Притчи
Однажды к отцу пришла его дочь и стала жаловаться:
- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе.
Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.
- Что изменилось? - спросил он свою дочь.
- Яйцо и морковь сварились, а кофе растворилось в воде - ответила она.
- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи.
Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой.
Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка.
Так и люди, - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…
- А кофе? - спросила дочь.
- О! Это самое интересное! Кофе полностью растворилось в новой враждебной среде, изменило ее, превратив кипяток в ароматный напиток.
Есть особые люди, которые изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.
Притча 2 Чашки кофе. Современная притча
Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
- Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас - хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьём. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
А теперь, подумайте: жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество - это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.
Наиболее счастливые люди - это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.
Притча 3 . Исламские премудрости
Лекарство для потерянной души, запутанного разума и разбитого сердца…
Будь всегда искренним в своих делах ради Аллаха и будь гибким по отношению к людям
Я просил у Аллаха сил ... , а Он дал мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил у Аллаха мудрости... , а Он дал мне проблемы для разрешения.
Я просил у Всевышнего богатства... , а Он дал мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать…
Я просил у Него любви ... и Аллах дал мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ ... , а Аллах дал мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил Но я получил все, что было мне нужно!
Стань рабом Аллаха, чтобы не стать рабом своих желаний....
Пойми, мудрый человек!
По воле Аллаха беда приходит, чтобы улучшить, усовершенствовать жизнь человека.
Беда подобна соли, соль улучшает вкус пищи больше чем что-либо, а беда улучшает человека.
Среди людей мало верующих, среди верующих мало знающих, среди знающих мало соблюдающих, среди соблюдающих мало искренних…
Довольствуйся малым – и не будешь нуждаться; избавься от зависти – и будешь спокоен; отдаляйся от запретного – и твой Иман станет сильнее.
Никогда ни говори Аллаху, что у тебя есть проблемы, говори проблемам, что у тебя есть Аллах.
О, Аллах, когда я теряю надежду, помоги мне вспомнить, что Твоя любовь больше, чем мое разочарование, и Твои планы на мою жизнь - лучше, чем мои мечты...
В молитве лучше иметь сердце без слов, чем слова без сердца.
Аллах не дает вам людей, которых вы хотите. Он дает вам людей, в которых вы нуждаетесь.
Притча 4 . Поиск веры
Ибрахим разочаровался в идолах и стал искать себе иных богов: ?И когда покрыла его ночь, он увидел звезду и сказал: ?Это – Господь мой!? Когда же она закатилась, он сказал: ?Не люблю я закатывающихся?.
Когда он увидел месяц восходящим, он сказал: ?Это – Господь мой!? Когда же тот зашёл, он сказал: ?Если господь мой не выведет меня на прямой путь, я буду из людей заблудившихся?.
Когда же он увидел солнце восходящим, то сказал: ?Это – Господь мой, он – больший!? Когда же оно зашло, он сказал: ?О народ мой! Я не причастен к тому, что вы придаёте Ему в сотоварищи. Теперь я обратил лицо своё к тому, кто сотворил небеса и землю, поклоняясь Ему чисто, и я – не из многобожников?. (Коран,6:76-79)
Притча 5 . Сказание о ночном путешествии и вознесении Мухаммада
Однажды, когда Мухаммад спал около Аль-каабы, Его разбудил Джибриль. Ангел привёл с собой необыкновенное животное по имени Бурак и сказал, что оно возило на себе всех Пророков, а теперь повезёт Мухаммада. Мухаммад сел верхом на Бурака, и тот по воздуху перенёс Его в Иерусалим. Там Он встретил Ибрахима (Авраама), Мусу (Моисея), Ису (Иисуса) и других Пророков. Они все вместе молились, и руководил молитвой Мухаммад, потом ему предложили выпить из трёх сосудов: с водой, вином и молоком. Мухаммад выбрал сосуд с молоком, и это означало, что Его община пойдёт верным путём. А вино для мусульман с тех пор стало запретным. Несколько лет спустя, когда войско Мухаммада штурмом взяло город, все солдаты пренебрегли запретом на спиртное, утром темники посчитали количество погибших в пьяном дележе добычи. Оказалось - что в ночь погибло солдат вдвое больше чем при штурме. С тех пор в сурах Корана вино запрещено, а текст запрета изложен так: ? Если на твой халат попала капля вина, выстирай его в семи водах. Место куда попало вино, взрежь ножом и предай огню?
После этого к нему спустилась лестница, по которой Он вместе с Джибрилем вознёсся на семь небес. На нижнем небе Он увидел, как Адам решает судьбы душ умерших. Ангелы показали Мухаммаду ад, и Он почувствовал жар огня и увидел страшные муки грешников. Поднимаясь с неба на небо, Он встречал Пророков: на втором – Ису, на третьем – Иусуфа, на четвёртом – Идриса, на пятом – Харуна, на шестом – Мусу, на седьмом – Ибрахима. Потом Мухаммад побывал в раю, где увидел блаженство верующих. Затем с ним говорил Аллах и обязал мусульман молиться 50 раз в день. Когда Мухаммад возвращался вниз, Муса уговорил Его вернуться к Аллаху и попросить сократить число молитв. Так повторялось несколько раз, пока число молитв для мусульман не сократилось до 5 раз в день.
Когда Мухаммад рассказал о своём путешествии, ему не поверили. Люди говорили: ?Караван идёт туда целый месяц, как можно слетать туда за одну ночь??. Даже верный из его друзей Абу Бакр усомнился. Тогда Мухаммад описал ему Иерусалим, который видел сверху, и в котором никогда прежде не был. Эти описания совпали с воспоминаниями Абу Бакра об этом городе, и правдивость слов Мухаммада была подтверждена. Ещё Мухаммад рассказал о караване, который он тоже видел сверху. Караван через некоторое время прибыл в Мекку, и рассказ Его подтвердился.
(А.Лопатина, М. Скребцова “Книга для занятий по духовному воспитанию”, Книга I. – М.:ИПЦ ?Русский Раритет?, 1997. с.164–166)
Притча 6 . Бог спасает
Мухаммад спал под пальмой и, внезапно проснувшись, увидел перед собой своего врага – Дьютура, занёсшего над ним меч.
– Ну, Мухаммад, кто теперь тебя спасёт от смерти? – вскричал Дьютур.
– Бог, – отвечал Мухаммад.
Дьютур от неожиданности опустил меч.
Мухаммад вырвал меч из рук Дьютура и вскричал в свою очередь:
– Ну, Дьютур, кто теперь спасёт тебя от смерти?
– Никто, – отвечал Дьютур.
– Так знай же, – сказал Мухаммад, – Тот же Бог спасёт и тебя. – И вернул меч Дьютуру.
И тогда Дьютур сделался одним из вернейших друзей пророка.
Притча 7 . Лучшая милостыня
– О, пророк! – сказал однажды один из последователей Мухаммада, – моя мать, Омм-Сад, умерла; какую лучшую милостыню я могу подать для блага её души?
– Воду, – отвечал Мухаммад, вспомнив об удручающем зное пустыни. – Выкопай ради неё колодец и достань воду жаждущим.
Человек вырыл колодец во имя матери и сказал:
– Колодец вырыт ради моей матери, значит и награда за него дойдёт до её души.
(А.Лопатина, М. Скребцова “Мир твоей души”. М.: ИПЦ ?Русский Раритет?, 1997.
Притча 8 . О молитве и туфлях
Набожный человек стоял на коленях в мечети, поглощенный молитвой. А другому верующему бросились в глаза его великолепные, искусно сотканные туфли с загнутыми носами. Он уже представил себе, как было бы прекрасно, если бы у него тоже были такие туфли. Шаг от мысли к делу часто бывает гораздо короче, чем обычно думают. Он подошел сзади к молящемуся и прошептал ему на ухо:
– Ты же знаешь, что молитва не достигает слуха господа, если ты молишься в туфлях.
Верующий прервал свою молитву и так же тихо прошептал в ответ:
– Если моя молитва и не будет услышана, то мне, по крайней мере, останутся мои туфли!
Притча 9 . О длинне и этапах жизни
Когда Господь создал человека, то он спросил: сколько дать тебе жизни? И человек смиренно сказал:
– Сколько твоей воле будет угодно.
– Хорошо, – сказал Господь, – будешь жить двадцать лет.
Человек заплакал:
– Отчего так мало жизни ты дал мне?
Подошел осел, и сказал ему Господь:
– Тебе я даю сорок лет. Двадцать лет работай и помогай человеку, а двадцать отдыхай.
Взмолился осел:
– Тяжело мне будет. Укороти мою жизнь.
– Дай мне эти годы, – попросил человек.
Господь дал человеку ослиные годы.
Подошла к Господу собака.
– Живи сорок лет. Двадцать лет будешь служить человеку, а двадцать отдыхать.
Взмолилась собака:
– Сократи, Господи.
Человек попросил дать ему и эти годы.
Притащилась обезьяна.
– Живи сорок лет, – сказал ей Господь.
Заплакала обезьяна:
– Сократи ты мою жизнь.
Господь ее лишние годы отдал человеку.
Прожил человек свои двадцать лет светло, ярко. Все его радовало. Он женился. Наступили ослиные годы. Стал тянуть он лямку тяжелой и горестной жизни. За ослиными годами наступили собачьи. Дети человека подросли. Стали тащить из дому накопленное долгими годами добро. Человек начал ворчать, не давать им. Всем стал недоволен. Наступили и обезьяньи годы. Стар стал человек. Дома своего нет. Ходит он к своим детям, внучат нянчит, кривляется, чтобы детишек позабавить, обезьянничает.
Так и проходит вся человеческая жизнь.
Притча 10. О желании мудрости
Молодой человек пришел однажды к мудрецу и спросил:
– Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым?
Мудрец не удостоил его ответом. Несколько дней подряд юноша упорно ходил за мудрецом, настойчиво повторяя свой вопрос.
Однажды мудрец, жестом приглашая юношу следовать за ним, привел к реке и завел на достаточную глубину. Схватив его за плечи, погрузил в воду и держал там, невзирая на отчаянные попытки молодого человека вырваться. Наконец мудрец освободил руки и, когда юноша восстановил дыхание, спросил:
– Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал больше всего?
Юноша ответил без колебаний?
– Воздуха! Воздуха! Я хотел воздуха!
– А не предпочел ли бы взамен его богатства, удовольствий, удовольствий, могущества или любви, сын мой? – допытывался мудрец.
– Нет, господин, я жаждал воздуха и думал лишь о воздухе, – последовал немедленный ответ.
– Итак, – сказал мудрец, – чтобы стать мудрым, ты должен так же сильно хотеть мудрости, как только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за нее, отказываясь от всех прочих целей жизни. Она должна быть единственным объектом твоего устремления денно и нощно. Если ты будешь стремиться к мудрости с таким рвением, сын мой, ты обязательно станешь мудрым.
Притча 11 . О предназначении советов
Однажды мулла пришел в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, если не считать молодого конюха, что сидел в первом ряду. Мулла подумал про себя: ?Должен я говорить или нет?? И он решился спросить у конюха:
– Кроме тебя здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?
Конюх ответил:
– Господин, я простой человек, я ничего в этом не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно дам ей поесть.
Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил:
– Как тебе понравилась моя проповедь?
– Я уже сказал, что я простой человек и не очень понимаю все это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно ее накормлю. Но я не отдам ей весь корм, который предназначен для всех лошадей.
Каждая притча – это тема для медитации. При помощи этой можно научиться разумно тратить свои силы.
Притча 12 . О времени и истории
Один восточный владыка захотел узнать всю историю человечества. Мудрец принес ему пятьсот томов. Занятый государственными делами, царь отослал его, повелев изложить все это в более краткой форме.
Через двадцать лет мудрец вернулся: история человечества занимала теперь всего пятьдесят томов, но царь уже был слишком стар, чтоб одолеть столько толстых книг, и снова отослал мудреца.
Прошло еще двадцать лет, и постаревший, убеленный сединами мудрец принес владыке один-единственный том, содержавший всю премудрость мира, которую тот жаждал познать. Но царь лежал на смертном одре, и у него не осталось времени, чтобы прочесть даже одну эту книгу.
Тогда мудрец изложил ему историю человечества в одной строку, и она гласила: ?Человек рождается, страдает и умирает?.
Притча 13 . О том , стоит ли всем не угождать
Как-то раз отец со своим сыном и осликом в полуденную жару путешествовал по пыльным улицам города. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку.
– Бедный мальчик, – сказал прохожий, – его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?
Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него.
Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал:
– Как не стыдно! Малый сидит верхом на ослике, как султан, а его бедный отец бежит следом.
Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на ослика позади него.
– Люди добрые, видали вы где-либо подобное? – заголосила женщина под чадрой. – Так мучить животное! У бедного ослика уже провис хребет, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, о несчастное существо!
Не говоря ни слова, отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними:
– Зачем вам осел, если он не приносит никакой пользы и даже никого не везет?
Отец сунул ослику полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына.
– Что бы мы не делали, – сказал он, – обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать.
14 . О пользе правды
Когда Мухаммед спасался от преследований и его повсюду искали, Али, его тестю, пришла в голову спасительная мысль: он спрятал пророка в высокую корзину, которую носят на голове, водрузил эту тяжелую ношу себе на голову и прошел, балансируя между стражами городских ворот.
– Что у тебя в корзине? – спросил один из стражников.
– Пророк Мухаммед, – ответил Али.
Стражи отнеслись к ответу как к удачной и смелой шутке, засмеялись и пропустили Али.
Часто бывает так: правда кажется более нереальной, чем самая невероятная ложь.
Притча 15 . О том как управлять эмоциями
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем забивать гвозди. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
– Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда ты говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется.
Притча 16 . О лени и жадности
Однажды царь поинтересовался у ремесленника-кузнеца его проблемами. Тогда кузнец начал сетовать на свою работу:
– О великий царь, мое ремесло мне не по нраву, потому что работа трудна, она не приносит мне много денег и за нее меня не уважают соседи. Я бы хотел другое ремесло.
Царь подумал и сказал:
– Ты не найдешь подходящей для себя работы. Она трудна, потому что ты ленив. Она не приносит много денег, потому что ты жаден, и не приносит уважения соседей, потому что ты тщеславен. Убирайся с глаз моих.
Кузнец ушел, понурив голову. Через год царь опять бывал в тех районах и с удивлением обнаружил там того же кузнеца, только довольно богатого, уважаемого и счастливого. Он спросил:
– Не ты ли тот обиженный жизнью кузнец, который сетовал на свое ремесло?
– Я, великий царь. Я по-прежнему кузнец, но меня уважают, и работа приносит мне достаточно денег, и она мне нравится. Я понял, что причина моих проблем во мне. Теперь я счастлив.
Притча 17 . О солнце
Один ученый человек каждый день приходи к пророку Мухаммеду. Однажды пророк отвел его в сторону и сказал:
– Не приходи каждый день, тогда мы больше станем любить друг друга.
И тут же рассказал следующую историю.
У одного ученого спросили:
– Солнце так прекрасно, так великолепно, почему, однако, нельзя сказать, что мы всегда одинаково сильно любим его?
Ученый ответил:
– Солнце светит каждый день. Но зимой, когда оно скрывается за тучами, мы начинаем его особенно ценить.
Притча 18. Об обидах
18.1.Ученик обратился к учителю:
Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
И это всё? — недоумённо спросил ученик.
Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
Это уже невозможно носить с собой.
Во - первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился.
Предложи что-нибудь иное.
Но учитель ответил:
?То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень?.
Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.
18.2. Обида - это яд, которую пьешь ТЫ, а ждешь что плохо станет обидчику .Так что надо посмеяться над собой и жить счастливо !!! Яда нет, когда нет обиды!
18.3. Однажды Будда переоделся в бедняка и пошел на рынок. Выбрав товар, он начал торговаться с продавцом, который в ответ оскорбил его. Переодетый Будда молча удалился. А торговец, придя домой, рассказал эту историю жене, на что та воскликнула: ?Как ты мог, это же был сам Будда! Ты обидел его!? Виноватый торговец отправился на рынок, отыскал Будду и стал просить у него прощения. Будда ответил ему:
– Представь, что ты пришел в гости и хозяин предложил тебе угощение, а ты отказался от него, кому достанется угощение?
– Оно останется у хозяина.
– Так и у нас с тобой: ты дал мне обиду, а я ее не взял.
Притча 19. ПРИТЧА ОБ ОДЕЖДЕ И МУДРОСТИ
Пришёл один мудрец к Богу, чтобы попросить у Него Божественной Мудрости. Вышел к нему
Всевышний, сел напротив него. И изумился мудрец, глядя на Бога, одеянию Его. Было на Нём только одно длинное белое платье. И не из парчи или шёлка, и без изысканных украшений. Не по себе стало мудрецу в золотой парче и серебристых шелках. Затмевал свет белой рубахи Всевышнего сияние золота и серебра одежд мудреца. И увидел мудрец босые ноги Творца, и услышал слова Его:
— Надо ходить по Миру, не касаясь его, чтобы не причинить ничему вреда.
И увидел мудрец руки Всевышнего. Ни один камень не украшал эти натруженные руки. И снова услышал мудрец слова Бога:
— Руки созданы для того, чтобы ими творить, а не для того, чтобы их украшать.
И увидел мудрец сияющее чело Создателя.
— Ничто не должно затмевать мысли, и ничто не должно давить на голову. Она должна быть светла и свободна. Мудрость, если это действительно мудрость, сама воссияет на челе.
Встал Бог. Опустился мудрец в поклоне, а когда поднялся, Всевышнего уже рядом не было. Стыдно мудрецу стало за его изысканный, пышный и дорогой наряд, нелепо он смотрелся перед простым одеянием Создателя. И подумал мудрец, что выряжен он как петух — ярок, да толку мало: петух зарю пробуждает, солнце в небо поднимает, а он не смог пробудить у слушателей своих ни понимания, ни осмысления слов своих. Да и слова его, видимо, так же замысловаты, как и его одежда, если мало кто понимает их. И услышал он слова Бога в сердце своём:
— Мудрость должна быть проста, как одежда, а одежда незамысловата, как мудрость. И будет такой мудрец не только понятен, но и близок тем, кто нуждается в мудрости. Тем же, кто нуждается в изысках, мудрость не нужна. И снял мудрец с себя богатую одежду, и в одном белом платье спустился он к людям; и встретили его люди как своего, и приняли как близкого, и слушали — понимая, и верили — не сомневаясь
уже. И понял мудрец, в чём великая Мудрость Бога, Которого понимают, Которому верят, за Которым идут, с которым творят и живут. И никогда более до самых последних дней своих не осквернял он мудрость свою изыском одежд. И нередко говорил он вопрошающим его любителям приукрасить себя:
— Одежда дана как необходимость, чтобы прикрыть наготу и обогреть в холод, других назначений у неё нет. Издавна известно: чем изысканней одежда, тем глупее её хозяин.
Притча 20. О смирении
Однажды ученик спросил Старца:
— Как мне научиться разбираться в людях — кому мне доверять и кого бояться?
— Скажу тебе сначала, кого нужно опасаться, — сказал Старец. — Опасайся самого смиренного на вид! Когда увидишь, что кто-то бьет перед тобой поклоны, обнимает тебя и проявляет свое необычное расположение — опасайся больше.
— Почему? — удивился ученик.
— Потому что он первый и предаст тебя! — ответил старец вздохнув.
— А кому же мне доверять? — спросил ученик.
— Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит правду, какой бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь. Истинное смирение всегда неприметно, поэтому его трудно найти, но, когда найдешь — оно тебя никогда не предаст.
Притча о гневе
У одного мужчины был очень вспыльчивый и несдержанный сын. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Притча 21 О том, что на самом деле важно
Однажды турист приехал в столицу Египта – Каир специально, чтобы повидать одного известного мудреца.
Турист удивился, когда увидел, что такой известный человек живет в очень простой маленькой комнате, заполненной книгами. Из мебели были только кровать, стол и стул.
— Где твоя мебель? — спросил турист.
— А где твоя? — спросил мудрец.
— Моя? — удивился турист. — Но ведь я здесь только проездом!
— Я тоже, — улыбнулся мудрец.
Наша жизнь на земле временна, тем не менее, многие живут так, как будто они бессмертны, и забывают быть счастливыми.
Притча 22 О добре и зле
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Притча 23.
Каждый человек на земле, - это решение, чьих - то проблем.
23.1. Мужчина, дожил до возраста, когда начинают думать о прошлом и смысле жизни. Работая от зари до зари, он скопил кое какие средства и построил дом. Во дворе дома , вырастил сад. Используя свои способности, открыл свое дело. Но был он совершенно одинок. И мысль о том - что в старости он будет никому не нужен, а все его дело пойдет прахом, не давало покоя. Ему чудилась прекрасная девушка, которая понимала все, о чем он думал и говорил. Потом у них родился сын, который радовал отца и мать своими поступками. Всем давно известно, что у нас, у каждого живущего есть свой персональный ангел хранитель. Вот этот самый ангел, сидя на правом плече, записывал все мысли , а потом приводил их в исполнение. Что хотел, то и получил.
23.2. В другом городе, по улице брела раздраженная женщина. Сев в автобус, она раздраженно подумала: ?Пассажиры все хамы, кондуктор грубиян, муж , пьяница и скотина, дети двоечники…?
Все это записал ее ангел хранитель. Но прочитав, очень удивился.
А зачем ей все это нужно? Но если просят, будем выполнять….
Притча 24. Притча о справедливости
Один старец ушёл в отшельники и на протяжении десяти лет молил Бога об одном: узнать, почему одни люди рождаются или становятся богатыми, а другие - бедными. И почему чаще всего творчески одарённые люди - бедняки, а богатые - это, как правило, самые заурядные личности, которые просто родились в удачной семье. Ну почему творится такая несправедливость???
И вот - Бог смилостивился и послал к нему Ангела. Ангел сказал: "Я не буду ничего объяснять. Для начала просто закрой глаза".
Старец закрыл глаза, а когда открыл их, очутился на дереве, в дупле. Ангел продолжил:
"Здесь ты пробудешь три дня. Наблюдай за происходящим".
И стал монах наблюдать...
На первый день проскакал всадник на вороном коне, в блестящих латах. Около дерева от седла случайно отвязался мешок и шлёпнулся на землю. На второй день подошёл к дереву фермер, развернул скатерть, уставил её едой и начал было есть, но вдруг заметил мешок. Он увидел, что в мешке золото, ужасно обрадовался и побежал с мешком дальше, оставив обед под деревом. На третий день проходил бедный странник, увидел еду и набросился на неё с жадностью. Не успел он докончить трапезу, как вернулся всадник на вороном коне и стал требовать вернуть свои деньги. Стал его мучить, а потом убил, поняв, что это бесполезно.
И тут монах не выдержал и начал кричать от гнева: "ТЫ ЖЕ ОБЕЩАЛ МНЕ ДАТЬ ОТВЕТЫ НА МОИ ВОПРОСЫ, НО Я УВИДЕЛ ЕЩЁ ОДНУ СЦЕНУ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ!!!"
"Подожди, - ответил ему Ангел. Я сейчас тебе растолкую смысл увиденного:
Тот всадник - это богач. Он объезжал свои владенья и собирал подати. У него ещё полно таких же мешков, какой он потерял. Просто жадность не давала остановиться - других ценностей, кроме злата, у него нет.
Тот фермер обанкротился и заложил своё имущество. Вчера был последний день возврата денег, и если бы он не нашёл этот мешок, он бы остался без всего и попал бы в тюрьму. Но он откупился найденным золотом и спас себя и семью.
Тот бедный странник в молодости, будучи сильно пьяным, убил человека. После этого он страдал всю свою жизнь, раздал имущество бедным и молил Бога о мученической смерти, дабы искупить свой грех. Вчера его желание исполнилось, и теперь он не просто искупил свой грех, но стал ещё и святым мучеником.
Всадника же, убившего его, теперь будут преследовать кошмары. Он раскается и начнёт помогать бедным".
Притча 25. О парикмахере
Один человек пришел к парикмахеру, сел в кресло, вышел парикмахер и начал его стричь. И вдруг, парикмахер начал ругать Единого Создателя: говорить, что Бога нет, достаточно на улицу выйти и понятно, что Бога нет. Там войны, дети умирают, насилие, поэтому сказал парикмахер, я считаю, что Бога нет.
Клиент, перед тем, как уйти, посмотрел в окно и увидел там очень небритого и не стриженого человека, настолько не стриженного, словно он, никогда не был у парикмахера. Он повернулся к парикмахеру и сказал ему: "Слушай, что ты ответишь, если я скажу тебе, что парикмахеров нету?"
Парикмахер: Как это?
Клиент: Посмотри в окно. Видишь этого не стриженого человека? Если бы парикмахеры были бы, то разве были бы такие не стриженые люди?
Тогда парикмахер сказал: Нет, парикмахеры есть! Он сам виноват, что не ходил к парикмахеру.
Клиент: Видишь, ты себя не ругаешь! Ты говоришь, что это его вина, что он не стриженный. Он сам это выбрал, он виноват. Каждый делает свой выбор - стричься или нет, но сам выбирает, не стричься и ты говоришь, он сам виноват. Это не значит, что парикмахеров нет. Так же и об Аллахе, если ты видишь только то что тебе хочется, то считаешь что его нет. Но он существует и занят более серьезными проблемами, до которых твои мозги еще не доросли.
Все приходит в сравнении и в познании, как говорил Пророк:
– Тому, чье сердце открыто познанию, всегда есть чему учиться и нет пределов, достигнув которых человек может сказать, что он постиг всё. Каждый день нас чему-либо учит, но, если только мы открыты сердцем.
- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать?
Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковых кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал кофе.
Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей кастрюли.
- Что изменилось? - спросил он свою дочь.
- Яйцо и морковь сварились, а кофе растворилось в воде - ответила она.
- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи.
Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой.
Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаковых неблагоприятных обстоятельств - кипятка.
Так и люди, - сильные внешне могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут…
- А кофе? - спросила дочь.
- О! Это самое интересное! Кофе полностью растворилось в новой враждебной среде, изменило ее, превратив кипяток в ароматный напиток.
Есть особые люди, которые изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации.
Притча 2 Чашки кофе. Современная притча
Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашёл о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошёл на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
- Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешёвые остались. И хотя это нормально для вас - хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьём. В действительности, всё, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
А теперь, подумайте: жизнь - это кофе, а работа, деньги, положение, общество - это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.
Наиболее счастливые люди - это не те, которые имеют всё лучшее, но те, которые извлекают всё лучшее из того, что имеют.
Притча 3 . Исламские премудрости
Лекарство для потерянной души, запутанного разума и разбитого сердца…
Будь всегда искренним в своих делах ради Аллаха и будь гибким по отношению к людям
Я просил у Аллаха сил ... , а Он дал мне трудности, чтобы сделать меня сильным.
Я просил у Аллаха мудрости... , а Он дал мне проблемы для разрешения.
Я просил у Всевышнего богатства... , а Он дал мне мозг и мускулы, чтобы я мог работать…
Я просил у Него любви ... и Аллах дал мне людей, которым я мог помогать в их проблемах.
Я просил благ ... , а Аллах дал мне возможности.
Я ничего не получил из того, о чем просил Но я получил все, что было мне нужно!
Стань рабом Аллаха, чтобы не стать рабом своих желаний....
Пойми, мудрый человек!
По воле Аллаха беда приходит, чтобы улучшить, усовершенствовать жизнь человека.
Беда подобна соли, соль улучшает вкус пищи больше чем что-либо, а беда улучшает человека.
Среди людей мало верующих, среди верующих мало знающих, среди знающих мало соблюдающих, среди соблюдающих мало искренних…
Довольствуйся малым – и не будешь нуждаться; избавься от зависти – и будешь спокоен; отдаляйся от запретного – и твой Иман станет сильнее.
Никогда ни говори Аллаху, что у тебя есть проблемы, говори проблемам, что у тебя есть Аллах.
О, Аллах, когда я теряю надежду, помоги мне вспомнить, что Твоя любовь больше, чем мое разочарование, и Твои планы на мою жизнь - лучше, чем мои мечты...
В молитве лучше иметь сердце без слов, чем слова без сердца.
Аллах не дает вам людей, которых вы хотите. Он дает вам людей, в которых вы нуждаетесь.
Притча 4 . Поиск веры
Ибрахим разочаровался в идолах и стал искать себе иных богов: ?И когда покрыла его ночь, он увидел звезду и сказал: ?Это – Господь мой!? Когда же она закатилась, он сказал: ?Не люблю я закатывающихся?.
Когда он увидел месяц восходящим, он сказал: ?Это – Господь мой!? Когда же тот зашёл, он сказал: ?Если господь мой не выведет меня на прямой путь, я буду из людей заблудившихся?.
Когда же он увидел солнце восходящим, то сказал: ?Это – Господь мой, он – больший!? Когда же оно зашло, он сказал: ?О народ мой! Я не причастен к тому, что вы придаёте Ему в сотоварищи. Теперь я обратил лицо своё к тому, кто сотворил небеса и землю, поклоняясь Ему чисто, и я – не из многобожников?. (Коран,6:76-79)
Притча 5 . Сказание о ночном путешествии и вознесении Мухаммада
Однажды, когда Мухаммад спал около Аль-каабы, Его разбудил Джибриль. Ангел привёл с собой необыкновенное животное по имени Бурак и сказал, что оно возило на себе всех Пророков, а теперь повезёт Мухаммада. Мухаммад сел верхом на Бурака, и тот по воздуху перенёс Его в Иерусалим. Там Он встретил Ибрахима (Авраама), Мусу (Моисея), Ису (Иисуса) и других Пророков. Они все вместе молились, и руководил молитвой Мухаммад, потом ему предложили выпить из трёх сосудов: с водой, вином и молоком. Мухаммад выбрал сосуд с молоком, и это означало, что Его община пойдёт верным путём. А вино для мусульман с тех пор стало запретным. Несколько лет спустя, когда войско Мухаммада штурмом взяло город, все солдаты пренебрегли запретом на спиртное, утром темники посчитали количество погибших в пьяном дележе добычи. Оказалось - что в ночь погибло солдат вдвое больше чем при штурме. С тех пор в сурах Корана вино запрещено, а текст запрета изложен так: ? Если на твой халат попала капля вина, выстирай его в семи водах. Место куда попало вино, взрежь ножом и предай огню?
После этого к нему спустилась лестница, по которой Он вместе с Джибрилем вознёсся на семь небес. На нижнем небе Он увидел, как Адам решает судьбы душ умерших. Ангелы показали Мухаммаду ад, и Он почувствовал жар огня и увидел страшные муки грешников. Поднимаясь с неба на небо, Он встречал Пророков: на втором – Ису, на третьем – Иусуфа, на четвёртом – Идриса, на пятом – Харуна, на шестом – Мусу, на седьмом – Ибрахима. Потом Мухаммад побывал в раю, где увидел блаженство верующих. Затем с ним говорил Аллах и обязал мусульман молиться 50 раз в день. Когда Мухаммад возвращался вниз, Муса уговорил Его вернуться к Аллаху и попросить сократить число молитв. Так повторялось несколько раз, пока число молитв для мусульман не сократилось до 5 раз в день.
Когда Мухаммад рассказал о своём путешествии, ему не поверили. Люди говорили: ?Караван идёт туда целый месяц, как можно слетать туда за одну ночь??. Даже верный из его друзей Абу Бакр усомнился. Тогда Мухаммад описал ему Иерусалим, который видел сверху, и в котором никогда прежде не был. Эти описания совпали с воспоминаниями Абу Бакра об этом городе, и правдивость слов Мухаммада была подтверждена. Ещё Мухаммад рассказал о караване, который он тоже видел сверху. Караван через некоторое время прибыл в Мекку, и рассказ Его подтвердился.
(А.Лопатина, М. Скребцова “Книга для занятий по духовному воспитанию”, Книга I. – М.:ИПЦ ?Русский Раритет?, 1997. с.164–166)
Притча 6 . Бог спасает
Мухаммад спал под пальмой и, внезапно проснувшись, увидел перед собой своего врага – Дьютура, занёсшего над ним меч.
– Ну, Мухаммад, кто теперь тебя спасёт от смерти? – вскричал Дьютур.
– Бог, – отвечал Мухаммад.
Дьютур от неожиданности опустил меч.
Мухаммад вырвал меч из рук Дьютура и вскричал в свою очередь:
– Ну, Дьютур, кто теперь спасёт тебя от смерти?
– Никто, – отвечал Дьютур.
– Так знай же, – сказал Мухаммад, – Тот же Бог спасёт и тебя. – И вернул меч Дьютуру.
И тогда Дьютур сделался одним из вернейших друзей пророка.
Притча 7 . Лучшая милостыня
– О, пророк! – сказал однажды один из последователей Мухаммада, – моя мать, Омм-Сад, умерла; какую лучшую милостыню я могу подать для блага её души?
– Воду, – отвечал Мухаммад, вспомнив об удручающем зное пустыни. – Выкопай ради неё колодец и достань воду жаждущим.
Человек вырыл колодец во имя матери и сказал:
– Колодец вырыт ради моей матери, значит и награда за него дойдёт до её души.
(А.Лопатина, М. Скребцова “Мир твоей души”. М.: ИПЦ ?Русский Раритет?, 1997.
Притча 8 . О молитве и туфлях
Набожный человек стоял на коленях в мечети, поглощенный молитвой. А другому верующему бросились в глаза его великолепные, искусно сотканные туфли с загнутыми носами. Он уже представил себе, как было бы прекрасно, если бы у него тоже были такие туфли. Шаг от мысли к делу часто бывает гораздо короче, чем обычно думают. Он подошел сзади к молящемуся и прошептал ему на ухо:
– Ты же знаешь, что молитва не достигает слуха господа, если ты молишься в туфлях.
Верующий прервал свою молитву и так же тихо прошептал в ответ:
– Если моя молитва и не будет услышана, то мне, по крайней мере, останутся мои туфли!
Притча 9 . О длинне и этапах жизни
Когда Господь создал человека, то он спросил: сколько дать тебе жизни? И человек смиренно сказал:
– Сколько твоей воле будет угодно.
– Хорошо, – сказал Господь, – будешь жить двадцать лет.
Человек заплакал:
– Отчего так мало жизни ты дал мне?
Подошел осел, и сказал ему Господь:
– Тебе я даю сорок лет. Двадцать лет работай и помогай человеку, а двадцать отдыхай.
Взмолился осел:
– Тяжело мне будет. Укороти мою жизнь.
– Дай мне эти годы, – попросил человек.
Господь дал человеку ослиные годы.
Подошла к Господу собака.
– Живи сорок лет. Двадцать лет будешь служить человеку, а двадцать отдыхать.
Взмолилась собака:
– Сократи, Господи.
Человек попросил дать ему и эти годы.
Притащилась обезьяна.
– Живи сорок лет, – сказал ей Господь.
Заплакала обезьяна:
– Сократи ты мою жизнь.
Господь ее лишние годы отдал человеку.
Прожил человек свои двадцать лет светло, ярко. Все его радовало. Он женился. Наступили ослиные годы. Стал тянуть он лямку тяжелой и горестной жизни. За ослиными годами наступили собачьи. Дети человека подросли. Стали тащить из дому накопленное долгими годами добро. Человек начал ворчать, не давать им. Всем стал недоволен. Наступили и обезьяньи годы. Стар стал человек. Дома своего нет. Ходит он к своим детям, внучат нянчит, кривляется, чтобы детишек позабавить, обезьянничает.
Так и проходит вся человеческая жизнь.
Притча 10. О желании мудрости
Молодой человек пришел однажды к мудрецу и спросил:
– Господин, что мне делать, чтобы стать мудрым?
Мудрец не удостоил его ответом. Несколько дней подряд юноша упорно ходил за мудрецом, настойчиво повторяя свой вопрос.
Однажды мудрец, жестом приглашая юношу следовать за ним, привел к реке и завел на достаточную глубину. Схватив его за плечи, погрузил в воду и держал там, невзирая на отчаянные попытки молодого человека вырваться. Наконец мудрец освободил руки и, когда юноша восстановил дыхание, спросил:
– Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал больше всего?
Юноша ответил без колебаний?
– Воздуха! Воздуха! Я хотел воздуха!
– А не предпочел ли бы взамен его богатства, удовольствий, удовольствий, могущества или любви, сын мой? – допытывался мудрец.
– Нет, господин, я жаждал воздуха и думал лишь о воздухе, – последовал немедленный ответ.
– Итак, – сказал мудрец, – чтобы стать мудрым, ты должен так же сильно хотеть мудрости, как только что жаждал воздуха. Ты должен бороться за нее, отказываясь от всех прочих целей жизни. Она должна быть единственным объектом твоего устремления денно и нощно. Если ты будешь стремиться к мудрости с таким рвением, сын мой, ты обязательно станешь мудрым.
Притча 11 . О предназначении советов
Однажды мулла пришел в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, если не считать молодого конюха, что сидел в первом ряду. Мулла подумал про себя: ?Должен я говорить или нет?? И он решился спросить у конюха:
– Кроме тебя здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?
Конюх ответил:
– Господин, я простой человек, я ничего в этом не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно дам ей поесть.
Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил:
– Как тебе понравилась моя проповедь?
– Я уже сказал, что я простой человек и не очень понимаю все это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно ее накормлю. Но я не отдам ей весь корм, который предназначен для всех лошадей.
Каждая притча – это тема для медитации. При помощи этой можно научиться разумно тратить свои силы.
Притча 12 . О времени и истории
Один восточный владыка захотел узнать всю историю человечества. Мудрец принес ему пятьсот томов. Занятый государственными делами, царь отослал его, повелев изложить все это в более краткой форме.
Через двадцать лет мудрец вернулся: история человечества занимала теперь всего пятьдесят томов, но царь уже был слишком стар, чтоб одолеть столько толстых книг, и снова отослал мудреца.
Прошло еще двадцать лет, и постаревший, убеленный сединами мудрец принес владыке один-единственный том, содержавший всю премудрость мира, которую тот жаждал познать. Но царь лежал на смертном одре, и у него не осталось времени, чтобы прочесть даже одну эту книгу.
Тогда мудрец изложил ему историю человечества в одной строку, и она гласила: ?Человек рождается, страдает и умирает?.
Притча 13 . О том , стоит ли всем не угождать
Как-то раз отец со своим сыном и осликом в полуденную жару путешествовал по пыльным улицам города. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку.
– Бедный мальчик, – сказал прохожий, – его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?
Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него.
Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал:
– Как не стыдно! Малый сидит верхом на ослике, как султан, а его бедный отец бежит следом.
Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на ослика позади него.
– Люди добрые, видали вы где-либо подобное? – заголосила женщина под чадрой. – Так мучить животное! У бедного ослика уже провис хребет, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, о несчастное существо!
Не говоря ни слова, отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними:
– Зачем вам осел, если он не приносит никакой пользы и даже никого не везет?
Отец сунул ослику полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына.
– Что бы мы не делали, – сказал он, – обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, как нам путешествовать.
14 . О пользе правды
Когда Мухаммед спасался от преследований и его повсюду искали, Али, его тестю, пришла в голову спасительная мысль: он спрятал пророка в высокую корзину, которую носят на голове, водрузил эту тяжелую ношу себе на голову и прошел, балансируя между стражами городских ворот.
– Что у тебя в корзине? – спросил один из стражников.
– Пророк Мухаммед, – ответил Али.
Стражи отнеслись к ответу как к удачной и смелой шутке, засмеялись и пропустили Али.
Часто бывает так: правда кажется более нереальной, чем самая невероятная ложь.
Притча 15 . О том как управлять эмоциями
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днем число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем забивать гвозди. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришел день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
– Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда ты говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется.
Притча 16 . О лени и жадности
Однажды царь поинтересовался у ремесленника-кузнеца его проблемами. Тогда кузнец начал сетовать на свою работу:
– О великий царь, мое ремесло мне не по нраву, потому что работа трудна, она не приносит мне много денег и за нее меня не уважают соседи. Я бы хотел другое ремесло.
Царь подумал и сказал:
– Ты не найдешь подходящей для себя работы. Она трудна, потому что ты ленив. Она не приносит много денег, потому что ты жаден, и не приносит уважения соседей, потому что ты тщеславен. Убирайся с глаз моих.
Кузнец ушел, понурив голову. Через год царь опять бывал в тех районах и с удивлением обнаружил там того же кузнеца, только довольно богатого, уважаемого и счастливого. Он спросил:
– Не ты ли тот обиженный жизнью кузнец, который сетовал на свое ремесло?
– Я, великий царь. Я по-прежнему кузнец, но меня уважают, и работа приносит мне достаточно денег, и она мне нравится. Я понял, что причина моих проблем во мне. Теперь я счастлив.
Притча 17 . О солнце
Один ученый человек каждый день приходи к пророку Мухаммеду. Однажды пророк отвел его в сторону и сказал:
– Не приходи каждый день, тогда мы больше станем любить друг друга.
И тут же рассказал следующую историю.
У одного ученого спросили:
– Солнце так прекрасно, так великолепно, почему, однако, нельзя сказать, что мы всегда одинаково сильно любим его?
Ученый ответил:
– Солнце светит каждый день. Но зимой, когда оно скрывается за тучами, мы начинаем его особенно ценить.
Притча 18. Об обидах
18.1.Ученик обратился к учителю:
Ты такой мудрый. Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким.
Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет.
Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет.
И это всё? — недоумённо спросил ученик.
Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.
Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.
Ученик пришёл к учителю и сказал:
Это уже невозможно носить с собой.
Во - первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился.
Предложи что-нибудь иное.
Но учитель ответил:
?То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень?.
Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.
18.2. Обида - это яд, которую пьешь ТЫ, а ждешь что плохо станет обидчику .Так что надо посмеяться над собой и жить счастливо !!! Яда нет, когда нет обиды!
18.3. Однажды Будда переоделся в бедняка и пошел на рынок. Выбрав товар, он начал торговаться с продавцом, который в ответ оскорбил его. Переодетый Будда молча удалился. А торговец, придя домой, рассказал эту историю жене, на что та воскликнула: ?Как ты мог, это же был сам Будда! Ты обидел его!? Виноватый торговец отправился на рынок, отыскал Будду и стал просить у него прощения. Будда ответил ему:
– Представь, что ты пришел в гости и хозяин предложил тебе угощение, а ты отказался от него, кому достанется угощение?
– Оно останется у хозяина.
– Так и у нас с тобой: ты дал мне обиду, а я ее не взял.
Притча 19. ПРИТЧА ОБ ОДЕЖДЕ И МУДРОСТИ
Пришёл один мудрец к Богу, чтобы попросить у Него Божественной Мудрости. Вышел к нему
Всевышний, сел напротив него. И изумился мудрец, глядя на Бога, одеянию Его. Было на Нём только одно длинное белое платье. И не из парчи или шёлка, и без изысканных украшений. Не по себе стало мудрецу в золотой парче и серебристых шелках. Затмевал свет белой рубахи Всевышнего сияние золота и серебра одежд мудреца. И увидел мудрец босые ноги Творца, и услышал слова Его:
— Надо ходить по Миру, не касаясь его, чтобы не причинить ничему вреда.
И увидел мудрец руки Всевышнего. Ни один камень не украшал эти натруженные руки. И снова услышал мудрец слова Бога:
— Руки созданы для того, чтобы ими творить, а не для того, чтобы их украшать.
И увидел мудрец сияющее чело Создателя.
— Ничто не должно затмевать мысли, и ничто не должно давить на голову. Она должна быть светла и свободна. Мудрость, если это действительно мудрость, сама воссияет на челе.
Встал Бог. Опустился мудрец в поклоне, а когда поднялся, Всевышнего уже рядом не было. Стыдно мудрецу стало за его изысканный, пышный и дорогой наряд, нелепо он смотрелся перед простым одеянием Создателя. И подумал мудрец, что выряжен он как петух — ярок, да толку мало: петух зарю пробуждает, солнце в небо поднимает, а он не смог пробудить у слушателей своих ни понимания, ни осмысления слов своих. Да и слова его, видимо, так же замысловаты, как и его одежда, если мало кто понимает их. И услышал он слова Бога в сердце своём:
— Мудрость должна быть проста, как одежда, а одежда незамысловата, как мудрость. И будет такой мудрец не только понятен, но и близок тем, кто нуждается в мудрости. Тем же, кто нуждается в изысках, мудрость не нужна. И снял мудрец с себя богатую одежду, и в одном белом платье спустился он к людям; и встретили его люди как своего, и приняли как близкого, и слушали — понимая, и верили — не сомневаясь
уже. И понял мудрец, в чём великая Мудрость Бога, Которого понимают, Которому верят, за Которым идут, с которым творят и живут. И никогда более до самых последних дней своих не осквернял он мудрость свою изыском одежд. И нередко говорил он вопрошающим его любителям приукрасить себя:
— Одежда дана как необходимость, чтобы прикрыть наготу и обогреть в холод, других назначений у неё нет. Издавна известно: чем изысканней одежда, тем глупее её хозяин.
Притча 20. О смирении
Однажды ученик спросил Старца:
— Как мне научиться разбираться в людях — кому мне доверять и кого бояться?
— Скажу тебе сначала, кого нужно опасаться, — сказал Старец. — Опасайся самого смиренного на вид! Когда увидишь, что кто-то бьет перед тобой поклоны, обнимает тебя и проявляет свое необычное расположение — опасайся больше.
— Почему? — удивился ученик.
— Потому что он первый и предаст тебя! — ответил старец вздохнув.
— А кому же мне доверять? — спросил ученик.
— Доверяй тем, кто прост с тобой и говорит правду, какой бы она ни была, эти люди первыми придут к тебе на помощь. Истинное смирение всегда неприметно, поэтому его трудно найти, но, когда найдешь — оно тебя никогда не предаст.
Притча о гневе
У одного мужчины был очень вспыльчивый и несдержанный сын. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.
Притча 21 О том, что на самом деле важно
Однажды турист приехал в столицу Египта – Каир специально, чтобы повидать одного известного мудреца.
Турист удивился, когда увидел, что такой известный человек живет в очень простой маленькой комнате, заполненной книгами. Из мебели были только кровать, стол и стул.
— Где твоя мебель? — спросил турист.
— А где твоя? — спросил мудрец.
— Моя? — удивился турист. — Но ведь я здесь только проездом!
— Я тоже, — улыбнулся мудрец.
Наша жизнь на земле временна, тем не менее, многие живут так, как будто они бессмертны, и забывают быть счастливыми.
Притча 22 О добре и зле
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Притча 23.
Каждый человек на земле, - это решение, чьих - то проблем.
23.1. Мужчина, дожил до возраста, когда начинают думать о прошлом и смысле жизни. Работая от зари до зари, он скопил кое какие средства и построил дом. Во дворе дома , вырастил сад. Используя свои способности, открыл свое дело. Но был он совершенно одинок. И мысль о том - что в старости он будет никому не нужен, а все его дело пойдет прахом, не давало покоя. Ему чудилась прекрасная девушка, которая понимала все, о чем он думал и говорил. Потом у них родился сын, который радовал отца и мать своими поступками. Всем давно известно, что у нас, у каждого живущего есть свой персональный ангел хранитель. Вот этот самый ангел, сидя на правом плече, записывал все мысли , а потом приводил их в исполнение. Что хотел, то и получил.
23.2. В другом городе, по улице брела раздраженная женщина. Сев в автобус, она раздраженно подумала: ?Пассажиры все хамы, кондуктор грубиян, муж , пьяница и скотина, дети двоечники…?
Все это записал ее ангел хранитель. Но прочитав, очень удивился.
А зачем ей все это нужно? Но если просят, будем выполнять….
Притча 24. Притча о справедливости
Один старец ушёл в отшельники и на протяжении десяти лет молил Бога об одном: узнать, почему одни люди рождаются или становятся богатыми, а другие - бедными. И почему чаще всего творчески одарённые люди - бедняки, а богатые - это, как правило, самые заурядные личности, которые просто родились в удачной семье. Ну почему творится такая несправедливость???
И вот - Бог смилостивился и послал к нему Ангела. Ангел сказал: "Я не буду ничего объяснять. Для начала просто закрой глаза".
Старец закрыл глаза, а когда открыл их, очутился на дереве, в дупле. Ангел продолжил:
"Здесь ты пробудешь три дня. Наблюдай за происходящим".
И стал монах наблюдать...
На первый день проскакал всадник на вороном коне, в блестящих латах. Около дерева от седла случайно отвязался мешок и шлёпнулся на землю. На второй день подошёл к дереву фермер, развернул скатерть, уставил её едой и начал было есть, но вдруг заметил мешок. Он увидел, что в мешке золото, ужасно обрадовался и побежал с мешком дальше, оставив обед под деревом. На третий день проходил бедный странник, увидел еду и набросился на неё с жадностью. Не успел он докончить трапезу, как вернулся всадник на вороном коне и стал требовать вернуть свои деньги. Стал его мучить, а потом убил, поняв, что это бесполезно.
И тут монах не выдержал и начал кричать от гнева: "ТЫ ЖЕ ОБЕЩАЛ МНЕ ДАТЬ ОТВЕТЫ НА МОИ ВОПРОСЫ, НО Я УВИДЕЛ ЕЩЁ ОДНУ СЦЕНУ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ!!!"
"Подожди, - ответил ему Ангел. Я сейчас тебе растолкую смысл увиденного:
Тот всадник - это богач. Он объезжал свои владенья и собирал подати. У него ещё полно таких же мешков, какой он потерял. Просто жадность не давала остановиться - других ценностей, кроме злата, у него нет.
Тот фермер обанкротился и заложил своё имущество. Вчера был последний день возврата денег, и если бы он не нашёл этот мешок, он бы остался без всего и попал бы в тюрьму. Но он откупился найденным золотом и спас себя и семью.
Тот бедный странник в молодости, будучи сильно пьяным, убил человека. После этого он страдал всю свою жизнь, раздал имущество бедным и молил Бога о мученической смерти, дабы искупить свой грех. Вчера его желание исполнилось, и теперь он не просто искупил свой грех, но стал ещё и святым мучеником.
Всадника же, убившего его, теперь будут преследовать кошмары. Он раскается и начнёт помогать бедным".
Притча 25. О парикмахере
Один человек пришел к парикмахеру, сел в кресло, вышел парикмахер и начал его стричь. И вдруг, парикмахер начал ругать Единого Создателя: говорить, что Бога нет, достаточно на улицу выйти и понятно, что Бога нет. Там войны, дети умирают, насилие, поэтому сказал парикмахер, я считаю, что Бога нет.
Клиент, перед тем, как уйти, посмотрел в окно и увидел там очень небритого и не стриженого человека, настолько не стриженного, словно он, никогда не был у парикмахера. Он повернулся к парикмахеру и сказал ему: "Слушай, что ты ответишь, если я скажу тебе, что парикмахеров нету?"
Парикмахер: Как это?
Клиент: Посмотри в окно. Видишь этого не стриженого человека? Если бы парикмахеры были бы, то разве были бы такие не стриженые люди?
Тогда парикмахер сказал: Нет, парикмахеры есть! Он сам виноват, что не ходил к парикмахеру.
Клиент: Видишь, ты себя не ругаешь! Ты говоришь, что это его вина, что он не стриженный. Он сам это выбрал, он виноват. Каждый делает свой выбор - стричься или нет, но сам выбирает, не стричься и ты говоришь, он сам виноват. Это не значит, что парикмахеров нет. Так же и об Аллахе, если ты видишь только то что тебе хочется, то считаешь что его нет. Но он существует и занят более серьезными проблемами, до которых твои мозги еще не доросли.
Все приходит в сравнении и в познании, как говорил Пророк:
– Тому, чье сердце открыто познанию, всегда есть чему учиться и нет пределов, достигнув которых человек может сказать, что он постиг всё. Каждый день нас чему-либо учит, но, если только мы открыты сердцем.
Метки: