Лайт-комбинаторика новое измерение комбинатороной
Изобретение форм металогогрифа и грифограммы натолкнули на идею о том, что, беря за основу традиционные комбинаторные формы и работая на ослабление жёстких рамок, можно создавать новые. Таким образом, нарисовалось новое измерение комбинаторики – лайт-комбинаторика.
Рассмотрим, как будут трансформироваться основные формы.
Прежде всего, повторим ранее изобретённые формы.
Логогриф был трансформирован в [b]металогогриф[/b]. Изобретённая форма представляет собой текст, не менее трёх строк, где каждая строка, кроме первой, включает в себя буквы предыдущей, в том же порядке, но при этом в неё произвольно добавляются новые буквы, образующие в сочетании с прежними новые слова.
Например:
Сова
СлОВА
СЛОВилА,
СмысЛОм обВИЛА,
СМЫла СЛОна-Муху, Оставив люБВИ ЛАву.
Интересен тот факт, что ослаблять комбинаторику можно и далее.
Например, в металогогрифе можно повторять не все буквы из предыдущей строки:
Груз
ГРУсти
отпУСТИ
ОТ ПУльСа.
Форма [b]грифограммы[/b] возникла из стихов, где за звуковую организацию вместо рифмы брались омофоны, омоформы, омографы или близкие к омографам звучания, в некоторых случаях это были в какой-то степени разноударные рифмы. Соответственно, основой для грифограммы послужил омограммный метод.
Разработанная форма представляет собой текст, где в каждой строке стихотворения (или строфы) используется одна и та же комбинация повторяющихся букв, вперемежку с которыми могут быть любые буквы.
Например:
Ф-но ткёт
фанатикам
феномен тактов.
За франтиками
фонетика
фоном тикает –
фантастика…
В данном стихотворении использована комбинация букв: ?ф?, ?н?, ?т? и ?к?.
В [b]лайт-палиндромах[/b] можно найти не одно художественное решение.
1. Прежде всего, отталкиваясь от грифограмм, выбираются (вперемежку с любыми буквами) определённые буквы, которые так же, как и в палиндромах будут повторяться в тексте в обратном порядке (серединная буква может не повторяться):
ВеРеНиЦа сНов, РеВя,
БеРеДит РяБи
На МоРе вРеМеНи.
Если в основе таких лайт-палиндромов лежат согласные буквы, как в представленном стихотворении, они будут восприниматься как своего рода квази-слогодромы.
2. Другой вариант лайт-палиндрома – это свободное смешение свойств палиндрома и слогодрома:
Волна славила сна лов.
3. Можно разбить палиндром другими словами или буквами (с целью придать дополнительный смысл произведению или для того, чтобы речь была более пластичной и разнообразной):
ЕЖ ОБЛАКА исступлённо ЛАКАЛ, неБО ЖЕвал,
ЛИВЕНь ЛОВИл ВОЛНЕ и крылатые косы ВИЛ.
РАДУГА заМАсКировАнно ирокезу-МАГУ ДАРила миражи.
– В текст встроено палиндромное стихотворение:
Еж облака лакал. Боже.
Ливень лови волне, Вил.
Радуга мака – магу дар.
(Впрочем, встрой не является новым приёмом).
4. Отталкиваясь от предыдущего способа, можно палиндромировать лишь части слов:
КОРабли РОКа
вЛЕТали в ТЕЛо,
ЗОМбировали МОЗг –
поД ОБолочкой своБОДы…
Капсированием выделены палиндромные буквы строк.
5. Ослаблять можно и до максимума, оставляя лишь по краям строк одинаковые буквы (главное, чтобы такая лайт-комбинаторика была оправданна – придавала тексту интересное звучание). Мы попробовали написать такое стихотворение:
Море волнам:
?Играйте барашками!?.
Морок макам:
?Играйте мыслями!?.
Музыка звукам:
?Играйте чувствами!?.
– Мирок ноту ми кормил роком.
По аналогии с грифограммой [b]лайт-анаграмма[/b] может представлять собой текст, где в каждой строке стихотворения (или строфы) используется одна и та же комбинация букв, порядок которых можно свободно менять и между которыми могут быть любые буквы.
Например:
В томной реке стонов
тонкой красной нитью
нерв-ракета тянет
раскаты в темноту.
В данном стихотворении используется комбинация букв: ?к?, ?р?, две ?т? и две ?н?.
Точно так же, как и в палиндромах (вариант №4), анаграмма может занимать лишь часть слов.
Например:
В сУМРАке глаМУРА зАМУРлыкали меМУАРы.
В данном примере анаграммные части являются встроем:
Ум Ра – мура.
Амур – муар.
Но необязательно, чтобы анаграммные части являлись словами:
ПЛАКали ЛАПКи в переПАЛКе.
В [b]лайт-метаграммных[/b] стихах возможно изменение слов более, чем на одну букву: либо строгое (строго задано количество изменяемых букв), либо свободное.
В представленном стихотворении в метаграммных словах (точки-точАТ-тЕчЁт-не/ДОчёт и вечно/сть-о/вечКИ-вечЕР-НечеМ) изменяются две буквы:
Точки-звёздочки мелом –
мысли ничто точат.
Течёт в черноте речка –
безвременья недочёт…
Вечность смягчается чувством,
включаются свечи-овечки.
Вечер дороже ночи –
ведь космос ловить нечем…
Лайт-метаграммное стихотворение с нефиксированным количеством меняющихся букв (меняются от одной до трёх букв):
Скоро, бликами
мелькая, корабли
в бездну гребли.
Во льду, гремя, искрилось
неуёмно время и скрылось
за коврами бытия.
Что за шторами в раме черноты?
Подчеркнутый шрифт – метаграммные буквы.
Жирный шрифт – повторяющиеся буквы из предыдущей строки.
Стихотворение (или строки стихотворения) можно сделать полностью лайт-метаграммным, взяв за основу определённое количество букв, из которых одна или более будут постоянно повторятся, а остальные меняться.
Любовь лаской ловила ливни,
А дорога, шумя каплями алыми,
Вила нивы из дивных ловушек.
Арфа плавила лавку в Дао с-
love.
В представленном акро-стихотворении первая буква строк повторяется через каждые пять. Такая техника близка тавтограммной.
В следующем стихотворении взяты четыре повторяющиеся буквы, объединённые по две: ?ле? и ?то?. Между ?ле? и ?то? шесть изменяющихся букв, между ?то? и ?ле? – одна.
Легок восток.
Летят светом
лепестки том-
ления. Эрато э-
легию поет, об-
лекая мечтой
легато ноток.
Такое лайт-метаграммное стихотворение является в то же время и строгой грифограммой.
Метод чайнворда предполагает совпадение одной и более букв в соседних словах. Соответственно, в [b]лайт-чайнворде[/b] повтор букв возникает, как правило, не на стыке:
всПОЛОХи ЧЕРТополоха чЕРтят вереНИцы нимБОв бОЛи
Капсированием выделены буквы, которые повторяются в каждом следующем слове (в последнем слове – повторяющиеся буквы в первом).
Таким образом, рассмотрев различные варианты ослабления известных комбинаторных форм, можно сделать вывод, что лайт-комбинаторика даёт возможность создавать новые (пока ещё не освоенные) формы в современной поэзии.
Рассмотрим, как будут трансформироваться основные формы.
Прежде всего, повторим ранее изобретённые формы.
Логогриф был трансформирован в [b]металогогриф[/b]. Изобретённая форма представляет собой текст, не менее трёх строк, где каждая строка, кроме первой, включает в себя буквы предыдущей, в том же порядке, но при этом в неё произвольно добавляются новые буквы, образующие в сочетании с прежними новые слова.
Например:
Сова
СлОВА
СЛОВилА,
СмысЛОм обВИЛА,
СМЫла СЛОна-Муху, Оставив люБВИ ЛАву.
Интересен тот факт, что ослаблять комбинаторику можно и далее.
Например, в металогогрифе можно повторять не все буквы из предыдущей строки:
Груз
ГРУсти
отпУСТИ
ОТ ПУльСа.
Форма [b]грифограммы[/b] возникла из стихов, где за звуковую организацию вместо рифмы брались омофоны, омоформы, омографы или близкие к омографам звучания, в некоторых случаях это были в какой-то степени разноударные рифмы. Соответственно, основой для грифограммы послужил омограммный метод.
Разработанная форма представляет собой текст, где в каждой строке стихотворения (или строфы) используется одна и та же комбинация повторяющихся букв, вперемежку с которыми могут быть любые буквы.
Например:
Ф-но ткёт
фанатикам
феномен тактов.
За франтиками
фонетика
фоном тикает –
фантастика…
В данном стихотворении использована комбинация букв: ?ф?, ?н?, ?т? и ?к?.
В [b]лайт-палиндромах[/b] можно найти не одно художественное решение.
1. Прежде всего, отталкиваясь от грифограмм, выбираются (вперемежку с любыми буквами) определённые буквы, которые так же, как и в палиндромах будут повторяться в тексте в обратном порядке (серединная буква может не повторяться):
ВеРеНиЦа сНов, РеВя,
БеРеДит РяБи
На МоРе вРеМеНи.
Если в основе таких лайт-палиндромов лежат согласные буквы, как в представленном стихотворении, они будут восприниматься как своего рода квази-слогодромы.
2. Другой вариант лайт-палиндрома – это свободное смешение свойств палиндрома и слогодрома:
Волна славила сна лов.
3. Можно разбить палиндром другими словами или буквами (с целью придать дополнительный смысл произведению или для того, чтобы речь была более пластичной и разнообразной):
ЕЖ ОБЛАКА исступлённо ЛАКАЛ, неБО ЖЕвал,
ЛИВЕНь ЛОВИл ВОЛНЕ и крылатые косы ВИЛ.
РАДУГА заМАсКировАнно ирокезу-МАГУ ДАРила миражи.
– В текст встроено палиндромное стихотворение:
Еж облака лакал. Боже.
Ливень лови волне, Вил.
Радуга мака – магу дар.
(Впрочем, встрой не является новым приёмом).
4. Отталкиваясь от предыдущего способа, можно палиндромировать лишь части слов:
КОРабли РОКа
вЛЕТали в ТЕЛо,
ЗОМбировали МОЗг –
поД ОБолочкой своБОДы…
Капсированием выделены палиндромные буквы строк.
5. Ослаблять можно и до максимума, оставляя лишь по краям строк одинаковые буквы (главное, чтобы такая лайт-комбинаторика была оправданна – придавала тексту интересное звучание). Мы попробовали написать такое стихотворение:
Море волнам:
?Играйте барашками!?.
Морок макам:
?Играйте мыслями!?.
Музыка звукам:
?Играйте чувствами!?.
– Мирок ноту ми кормил роком.
По аналогии с грифограммой [b]лайт-анаграмма[/b] может представлять собой текст, где в каждой строке стихотворения (или строфы) используется одна и та же комбинация букв, порядок которых можно свободно менять и между которыми могут быть любые буквы.
Например:
В томной реке стонов
тонкой красной нитью
нерв-ракета тянет
раскаты в темноту.
В данном стихотворении используется комбинация букв: ?к?, ?р?, две ?т? и две ?н?.
Точно так же, как и в палиндромах (вариант №4), анаграмма может занимать лишь часть слов.
Например:
В сУМРАке глаМУРА зАМУРлыкали меМУАРы.
В данном примере анаграммные части являются встроем:
Ум Ра – мура.
Амур – муар.
Но необязательно, чтобы анаграммные части являлись словами:
ПЛАКали ЛАПКи в переПАЛКе.
В [b]лайт-метаграммных[/b] стихах возможно изменение слов более, чем на одну букву: либо строгое (строго задано количество изменяемых букв), либо свободное.
В представленном стихотворении в метаграммных словах (точки-точАТ-тЕчЁт-не/ДОчёт и вечно/сть-о/вечКИ-вечЕР-НечеМ) изменяются две буквы:
Точки-звёздочки мелом –
мысли ничто точат.
Течёт в черноте речка –
безвременья недочёт…
Вечность смягчается чувством,
включаются свечи-овечки.
Вечер дороже ночи –
ведь космос ловить нечем…
Лайт-метаграммное стихотворение с нефиксированным количеством меняющихся букв (меняются от одной до трёх букв):
Скоро, бликами
мелькая, корабли
в бездну гребли.
Во льду, гремя, искрилось
неуёмно время и скрылось
за коврами бытия.
Что за шторами в раме черноты?
Подчеркнутый шрифт – метаграммные буквы.
Жирный шрифт – повторяющиеся буквы из предыдущей строки.
Стихотворение (или строки стихотворения) можно сделать полностью лайт-метаграммным, взяв за основу определённое количество букв, из которых одна или более будут постоянно повторятся, а остальные меняться.
Любовь лаской ловила ливни,
А дорога, шумя каплями алыми,
Вила нивы из дивных ловушек.
Арфа плавила лавку в Дао с-
love.
В представленном акро-стихотворении первая буква строк повторяется через каждые пять. Такая техника близка тавтограммной.
В следующем стихотворении взяты четыре повторяющиеся буквы, объединённые по две: ?ле? и ?то?. Между ?ле? и ?то? шесть изменяющихся букв, между ?то? и ?ле? – одна.
Легок восток.
Летят светом
лепестки том-
ления. Эрато э-
легию поет, об-
лекая мечтой
легато ноток.
Такое лайт-метаграммное стихотворение является в то же время и строгой грифограммой.
Метод чайнворда предполагает совпадение одной и более букв в соседних словах. Соответственно, в [b]лайт-чайнворде[/b] повтор букв возникает, как правило, не на стыке:
всПОЛОХи ЧЕРТополоха чЕРтят вереНИцы нимБОв бОЛи
Капсированием выделены буквы, которые повторяются в каждом следующем слове (в последнем слове – повторяющиеся буквы в первом).
Таким образом, рассмотрев различные варианты ослабления известных комбинаторных форм, можно сделать вывод, что лайт-комбинаторика даёт возможность создавать новые (пока ещё не освоенные) формы в современной поэзии.
Метки: