Темой становится то, что нас окружает
Вопросы к интервью
Член Российского союза писателей Татьяна Михайловна Барышева задала
те же вопросы Надежде Васильевне Веклич, которые были предложены
поэтам и писателям группы КРО РСП.
1. Какого Вы знака зодиака? Действительно ли и влияют ли звёзды на судьбу человека, в том числе на его творческие способности? Бывают ли поэты, предопределённые Судьбой?
Я родилась под созвездием Льва, при покровительстве Марса. Считаю, что все поэты, писатели испытывают влияние Судьбы, даже если не чувствуют этого, даже если не признают. Да, звёзды влияют на нас каждое мгновение нашей жизни. Поэты, писатели бывают разные, но все они в той или иной степени фаталисты, Судьба которых предопределена свыше.
2. Расскажите о себе: откуда вы родом? Где росли? Что окончили?
Родилась в Сыктывкаре. С двух до 15 лет жила в пригороде. Среднее образование получила в Эжве, с тех пор живу в Сыктывкаре. Учусь практически всю жизнь. Освоила несколько профессий. Приятные эмоции сохраняются от СГУ, филологический факультет которого небезуспешно освоила, получив диплом.
3. Расскажите немного о своей семье! А также о своём детстве, как росли, с чего началась любовь к литературе?
В семье, где я росла, литераторов не было, но мама, медик, много читала. Сосед-патологоанатом имел отличную библиотеку, советовал книги авторов зарубежной и русской литературы. Поселковая библиотека была богата книгами, могла предложить большой выбор. И мы с друзьями читали. Николай Носов, Даниель Дефо, Виктор Гюго, Марк Твен – это из тех детских времён. Свою роль сыграла и клубная драматическая студия, где рабочие и интеллигенты вечерами репетировали, затем показывали населению спектакли. Меня поражала их увлечённость. До сих пор помню ?Иркутскую историю? Алексея Арбузова в исполнении Петра Питуляка и его друзей. Если не любовь, то почтительное отношение к литературным произведениям видимо стало зреть в клубно-библиотечных стенах.
4. Что вы читали в юности? На каких авторах ?выросли?? Насколько была в почёте литература в вашей семье?
Рафаэло Джованьоли, Шарль де Костер, Ги де Мопассан, Эмиль Золя, поэты-песенники, Есенин, Виктор Кушманов, Виктор Савин, Александр Куприн, Антон Чехов, Иван Крылов. Сказки народов мира, конечно. Много-много читали мы с друзьями со двора. Совместные походы в библиотеку были праздниками, торжественными мероприятиями.
5. Ваш литературный дебют — когда он состоялся? И темы Ваших произведений — откуда они берутся: из богатого воображения и любознательности, или это художественная обработка реальных фактов?
Портреты великих висели у нас, как, впрочем, и во всех школах, в ряду над ученической доской. Почему-то казалось, что это столь великие таланты, что ?не стоит и пытаться?…
Хоть многие предрекали мне поэтическую стезю, но я долгое время и не пыталась. Однажды ленинградский известный издатель предложил мне опубликовать свои произведения в его книге. Я была удивлена, потому что в то время я ещё даже не пыталась писать. Издатель в свою очередь тоже немало был удивлён, и сказал, что не верит, что я не пишу. Для меня это было информацией к размышлению. Первое стихотворение, не считая мелких газеток, было опубликовано в альманахе ?Золотая строфа? в 2009 году.
Темой становится то, что нас окружает. После семидесятых годов прошлого века страна будто сорвалась и катится с высокой горы вниз, в бездну. Кто-то пытается удержать, сохранить нравственные устои, кто-то их нещадно попирает.
И богатое воображение присутствует, конечно, и любознательности хоть отбавляй. Без этого, мне сдаётся, ни один писатель или поэт не мог бы созидать. Но мои произведения скорее основаны на реальности, на фактах, имевших место быть. Где-то грубая, где-то даже жестокая реальность присутствует практически во всех произведениях. Нереальными могут показаться мистические элементы, только и тут и правда, и реальность, но возможно не всем известная, не всем знакомая, оттого кажущаяся чужой, нереальной.
6. Каким вы видите будущее русской литературы? Как, по-вашему, сегодня она переживает период подъёма, или наоборот?
Русская литература была и будет. Всё плохое рано или поздно проходит. И даже если сейчас литература возможно не очень здорова, в силу сложившихся обстоятельств, то надеюсь, в скором времени всё будет налаживаться. Снова вспомнят о ПРОФЕССИЯХ ПИСАТЕЛЬ, ПОЭТ, коих сейчас в перечне профессий нет. Ведь сейчас писательские организации – общественные. Профессиональные же, я считаю, это несколько другое. Как бы ни старалась, самодеятельность не тождественна профессионализму: условия не те, финансовая составляющая играет роль. Государство СССР могло позволить себе публиковать значимые произведения даже миллионными тиражами. Теперь же, две тысячи экземпляров – предел мечтаний. Можно конечно окунуться в коммерцию, выдавать на-гора произведения на потребу невзыскательного вкуса, будоражить низменные чувства. Не всякий готов на такое.
7. Кого из современных российских авторов вы цените?
К сожалению, с популяризацией писательского труда сейчас большие проблемы. Современная критика оставляет желать лучшего. По этим причинам трудно определить, кто лучший, кто достоин особого внимания. Да и, возможно, лучшие произведения, лучшие авторы остаются в тени, не доходят до читателя. Раньше как-то проще было, значительные фигуры и произведения были на виду: их публиковали, их всячески популяризировали. Искусственно создаваемые фильтры сдерживали балластный писательско-поэтический вал. Сейчас пишущих много, а помощь писателям завязана на финансах. Кто имеет доступ к финансам, тот и на виду. Раньше неоценимо помогала познать стОящих писателей много сделавшая для популяризации литературы Роман-газета. Практически каждый вышедший в свет её номер становился бестселлером. К тому же ещё было множество толстых литературных журналов. Их роль была столь велика, что опубликованное в очередном номере произведение сразу становилось достоянием миллионов читателей. Теперь трудно определиться с лучшими. Из нынешних писателей я бы отметила Владимира Шарова ("Будьте как дети"), недавно ушедшего. Евгения Водолазкина ("Лавр"). Михаила Елизарова ("Земля").
8. Что вы думаете по поводу сохранения чистоты русского языка, элементарной грамотности? Молодёжь читает в основном сайты. В школах всё чаще встречаются малограмотные учителя. Как с этим быть?
Не всё так просто. Что есть чистота русского языка? Вот часто призывают очистить русский язык от иностранных слов. Но ведь это невозможно! Многие слова давным-давно заимствованы, уже обрусели. С другой стороны, бездумное заимствование совершенно не красит русский язык.
С грамотностью – да, большие проблемы. К сожалению, школа перестала переживать по поводу грамотности своих учеников. Случается даже парадокс, когда ученики пишут грамотней некоторых учителей. Безграмотного письма перестали стесняться. Совместными усилиями необходимо беречь русский язык.
9. Вы не можете не переживать за сегодняшнюю Россию. Что, по-вашему, её ожидает в будущем, учитывая её прошлое и настоящее?
Россия в том виде, в котором она пребывает, обречена на гибель. Вся творимая сейчас вакханалья должна прекратиться. Для начала придётся вернуться на круги своя, сделать шаг назад для того, чтобы продолжить движение вперёд, но уже на новом витке развития. Мы оказались в самом убогом виде капитализма, который растушевал в небытие человеческую ценность, расшатал нравственные устои, породил монстров в человеческом обличье, захвативших власть. Во главе угла теперь наживательство жуликов, бесправие совестливых, угнетение слабых. Так вечно продолжаться не может. Грядут перемены к лучшему.
10 Нужна ли нам национальная идея? Какая?
Несомненно, нужна. Понятие ?национальная идея? не ново, в России появилось уже в XIX в. Называлась поначалу русской идеей. Многие размышляли над вопросом национальной идеи. Это и А.С. Хомяков со своей идеей ?соборного спасения во Христе?, и Вл.С.Соловьев с его ?всеединством?, и Ф.М. Достоевский, и Н.А.Бердяев с идеей ?коммюнотарности и братства людей и народов?, и В.В.Розанов, и Вячеслав Иванов со ?вселенским служением?, и И.А.Ильин с его ?созерцающим сердцем? и оригинальной концепцией четырехмерности русской идеи: русской религиозности, русского искусства, русской науки и русского права, и П.А.Флоренский.
Что есть национальная идея? Устойчивое представление об основополагающем в прошлом, настоящем и будущем нашей страны, мобилизующее его на жизненные усилия, соответствующее состояние общественного сознания. Русский человек ?сакральное спасение? ассоциирует не с индивидуальностью, а с неким мистическим коллективом, объединенным духовно.
Я согласна с мнением Ф. М.Достоевского о том, что без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. Национальная идея нуждается в энергии действия, в потенциале организации жизни страны. Она нужна не сама по себе ?как блестящее интеллектуальное упражнение?, что сейчас, к примеру, нелепо производится властью с понятием ?патриотизм?, а для действия, для управления, для движения народа и страны к успеху. Для самоорганизации, для целеполагания и движения к этой цели. Постоянный поиск смысла существования, а также определения места России в мировой ?системе координат? и ее высшего предназначения - характерная черта интеллектуальной жизни российского общества. Это моё мнение.
Вот Вадим Кожинов, советский и российский литературовед, литературный критик и публицист, кандидат филологических наук, соглашаясь с наличием английской, французской и германской национальных идей, тем не менее, считал, что ?у России нет и не может быть национальной идеи?. Я всё-таки склонна с его мнением не согласиться, хотя бы потому, что нация, а в данном случае имею в виду нашу нацию, не может ?плыть в океане мироустройства без ветрил, без парусов, без компаса?. Как бы там ни было, но, считаю, территория всё же имеет значение.
Национальная идея адресована непосредственно нации, себе самой. А вненациональная идея есть мессианская идея. Национальная и вненациональная идеи связаны, но не тождественны. Страна живет не в вакууме, а в реальном мире. Как она понимает себя, какой видит себя в мире, что может ему предложить – от этого зависит и отношение мира к России.
Как бы там ни было, константой мессианства, да и национальной идеи, является культура, носитель которой - язык. И это – широкое поле деятельности, в том числе, писателя, поэта.
11. Должен ли актёр, писатель, поэт, художник публично высказывать свою гражданскую позицию? Или они должны быть вне политики?
Гражданская позиция – это ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими. Насколько ответственно выполняет писатель, поэт свой долг перед народом, настолько отчётливо и выражается его гражданская позиция.
Многие полагают, что выражать мнение глупо, неуместно. Но речь-то о гражданской позиции, о её высказывании. И нужно понимать, что мы живём в обществе, имеем к нему непосредственное отношение. Гражданская позиция формируется с малых лет, а с обретением опыта, знаний меняется. Но даже сформированная позиция не всегда ведёт к выражению её. К сожалению, закостенелая система образования не направлена на развитие критического мышления. Выражать своё мнение через дискуссионные темы получается не у всех. Проявить свою гражданскую позицию подросткам, кроме как через высказывания, не получится, поэтому опыт, приобретённый ими в школе, часто не лучшим образом влияет на будущее. Зачастую боятся высказать мнение, которое отличается от мнения большинства. Гражданская позиция основывается на жизненном опыте человека, поэтому после формирования она не становится монументальной. Это связано с получением нового опыта и изменениями, происходящими общества, в котором человек живёт, поэтому если индивид не меняет свою позицию на протяжении десятилетий, то сомнительно, что его слова будут объективны. Имеют значение и характерологические черты.
Активна та позиция, которую человек проявляет осознанно, сам желает и участвует в жизни общества. Важна цель активности. Гражданская позиция должна строиться исходя из общественных ценностей. Идентифицирует ли человек себя как часть общества, осознаёт ли, что может принести пользу обществу. При этом соответствуют ли личные ценности ценностям общественным. Проявление активной гражданской позиции – это осознание проблем общества и попытка их исправить своими действиями. На словах это звучит легко, но на деле требует сильных волевых решений, на что способен не каждый.
Если граждане не проявляют свою гражданскую позицию, то это способствует приходу к власти некомпетентных людей. Именно это произошло в России. СМИ подконтрольны власти, освещают лишь те ситуации, которые нужны правящей партии. Процветают насилие, грабёж, беззаконие, бесправие.
Многие люди боятся того, что за их слова им придётся расплачиваться. И боятся небезосновательно, потому что они загнаны совершенно в нечеловеческие условия. Страх перед наказанием останавливает большинство людей, даже если они видят проблему. Власть нагнетает страх, применяя тотальные принудительные меры, такие как всеобщая вакцинация от болезни, которая до сих пор не обрела конкретные черты, QR- коды, самоизоляция и т.п. Чем больше граждан проявит свою гражданскую позицию, тем легче побороть сложившееся положение. А уж поэты, писатели вообще призваны быть в первых рядах и иметь чёткую активную гражданскую позицию.
12. Как вы относитесь к написанию стихов ?под заказ?? Можно ли относиться философски к коммерции в литературе?
Написание ?под заказ? не жалую, если только это не заказ самой жизни. России предначертан особый путь.
Нырнув в капитализм, она не обрела счастья. От коммерции в российском её виде больше вреда, чем пользы. Как некое явление коммерция в литературе присутствует, не забывая натягивать удавку на шее литературы. Не имею в виду литературу бульварную, она в коммерции, как рыба в воде, может процветать, усыпляя внимание читателей, разлагая нравственные устои.
13. Кого вы бы назвали своим учителем — прямым или косвенным? На кого из писателей вы ориентируетесь или ориентировались в своём творчестве, если есть такой?
Валентин Распутин, Марк Твен, Сомерсет Моэм. Да у многих мы учимся.
14. Писатель и тщеславие — понятия совместимые? Нужны ли писателю премии и звания? Дают ли они что-то?
Что есть тщеславие? Стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства над другими. Стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Тщеславие – явно нежелательная черта характера человека, а посему вряд ли понятия ?писатель? и ?тщеславие? можно считать совместимыми.
Меня не покидает ощущение тщеславия писателя при чтении книг Солженицына. И никакие самоуговоры не успокаивают, не убеждают мой ум в обратном. Не могу смириться с его позицией тщеславного превосходства над копошащейся где-то внизу чернью, удостоившейся его драгоценного внимания. Да, люди разные. Он такой. Но и не все люди готовы смириться с отведённой им писателем Солженицыным ролью.
Что касается премий, званий, то они, несомненно, должны быть. Труд, приносящий плоды, может быть оценён по достоинству. Премии, звания – это мерило, которое помогает людям ориентироваться в качестве, в востребованности.писательского продукта, в полезности писательского труда на благо общества.
15. Как вы относитесь к ненормативной лексике в литературе? Есть ли определённые условия, когда можно допустить её употребление?
К ненормативной лексике отношусь совсем не восторженно. Как только допускается употребление, так начинается злоупотребление. А человека с нормальным слухом и нормальным багажом культуры вряд ли это порадует. Бывают, конечно, допустимые исключения. Но: не более чем исключения. Для придания персонажу колоритности или для акцентировки напряжённых сцен в произведении.
16. А нужна ли литература человечеству как таковая? Или оно и так бы прекрасно обошлось, если бы не было, к примеру, Достоевского, Шекспира, Мураками?
Человечество уже не обошлось без литературы. И это доказано жизнью. Какие бы времена ни накрывали нас, литература выживала, жила и продолжает жить.
17. У нас есть шанс остаться ?самой читающей страной мира??
А мы его, этого шанса, по-моему, никогда не теряли. Даже в самые трудные времена.
===========
Член Российского союза писателей Татьяна Михайловна Барышева задала
те же вопросы Надежде Васильевне Веклич, которые были предложены
поэтам и писателям группы КРО РСП.
1. Какого Вы знака зодиака? Действительно ли и влияют ли звёзды на судьбу человека, в том числе на его творческие способности? Бывают ли поэты, предопределённые Судьбой?
Я родилась под созвездием Льва, при покровительстве Марса. Считаю, что все поэты, писатели испытывают влияние Судьбы, даже если не чувствуют этого, даже если не признают. Да, звёзды влияют на нас каждое мгновение нашей жизни. Поэты, писатели бывают разные, но все они в той или иной степени фаталисты, Судьба которых предопределена свыше.
2. Расскажите о себе: откуда вы родом? Где росли? Что окончили?
Родилась в Сыктывкаре. С двух до 15 лет жила в пригороде. Среднее образование получила в Эжве, с тех пор живу в Сыктывкаре. Учусь практически всю жизнь. Освоила несколько профессий. Приятные эмоции сохраняются от СГУ, филологический факультет которого небезуспешно освоила, получив диплом.
3. Расскажите немного о своей семье! А также о своём детстве, как росли, с чего началась любовь к литературе?
В семье, где я росла, литераторов не было, но мама, медик, много читала. Сосед-патологоанатом имел отличную библиотеку, советовал книги авторов зарубежной и русской литературы. Поселковая библиотека была богата книгами, могла предложить большой выбор. И мы с друзьями читали. Николай Носов, Даниель Дефо, Виктор Гюго, Марк Твен – это из тех детских времён. Свою роль сыграла и клубная драматическая студия, где рабочие и интеллигенты вечерами репетировали, затем показывали населению спектакли. Меня поражала их увлечённость. До сих пор помню ?Иркутскую историю? Алексея Арбузова в исполнении Петра Питуляка и его друзей. Если не любовь, то почтительное отношение к литературным произведениям видимо стало зреть в клубно-библиотечных стенах.
4. Что вы читали в юности? На каких авторах ?выросли?? Насколько была в почёте литература в вашей семье?
Рафаэло Джованьоли, Шарль де Костер, Ги де Мопассан, Эмиль Золя, поэты-песенники, Есенин, Виктор Кушманов, Виктор Савин, Александр Куприн, Антон Чехов, Иван Крылов. Сказки народов мира, конечно. Много-много читали мы с друзьями со двора. Совместные походы в библиотеку были праздниками, торжественными мероприятиями.
5. Ваш литературный дебют — когда он состоялся? И темы Ваших произведений — откуда они берутся: из богатого воображения и любознательности, или это художественная обработка реальных фактов?
Портреты великих висели у нас, как, впрочем, и во всех школах, в ряду над ученической доской. Почему-то казалось, что это столь великие таланты, что ?не стоит и пытаться?…
Хоть многие предрекали мне поэтическую стезю, но я долгое время и не пыталась. Однажды ленинградский известный издатель предложил мне опубликовать свои произведения в его книге. Я была удивлена, потому что в то время я ещё даже не пыталась писать. Издатель в свою очередь тоже немало был удивлён, и сказал, что не верит, что я не пишу. Для меня это было информацией к размышлению. Первое стихотворение, не считая мелких газеток, было опубликовано в альманахе ?Золотая строфа? в 2009 году.
Темой становится то, что нас окружает. После семидесятых годов прошлого века страна будто сорвалась и катится с высокой горы вниз, в бездну. Кто-то пытается удержать, сохранить нравственные устои, кто-то их нещадно попирает.
И богатое воображение присутствует, конечно, и любознательности хоть отбавляй. Без этого, мне сдаётся, ни один писатель или поэт не мог бы созидать. Но мои произведения скорее основаны на реальности, на фактах, имевших место быть. Где-то грубая, где-то даже жестокая реальность присутствует практически во всех произведениях. Нереальными могут показаться мистические элементы, только и тут и правда, и реальность, но возможно не всем известная, не всем знакомая, оттого кажущаяся чужой, нереальной.
6. Каким вы видите будущее русской литературы? Как, по-вашему, сегодня она переживает период подъёма, или наоборот?
Русская литература была и будет. Всё плохое рано или поздно проходит. И даже если сейчас литература возможно не очень здорова, в силу сложившихся обстоятельств, то надеюсь, в скором времени всё будет налаживаться. Снова вспомнят о ПРОФЕССИЯХ ПИСАТЕЛЬ, ПОЭТ, коих сейчас в перечне профессий нет. Ведь сейчас писательские организации – общественные. Профессиональные же, я считаю, это несколько другое. Как бы ни старалась, самодеятельность не тождественна профессионализму: условия не те, финансовая составляющая играет роль. Государство СССР могло позволить себе публиковать значимые произведения даже миллионными тиражами. Теперь же, две тысячи экземпляров – предел мечтаний. Можно конечно окунуться в коммерцию, выдавать на-гора произведения на потребу невзыскательного вкуса, будоражить низменные чувства. Не всякий готов на такое.
7. Кого из современных российских авторов вы цените?
К сожалению, с популяризацией писательского труда сейчас большие проблемы. Современная критика оставляет желать лучшего. По этим причинам трудно определить, кто лучший, кто достоин особого внимания. Да и, возможно, лучшие произведения, лучшие авторы остаются в тени, не доходят до читателя. Раньше как-то проще было, значительные фигуры и произведения были на виду: их публиковали, их всячески популяризировали. Искусственно создаваемые фильтры сдерживали балластный писательско-поэтический вал. Сейчас пишущих много, а помощь писателям завязана на финансах. Кто имеет доступ к финансам, тот и на виду. Раньше неоценимо помогала познать стОящих писателей много сделавшая для популяризации литературы Роман-газета. Практически каждый вышедший в свет её номер становился бестселлером. К тому же ещё было множество толстых литературных журналов. Их роль была столь велика, что опубликованное в очередном номере произведение сразу становилось достоянием миллионов читателей. Теперь трудно определиться с лучшими. Из нынешних писателей я бы отметила Владимира Шарова ("Будьте как дети"), недавно ушедшего. Евгения Водолазкина ("Лавр"). Михаила Елизарова ("Земля").
8. Что вы думаете по поводу сохранения чистоты русского языка, элементарной грамотности? Молодёжь читает в основном сайты. В школах всё чаще встречаются малограмотные учителя. Как с этим быть?
Не всё так просто. Что есть чистота русского языка? Вот часто призывают очистить русский язык от иностранных слов. Но ведь это невозможно! Многие слова давным-давно заимствованы, уже обрусели. С другой стороны, бездумное заимствование совершенно не красит русский язык.
С грамотностью – да, большие проблемы. К сожалению, школа перестала переживать по поводу грамотности своих учеников. Случается даже парадокс, когда ученики пишут грамотней некоторых учителей. Безграмотного письма перестали стесняться. Совместными усилиями необходимо беречь русский язык.
9. Вы не можете не переживать за сегодняшнюю Россию. Что, по-вашему, её ожидает в будущем, учитывая её прошлое и настоящее?
Россия в том виде, в котором она пребывает, обречена на гибель. Вся творимая сейчас вакханалья должна прекратиться. Для начала придётся вернуться на круги своя, сделать шаг назад для того, чтобы продолжить движение вперёд, но уже на новом витке развития. Мы оказались в самом убогом виде капитализма, который растушевал в небытие человеческую ценность, расшатал нравственные устои, породил монстров в человеческом обличье, захвативших власть. Во главе угла теперь наживательство жуликов, бесправие совестливых, угнетение слабых. Так вечно продолжаться не может. Грядут перемены к лучшему.
10 Нужна ли нам национальная идея? Какая?
Несомненно, нужна. Понятие ?национальная идея? не ново, в России появилось уже в XIX в. Называлась поначалу русской идеей. Многие размышляли над вопросом национальной идеи. Это и А.С. Хомяков со своей идеей ?соборного спасения во Христе?, и Вл.С.Соловьев с его ?всеединством?, и Ф.М. Достоевский, и Н.А.Бердяев с идеей ?коммюнотарности и братства людей и народов?, и В.В.Розанов, и Вячеслав Иванов со ?вселенским служением?, и И.А.Ильин с его ?созерцающим сердцем? и оригинальной концепцией четырехмерности русской идеи: русской религиозности, русского искусства, русской науки и русского права, и П.А.Флоренский.
Что есть национальная идея? Устойчивое представление об основополагающем в прошлом, настоящем и будущем нашей страны, мобилизующее его на жизненные усилия, соответствующее состояние общественного сознания. Русский человек ?сакральное спасение? ассоциирует не с индивидуальностью, а с неким мистическим коллективом, объединенным духовно.
Я согласна с мнением Ф. М.Достоевского о том, что без высшей идеи не может существовать ни человек, ни нация. Национальная идея нуждается в энергии действия, в потенциале организации жизни страны. Она нужна не сама по себе ?как блестящее интеллектуальное упражнение?, что сейчас, к примеру, нелепо производится властью с понятием ?патриотизм?, а для действия, для управления, для движения народа и страны к успеху. Для самоорганизации, для целеполагания и движения к этой цели. Постоянный поиск смысла существования, а также определения места России в мировой ?системе координат? и ее высшего предназначения - характерная черта интеллектуальной жизни российского общества. Это моё мнение.
Вот Вадим Кожинов, советский и российский литературовед, литературный критик и публицист, кандидат филологических наук, соглашаясь с наличием английской, французской и германской национальных идей, тем не менее, считал, что ?у России нет и не может быть национальной идеи?. Я всё-таки склонна с его мнением не согласиться, хотя бы потому, что нация, а в данном случае имею в виду нашу нацию, не может ?плыть в океане мироустройства без ветрил, без парусов, без компаса?. Как бы там ни было, но, считаю, территория всё же имеет значение.
Национальная идея адресована непосредственно нации, себе самой. А вненациональная идея есть мессианская идея. Национальная и вненациональная идеи связаны, но не тождественны. Страна живет не в вакууме, а в реальном мире. Как она понимает себя, какой видит себя в мире, что может ему предложить – от этого зависит и отношение мира к России.
Как бы там ни было, константой мессианства, да и национальной идеи, является культура, носитель которой - язык. И это – широкое поле деятельности, в том числе, писателя, поэта.
11. Должен ли актёр, писатель, поэт, художник публично высказывать свою гражданскую позицию? Или они должны быть вне политики?
Гражданская позиция – это ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими. Насколько ответственно выполняет писатель, поэт свой долг перед народом, настолько отчётливо и выражается его гражданская позиция.
Многие полагают, что выражать мнение глупо, неуместно. Но речь-то о гражданской позиции, о её высказывании. И нужно понимать, что мы живём в обществе, имеем к нему непосредственное отношение. Гражданская позиция формируется с малых лет, а с обретением опыта, знаний меняется. Но даже сформированная позиция не всегда ведёт к выражению её. К сожалению, закостенелая система образования не направлена на развитие критического мышления. Выражать своё мнение через дискуссионные темы получается не у всех. Проявить свою гражданскую позицию подросткам, кроме как через высказывания, не получится, поэтому опыт, приобретённый ими в школе, часто не лучшим образом влияет на будущее. Зачастую боятся высказать мнение, которое отличается от мнения большинства. Гражданская позиция основывается на жизненном опыте человека, поэтому после формирования она не становится монументальной. Это связано с получением нового опыта и изменениями, происходящими общества, в котором человек живёт, поэтому если индивид не меняет свою позицию на протяжении десятилетий, то сомнительно, что его слова будут объективны. Имеют значение и характерологические черты.
Активна та позиция, которую человек проявляет осознанно, сам желает и участвует в жизни общества. Важна цель активности. Гражданская позиция должна строиться исходя из общественных ценностей. Идентифицирует ли человек себя как часть общества, осознаёт ли, что может принести пользу обществу. При этом соответствуют ли личные ценности ценностям общественным. Проявление активной гражданской позиции – это осознание проблем общества и попытка их исправить своими действиями. На словах это звучит легко, но на деле требует сильных волевых решений, на что способен не каждый.
Если граждане не проявляют свою гражданскую позицию, то это способствует приходу к власти некомпетентных людей. Именно это произошло в России. СМИ подконтрольны власти, освещают лишь те ситуации, которые нужны правящей партии. Процветают насилие, грабёж, беззаконие, бесправие.
Многие люди боятся того, что за их слова им придётся расплачиваться. И боятся небезосновательно, потому что они загнаны совершенно в нечеловеческие условия. Страх перед наказанием останавливает большинство людей, даже если они видят проблему. Власть нагнетает страх, применяя тотальные принудительные меры, такие как всеобщая вакцинация от болезни, которая до сих пор не обрела конкретные черты, QR- коды, самоизоляция и т.п. Чем больше граждан проявит свою гражданскую позицию, тем легче побороть сложившееся положение. А уж поэты, писатели вообще призваны быть в первых рядах и иметь чёткую активную гражданскую позицию.
12. Как вы относитесь к написанию стихов ?под заказ?? Можно ли относиться философски к коммерции в литературе?
Написание ?под заказ? не жалую, если только это не заказ самой жизни. России предначертан особый путь.
Нырнув в капитализм, она не обрела счастья. От коммерции в российском её виде больше вреда, чем пользы. Как некое явление коммерция в литературе присутствует, не забывая натягивать удавку на шее литературы. Не имею в виду литературу бульварную, она в коммерции, как рыба в воде, может процветать, усыпляя внимание читателей, разлагая нравственные устои.
13. Кого вы бы назвали своим учителем — прямым или косвенным? На кого из писателей вы ориентируетесь или ориентировались в своём творчестве, если есть такой?
Валентин Распутин, Марк Твен, Сомерсет Моэм. Да у многих мы учимся.
14. Писатель и тщеславие — понятия совместимые? Нужны ли писателю премии и звания? Дают ли они что-то?
Что есть тщеславие? Стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства над другими. Стремление к тщетной, то есть суетной, пустой славе. Тщеславие – явно нежелательная черта характера человека, а посему вряд ли понятия ?писатель? и ?тщеславие? можно считать совместимыми.
Меня не покидает ощущение тщеславия писателя при чтении книг Солженицына. И никакие самоуговоры не успокаивают, не убеждают мой ум в обратном. Не могу смириться с его позицией тщеславного превосходства над копошащейся где-то внизу чернью, удостоившейся его драгоценного внимания. Да, люди разные. Он такой. Но и не все люди готовы смириться с отведённой им писателем Солженицыным ролью.
Что касается премий, званий, то они, несомненно, должны быть. Труд, приносящий плоды, может быть оценён по достоинству. Премии, звания – это мерило, которое помогает людям ориентироваться в качестве, в востребованности.писательского продукта, в полезности писательского труда на благо общества.
15. Как вы относитесь к ненормативной лексике в литературе? Есть ли определённые условия, когда можно допустить её употребление?
К ненормативной лексике отношусь совсем не восторженно. Как только допускается употребление, так начинается злоупотребление. А человека с нормальным слухом и нормальным багажом культуры вряд ли это порадует. Бывают, конечно, допустимые исключения. Но: не более чем исключения. Для придания персонажу колоритности или для акцентировки напряжённых сцен в произведении.
16. А нужна ли литература человечеству как таковая? Или оно и так бы прекрасно обошлось, если бы не было, к примеру, Достоевского, Шекспира, Мураками?
Человечество уже не обошлось без литературы. И это доказано жизнью. Какие бы времена ни накрывали нас, литература выживала, жила и продолжает жить.
17. У нас есть шанс остаться ?самой читающей страной мира??
А мы его, этого шанса, по-моему, никогда не теряли. Даже в самые трудные времена.
===========
Метки: