Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия
Вот уже более десяти столетий в первое воскресенье Великого поста Православная Церковь молитвенно празднует Торжество Православия, торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В этот день мы вспоминаем историю установления, восстановления и утверждения в православном христианстве иконопочитания.
Торжество Православия было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия — иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению большему, чем от язычников.
Священные изображения – иконы – употребляются в христианской Церкви с самой глубокой древности. Уже в римских катакомбах, где первые христиане, укрываясь от преследующей их государственной власти, собирались на молитву, уже там мы встречаем изображения, символизирующие Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу, святых. Встречаем разные символы, которые напоминали христианам о том, что жизнь их после принятия Христа, как своего Бога и Спасителя, перестаёт быть прежней. Жизнь их меняется полностью. Эти священные изображения использовались на протяжении всей последующей истории Церкви.
К этому моменту в Церкви уже существовала многовековая традиция почитания икон и Креста Господня: им составлялись службы, перед ними молились, через них люди получали помощь от Господа и святых. Но это не помешало возобладать ереси иконоборчества, кстати говоря, всегда остающейся актуальной: даже в наше время почти все протестантские деноминации и общины отрицают иконы ровно на том же основании, что их древние предшественники.
Но вот в VIII веке они вступили в противоречие с богословскими теориями некоторых священнослужителей и мирян, в том числе и византийских императоров.
Пагубность этой ереси была многократно показана Отцами и Учителями Церкви. В их рассуждениях приводилась очень простая логическая цепочка. Закон был дан Моисею до воплощения Христа — и совершенно правильно, что изобразить Бога, Который есть Дух, чувственным образом невозможно. Но с тех пор произошло величайшее событие в истории — воплощение Спасителя, Сына Божия, воплощение в человеческом облике.
Господь наш Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек. Он подобно нам – каждому из нас с вами, ходил по этой Земле. И был полностью, как и мы с вами, обладателем человеческой природы. И именно в силу этого и Его, и Пречистую Матерь Божию, и всех святых угодников можно и нужно изображать на святых иконах, используя особый язык символов. Именно поэтому, поклоняясь иконе, мы покланяемся не доскам и краске. Мы покланяемся Первообразу, то есть Господу нашему Иисусу Христу и всем святым, которые ради Него жизнь свою провели и смерть свою приняли.
Поэтому если мы категорически заявляем, что Бога нельзя изобразить, держимся буквального толкования Ветхозаветной заповеди, мы тем самым отвергаем Боговоплощение. А это уже не имеет ничего общего с христианством.
Доводы очень простые, но услышаны они, тем не менее, не были, и почти целое столетие Церковь потрясали споры, доходившие даже до кровопролития. Изгонялись православные архиереи и простые христиане.
Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
Существует много известных историй о том, до чего доводили эти споры: например, к тому периоду относится рассказ об Иверской иконе Божией Матери, из лика Которой потекла кровь, когда воин из числа иконоборцев бросил в образ копье.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение.
В 842 году окончилась история последней великой ереси христианского Востока - иконоборчества. Она закончилась со смертью последнего императора-иконоборца Феофила, после которого продолжат его политику было некому. Жена Феофила святая Феодора и избранный патриарх святой Мефодий немедленно восстановили иконопочитание. Христолюбивая царица Феодора объявила: ?Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!?
Православие было торжественно восстановлено на праздничной службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Тогда это было 19 февраля 843 г.
Вскоре служба в память этого события была расширена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Так появилось празднование, называемое Торжество Православия.
Эта служба представляет собой торжество Церкви, над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема - провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью. Так Церковь провела четкое разделение истины и лжи.
По слову святителя Игнатия Брянчанинова ?нет Православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум — плод падения. Православие — учение Святого Духа, данное Богом человекам во спасение. Где нет Православия, там нет спасения.
Чтобы сохранить для нас этот залог, святая Церковь исчисляет сегодня во всеуслышание те учения, которые порождены и изданы сатаною, которые — выражение вражды к Богу, которые наветуют нашему спасению, похищают его у нас. Как волков хищных, как змей смертоносных, как татей и убийц, Церковь обличает эти учения; охраняя нас от них и воззывая из погибели обольщенных ими, она предает анафеме эти учения и тех, которые упорно держатся их?.
В России чин Православия введен в XIV веке. Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.
Символ Веры.
Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Церковь провозглашает двенадцать анафематствований:
Пленяющим разум свой в послушание Божественному откровению и подвизавшихся за него ублажаем и восхваляем; противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и раскаяния, если они не восхотели последовать Священному Писанию и Преданию Церкви, отлучаем и анафематствуем.
Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что этот мир самобытен, что все совершается в нем без Промысла Божиего, по случаю: анафема.
Говорящим, что Бог — не дух, а вещество, также непризнающим Его праведным, милосердым, премудрым, всеведущим и произносящим подобные сему хуления: анафема.
Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святой; неисповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух — един Бог: анафема.
Позволяющим себе говорить, что к нашему спасению и очищению от грехов не нужно пришествия в мир Сына Божия по плоти, Его вольных страданий, смерти и воскресения: анафема.
Неприемлющим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом: анафема.
Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была прежде рождества, в рождестве и по рождестве Девою: анафема.
Неверующим, что Святой Дух умудрил пророков и апостолов чрез них возвестить нам истинный путь ко спасению, засвидетельствовав его чудесами, что Он и ныне обитает в сердцах верных и истинных христиан, наставляя их на всякую истину: анафема.
Отвергающим безсмертие души, кончину века, будущий суд и вечное воздаяние за добродетели на небесах, а за грехи осуждение: анафема.
Отвергающим таинства Святой Христовой Церкви: анафема.
Отвергающим соборы святых отцов и их предания, согласующие Божественному откровению, благочестно хранимые Православной Кафолической Церковью: анафема? (Последование в Неделю Православия).
Божественная Истина вочеловечилась, чтобы спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи. Аще вы пребудете во словеси Моем, вещает Спаситель, если вы примете Мое учение и пребудете верными ему, воистинну ученицы Мои будете, и уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин.8,31-32).
Пребыть верными учению Христову можетъ только тот, кто с решительностью отвергнет и постоянно будет отвергать все учения, придуманные и придумываемые отверженными духами и человеками, враждебные учению Христову, учению Божиему, наветующими целость и неприкосновенность его. В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне Православной Восточной Церкви?.
В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий ?ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской? (Святейшим Синодом в феврале 1901); ?творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной? (1918); несколько священников ?публично похуливших Имя Божие? (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, ?новых религиозных движений?, язычества, астрологии и т. п. (1994); монах Филарет (Денисенко) (1994); Глеб Павлович Якунин (Архиерейским Собором 1997). В 1971 году анафема была снята со старообрядцев.
Словом, анафема означается отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение – это значит, что учение содержит в себе хулу на Святого Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек — это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое Православной Церковью, то он обязан, по правилам Православной Церкви, предать анафеме лжеучение, которое он доселе содержал и которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святаго Духа, в общении с сатаною, покаяться и принять православное вероучение. Тогда с него все анафемы снимаются.
?Сегодняшний воскресный день во всей нашей православной Церкви, - говорит архимандрит Мелхиседек в своей проповеди, - именуется Торжеством Православия. Сегодня воспоминается весь путь нашей святой веры. Воспоминается первый этап христианства, когда мученики отстаивали исповедование веры, когда апостолы и равноапостольные мужи несли слово Божье и умирали за него, когда мученики умирали за исповедание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда с одной стороны клали ладан, чтобы покадить идолов (или идоложертвенное мясо), а с другой стороны крест. Мученики выбирали крест и тем свидетельствовали, что они не боятся смерти, потому что они верят в Того, Кто выше смерти, Того, Кто победил смерть. Мученики не боялись смерти, потому что они знали, что их ждет небо.
Святые отцы всех вселенских соборов, начиная с 4-го века, защищали истинность верования Святой Троицы, истинность воплощения Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, когда исповедовали, что Он является истинный Богом, истинным Человеком, имеет две природы, божественную и человеческую, и имеет одно Лицо Господа нашего, Иисуса Христа, является Богочеловеком.
Святая Церковь защищала и защищает все эти века верование в безсмертие человеческой души, воздаяние после Суда, жизнь будущего века, верование в рай и ад, верование в слово Божье. Святые отцы донесли это нам во всей своей полноте неискаженно, сохранили предания, сохранили язык богослужения, сохранили эти дивные богослужения, сохранили путь святой христианской православной духовной жизни в своих безчисленных писаниях. Как сказал один из мудрых людей: ?они перевели Евангелие в свою жизнь?, потому что святые отцы стали преподобными, то есть они стали подобными Богу в высшей степени.
В этот день, в день памяти Торжества Православия, воскресный день после первой недели Великого поста вспоминаются деяния последнего 7-го Вселенского собора, на котором была утверждена истинность иконопочитания, потому что до этого полтора века процветала иконоборческая ересь, которая поддерживалась самим императором Византии, когда святые иконы сжигались. Людей, которые почитали святые иконы, сажали в тюрьмы, а если они продолжали быть почитателями святых икон, тогда их за это исповедование мучили, а потом убивали.
Церковь и это пережила, и это перенесла, потому что святая икона является выражением нашего догмата о воплощении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. На иконах мы видим видимое человечество Иисуса Христа и поклоняемся невидимому Богу, который скрывается за этим человечеством.
Мы поклоняемся иконе Божьей Матери, Царице Небесной, которая носила Бога и была таким же человеком, как и мы, но облагодарствованной Святым Духом. Поклоняясь иконе, как говорит нам Василий Великий, глядя на образ, мы мысленно возносимся к первообразу, потому что мы получаем благодать по нашей вере и получаем через наше обращение не к конкретной иконе, а к тому святому, Спасителю или Троице, или Богородице, тому или иному угоднику Божиему или к Небесным силам. Икона помогает нам мысленно перенестись к первообразу. Чтобы нам было понятнее, каким образом мы можем соединяться через икону, мысленно благодарно соединяться с тем, что на ней изображено, приведу пример.
Многие из вас слышали, как иногда страдает материнское сердце, когда во время войны или по каким-то событиям она теряет сына. Мы знаем, что часто у матерей фотография сына, особенно погибшего во время войны, хранится где-то на книжной полке. Иногда мать подходит и целует эту фотографию, фотографию своего сына. Она прекрасно понимает, что она целует не фотографию. Она мысленно вспоминает его и каким-то образом, как ей верится, показывает свои чувства к нему. Простому человеку это понятно, что не фотография является для нее святыней и памятью, благодарной памятью, материнской памятью, а тот, кто за этой фотографией. Так же и к иконе: не она сама по себе ценна для нас, а тот, кто на ней, к кому мы мысленно обращаемся. Мы всегда должны об этом помнить.
Мы торжествуем, что столько веков, несмотря на все гонения, на все страшные перипетии, которые пережила наша Церковь она продолжает незыблемо стоять. Была, например, такая ересь, когда не верили в святую Троицу. Прошла наша святая церковь через гонения, через атеизм, через коммунизм, через страшнейшие гонения 20-го века, когда на начало Великой Отечественной Войны из ста тысяч храмов, которые были до революции, осталось 100 действующих храмов, и то эти храмы располагались на кладбище, чтобы, как говорилось в партийных кругах, верующие там могли исполнить хоть каким-то образом свой религиозный обряд или дурман. Еще бы 1 год, и не было бы и этих ста храмов. Сейчас у нас только 30 тысяч храмов вместе с Украиной и вместе со странами СНГ. Мы даже до того числа, которое было до революции, не дотянули до сих пор. Было 100 тысяч, а сейчас всего 30 тысяч храмов.
Сегодня очень сугубый праздник. Мы вспоминаем путь христианской Церкви. Мы молимся о процветании, об умножении, об укреплении православия в мире. Спросим сейчас самих себя. Мы славим в этот день торжество нашей православной веры.
Что лично мы делаем для того, чтобы православие возрастало на нашей земле, возрастало в Москве, возрастало в районе, возрастало в нашем подъезде, возрастало внутри нашей собственной души?
Мы маленькие люди, и мы на своем маленьком месте должны делать свое маленькое дело.
Человек в воскресный день в храме Божием – это Торжество Православия.
Человек соблюдает великий пост – это Торжество Православия.
Вне поста человек хранит среду и пятницу – это Торжество Православия.
Человек не ругается матом на работе и не ругается нигде – это Торжество Православия.
Женщина ходит в юбке и не раздетой – это Торжество Православия.
Женщина рожает детей – это Торжество Православия.
Мужчина 18 часов в день работает, чтобы прокормить свою семью – это Торжество Православия.
Я часто из дома езжу сюда, в этот храм, на утреннюю службу. Голосую машину. Спрашиваю: ?Как тебя зовут??. – ?Махмуд?. – ?Сколько у тебя детей??. Он говорит: ?Слава Богу, 5 девочек. Молюсь, чтобы 6-ой был мальчик?.
Я думаю: ?Господи, как бы мы жили, если бы мы исполняли свой долг?
Это было бы Торжеством Православия?.
Если мы этого делать не будем: ни наши дети, ни наши внуки, скоро не ?Здравствуйте? будем говорить на улице, а ?Салам аллейкум!?. Мы должны об этом печься, об этом заботиться.
Мать читает 10 минут ребенку, начиная с того возраста, когда он что-то соображает, а, может быть, еще не соображает. Читает ему 10 минут что-то из закона Божиего, или читает с ним молитву ?Отче наш? - и это Торжество Православия.
Человек сейчас закрыл телевизор - и это Торжество Православия.
Уступил на улице место бабушке в метро или автобусе. Это Торжество Православия.
Человек идет в храм Божий, собрал записки всех своих родных и близких и помянул их здесь, и это Торжество Православия.
Когда человек получил получку, купил одно Евангелие и подарил его своим знакомым. Это Торжество Православия. Он конкретно, физически что-то делает. Как говорит нам апостол Павел: ?Будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиной?. За нас этого никто не сделает.
Как говорит апостол Павел: ?Духа не угашайте, пророчества не уничижайте. Мы, сильные, должны сносить немощи безсильных и не себе угождать. Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов?, ?Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша и прославят Отца вашего! ?Потому все узнают, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собой?.
Вчера один рассказывал, что был в паломничестве в святом граде, в Иерусалиме. Приезжает в одно место. Говорит:
- Там русских сразу видно.
- А почему?
- А вы грустные, печальные, какие-то замученные, никому никогда не уступят место и не улыбнутся.
Слушайте, нас должны узнавать по другому: нас должны узнавать по доброжелательности, по приветливости, по радостности нашей с вами жизни. Кто-то спросит: ?А чему радоваться??.
Однажды я приехал к отцу Николаю на остров Залит, когда он был еще живой, и когда меня сослали из Оптиной пустыни сюда, в Москву, на исправление. Я приехал к нему через полгода и жалуюсь:
- Отче святый, угодил на приход. Там такая непонятная жизнь.
Он говорит:
- Чего? Куда попал? На приход? О, на приходе хорошо, а то в монастыре сам знаешь как! И радуйся всегда.
Я говорю:
- Батюшка, чему же радоваться?
– Как чему? Радуйся, что родился. Радуйся, что крестился. Радуйся, что в вере православной. Радуйся, что жив еще.
Я думаю: ?Господи, надо же, сколько много поводов к тому, чтобы на самом деле радоваться?.
Мы сейчас в храм пришли на своих двоих. Вы думаете, много людей могут прийти на своих двоих? Они хотели бы, а уже у кого-то немощь, у кого-то сердце, давление. Они бы хотели, если бы могли. Это милость Божья, что мы в храме. Миллионы людей сейчас перед телевизором на диване до 12-ти часов спят и только набирают жир. Это несчастные люди.
Сегодня мы читали: ?Вы род избранный, царственное священство, народ, призванный к тому, чтобы возвещать чудеса призвавшего вас из тьмы в Свой свет?.
Призвавшего вас из тьмы. Вот откуда призвал нас Господь.
Апостол Павел говорит: ?Какую благодать дал нам Бог, чтобы нам называться и быть детьми Божьими?. Вы представляете, кто мы, какая честь, какая слава, какая милость, какая защита, какая охрана, какой бронежилет?
Мы - под покровом Самого Бога. Мы – дети Божии. Мы - новоизбранный народ Божий, мы - новый Израиль. Мы - новый народ Божий, мы - дети Божии. Этим надо дорожить и Бога за это благодарить день и ночь, посвящать Ему жизнь в укреплении православия в своей собственной душе, семье, народе, приходе, молиться об этом день и ночь, что-то делать своей душой, своими руками для этой славы Божьей.
Прочитал книжку, купил ее в книжном магазине у нас. Не на полку ее клади, а отдай соседям, отдай на работе. Прочитал журнал, принеси на работу и положи. Кто-нибудь обязательно прочитает, пролистает, и твое зерно, твое семя пойдет дальше.
У нас на книжной полке книги пылятся уже сотнями. Однажды отец Иоанн Кронштадский об этом сказал: ?Книги – достояние Божие?. Это талант, который вам дал Бог. Если вы не пустите его в оборот, вы будете за это отвечать.
Старец Амвросий Оптинский говорит: ?Давайте книги?. Вам для примера: корова стоила 5 рублей, а Библия стоила 7 рублей. Вот такие были книги. Он говорит: ?Книги давай, даже если маслом зальют, если свечами зальют?. Электричества тогда не было, и читали со свечами.
Он говорил давать книги и тогда, а книги были дорогущей вещью. ?И тогда давай книги?. Почему? Ты распространяешь это семя. Ты не держишь это под спудом, ты умножаешь. Помните зарывшего талант и, наоборот, талант умножившего? ?Я тебе дал талант, а ты Мне что вернул??. – ?Я тебе 10 талантов вернул?. Господь говорит: ?Поставьте его над 10-ю городами, а этого негодного раба, которому дал талант, а он его обратно вернул, наказать?. Об этом должны думать, что мы делаем для этого Торжества Православия в нашей с вами жизни.
Сегодня особый, исключительный день. Сегодня мы с вами после этого слова будем совершать молебен, положенный в праздник Торжества Православия. Мы будем поклоняться в этот день, как и положено по Уставу, святым иконам, которые перед нашими глазами, будем вспоминать всех подвижников веры и благочестия, которые оставили, сохранили, передали нам неискаженную, святую нашу православную веру.
Будем молиться в своей собственной душе, призывать имя Божие на свою семью, на нас самих, знакомых, близких, свою родню, сослуживцев, соседей, на власть, на воинство, чтобы Господь просветил, умудрил, сохранил, образумил, остановил, безумных уврачевал, неверующих привел к святой вере, потому что, если есть вера, с ней все есть. Если нет веры, ничего нет. Как говорил Федор Михайлович Достоевский: ?На одних только внешних благополучиях, на одних котлах и хлебе счастья и благополучие не построишь?. Все строится на истине, вере и свободе.
Дай Бог, чтобы ни вера, ни свобода от нас никогда не отступила. Будем молиться об этом Господу день и ночь.
Пресвятая Владычица наша Богородица, храни святую Православную веру на святой нашей матушке Руси вовек! Аминь".
Тропарь Недели Торжества Православия, лас 2
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Кондак Недели Торжества Православия, глас 6
Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаем, и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси, но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем.
Составлено по проповедям архимандрита святителя Игнатия Брянчанинова,
архимандрита Мелхиседека, митрополита Антония Сурожского
http://optina-msk.ru/nastoyatel/propoved-mp3/
1203-nedelya-torzhestva-pravoslaviya
http://jnp.ucoz.ua/
http://www.pravoslavie.ru/put/1435.htm
http://onkim.orthodoxia.org/
http://www.pravmir.ru/nedelya-torzhestva
-pravoslaviya-istoriya-smysl-chin-ikony-
video-audio/#ixzz3SvosYW90
http://www.pravmir.ru/nedelya-torzhestva-
pravoslaviya-istoriya-smysl-chin-ikony-
video-audio/#ixzz3Svk2X7IJ
Галина Николаевна Николаева https://proza.ru/2015/03/01/1699
Торжество Православия было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия — иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению большему, чем от язычников.
Священные изображения – иконы – употребляются в христианской Церкви с самой глубокой древности. Уже в римских катакомбах, где первые христиане, укрываясь от преследующей их государственной власти, собирались на молитву, уже там мы встречаем изображения, символизирующие Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятую Богородицу, святых. Встречаем разные символы, которые напоминали христианам о том, что жизнь их после принятия Христа, как своего Бога и Спасителя, перестаёт быть прежней. Жизнь их меняется полностью. Эти священные изображения использовались на протяжении всей последующей истории Церкви.
К этому моменту в Церкви уже существовала многовековая традиция почитания икон и Креста Господня: им составлялись службы, перед ними молились, через них люди получали помощь от Господа и святых. Но это не помешало возобладать ереси иконоборчества, кстати говоря, всегда остающейся актуальной: даже в наше время почти все протестантские деноминации и общины отрицают иконы ровно на том же основании, что их древние предшественники.
Но вот в VIII веке они вступили в противоречие с богословскими теориями некоторых священнослужителей и мирян, в том числе и византийских императоров.
Пагубность этой ереси была многократно показана Отцами и Учителями Церкви. В их рассуждениях приводилась очень простая логическая цепочка. Закон был дан Моисею до воплощения Христа — и совершенно правильно, что изобразить Бога, Который есть Дух, чувственным образом невозможно. Но с тех пор произошло величайшее событие в истории — воплощение Спасителя, Сына Божия, воплощение в человеческом облике.
Господь наш Иисус Христос – истинный Бог и истинный Человек. Он подобно нам – каждому из нас с вами, ходил по этой Земле. И был полностью, как и мы с вами, обладателем человеческой природы. И именно в силу этого и Его, и Пречистую Матерь Божию, и всех святых угодников можно и нужно изображать на святых иконах, используя особый язык символов. Именно поэтому, поклоняясь иконе, мы покланяемся не доскам и краске. Мы покланяемся Первообразу, то есть Господу нашему Иисусу Христу и всем святым, которые ради Него жизнь свою провели и смерть свою приняли.
Поэтому если мы категорически заявляем, что Бога нельзя изобразить, держимся буквального толкования Ветхозаветной заповеди, мы тем самым отвергаем Боговоплощение. А это уже не имеет ничего общего с христианством.
Доводы очень простые, но услышаны они, тем не менее, не были, и почти целое столетие Церковь потрясали споры, доходившие даже до кровопролития. Изгонялись православные архиереи и простые христиане.
Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
Существует много известных историй о том, до чего доводили эти споры: например, к тому периоду относится рассказ об Иверской иконе Божией Матери, из лика Которой потекла кровь, когда воин из числа иконоборцев бросил в образ копье.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX века были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение.
В 842 году окончилась история последней великой ереси христианского Востока - иконоборчества. Она закончилась со смертью последнего императора-иконоборца Феофила, после которого продолжат его политику было некому. Жена Феофила святая Феодора и избранный патриарх святой Мефодий немедленно восстановили иконопочитание. Христолюбивая царица Феодора объявила: ?Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!?
Православие было торжественно восстановлено на праздничной службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Тогда это было 19 февраля 843 г.
Вскоре служба в память этого события была расширена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Так появилось празднование, называемое Торжество Православия.
Эта служба представляет собой торжество Церкви, над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема - провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью. Так Церковь провела четкое разделение истины и лжи.
По слову святителя Игнатия Брянчанинова ?нет Православия в учениях и умствованиях человеческих: в них господствует лжеименный разум — плод падения. Православие — учение Святого Духа, данное Богом человекам во спасение. Где нет Православия, там нет спасения.
Чтобы сохранить для нас этот залог, святая Церковь исчисляет сегодня во всеуслышание те учения, которые порождены и изданы сатаною, которые — выражение вражды к Богу, которые наветуют нашему спасению, похищают его у нас. Как волков хищных, как змей смертоносных, как татей и убийц, Церковь обличает эти учения; охраняя нас от них и воззывая из погибели обольщенных ими, она предает анафеме эти учения и тех, которые упорно держатся их?.
В России чин Православия введен в XIV веке. Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.
Символ Веры.
Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Церковь провозглашает двенадцать анафематствований:
Пленяющим разум свой в послушание Божественному откровению и подвизавшихся за него ублажаем и восхваляем; противящихся истине, если они не покаялись пред Господом, ожидавшим их обращения и раскаяния, если они не восхотели последовать Священному Писанию и Преданию Церкви, отлучаем и анафематствуем.
Отрицающим бытие Божие и утверждающим, что этот мир самобытен, что все совершается в нем без Промысла Божиего, по случаю: анафема.
Говорящим, что Бог — не дух, а вещество, также непризнающим Его праведным, милосердым, премудрым, всеведущим и произносящим подобные сему хуления: анафема.
Дерзающим утверждать, что Сын Божий не единосущен и не равночестен Отцу, также и Дух Святой; неисповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух — един Бог: анафема.
Позволяющим себе говорить, что к нашему спасению и очищению от грехов не нужно пришествия в мир Сына Божия по плоти, Его вольных страданий, смерти и воскресения: анафема.
Неприемлющим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом: анафема.
Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была прежде рождества, в рождестве и по рождестве Девою: анафема.
Неверующим, что Святой Дух умудрил пророков и апостолов чрез них возвестить нам истинный путь ко спасению, засвидетельствовав его чудесами, что Он и ныне обитает в сердцах верных и истинных христиан, наставляя их на всякую истину: анафема.
Отвергающим безсмертие души, кончину века, будущий суд и вечное воздаяние за добродетели на небесах, а за грехи осуждение: анафема.
Отвергающим таинства Святой Христовой Церкви: анафема.
Отвергающим соборы святых отцов и их предания, согласующие Божественному откровению, благочестно хранимые Православной Кафолической Церковью: анафема? (Последование в Неделю Православия).
Божественная Истина вочеловечилась, чтобы спасти Собою нас, погибших от принятия и усвоения убийственной лжи. Аще вы пребудете во словеси Моем, вещает Спаситель, если вы примете Мое учение и пребудете верными ему, воистинну ученицы Мои будете, и уразумеете истину, и истина свободит вы (Ин.8,31-32).
Пребыть верными учению Христову можетъ только тот, кто с решительностью отвергнет и постоянно будет отвергать все учения, придуманные и придумываемые отверженными духами и человеками, враждебные учению Христову, учению Божиему, наветующими целость и неприкосновенность его. В неприкосновенной целости хранится откровенное учение Божие единственно и исключительно в лоне Православной Восточной Церкви?.
В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий ?ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской? (Святейшим Синодом в феврале 1901); ?творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной? (1918); несколько священников ?публично похуливших Имя Божие? (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, ?новых религиозных движений?, язычества, астрологии и т. п. (1994); монах Филарет (Денисенко) (1994); Глеб Павлович Якунин (Архиерейским Собором 1997). В 1971 году анафема была снята со старообрядцев.
Словом, анафема означается отлучение, отвержение. Когда Церковью предается анафеме какое-либо учение – это значит, что учение содержит в себе хулу на Святого Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи. Когда предается анафеме человек — это значит, что человек тот усвоил себе богохульное учение безвозвратно, лишает им спасения себя и тех ближних, которым сообщает свой образ мыслей. Когда человек вознамерится оставить богохульное учение и принять учение, содержимое Православной Церковью, то он обязан, по правилам Православной Церкви, предать анафеме лжеучение, которое он доселе содержал и которое его губило, отчуждая от Бога, содержа во вражде к Богу, в хуле на Святаго Духа, в общении с сатаною, покаяться и принять православное вероучение. Тогда с него все анафемы снимаются.
?Сегодняшний воскресный день во всей нашей православной Церкви, - говорит архимандрит Мелхиседек в своей проповеди, - именуется Торжеством Православия. Сегодня воспоминается весь путь нашей святой веры. Воспоминается первый этап христианства, когда мученики отстаивали исповедование веры, когда апостолы и равноапостольные мужи несли слово Божье и умирали за него, когда мученики умирали за исповедание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, когда с одной стороны клали ладан, чтобы покадить идолов (или идоложертвенное мясо), а с другой стороны крест. Мученики выбирали крест и тем свидетельствовали, что они не боятся смерти, потому что они верят в Того, Кто выше смерти, Того, Кто победил смерть. Мученики не боялись смерти, потому что они знали, что их ждет небо.
Святые отцы всех вселенских соборов, начиная с 4-го века, защищали истинность верования Святой Троицы, истинность воплощения Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, когда исповедовали, что Он является истинный Богом, истинным Человеком, имеет две природы, божественную и человеческую, и имеет одно Лицо Господа нашего, Иисуса Христа, является Богочеловеком.
Святая Церковь защищала и защищает все эти века верование в безсмертие человеческой души, воздаяние после Суда, жизнь будущего века, верование в рай и ад, верование в слово Божье. Святые отцы донесли это нам во всей своей полноте неискаженно, сохранили предания, сохранили язык богослужения, сохранили эти дивные богослужения, сохранили путь святой христианской православной духовной жизни в своих безчисленных писаниях. Как сказал один из мудрых людей: ?они перевели Евангелие в свою жизнь?, потому что святые отцы стали преподобными, то есть они стали подобными Богу в высшей степени.
В этот день, в день памяти Торжества Православия, воскресный день после первой недели Великого поста вспоминаются деяния последнего 7-го Вселенского собора, на котором была утверждена истинность иконопочитания, потому что до этого полтора века процветала иконоборческая ересь, которая поддерживалась самим императором Византии, когда святые иконы сжигались. Людей, которые почитали святые иконы, сажали в тюрьмы, а если они продолжали быть почитателями святых икон, тогда их за это исповедование мучили, а потом убивали.
Церковь и это пережила, и это перенесла, потому что святая икона является выражением нашего догмата о воплощении Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. На иконах мы видим видимое человечество Иисуса Христа и поклоняемся невидимому Богу, который скрывается за этим человечеством.
Мы поклоняемся иконе Божьей Матери, Царице Небесной, которая носила Бога и была таким же человеком, как и мы, но облагодарствованной Святым Духом. Поклоняясь иконе, как говорит нам Василий Великий, глядя на образ, мы мысленно возносимся к первообразу, потому что мы получаем благодать по нашей вере и получаем через наше обращение не к конкретной иконе, а к тому святому, Спасителю или Троице, или Богородице, тому или иному угоднику Божиему или к Небесным силам. Икона помогает нам мысленно перенестись к первообразу. Чтобы нам было понятнее, каким образом мы можем соединяться через икону, мысленно благодарно соединяться с тем, что на ней изображено, приведу пример.
Многие из вас слышали, как иногда страдает материнское сердце, когда во время войны или по каким-то событиям она теряет сына. Мы знаем, что часто у матерей фотография сына, особенно погибшего во время войны, хранится где-то на книжной полке. Иногда мать подходит и целует эту фотографию, фотографию своего сына. Она прекрасно понимает, что она целует не фотографию. Она мысленно вспоминает его и каким-то образом, как ей верится, показывает свои чувства к нему. Простому человеку это понятно, что не фотография является для нее святыней и памятью, благодарной памятью, материнской памятью, а тот, кто за этой фотографией. Так же и к иконе: не она сама по себе ценна для нас, а тот, кто на ней, к кому мы мысленно обращаемся. Мы всегда должны об этом помнить.
Мы торжествуем, что столько веков, несмотря на все гонения, на все страшные перипетии, которые пережила наша Церковь она продолжает незыблемо стоять. Была, например, такая ересь, когда не верили в святую Троицу. Прошла наша святая церковь через гонения, через атеизм, через коммунизм, через страшнейшие гонения 20-го века, когда на начало Великой Отечественной Войны из ста тысяч храмов, которые были до революции, осталось 100 действующих храмов, и то эти храмы располагались на кладбище, чтобы, как говорилось в партийных кругах, верующие там могли исполнить хоть каким-то образом свой религиозный обряд или дурман. Еще бы 1 год, и не было бы и этих ста храмов. Сейчас у нас только 30 тысяч храмов вместе с Украиной и вместе со странами СНГ. Мы даже до того числа, которое было до революции, не дотянули до сих пор. Было 100 тысяч, а сейчас всего 30 тысяч храмов.
Сегодня очень сугубый праздник. Мы вспоминаем путь христианской Церкви. Мы молимся о процветании, об умножении, об укреплении православия в мире. Спросим сейчас самих себя. Мы славим в этот день торжество нашей православной веры.
Что лично мы делаем для того, чтобы православие возрастало на нашей земле, возрастало в Москве, возрастало в районе, возрастало в нашем подъезде, возрастало внутри нашей собственной души?
Мы маленькие люди, и мы на своем маленьком месте должны делать свое маленькое дело.
Человек в воскресный день в храме Божием – это Торжество Православия.
Человек соблюдает великий пост – это Торжество Православия.
Вне поста человек хранит среду и пятницу – это Торжество Православия.
Человек не ругается матом на работе и не ругается нигде – это Торжество Православия.
Женщина ходит в юбке и не раздетой – это Торжество Православия.
Женщина рожает детей – это Торжество Православия.
Мужчина 18 часов в день работает, чтобы прокормить свою семью – это Торжество Православия.
Я часто из дома езжу сюда, в этот храм, на утреннюю службу. Голосую машину. Спрашиваю: ?Как тебя зовут??. – ?Махмуд?. – ?Сколько у тебя детей??. Он говорит: ?Слава Богу, 5 девочек. Молюсь, чтобы 6-ой был мальчик?.
Я думаю: ?Господи, как бы мы жили, если бы мы исполняли свой долг?
Это было бы Торжеством Православия?.
Если мы этого делать не будем: ни наши дети, ни наши внуки, скоро не ?Здравствуйте? будем говорить на улице, а ?Салам аллейкум!?. Мы должны об этом печься, об этом заботиться.
Мать читает 10 минут ребенку, начиная с того возраста, когда он что-то соображает, а, может быть, еще не соображает. Читает ему 10 минут что-то из закона Божиего, или читает с ним молитву ?Отче наш? - и это Торжество Православия.
Человек сейчас закрыл телевизор - и это Торжество Православия.
Уступил на улице место бабушке в метро или автобусе. Это Торжество Православия.
Человек идет в храм Божий, собрал записки всех своих родных и близких и помянул их здесь, и это Торжество Православия.
Когда человек получил получку, купил одно Евангелие и подарил его своим знакомым. Это Торжество Православия. Он конкретно, физически что-то делает. Как говорит нам апостол Павел: ?Будем любить друг друга не словом или языком, но делом и истиной?. За нас этого никто не сделает.
Как говорит апостол Павел: ?Духа не угашайте, пророчества не уничижайте. Мы, сильные, должны сносить немощи безсильных и не себе угождать. Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов?, ?Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрая дела ваша и прославят Отца вашего! ?Потому все узнают, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собой?.
Вчера один рассказывал, что был в паломничестве в святом граде, в Иерусалиме. Приезжает в одно место. Говорит:
- Там русских сразу видно.
- А почему?
- А вы грустные, печальные, какие-то замученные, никому никогда не уступят место и не улыбнутся.
Слушайте, нас должны узнавать по другому: нас должны узнавать по доброжелательности, по приветливости, по радостности нашей с вами жизни. Кто-то спросит: ?А чему радоваться??.
Однажды я приехал к отцу Николаю на остров Залит, когда он был еще живой, и когда меня сослали из Оптиной пустыни сюда, в Москву, на исправление. Я приехал к нему через полгода и жалуюсь:
- Отче святый, угодил на приход. Там такая непонятная жизнь.
Он говорит:
- Чего? Куда попал? На приход? О, на приходе хорошо, а то в монастыре сам знаешь как! И радуйся всегда.
Я говорю:
- Батюшка, чему же радоваться?
– Как чему? Радуйся, что родился. Радуйся, что крестился. Радуйся, что в вере православной. Радуйся, что жив еще.
Я думаю: ?Господи, надо же, сколько много поводов к тому, чтобы на самом деле радоваться?.
Мы сейчас в храм пришли на своих двоих. Вы думаете, много людей могут прийти на своих двоих? Они хотели бы, а уже у кого-то немощь, у кого-то сердце, давление. Они бы хотели, если бы могли. Это милость Божья, что мы в храме. Миллионы людей сейчас перед телевизором на диване до 12-ти часов спят и только набирают жир. Это несчастные люди.
Сегодня мы читали: ?Вы род избранный, царственное священство, народ, призванный к тому, чтобы возвещать чудеса призвавшего вас из тьмы в Свой свет?.
Призвавшего вас из тьмы. Вот откуда призвал нас Господь.
Апостол Павел говорит: ?Какую благодать дал нам Бог, чтобы нам называться и быть детьми Божьими?. Вы представляете, кто мы, какая честь, какая слава, какая милость, какая защита, какая охрана, какой бронежилет?
Мы - под покровом Самого Бога. Мы – дети Божии. Мы - новоизбранный народ Божий, мы - новый Израиль. Мы - новый народ Божий, мы - дети Божии. Этим надо дорожить и Бога за это благодарить день и ночь, посвящать Ему жизнь в укреплении православия в своей собственной душе, семье, народе, приходе, молиться об этом день и ночь, что-то делать своей душой, своими руками для этой славы Божьей.
Прочитал книжку, купил ее в книжном магазине у нас. Не на полку ее клади, а отдай соседям, отдай на работе. Прочитал журнал, принеси на работу и положи. Кто-нибудь обязательно прочитает, пролистает, и твое зерно, твое семя пойдет дальше.
У нас на книжной полке книги пылятся уже сотнями. Однажды отец Иоанн Кронштадский об этом сказал: ?Книги – достояние Божие?. Это талант, который вам дал Бог. Если вы не пустите его в оборот, вы будете за это отвечать.
Старец Амвросий Оптинский говорит: ?Давайте книги?. Вам для примера: корова стоила 5 рублей, а Библия стоила 7 рублей. Вот такие были книги. Он говорит: ?Книги давай, даже если маслом зальют, если свечами зальют?. Электричества тогда не было, и читали со свечами.
Он говорил давать книги и тогда, а книги были дорогущей вещью. ?И тогда давай книги?. Почему? Ты распространяешь это семя. Ты не держишь это под спудом, ты умножаешь. Помните зарывшего талант и, наоборот, талант умножившего? ?Я тебе дал талант, а ты Мне что вернул??. – ?Я тебе 10 талантов вернул?. Господь говорит: ?Поставьте его над 10-ю городами, а этого негодного раба, которому дал талант, а он его обратно вернул, наказать?. Об этом должны думать, что мы делаем для этого Торжества Православия в нашей с вами жизни.
Сегодня особый, исключительный день. Сегодня мы с вами после этого слова будем совершать молебен, положенный в праздник Торжества Православия. Мы будем поклоняться в этот день, как и положено по Уставу, святым иконам, которые перед нашими глазами, будем вспоминать всех подвижников веры и благочестия, которые оставили, сохранили, передали нам неискаженную, святую нашу православную веру.
Будем молиться в своей собственной душе, призывать имя Божие на свою семью, на нас самих, знакомых, близких, свою родню, сослуживцев, соседей, на власть, на воинство, чтобы Господь просветил, умудрил, сохранил, образумил, остановил, безумных уврачевал, неверующих привел к святой вере, потому что, если есть вера, с ней все есть. Если нет веры, ничего нет. Как говорил Федор Михайлович Достоевский: ?На одних только внешних благополучиях, на одних котлах и хлебе счастья и благополучие не построишь?. Все строится на истине, вере и свободе.
Дай Бог, чтобы ни вера, ни свобода от нас никогда не отступила. Будем молиться об этом Господу день и ночь.
Пресвятая Владычица наша Богородица, храни святую Православную веру на святой нашей матушке Руси вовек! Аминь".
Тропарь Недели Торжества Православия, лас 2
Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.
Кондак Недели Торжества Православия, глас 6
Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаем, и оскверншийся образ в древнее вообразив, Божественною добротою смеси, но исповедающе спасение, делом и словом сие воображаем.
Составлено по проповедям архимандрита святителя Игнатия Брянчанинова,
архимандрита Мелхиседека, митрополита Антония Сурожского
http://optina-msk.ru/nastoyatel/propoved-mp3/
1203-nedelya-torzhestva-pravoslaviya
http://jnp.ucoz.ua/
http://www.pravoslavie.ru/put/1435.htm
http://onkim.orthodoxia.org/
http://www.pravmir.ru/nedelya-torzhestva
-pravoslaviya-istoriya-smysl-chin-ikony-
video-audio/#ixzz3SvosYW90
http://www.pravmir.ru/nedelya-torzhestva-
pravoslaviya-istoriya-smysl-chin-ikony-
video-audio/#ixzz3Svk2X7IJ
Галина Николаевна Николаева https://proza.ru/2015/03/01/1699
Метки: