Рюген, продолжение 66

начало: http://www.stihi.ru/2019/09/21/8542


По окончанию празднования Коляды, как и предчувствовал умудренный многолетним опытом Агний, арконские жрецы настояли пред ним собрать Народное Вече. Верховный орган ругиев по древней традиции сбирался в священном граде, но в нём участвовало и коренное население из сельской округи. Какие срочные вопросы волхвы порешили на нём обсудить князю стало ясно за час до самого приезда влиятельных бояр и старост руянских поселений. Общий сбор представителей этих трёх основных сословий народных решальщиков проводился в Большом тронном зале княжеской усадьбы.

Следует сказать, что боярская знать составляла особый общинный Совет, на котором она сама решала одни насущные вопросы, а другие предварительно обсуждала, прежде чем выносить их на Вече. Влиятельные жрецы главного храма Арконы тоже входили в состав этого Совета, даже тогда, когда обсуждался вопрос о смене власти, поскольку на Рюгене ведические требища были и местом, где знать устраивала свои пиры, и именно тут столичные вельможи пили легендарный медовый нектар из драгоценных золотых кубков, хранившихся в сказочно богатой храмовой казне. Посему, ушлые волхвы часто становились членами знатных родов, что обеспечивало единство интересов знати и жречества. Однако, с проникновением на остров новой веры, крупные бояре, имеющие серьёзный доход от коммерции с христианскими государствами Европы, постепенно стали обосабливаться, считая язычество пережитком прошлого и препятствием их успешному предпринимательству.

В целом общество руян можно считать средневековой городской республикой, но всё же Вече оставалось верховным органом лехитских* руян. Народное Вече созывалось стихийно и его решения выполнялись всеми. Бояре вместе с волхвами задавали тон собранию, тем не менее, знать не обладала достаточной военной силой, чтобы подчинить участников Вече своей воле, понеже участвовать в нём могло всё свободное население града и округи. Изборный князь Рюгена выступал как военный предводитель (воевода) и как верховный глава ругиев в сношениях с соседними славянскими государствами. В его охраняемой малой дружиной ставке граждане совершившие проступки или обвинённые в их совершении могли найти убежище от своих преследователей. Эти функции руянский правитель мог выполнять лишь постольку, поскольку его политика совпадала с потребностями знати.


С ранья у княжеской усадьбы сходился пришлый со всех окраин острова люд. Многим ротозеям было занятно узреть воочию обряд ?народного? избрания нового воеводы, но среди них находились и те, что ведали зачем их призвали хитрые волхвы и как именно надобно им голосовать.

Осведомлённые Адальбертом бояре с особливой тщательностью подготовились к возможной попытке захвата престола жрецами, изловив многих засланных ими словоблудников и мозгодуев, да хорошо отстегали плетьми, в назидание другим пакостникам. Одначе, всех трепачей не измордуешь...

- Князь, мы выдвинем Вас на должность пожизненного воеводы как своего единственного заступника, Вы уж не отказывайтесь, Христом-Богом просимо... – в смиренном поклоне обратились к Агнию сподвижники Доброжира.

- Я-то, может, и не откажусь, мне откажут. Не вашей веры я, других кровей и обычаев, и один как перст на всём белом свете.

- Породниться с нами совсем бестягостно, княже, мы на Вас молимся, души в Вас не чая, отдадим Вам в жёны любую боярскую дщерь, только уважьте нас!..

- Не сулите мне гор златых, обнадёживать зря не стану... я не могу взять на себя клятвенных обязательств, так как уже решил предложить вашему Собранию своего преемника.

- Кто он, мы его знаем?

- Разумеется. Это кметь Адальберт.


(продолжение п ссылке)

http://stihi.ru/2021/04/13/6301


* Ругии/руяне – это лишь самое немноголюдное (по охвату территории) племя, относящееся к западнолехитским племенам.


Метки:
Предыдущий: Вращайся и возвращайся
Следующий: Как байкер я