Об эсхатологичном Из несказанного -3
Эсхатология - это когда в конце тоннеля мы видим не свет, а его конец... "
Из несказанного Фаиной Раневской
Конец света наступит тогда , когда в конце тоннеля мы увидим не свет, а Свету из Иваново ... "
Из несказанного Ксенией Собчак
Конец света для всех наступит строго в индивидуальном порядке. Уж, мне -то вы можете поверить на слово ... "
Из несказанного Альбертом Эйнштейном
Несказаницы. Что это ?
http://www.stihi.ru/2011/12/23/9481
Примечание 1:
______________
Эсхатология
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эсхатология (от греч. — ?конечный?, ?последний? + ?слово?, ?знание?) — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины.
В религии различается индивидуальная эсхатология (учение о судьбе личности) и всемирная эсхатология (учение о цели космоса и истории, а также их конце).
Эсхатология в политеистических религиях
Эсхатологические представления свойственны многим религиозно-мифологическим системам в истории человечества. Древние индоевропейские народы в своём большинстве были убеждены в цикличности исторического развития, и только древние германцы ожидали, что рано или поздно наступит ?гибель богов? (см. ?Прорицание вёльвы? и ?Рагнарёк?). В календаре майя придавалось значение окончанию крупных астрономических периодов (см. феномен 2012 года), однако в целом история мироздания также рассматривалась как процесс циклический. Греческая философия решала эсхатологические вопросы в телеологии.
Одна из самых ранних картин индивидуальной эсхатологии нарисована в египетской Книге мёртвых.
Эсхатология в авраамических религиях
Наиболее развёрнутые эсхатологические представления выработали авраамические религии. Об Апокалипсисе и ?Страшном суде? повествует последняя библейская книга ?Откровение Иоанна Богослова?, а также Книга пророка Даниила и некоторые апокрифы (например, ?Откровение Петра?).
В каббале эсхатологические представления строились из раскрытия разумного замысла творения (см. гмар тиккун).
?Христианская эсхатология
?Эсхатология ислама
?Тиккун
?Буддийская космология
?Эсхатология свидетелей Иеговы
?Пралая
?Апокалиптика
?Список дат конца света
?Милленаризм
Литература
?Мирча Элиаде. Аспекты мифа. М.: ?Инвест-ППП?, 1995. — ISBN 5-87538-006-3.
[править] Ссылки
?Статья ?Эсхатология? в Новой философской энциклопедии на сайте Института Философии Российской Академии наук
?Эсхатология в Электронной еврейской энциклопедии
?Об эсхатологии у М.Элиаде (фрагмент работы ?Аспекты мифа?)
Примечание 2 :
_______________
О том, как мы живем в конце света
Алексей Муравьев
21 декабря 2012, 16:18
Итак, ничего нового не произошло. То ли не так расшифровали майянские иероглифы, то ли вообще зря начали считать. Как известно, Христос-Спас считать не велел. ?Не знаете, - написано, - ни срока, ни времени того?. И сразу же, как было это произнесено, начали считать с удвоенной силой. Это эффект запертой комнаты в доме Синей Бороды из Шарля Перро: запретная комната в доме загадочного мужа стала самым интересным для молодой жены. Ну или как мифическая матерная глава ?Серп и Молот-Карачарово? из ?Москвы-Петушков? эсхатологического путешественника Венедикта Ерофеева, которую автор якобы запретил читать юным девам, но те бросились первым делом читать именно ее.
В начале нашей эры конец света все ждали со дня на день, но он никак не наступал. Но тогда термина ?конец света? ведь не было. Было два слова: парусия и армагеддон. Первое значит ?второе пришествие Христа?, а второе – ?холм Мегиддо?, место, где будет согласно ?Откровению Иоанна Богослова? (Апок 16:16), последняя битва воинства сатаны с воинством Христа. Антихрист был лишь одним из лжепророков перед новым пришествием Христа, жалким воеводой уже проигравшего стратега. Проще говоря, в древности говорили не о конце, а о последних событиях (эсхата). Сам конец иносказательно именовался метафорическими словами ?суд? и ?огонь?, и расписывать его подробности было не принято. В еврейской оптике это называлось ?день Господень?, новый Исход, но и это все были метафоры высокого полета.
В начале нашей эры люди говорили о том, что происходит сейчас и медленно, но верно движется ко второму пришествию Христа и Последнему суду. Центр смыслов был внутри круга ответственности христианина перед самим Христом. Затем границы круга начали размываться. Сперва придумали хилиазм – тысячелетнее царствие Христа перед судом. Перспектива отдаляется, ответственность размывается. Затем пришел черед ответа через мистический миф. Христианские гностики (как церковные, вроде Оригена, так и нецерковные) переживали мир как искажение, как катастрофу, реализованный упадок. Мир безнадежно испорчен, мировая катастрофа уже произошла. Вот это и вошло прочно в христианское мировоззрение.
Мы переживаем вокруг нас этот крах мирового порядка Блага. То, что в мир пришло Зло, – признак конца. Эта ?реализованная эсхатология? работает не только в мифологии, она живет в ритуале и в аскетическом порыве души. Христос приходит в мир, как пишут древние отцы церкви, чтобы обозначить его конец. ?Вечность мира? даже не рассматривается (Иоанн Филопон в 6 в. изругал за эту идейку неоплатоника Прокла), конец переводится в аскетическую установку – ?дай мне, прежде конца, покаяние?, просит современник Филопона Андрей Критский в покаянном ?Великом каноне?. Это не только о личной смерти, если что – как известно смерть в христианстве минимизирована. У нее ?вырвано жало?, ее собственно, почти и нет. Смерть – только намек на ответственность и конец, отражающий начало.
Осознание мира как краха, катастрофы нашло интересное продолжение в беспоповской концепции духовного Антихриста. Согласно староверским мыслителям русского севера начала 18 в., конец не только наступил, но и Антихрист уже воцарился. Только не в виде человека, а в виде некоего ?антихристова духа?. При всей архаической мифологичности этой концепции она во многом совпадает с постмодернистской установкой. Уничтожение смысла, предельная экзистенция, выворот бытия, исчезновение общей этики – эти вещи стали для современного человека банальными. Он привык к злу и лжи как к банальности. Именно это и называли беспоповцы ?воцарением? духовного антихриста. Иначе говоря, конец света уже произошел. Любая альтернативная точка зрения неизбежно выливается в вялый бодряческий оптимизм, надежду, что, если какие-то кирпичи поменять местами, здание еще немного постоит. Можно даже приводить успокаивающие цифры, чтобы уверить, что ?все идет по плану?.
Но на самом деле в условиях реализованного конца современному человеку жить понятнее. Неэсхатологический мир напоминает унылый голивудский фильм с хэппи-эндом, в который никто не верит. Конец света уже существует в виде потенциального конца культуры, конца памяти, конца нравственного добра, любви. Западный мир, частью которого являемся и мы, исходит из неконечности, неопределенности, отмены эсхатологической установки. Иначе невозможно, как кажется, любое социальное проектирование. Но мы живем в культурном западном мире с раздвоенным потаенным незападным подсознанием. В русской культуре, в русском человеке, напротив, эсхатологизм существует на уровне глубокой внутренней убежденности. Поэтому у нас не верят в ?хэппи энды?. Мы все понимаем, что духовный антихрист где-то сидит в офисе и пишет в твиттер, считает прибыли, пьет коктейли, пишет отчеты и играет в компьютерные игры.
Современный, западный по культурному типу мир в силу утерянного понимания эсхатологизма как реальности все время пытается сконструировать контр-миф, в котором бы вместо онтологической катастрофы, в конце которой мы живем, была бы гипотетическая технологическая или космическая катастрофа. Эта замена онтологии на локальную технологию и лежит в основе маниакального поиска все новых дат и ?пределов?. А такой локальный ?конец света? – это просто конец календаря, хронологический условный знак, формализованное в математическом уравнении движение небесных тел. ?Научный? миф, который мы хотим подставить на место мифа религиозного. Такой контр-миф неизмеримо беднее древнего, и его смысловые последствия скучно цикличны, он обращается вокруг условного центра, проходя все время одну и ту же точку. Но при этом в силу временного параллакса нам кажется, что нашли новое, ?самое верное? свидетельство.
О чем бы надо по-хорошему задуматься в связи с очередным ?концом света?? О вопиющем несоответствии нашей внутренней установки нашим культурным представлениям. О том, что признавая нормальность таких вещей, как немилосердие, равнодушие (к сиротам, к ?слезинке ребенка?, например), коррупция, жестокость, воровство и т. д., мы де-факто признаем конец света уже давно совершившимся. В Библии сказано про мир товмэ‘од, ?хорош весьма?. А теперь он не хорош, иначе говоря, в нем произошел ?конец света?. Кто-то будет считать, что это произошло в 17 в., или в 1917 году, или с началом расовой политики Гитлера и Розенберга, или же – с подписанием Беловежских соглашений… Привести внутренний, плохо рефлексируемый пласт нашего самосознания в соответствие с нормативностью, с ценностными шкалами – это и есть правильный задел ответственности и правильное переживание конца света. Хронологические упражнения и пестование технологических фобий, сочинений антиутопий и поиски все новых ?предсказаний? и ?пределов? только отвлекают нас от настоящей задачи.
Из несказанного Фаиной Раневской
Конец света наступит тогда , когда в конце тоннеля мы увидим не свет, а Свету из Иваново ... "
Из несказанного Ксенией Собчак
Конец света для всех наступит строго в индивидуальном порядке. Уж, мне -то вы можете поверить на слово ... "
Из несказанного Альбертом Эйнштейном
Несказаницы. Что это ?
http://www.stihi.ru/2011/12/23/9481
Примечание 1:
______________
Эсхатология
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эсхатология (от греч. — ?конечный?, ?последний? + ?слово?, ?знание?) — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние. Также отрасль богословия, изучающая эту систему взглядов и представлений в рамках той или иной религиозной доктрины.
В религии различается индивидуальная эсхатология (учение о судьбе личности) и всемирная эсхатология (учение о цели космоса и истории, а также их конце).
Эсхатология в политеистических религиях
Эсхатологические представления свойственны многим религиозно-мифологическим системам в истории человечества. Древние индоевропейские народы в своём большинстве были убеждены в цикличности исторического развития, и только древние германцы ожидали, что рано или поздно наступит ?гибель богов? (см. ?Прорицание вёльвы? и ?Рагнарёк?). В календаре майя придавалось значение окончанию крупных астрономических периодов (см. феномен 2012 года), однако в целом история мироздания также рассматривалась как процесс циклический. Греческая философия решала эсхатологические вопросы в телеологии.
Одна из самых ранних картин индивидуальной эсхатологии нарисована в египетской Книге мёртвых.
Эсхатология в авраамических религиях
Наиболее развёрнутые эсхатологические представления выработали авраамические религии. Об Апокалипсисе и ?Страшном суде? повествует последняя библейская книга ?Откровение Иоанна Богослова?, а также Книга пророка Даниила и некоторые апокрифы (например, ?Откровение Петра?).
В каббале эсхатологические представления строились из раскрытия разумного замысла творения (см. гмар тиккун).
?Христианская эсхатология
?Эсхатология ислама
?Тиккун
?Буддийская космология
?Эсхатология свидетелей Иеговы
?Пралая
?Апокалиптика
?Список дат конца света
?Милленаризм
Литература
?Мирча Элиаде. Аспекты мифа. М.: ?Инвест-ППП?, 1995. — ISBN 5-87538-006-3.
[править] Ссылки
?Статья ?Эсхатология? в Новой философской энциклопедии на сайте Института Философии Российской Академии наук
?Эсхатология в Электронной еврейской энциклопедии
?Об эсхатологии у М.Элиаде (фрагмент работы ?Аспекты мифа?)
Примечание 2 :
_______________
О том, как мы живем в конце света
Алексей Муравьев
21 декабря 2012, 16:18
Итак, ничего нового не произошло. То ли не так расшифровали майянские иероглифы, то ли вообще зря начали считать. Как известно, Христос-Спас считать не велел. ?Не знаете, - написано, - ни срока, ни времени того?. И сразу же, как было это произнесено, начали считать с удвоенной силой. Это эффект запертой комнаты в доме Синей Бороды из Шарля Перро: запретная комната в доме загадочного мужа стала самым интересным для молодой жены. Ну или как мифическая матерная глава ?Серп и Молот-Карачарово? из ?Москвы-Петушков? эсхатологического путешественника Венедикта Ерофеева, которую автор якобы запретил читать юным девам, но те бросились первым делом читать именно ее.
В начале нашей эры конец света все ждали со дня на день, но он никак не наступал. Но тогда термина ?конец света? ведь не было. Было два слова: парусия и армагеддон. Первое значит ?второе пришествие Христа?, а второе – ?холм Мегиддо?, место, где будет согласно ?Откровению Иоанна Богослова? (Апок 16:16), последняя битва воинства сатаны с воинством Христа. Антихрист был лишь одним из лжепророков перед новым пришествием Христа, жалким воеводой уже проигравшего стратега. Проще говоря, в древности говорили не о конце, а о последних событиях (эсхата). Сам конец иносказательно именовался метафорическими словами ?суд? и ?огонь?, и расписывать его подробности было не принято. В еврейской оптике это называлось ?день Господень?, новый Исход, но и это все были метафоры высокого полета.
В начале нашей эры люди говорили о том, что происходит сейчас и медленно, но верно движется ко второму пришествию Христа и Последнему суду. Центр смыслов был внутри круга ответственности христианина перед самим Христом. Затем границы круга начали размываться. Сперва придумали хилиазм – тысячелетнее царствие Христа перед судом. Перспектива отдаляется, ответственность размывается. Затем пришел черед ответа через мистический миф. Христианские гностики (как церковные, вроде Оригена, так и нецерковные) переживали мир как искажение, как катастрофу, реализованный упадок. Мир безнадежно испорчен, мировая катастрофа уже произошла. Вот это и вошло прочно в христианское мировоззрение.
Мы переживаем вокруг нас этот крах мирового порядка Блага. То, что в мир пришло Зло, – признак конца. Эта ?реализованная эсхатология? работает не только в мифологии, она живет в ритуале и в аскетическом порыве души. Христос приходит в мир, как пишут древние отцы церкви, чтобы обозначить его конец. ?Вечность мира? даже не рассматривается (Иоанн Филопон в 6 в. изругал за эту идейку неоплатоника Прокла), конец переводится в аскетическую установку – ?дай мне, прежде конца, покаяние?, просит современник Филопона Андрей Критский в покаянном ?Великом каноне?. Это не только о личной смерти, если что – как известно смерть в христианстве минимизирована. У нее ?вырвано жало?, ее собственно, почти и нет. Смерть – только намек на ответственность и конец, отражающий начало.
Осознание мира как краха, катастрофы нашло интересное продолжение в беспоповской концепции духовного Антихриста. Согласно староверским мыслителям русского севера начала 18 в., конец не только наступил, но и Антихрист уже воцарился. Только не в виде человека, а в виде некоего ?антихристова духа?. При всей архаической мифологичности этой концепции она во многом совпадает с постмодернистской установкой. Уничтожение смысла, предельная экзистенция, выворот бытия, исчезновение общей этики – эти вещи стали для современного человека банальными. Он привык к злу и лжи как к банальности. Именно это и называли беспоповцы ?воцарением? духовного антихриста. Иначе говоря, конец света уже произошел. Любая альтернативная точка зрения неизбежно выливается в вялый бодряческий оптимизм, надежду, что, если какие-то кирпичи поменять местами, здание еще немного постоит. Можно даже приводить успокаивающие цифры, чтобы уверить, что ?все идет по плану?.
Но на самом деле в условиях реализованного конца современному человеку жить понятнее. Неэсхатологический мир напоминает унылый голивудский фильм с хэппи-эндом, в который никто не верит. Конец света уже существует в виде потенциального конца культуры, конца памяти, конца нравственного добра, любви. Западный мир, частью которого являемся и мы, исходит из неконечности, неопределенности, отмены эсхатологической установки. Иначе невозможно, как кажется, любое социальное проектирование. Но мы живем в культурном западном мире с раздвоенным потаенным незападным подсознанием. В русской культуре, в русском человеке, напротив, эсхатологизм существует на уровне глубокой внутренней убежденности. Поэтому у нас не верят в ?хэппи энды?. Мы все понимаем, что духовный антихрист где-то сидит в офисе и пишет в твиттер, считает прибыли, пьет коктейли, пишет отчеты и играет в компьютерные игры.
Современный, западный по культурному типу мир в силу утерянного понимания эсхатологизма как реальности все время пытается сконструировать контр-миф, в котором бы вместо онтологической катастрофы, в конце которой мы живем, была бы гипотетическая технологическая или космическая катастрофа. Эта замена онтологии на локальную технологию и лежит в основе маниакального поиска все новых дат и ?пределов?. А такой локальный ?конец света? – это просто конец календаря, хронологический условный знак, формализованное в математическом уравнении движение небесных тел. ?Научный? миф, который мы хотим подставить на место мифа религиозного. Такой контр-миф неизмеримо беднее древнего, и его смысловые последствия скучно цикличны, он обращается вокруг условного центра, проходя все время одну и ту же точку. Но при этом в силу временного параллакса нам кажется, что нашли новое, ?самое верное? свидетельство.
О чем бы надо по-хорошему задуматься в связи с очередным ?концом света?? О вопиющем несоответствии нашей внутренней установки нашим культурным представлениям. О том, что признавая нормальность таких вещей, как немилосердие, равнодушие (к сиротам, к ?слезинке ребенка?, например), коррупция, жестокость, воровство и т. д., мы де-факто признаем конец света уже давно совершившимся. В Библии сказано про мир товмэ‘од, ?хорош весьма?. А теперь он не хорош, иначе говоря, в нем произошел ?конец света?. Кто-то будет считать, что это произошло в 17 в., или в 1917 году, или с началом расовой политики Гитлера и Розенберга, или же – с подписанием Беловежских соглашений… Привести внутренний, плохо рефлексируемый пласт нашего самосознания в соответствие с нормативностью, с ценностными шкалами – это и есть правильный задел ответственности и правильное переживание конца света. Хронологические упражнения и пестование технологических фобий, сочинений антиутопий и поиски все новых ?предсказаний? и ?пределов? только отвлекают нас от настоящей задачи.
Метки: