Глава 16. Художественный образ
Иллюстрация из интернета.
Поэтический язык создаёт ОБРАЗЫ.
Основа основ поэзии (да и прозы тоже) - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ.
Заглянем в словарь, чтобы определить суть этого понятия.
Читаем: ?Художественный образ — особый способ освоения и преобразования действительности, отражения жизни, в котором неразрывно связаны объективно-познавательные и субъективно-творческие начала?.
Всё понятно? Вижу, что вы пожимаете плечами. Вот и я, если честно, не всё поняла в этих строчках — ох, уж эти учёные мужи, как они любят всё усложнять!
Объясню проще.
ОБРАЗ – это КАРТИНА, воспринимаемая прежде всего и в большей мере нашими чувствами, нежели разумом, причём образы могут быть не только словесные, но и музыкальные, живописные, скульптурные, танцевальные.
Ещё понятнее: это то, что мы ВИДИМ, когда читаем произведение. То, что рождается в нашем воображении, в душе. Разнообразие образов как конкретных, так и абстрактных удивляет:
образ природы,
образ героя или героини,
образ города,
образ дороги,
образ высокого или низменного чувства,
образ детства, юности, зрелости, старости,
образ музы,
образ настроения,
образ типичный, обобщающий, необычный... И даже
образ эпохи, образ времени...
И всё это выражено обычными словами, но особенность настоящей художественной литературы в том, что она близка к живописи: она не просто рассказывает, но РИСУЕТ – только не красками, а словами.
Поэту помогают специальные приёмы, предназначенные для живописания словом, - да-да, не просто писания или написания, а именно — ЖИВОПИСАНИЯ. Об этих приёмах пойдёт речь в этой главе, не напрасно названной ?Глубины образного пространства?.
Н.В.Гоголь о произведениях Пушкина сказал так: ?Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства?. В этой характеристике есть слово ?пространство? - именно в нём живёт Художественный образ - в ПРОСТРАНСТВЕ СЛОВА! Как бы парадоксально ни звучало, но это - истина.
Но как же создать ОБРАЗ, как суметь вылепить его и сделать произведением искусства? Есть ли у автора помощники? Конечно, есть.
Представьте, что вы заходите за кулисы театра. Здесь работают слуги Художественного образа: костюмеры, декораторы, осветители — с их помощью он подыскивает подходящую к случаю одежду из нужных слов, они украшают его ЭПИТЕТАМИ, освещают СРАВНЕНИЯМИ.
И пышную МЕТАФОРУ или ПЕРИФРАЗ подберут, ГРАДАЦИЮ или ИНВЕРСИЮ предложат, а может, оригинальную МЕТОНИМИЮ или СИНЕКДОХУ ?откопают? в кладовых.
А то ещё круче — ОКСЮМОРОН или даже какой-нибудь ЭВФЕМИЗМ...
Вижу, что вы озадачены: возможно, многие из этих терминов вам показались незнакомыми.
А это всё помощники нашего Образа - их называют художественными средствами выразительности речи. Познакомившись ближе, надеюсь, вы подружитесь с ними. И тогда они станут вашими помощниками тоже.
Выделяют две основные группы языковых художественных средств: лексические и синтаксические. Рассмотрим их далее.
ПРодолжение на
Поэтический язык создаёт ОБРАЗЫ.
Основа основ поэзии (да и прозы тоже) - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ.
Заглянем в словарь, чтобы определить суть этого понятия.
Читаем: ?Художественный образ — особый способ освоения и преобразования действительности, отражения жизни, в котором неразрывно связаны объективно-познавательные и субъективно-творческие начала?.
Всё понятно? Вижу, что вы пожимаете плечами. Вот и я, если честно, не всё поняла в этих строчках — ох, уж эти учёные мужи, как они любят всё усложнять!
Объясню проще.
ОБРАЗ – это КАРТИНА, воспринимаемая прежде всего и в большей мере нашими чувствами, нежели разумом, причём образы могут быть не только словесные, но и музыкальные, живописные, скульптурные, танцевальные.
Ещё понятнее: это то, что мы ВИДИМ, когда читаем произведение. То, что рождается в нашем воображении, в душе. Разнообразие образов как конкретных, так и абстрактных удивляет:
образ природы,
образ героя или героини,
образ города,
образ дороги,
образ высокого или низменного чувства,
образ детства, юности, зрелости, старости,
образ музы,
образ настроения,
образ типичный, обобщающий, необычный... И даже
образ эпохи, образ времени...
И всё это выражено обычными словами, но особенность настоящей художественной литературы в том, что она близка к живописи: она не просто рассказывает, но РИСУЕТ – только не красками, а словами.
Поэту помогают специальные приёмы, предназначенные для живописания словом, - да-да, не просто писания или написания, а именно — ЖИВОПИСАНИЯ. Об этих приёмах пойдёт речь в этой главе, не напрасно названной ?Глубины образного пространства?.
Н.В.Гоголь о произведениях Пушкина сказал так: ?Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. В каждом слове бездна пространства?. В этой характеристике есть слово ?пространство? - именно в нём живёт Художественный образ - в ПРОСТРАНСТВЕ СЛОВА! Как бы парадоксально ни звучало, но это - истина.
Но как же создать ОБРАЗ, как суметь вылепить его и сделать произведением искусства? Есть ли у автора помощники? Конечно, есть.
Представьте, что вы заходите за кулисы театра. Здесь работают слуги Художественного образа: костюмеры, декораторы, осветители — с их помощью он подыскивает подходящую к случаю одежду из нужных слов, они украшают его ЭПИТЕТАМИ, освещают СРАВНЕНИЯМИ.
И пышную МЕТАФОРУ или ПЕРИФРАЗ подберут, ГРАДАЦИЮ или ИНВЕРСИЮ предложат, а может, оригинальную МЕТОНИМИЮ или СИНЕКДОХУ ?откопают? в кладовых.
А то ещё круче — ОКСЮМОРОН или даже какой-нибудь ЭВФЕМИЗМ...
Вижу, что вы озадачены: возможно, многие из этих терминов вам показались незнакомыми.
А это всё помощники нашего Образа - их называют художественными средствами выразительности речи. Познакомившись ближе, надеюсь, вы подружитесь с ними. И тогда они станут вашими помощниками тоже.
Выделяют две основные группы языковых художественных средств: лексические и синтаксические. Рассмотрим их далее.
ПРодолжение на
Метки: