. Но успешные постановки Квитковского, награды, престижные премии и ежегодные зарубежные гастроли не оставляли сомнения, что Квитковский на своём месте и другого главного театру не нужно. Вот только злоупотребление алкоголем не оставалось незамеченным, особенно теми немногочисленными трезвенниками, которые иногда могут затесаться в театральном коллективе. С годами Борис всё чаще стал позволять себе приходить на репетиции под мухой. Может быть, это и стало причиной его развода с женой? Квитковский так не считал. Несовпадение сексуальных предпочтений и биоритмов – вот что привело к охлаждению отношений в его семье. К тому же он любил красивых женщин и любил их разнообразие, пока не споткнулся на одной, на Василисе.
Сильная, смелая, независимая, Василиса могла всё бросить и уйти в неизвестность, чтобы брать новые высоты. При этом она думала о других, а не о своей жизни. Щадила чужое самолюбие, однако, не вникала в то, каково ему, Борису, жить под одной крышей с бывшей. Тамара была его второй женой, ради неё он десять лет назад бросил первую жену и сына, оставил им квартиру и ушёл к Тамаре в коммуналку.
Со временем ему как главрежу со званиями город дал трёхкомнатную квартиру в элитном доме для творческих работников. Тамара родила Квитковскому двух дочерей. У неё было всё, чего она желала: квартира, главные роли в постановках. Только не было счастья, по крайней мере, последние года три. Муж охладел к Тамаре, и она всё чаще засыпала в постели одна, пока он засиживался в своих кабинетах то в театре, то дома.
У них часто гостила Настя, подруга Тамары, актриса того же театра и бывшая ученица Квитковского. Тамара уже готовилась ко сну, укладывала детей, а Борис и Настя закрывались в кабинете и допоздна, если не всю ночь напролёт, чего-то там репетировали, творили, спорили. Тамара не ревновала подругу к мужу: маленькая, невзрачная, она Тамаре в подмётки не годилась. И жена как будто не замечала, что Настя, как собачонка, предана своему учителю. Поэтому Тамара спокойно засыпала в спальне, а что в это время происходило в кабинете, можно только догадываться.
И только Василиса не была столь наивна и доверчива, как Тамара, и понимала, что делала Анастасия в кабинете главного, когда наблюдала из своей комнаты звукорежиссёров, расположенной на одном этаже с кабинетом Квитковского, как эта пигалица выскакивает от него и спешит незаметно проскользнуть. Эти параллельные связи Бориса не позволяли Василисе относиться к нему с полным доверием. И когда он три года назад развёлся с Тамарой, Василиса не считала себя причиной развалившейся семьи. Запутался любвеобильный режиссёр в своих любовницах... Так думала Василиса о своём режиссёре, но она не подозревала, какое место занимает в его жизни.
2
Среди актрис в труппе театра были хорошенькие, но все, как на подбор, глупые — так видел их Квитковский. А пустышкой увлечься он не мог. Василиса же независимая, не нуждающаяся в главных ролях ни на сцене, ни в жизни, с ярко выраженной индивидуальностью привлекала Квитковского более других женщин.
Эта семейная пара звуковиков, как только появилась в его театре, притягивала к себе внимание главного режиссёра, и не только его. Прежде всего бросалось в глаза несоответствие внешних данных супругов, а также разница в возрасте в двадцать лет. Свою молодую жену Григорий Исаакович, казалось, носил на руках. Возможно, это только казалось. Квитковскому как инженеру человеческих душ не терпелось разгадать загадку этого союза, на чём он держится: на общих профессиональных интересах, любви и сексе? Последнее особенно интриговало. Над Григорием Исааковичем сотрудники театра подтрунивали:
- Гриша, видать, гигант в постели, если такая женщина, как Василиса, с ним согласилась…
Однажды Квитковский, заглянув в комнату звукорежиссёров после монтажа фонограммы, когда они втроём работали до трёх часов ночи, задал вопрос супругам прямо в лоб:
- У вас этой ночью что-нибудь было? – ответа не последовало.
В другой раз он любопытствовал у Григория:
- Что сегодня на завтрак тебе приготовила жена?
На такой вопрос Григорий Исаакович отвечал охотно и с гордостью:
- Василисушка мне сделала овощной салатик из помидоров и огурцов.
Дома Квитковский с укоризной в голосе выговаривал жене Тамаре:
- А вот Василиса мужу по утрам овощные салаты делает…
- Ну и иди к своей Василисе! - Отвечала Тамара, задетая за живое.
Об этом диалоге она потом рассказала Василисе, вызвав у неё недоумение: почему их с Гришей семья так всех волнует?
Впервые главный взглянул осознанно на Василису как на сексуальный объект, когда случилась эта пикантная история с артистом Владимиром Климовым. Муж застукал жену с ним в постели. Скандал рогоносец устроил невероятный, весь гнев излив на Климова. И дирекция вынуждена была в наказание задержать на год присвоение Владимиру Климову звания заслуженного артиста республики. Жену Григорий Исаакович простил и даже, кажется, поверил, что у них с Климовым ?ничего не было?. А приятелю и собутыльнику Климову, теперь уже бывшему, посмевшему позариться на чужое, Григорий Исаакович объявил мораторий на совместное распитие крепких напитков. С этого момента Владимир и Василиса сторонились друг друга, и скандальная история стала вроде бы стираться из памяти сотрудников театра. Но на самом деле всё было не так просто. Оставалась какая-то недосказанность, незавершённость, и никто в театре не мог бы поручиться, что всё закончилось вот так само собой.
Квитковскому особенно была любопытна эта интрига с Климовым. Когда-то Тамара находилась в любовной связи с Владимиром, но потом переключила внимание на Квитковского, бросила Климова и атаковала главного режиссёра. Климов женился на молоденькой артистке мюзик-холла, а Тамара добилась-таки Бориса. Квитковскому казалось, что история может повториться и Василиса обратит свой взор с Климова на него. Поэтому однажды, когда Василиса проходила мимо, Квитковский перегородил ей дорогу, прижав к стене, и спросил:
- Почему Климову можно, а мне нельзя? – Василиса, потупив глазки, выскользнула из-под рук режиссёра и упорхнула в свою комнату.
Прошёл год после скандала с Климовым. Василиса, чтобы загладить свою вину перед мужем, родила ему сына. А ещё через год у них грянул развод. По иронии судьбы, Квитковский тоже развёлся с Тамарой почти в то же самое время. Это была какая-то эпидемия разводов: сразу четыре крепкие, на первый взгляд, супружеские пары, все сотрудники одного театра, стали разбегаться. Тогда же Квитковский и сблизился с Василисой.
Это было под Новый год. Он пригласил её в кабинет якобы по делу, потом предложил посмотреть свой драгоценный альбом с марками. И когда Василиса разглядывала разноцветные прямоугольники, Борис наклонился к ней и поцеловал в губы. Она ответила охотно. Поцелуй был долгим и страстным, каким только может быть первый поцелуй давно и сильно тяготеющих друг к другу мужчины и женщины. Бориса подмывало спросить Василису: кто лучше целуется он или Климов? Впрочем, ответ он знал. Если верить Тамаре, то он лучше. Настоящая близость случилась только спустя пару месяцев. Всё это время Борис присматривался, наблюдал, как поведёт себя Василиса после первого намёка. А та делала вид, что между ними ничего не произошло, держала дистанцию, необходимую между начальником и подчинённой. Квитковскому это нравилось в ней и интриговало. Холодным февральским вечером в антракте Квитковский попросил Василису зайти к нему в кабинет. Оба были не в состоянии сдерживать свои страсти, и Василиса отдалась ему тут же на мягком кожаном диване.
Антракт закончился быстро, им не хватило времени. Когда по трансляции помощник режиссёра объявил второй звонок, Василиса должна была находиться за звукорежиссёрским пультом и быть готовой к началу второго акта. Но любовники ещё не закончили свой акт! Василиса нехотя соскочила с колен Бориса и кинулась бегом через актёрское фойе, где в ожидании выхода на сцену сидели артисты. Они с любопытством проводили взглядами Василису, летевшую в зрительный зал и далее в ложу на своё рабочее место. Василиса поймала тревожный взгляд Климова, он что-то подозревает… Третий звонок уже прозвенел, и помреж по трансляции вызывал звукорежиссёра. Без музыки начинать действие было невозможно. Все ждали Василису. Наконец, она ответила, что на месте, и второй акт начался.
После окончания спектакля Василиса поспешила в кабинет главного режиссёра, и любовники насладились сполна своим вторым актом. В семейной жизни им обоим не хватало того, чего они давали друг другу сполна. Василиса была чувственной, раскрепощённой, опытной в любовной игре. Борис любил французский вариант, и Василиса удовлетворяла его, как никакая другая женщина. Борису казалось, что они подходят друг другу абсолютно.
Как-то в гостиничном номере после любовных ласк Борис обнял Василису за талию, подвёл к трюмо, в зеркале которого они отражались голыми, и промолвил с улыбкой:
- Какая мы пара!
Они действительно вдвоём хорошо смотрелись: высокие, стройные, красивые. Им было приятно любоваться на себя, стоящих рядом. Ни он, ни она не смотрелись так же привлекательно со своими бывшими половинками. Григорий Исаакович ниже Василисы ростом, сутулый, с животиком и пугающим выражением лица. Тамара невысокая, с широкими бёдрами, низкой попой, с разрезом глаз, скулами и лицом удмуртки. Зато темперамента Тамаре было не занимать. Она любила секс и требовала от Бориса чёткого выполнения супружеских обязанностей. Слишком много требовала.
- А для чего они ещё нужны? Только для этого, - говорила она Василисе в пылу откровения. Однако, Тамара не упускала случая использовать мужа и не по назначению.
- Захожу к нему в кабинет, - рассказывала она Василисе, - там идёт худсовет. Я при всех говорю ему: ?Если не купишь сегодня десять килограммов картошки, домой лучше не приходи!? И вышла, хлопнув дверью!
- Так и сказала? – изумилась Василиса.
- С ними только так и надо! – И Тамара удалилась с гордо поднятой головой уверенной в себе женщины.
Василиса была в шоке от услышанного. Так унизить мужа, главного режиссёра, при всех, Василиса не смогла бы никогда!
3
Шёл третий год спонтанных встреч Квитковского с Василисой. Видеться ежедневно на работе и не иметь возможности часто встречаться! Василиса ускользала от Квитковского медленно и неуклонно. Рядом с ней всегда молодые люди: на работе одни, встречают после спектакля другие, на работу провожают третьи. Она не ищет с Борисом встреч, холодность сквозит в её глазах и в голосе. Иное дело Настя, всегда поблизости, и звать не надо, сама приходит. А его домой ноги не несут. Тамара живёт с ним, как с соседом, и постоянно требует, требует: роли, деньги. Звание заслуженной уже получила. Это актриса без театрального образования! Квартира вся в её распоряжении, и он уже получает намёки на то, чтобы съезжал с их совместной жилплощади. А куда? К кому? Василиса не хочет с ним жить, это уже очевидно.
Тревога за свою возлюбленную у Квитковского была не напрасна. Через месяц Василиса подала заявление об увольнении. Для Бориса от был удар под дых. В тот день он выпил очень много и остался ночевать в театре. Наутро Квитковский зашёл к директору театра выяснить, почему Василиса увольняется. Ему ответили, что это не первая её попытка, два месяца назад она уже подавала заявление об уходе, потом передумала и забрала его. Теперь её никто удерживать не собирается. Пусть летит на все четыре стороны.
- И Григорий Исаакович пьёт только потому, что она у него всегда перед глазами. Пусть лучше уходит, всем будет спокойнее, - добавил директор весомый аргумент.
Из кабинета Квитковский вышел посеревшим и сгорбленным. В этот момент он был похож на старика, а ему всего лишь сорок пять. Требовать объяснений от самой Василисы ему не позволяло уязвлённое чувство, замешанное на гордости, ревности и собственной неполноценности. Через две недели он её больше не увидит.
Квитковский заглянул в кабинет Григория Исааковича. Сейчас он всё расспросит у Гриши. Бывший муж должен быть в курсе, что происходит с Василисой. Хотя они в разводе, но он может знать, откуда уши растут. Григорий Исаакович сидел один и заливал горе водкой. Главный режиссёр молча присоединился к страдальцу, выпили, начали страдать дуэтом. Квитковский ни о чём не спрашивал, Григорий на разговор не напрашивался. И только когда Борис поднялся, чтобы уходить, Григорий, не поднимая глаз, тихо промолвил:
- Она наркоманка…
Борис замер на пороге, его как будто молния пронзила. В голове пронеслись картины последних месяцев: Василиса, конспиративная квартира, её счастливое выражение лица, рядом мальчики, мальчики… Теперь Квитковский не сомневался, что бывший муж знает о Василисе больше, чем он. Она уходит не только от бывшего, она уходит от него, от его любви, она вообще уходит!
В этот день Квитковский напился до беспамятства. Он даже не помнил, как к нему зашла Настя и увезла к себе домой на такси. Очнулся он в чужой кровати, которая станет для него до конца дней своей, потому что другого варианта у Квитковского не было, а также не было воли бороться за любовь, за счастье, за Василису.
4
Поначалу Борис жил у Насти втайне от всех в театре. Но шило в мешке не утаишь, особенно в таком коллективе, где все про всех всё знают. Скандал разразился сразу, как только Настя, припёртая к стене Тамарой, призналась, что Борис живёт у неё. Картина стала ясна: Тамара припомнила визиты Насти к ним домой, её ночные бдения с Борисом вдвоём в кабинете, когда Тамара уже спала. И длилось это не один год! Вот почему муж охладевал к Тамаре и всё реже выполнял свои супружеские обязанности, а потом и вовсе прекратил с ней спать! Тамара была в бешенстве! По её требованию собрали товарищеский суд, и Насте грозило увольнение из театра за аморальное поведение. Но какая-то неведомая сила заступилась за неё. В результате все и всё остались на своих местах.
Не было в театре лишь Василисы. Артисты сетовали, что теперь спектакли звучат не так качественно, как когда их вела Василиса. Квитковский, обретший крышу над головой, заботу и уход со стороны Насти, казалось, должен был бы успокоится, обрести второе дыхание… Но всё не так просто. Только в кино можно было бы здесь поставить точку с хэппи энд. В жизни всё гораздо сложней и драматичней.
Через полгода после того, как Василиса уволилась из театра, скоропостижно скончался Владимир Климов, бывшая Василисина любовь, закончившаяся, теперь можно сказать, трагично. Климов тяжело переживал связь Василисы с Квитковским, о которой он давно догадался. Борис опять оказался победителем, как когда-то в отношении Тамары, бросившей Климова ради главного режиссёра.
О смерти своего некогда приятеля Василисе сообщил Григорий Исаакович. В день прощания с артистом Василиса явилась в театр. Гроб с телом стоял на сцене. Подходили прощавшиеся, подошла очередь Василисы, она взошла на сцену, приблизилась к гробу и в последний раз взглянула на застывшее красивое лицо некогда любимого ею человека. В эти несколько секунд Василиса пережила заново свою историю любви с Климовым.
Год спустя после замужества, когда они с мужем уже работали в этом театре, Василиса и Климов притянулись друг к другу, что было вполне естественно: красивый артист и молодая женщина, пусть даже жена его приятеля. А что такого? Нормально! Потом они уже были не в состоянии отлипнуть друг от друга и, как влюблённые школьники, могли подолгу гулять по городу взявшись за руки. Один раз у них состоялся секс, и если бы муж не застукал их тогда, отношения, растянувшиеся на три года, продлились бы ещё дольше. Но Климов был не из тех мужчин, кто умеет потихоньку изменять жене, не причиняя ущерба семейному покою. Он однажды так и сказал Василисе:
- Нам надо или всегда быть вместе, или не быть никогда.
Такая постановка вопроса удивила Василису. Она была достаточна легкомысленна и в то же время умна и порядочна, чтобы стремиться создать семью с мужчиной, у которого двое детей и жена иждивенка. Ей хватило опыта с её нынешним мужем, Григорием Исааковичем, которого она увела из семьи, пусть даже он и не состоял в законном браке. С Климовым всё могло бы быть иначе, если бы они умели врать, притворяться, хитрить и изворачиваться. Но оба были слишком честными, чтобы делать больно своим ?половинкам?. Поэтому Василиса решила в одностороннем порядке прекратить отношения с Климовым. О том, как переживал разрыв Владимир, Василиса старалась не замечать. Преодоление взаимного притяжения давалось им непросто.
А ещё через год Квитковский стал усиленно оказывать Василисе своё внимание. Дальше главный сумел сделать то, на что не решился бы Климов: он развёлся с женой и вступил в отношения с Василисой.
Василиса ещё несколько секунд вглядывалась в исхудавшее лицо покойного, и в какой-то момент её глаза встретились с глазами Квитковского, который стоял недалеко от гроба. У Василисы сжалось сердце, она поняла, что чувствует сейчас Борис, глядя на неё, потому что сама всё ещё любила его. Они не виделись полгода. Он не отрывал от неё взгляда. Как же она похудела и похорошела! Огромные зелёные глаза её светились наркотическим блеском. У Квитковского от волнения ноги стали ватными, он смотрел на любимую и недоступную ему женщину широко открытыми глазами, а она прошла мимо, спустилась по ступеням со сцены и ушла навсегда. Опять навсегда! Теперь он уж точно не увидит её никогда!
Здоровье Квитковского сильно пошатнулось после того, как он увидел Василису на похоронах. Он стал напиваться регулярно. На репетиции являлся в сильном подпитии. Артисты всё видели, и возмущение их росло. Тогда же Квитковский сорвал премьеру спектакля, не успев выпустить его вовремя. И премьера была отложена на неопределенный срок. В Управлении культуры кое-кто попытался поставить вопрос об отстранении Квитковского от должности главного режиссёра. Но отстранить не успели…
В тот вечер Борис принял несколько таблеток транквилизатора и запил бутылкой сухого вина. На скорой его увозили уже утром. Через пару дней он скончался. О прощании с главным режиссёром Василисе никто не сообщил. Она не видела его в гробу и не была на его могиле.
Она ушла далеко в своих поисках выхода из нового лабиринта любви, и этот новый был не последний в её жизни. Василисе предстояло пережить более сильные чувства. Но это произойдёт ещё очень не скоро.
2021 год
Борис Яковлевич Квитковский сидел за письменным столом в кабинете и листал альбом с марками. Он уже много лет коллекционировал их и гордился разнообразными и редкими экземплярами. С каждой маркой его связывало воспоминание: где, в какой стране приобрёл. Несмотря на седину волос, Борис Яковлевич, как ребёнок, умилялся своему достоянию. Так он расслаблялся после трудового дня режиссёра-постановщика. И ещё музыкой, мелодичной джазовой, которая лилась и просачивалась из кабинета. Рядом стояла полупустая бутылка сухого вина. Алкоголь расслаблял не хуже марок с музыкой. Но ещё лучше расслабляла его Василиса. Они встречались третий год, в основном по его инициативе: то в номере, забронированном для главного режиссёра в гостинице напротив театра, то у него в кабинете. Несколько раз он приезжал к Василисе домой. Последние полгода она жила на конспиративной, по её выражению, квартире — служебной площади, любезно предоставленной ей подругой. Борис, оглядев небольшую, хорошо обставленную однокомнатную конуру, грустно заметил:
- Мне бы такую квартирку…
Василиса молчала, а могла бы сказать: живи, мол, вот ключи. Но таких слов он от неё не дождался. Борис подозревал, что его любовница встречается здесь ещё с кем-то. Вокруг Василисы всегда крутились восемнадцати-двадцатилетние юнцы, моложе её лет на двенадцать. А он, Борис, старше Василисы на столько же. Конечно, он ревновал, но не смел этого показывать. Она свободная, независимая женщина, разведённая. При этом Василиса не афишировала свою связь с ним, щадя самолюбие бывшего мужа, с которым работала вместе здесь же, в одном театре. О её отношениях с главным режиссёром бывший муж не догадывался, как ничего не подозревала и жена Бориса, актриса того же театра. Нужно добавить, тоже уже бывшая. Такой вот четырёхугольник из бывших супругов и настоящих любовников. Но поскольку всё тайное когда-нибудь становится явным, Борис готов был ускорить этот процесс и спросил Василису:
- Почему ты не хочешь со мной жить?
Вопрос не застал женщину врасплох. Она давно приготовила ответ:
- Как ты себе это представляешь? Твоя бывшая, мой бывший и все мы в одном коллективе. Каково им будет видеть нас с тобой вместе? Лично я не могу причинить мужу, пусть и бывшему, такую боль. И как я буду смотреть в глаза Тамаре? А скандал, который разразится, если мы обнародуем наши отношения? Ты готов бросить Питер и уехать со мной в Москву?
Борис вздохнул и промолвил:
- Кому я нужен в Москве?
Талантливый и трудолюбивый, но слабохарактерный, он никогда бы не решился начать жить с нуля. Он боялся конкуренции. К тому же Квитковский не представлял свою жизнь в другом театре. В этом он вырос, с детских лет вдыхал запах сцены, куда приходил вместе с родителями актёрами. Потом театральный институт, режиссёрский факультет, назначение на должность главного режиссёра в родной театр. В актёрском коллективе его, правда, не слишком ценили те, кто знал Борю ещё ребёнком. Но успешные постановки Квитковского, награды, престижные премии и ежегодные зарубежные гастроли не оставляли сомнения, что Квитковский на своём месте и другого главного театру не нужно. Вот только злоупотребление алкоголем не оставалось незамеченным, особенно теми немногочисленными трезвенниками, которые иногда могут затесаться в театральном коллективе. С годами Борис всё чаще стал позволять себе приходить на репетиции под мухой. Может быть, это и стало причиной его развода с женой? Квитковский так не считал. Несовпадение сексуальных предпочтений и биоритмов – вот что привело к охлаждению отношений в его семье. К тому же он любил красивых женщин и любил их разнообразие, пока не споткнулся на одной, на Василисе.
Сильная, смелая, независимая, Василиса могла всё бросить и уйти в неизвестность, чтобы брать новые высоты. При этом она думала о других, а не о своей жизни. Щадила чужое самолюбие, однако, не вникала в то, каково ему, Борису, жить под одной крышей с бывшей. Тамара была его второй женой, ради неё он десять лет назад бросил первую жену и сына, оставил им квартиру и ушёл к Тамаре в коммуналку.
Со временем ему как главрежу со званиями город дал трёхкомнатную квартиру в элитном доме для творческих работников. Тамара родила Квитковскому двух дочерей. У неё было всё, чего она желала: квартира, главные роли в постановках. Только не было счастья, по крайней мере, последние года три. Муж охладел к Тамаре, и она всё чаще засыпала в постели одна, пока он засиживался в своих кабинетах то в театре, то дома.
У них часто гостила Настя, подруга Тамары, актриса того же театра и бывшая ученица Квитковского. Тамара уже готовилась ко сну, укладывала детей, а Борис и Настя закрывались в кабинете и допоздна, если не всю ночь напролёт, чего-то там репетировали, творили, спорили. Тамара не ревновала подругу к мужу: маленькая, невзрачная, она Тамаре в подмётки не годилась. И жена как будто не замечала, что Настя, как собачонка, предана своему учителю. Поэтому Тамара спокойно засыпала в спальне, а что в это время происходило в кабинете, можно только догадываться.
И только Василиса не была столь наивна и доверчива, как Тамара, и понимала, что делала Анастасия в кабинете главного, когда наблюдала из своей комнаты звукорежиссёров, расположенной на одном этаже с кабинетом Квитковского, как эта пигалица выскакивает от него и спешит незаметно проскользнуть. Эти параллельные связи Бориса не позволяли Василисе относиться к нему с полным доверием. И когда он три года назад развёлся с Тамарой, Василиса не считала себя причиной развалившейся семьи. Запутался любвеобильный режиссёр в своих любовницах... Так думала Василиса о своём режиссёре, но она не подозревала, какое место занимает в его жизни.
2
Среди актрис в труппе театра были хорошенькие, но все, как на подбор, глупые — так видел их Квитковский. А пустышкой увлечься он не мог. Василиса же независимая, не нуждающаяся в главных ролях ни на сцене, ни в жизни, с ярко выраженной индивидуальностью привлекала Квитковского более других женщин.
Эта семейная пара звуковиков, как только появилась в его театре, притягивала к себе внимание главного режиссёра, и не только его. Прежде всего бросалось в глаза несоответствие внешних данных супругов, а также разница в возрасте в двадцать лет. Свою молодую жену Григорий Исаакович, казалось, носил на руках. Возможно, это только казалось. Квитковскому как инженеру человеческих душ не терпелось разгадать загадку этого союза, на чём он держится: на общих профессиональных интересах, любви и сексе? Последнее особенно интриговало. Над Григорием Исааковичем сотрудники театра подтрунивали:
- Гриша, видать, гигант в постели, если такая женщина, как Василиса, с ним согласилась…
Однажды Квитковский, заглянув в комнату звукорежиссёров после монтажа фонограммы, когда они втроём работали до трёх часов ночи, задал вопрос супругам прямо в лоб:
- У вас этой ночью что-нибудь было? – ответа не последовало.
В другой раз он любопытствовал у Григория:
- Что сегодня на завтрак тебе приготовила жена?
На такой вопрос Григорий Исаакович отвечал охотно и с гордостью:
- Василисушка мне сделала овощной салатик из помидоров и огурцов.
Дома Квитковский с укоризной в голосе выговаривал жене Тамаре:
- А вот Василиса мужу по утрам овощные салаты делает…
- Ну и иди к своей Василисе! - Отвечала Тамара, задетая за живое.
Об этом диалоге она потом рассказала Василисе, вызвав у неё недоумение: почему их с Гришей семья так всех волнует?
Впервые главный взглянул осознанно на Василису как на сексуальный объект, когда случилась эта пикантная история с артистом Владимиром Климовым. Муж застукал жену с ним в постели. Скандал рогоносец устроил невероятный, весь гнев излив на Климова. И дирекция вынуждена была в наказание задержать на год присвоение Владимиру Климову звания заслуженного артиста республики. Жену Григорий Исаакович простил и даже, кажется, поверил, что у них с Климовым ?ничего не было?. А приятелю и собутыльнику Климову, теперь уже бывшему, посмевшему позариться на чужое, Григорий Исаакович объявил мораторий на совместное распитие крепких напитков. С этого момента Владимир и Василиса сторонились друг друга, и скандальная история стала вроде бы стираться из памяти сотрудников театра. Но на самом деле всё было не так просто. Оставалась какая-то недосказанность, незавершённость, и никто в театре не мог бы поручиться, что всё закончилось вот так само собой.
Квитковскому особенно была любопытна эта интрига с Климовым. Когда-то Тамара находилась в любовной связи с Владимиром, но потом переключила внимание на Квитковского, бросила Климова и атаковала главного режиссёра. Климов женился на молоденькой артистке мюзик-холла, а Тамара добилась-таки Бориса. Квитковскому казалось, что история может повториться и Василиса обратит свой взор с Климова на него. Поэтому однажды, когда Василиса проходила мимо, Квитковский перегородил ей дорогу, прижав к стене, и спросил:
- Почему Климову можно, а мне нельзя? – Василиса, потупив глазки, выскользнула из-под рук режиссёра и упорхнула в свою комнату.
Прошёл год после скандала с Климовым. Василиса, чтобы загладить свою вину перед мужем, родила ему сына. А ещё через год у них грянул развод. По иронии судьбы, Квитковский тоже развёлся с Тамарой почти в то же самое время. Это была какая-то эпидемия разводов: сразу четыре крепкие, на первый взгляд, супружеские пары, все сотрудники одного театра, стали разбегаться. Тогда же Квитковский и сблизился с Василисой.
Это было под Новый год. Он пригласил её в кабинет якобы по делу, потом предложил посмотреть свой драгоценный альбом с марками. И когда Василиса разглядывала разноцветные прямоугольники, Борис наклонился к ней и поцеловал в губы. Она ответила охотно. Поцелуй был долгим и страстным, каким только может быть первый поцелуй давно и сильно тяготеющих друг к другу мужчины и женщины. Бориса подмывало спросить Василису: кто лучше целуется он или Климов? Впрочем, ответ он знал. Если верить Тамаре, то он лучше. Настоящая близость случилась только спустя пару месяцев. Всё это время Борис присматривался, наблюдал, как поведёт себя Василиса после первого намёка. А та делала вид, что между ними ничего не произошло, держала дистанцию, необходимую между начальником и подчинённой. Квитковскому это нравилось в ней и интриговало. Холодным февральским вечером в антракте Квитковский попросил Василису зайти к нему в кабинет. Оба были не в состоянии сдерживать свои страсти, и Василиса отдалась ему тут же на мягком кожаном диване.
Антракт закончился быстро, им не хватило времени. Когда по трансляции помощник режиссёра объявил второй звонок, Василиса должна была находиться за звукорежиссёрским пультом и быть готовой к началу второго акта. Но любовники ещё не закончили свой акт! Василиса нехотя соскочила с колен Бориса и кинулась бегом через актёрское фойе, где в ожидании выхода на сцену сидели артисты. Они с любопытством проводили взглядами Василису, летевшую в зрительный зал и далее в ложу на своё рабочее место. Василиса поймала тревожный взгляд Климова, он что-то подозревает… Третий звонок уже прозвенел, и помреж по трансляции вызывал звукорежиссёра. Без музыки начинать действие было невозможно. Все ждали Василису. Наконец, она ответила, что на месте, и второй акт начался.
После окончания спектакля Василиса поспешила в кабинет главного режиссёра, и любовники насладились сполна своим вторым актом. В семейной жизни им обоим не хватало того, чего они давали друг другу сполна. Василиса была чувственной, раскрепощённой, опытной в любовной игре. Борис любил французский вариант, и Василиса удовлетворяла его, как никакая другая женщина. Борису казалось, что они подходят друг другу абсолютно.
Как-то в гостиничном номере после любовных ласк Борис обнял Василису за талию, подвёл к трюмо, в зеркале которого они отражались голыми, и промолвил с улыбкой:
- Какая мы пара!
Они действительно вдвоём хорошо смотрелись: высокие, стройные, красивые. Им было приятно любоваться на себя, стоящих рядом. Ни он, ни она не смотрелись так же привлекательно со своими бывшими половинками. Григорий Исаакович ниже Василисы ростом, сутулый, с животиком и пугающим выражением лица. Тамара невысокая, с широкими бёдрами, низкой попой, с разрезом глаз, скулами и лицом удмуртки. Зато темперамента Тамаре было не занимать. Она любила секс и требовала от Бориса чёткого выполнения супружеских обязанностей. Слишком много требовала.
- А для чего они ещё нужны? Только для этого, - говорила она Василисе в пылу откровения. Однако, Тамара не упускала случая использовать мужа и не по назначению.
- Захожу к нему в кабинет, - рассказывала она Василисе, - там идёт худсовет. Я при всех говорю ему: ?Если не купишь сегодня десять килограммов картошки, домой лучше не приходи!? И вышла, хлопнув дверью!
- Так и сказала? – изумилась Василиса.
- С ними только так и надо! – И Тамара удалилась с гордо поднятой головой уверенной в себе женщины.
Василиса была в шоке от услышанного. Так унизить мужа, главного режиссёра, при всех, Василиса не смогла бы никогда!
3
Шёл третий год спонтанных встреч Квитковского с Василисой. Видеться ежедневно на работе и не иметь возможности часто встречаться! Василиса ускользала от Квитковского медленно и неуклонно. Рядом с ней всегда молодые люди: на работе одни, встречают после спектакля другие, на работу провожают третьи. Она не ищет с Борисом встреч, холодность сквозит в её глазах и в голосе. Иное дело Настя, всегда поблизости, и звать не надо, сама приходит. А его домой ноги не несут. Тамара живёт с ним, как с соседом, и постоянно требует, требует: роли, деньги. Звание заслуженной уже получила. Это актриса без театрального образования! Квартира вся в её распоряжении, и он уже получает намёки на то, чтобы съезжал с их совместной жилплощади. А куда? К кому? Василиса не хочет с ним жить, это уже очевидно.
Тревога за свою возлюбленную у Квитковского была не напрасна. Через месяц Василиса подала заявление об увольнении. Для Бориса от был удар под дых. В тот день он выпил очень много и остался ночевать в театре. Наутро Квитковский зашёл к директору театра выяснить, почему Василиса увольняется. Ему ответили, что это не первая её попытка, два месяца назад она уже подавала заявление об уходе, потом передумала и забрала его. Теперь её никто удерживать не собирается. Пусть летит на все четыре стороны.
- И Григорий Исаакович пьёт только потому, что она у него всегда перед глазами. Пусть лучше уходит, всем будет спокойнее, - добавил директор весомый аргумент.
Из кабинета Квитковский вышел посеревшим и сгорбленным. В этот момент он был похож на старика, а ему всего лишь сорок пять. Требовать объяснений от самой Василисы ему не позволяло уязвлённое чувство, замешанное на гордости, ревности и собственной неполноценности. Через две недели он её больше не увидит.
Квитковский заглянул в кабинет Григория Исааковича. Сейчас он всё расспросит у Гриши. Бывший муж должен быть в курсе, что происходит с Василисой. Хотя они в разводе, но он может знать, откуда уши растут. Григорий Исаакович сидел один и заливал горе водкой. Главный режиссёр молча присоединился к страдальцу, выпили, начали страдать дуэтом. Квитковский ни о чём не спрашивал, Григорий на разговор не напрашивался. И только когда Борис поднялся, чтобы уходить, Григорий, не поднимая глаз, тихо промолвил:
- Она наркоманка…
Борис замер на пороге, его как будто молния пронзила. В голове пронеслись картины последних месяцев: Василиса, конспиративная квартира, её счастливое выражение лица, рядом мальчики, мальчики… Теперь Квитковский не сомневался, что бывший муж знает о Василисе больше, чем он. Она уходит не только от бывшего, она уходит от него, от его любви, она вообще уходит!
В этот день Квитковский напился до беспамятства. Он даже не помнил, как к нему зашла Настя и увезла к себе домой на такси. Очнулся он в чужой кровати, которая станет для него до конца дней своей, потому что другого варианта у Квитковского не было, а также не было воли бороться за любовь, за счастье, за Василису.
4
Поначалу Борис жил у Насти втайне от всех в театре. Но шило в мешке не утаишь, особенно в таком коллективе, где все про всех всё знают. Скандал разразился сразу, как только Настя, припёртая к стене Тамарой, призналась, что Борис живёт у неё. Картина стала ясна: Тамара припомнила визиты Насти к ним домой, её ночные бдения с Борисом вдвоём в кабинете, когда Тамара уже спала. И длилось это не один год! Вот почему муж охладевал к Тамаре и всё реже выполнял свои супружеские обязанности, а потом и вовсе прекратил с ней спать! Тамара была в бешенстве! По её требованию собрали товарищеский суд, и Насте грозило увольнение из театра за аморальное поведение. Но какая-то неведомая сила заступилась за неё. В результате все и всё остались на своих местах.
Не было в театре лишь Василисы. Артисты сетовали, что теперь спектакли звучат не так качественно, как когда их вела Василиса. Квитковский, обретший крышу над головой, заботу и уход со стороны Насти, казалось, должен был бы успокоится, обрести второе дыхание… Но всё не так просто. Только в кино можно было бы здесь поставить точку с хэппи энд. В жизни всё гораздо сложней и драматичней.
Через полгода после того, как Василиса уволилась из театра, скоропостижно скончался Владимир Климов, бывшая Василисина любовь, закончившаяся, теперь можно сказать, трагично. Климов тяжело переживал связь Василисы с Квитковским, о которой он давно догадался. Борис опять оказался победителем, как когда-то в отношении Тамары, бросившей Климова ради главного режиссёра.
О смерти своего некогда приятеля Василисе сообщил Григорий Исаакович. В день прощания с артистом Василиса явилась в театр. Гроб с телом стоял на сцене. Подходили прощавшиеся, подошла очередь Василисы, она взошла на сцену, приблизилась к гробу и в последний раз взглянула на застывшее красивое лицо некогда любимого ею человека. В эти несколько секунд Василиса пережила заново свою историю любви с Климовым.
Год спустя после замужества, когда они с мужем уже работали в этом театре, Василиса и Климов притянулись друг к другу, что было вполне естественно: красивый артист и молодая женщина, пусть даже жена его приятеля. А что такого? Нормально! Потом они уже были не в состоянии отлипнуть друг от друга и, как влюблённые школьники, могли подолгу гулять по городу взявшись за руки. Один раз у них состоялся секс, и если бы муж не застукал их тогда, отношения, растянувшиеся на три года, продлились бы ещё дольше. Но Климов был не из тех мужчин, кто умеет потихоньку изменять жене, не причиняя ущерба семейному покою. Он однажды так и сказал Василисе:
- Нам надо или всегда быть вместе, или не быть никогда.
Такая постановка вопроса удивила Василису. Она была достаточна легкомысленна и в то же время умна и порядочна, чтобы стремиться создать семью с мужчиной, у которого двое детей и жена иждивенка. Ей хватило опыта с её нынешним мужем, Григорием Исааковичем, которого она увела из семьи, пусть даже он и не состоял в законном браке. С Климовым всё могло бы быть иначе, если бы они умели врать, притворяться, хитрить и изворачиваться. Но оба были слишком честными, чтобы делать больно своим ?половинкам?. Поэтому Василиса решила в одностороннем порядке прекратить отношения с Климовым. О том, как переживал разрыв Владимир, Василиса старалась не замечать. Преодоление взаимного притяжения давалось им непросто.
А ещё через год Квитковский стал усиленно оказывать Василисе своё внимание. Дальше главный сумел сделать то, на что не решился бы Климов: он развёлся с женой и вступил в отношения с Василисой.
Василиса ещё несколько секунд вглядывалась в исхудавшее лицо покойного, и в какой-то момент её глаза встретились с глазами Квитковского, который стоял недалеко от гроба. У Василисы сжалось сердце, она поняла, что чувствует сейчас Борис, глядя на неё, потому что сама всё ещё любила его. Они не виделись полгода. Он не отрывал от неё взгляда. Как же она похудела и похорошела! Огромные зелёные глаза её светились наркотическим блеском. У Квитковского от волнения ноги стали ватными, он смотрел на любимую и недоступную ему женщину широко открытыми глазами, а она прошла мимо, спустилась по ступеням со сцены и ушла навсегда. Опять навсегда! Теперь он уж точно не увидит её никогда!
Здоровье Квитковского сильно пошатнулось после того, как он увидел Василису на похоронах. Он стал напиваться регулярно. На репетиции являлся в сильном подпитии. Артисты всё видели, и возмущение их росло. Тогда же Квитковский сорвал премьеру спектакля, не успев выпустить его вовремя. И премьера была отложена на неопределенный срок. В Управлении культуры кое-кто попытался поставить вопрос об отстранении Квитковского от должности главного режиссёра. Но отстранить не успели…
В тот вечер Борис принял несколько таблеток транквилизатора и запил бутылкой сухого вина. На скорой его увозили уже утром. Через пару дней он скончался. О прощании с главным режиссёром Василисе никто не сообщил. Она не видела его в гробу и не была на его могиле.
Она ушла далеко в своих поисках выхода из нового лабиринта любви, и этот новый был не последний в её жизни. Василисе предстояло пережить более сильные чувства. Но это произойдёт ещё очень не скоро.
2021 год
Метки: