Недельная глава шемот
С сайта Еврей.ком
Место в Торе: книга Шемот, гл. 1, ст. 1 - гл. 6, ст. 1.
Почему глава так называется?
По первой фразе главы: “И вот имена…”.
Имена на иврите - шемот.
Обсуждение главы Шемот
11.01.04
Мы вновь открываем вторую книгу Торы, которая называется Шемот и рассказывает историю Исхода евреев из Египта.
В обзорах прошлых лет, знакомясь с содержанием нашей недельной главы, мы рассматривали различные аспекты пребывания евреев в Египте и их подготовки к избавлению от рабства (см. на сайте обзор недельной главы Шемот, первый и второй годовые циклы). На этот мы начнем наш обзор с вопросов, которые, настолько очевидны, что задают их нечасто.
Самый ?глобальный? из них - почему Творец, всемогущий и всесильный, не вывел народ из Египта, никому не создавая проблем?
В самом деле. Зачем надо было Ему ?усложнять себе жизнь?, наставляя Моше, что и как говорить фараону? Зачем - устраивать десять казней? Зачем, наконец, вопреки Им же установленным законам природы, нужно было рассекать воды Ям Суф (моря, известного ныне под названием - ?Красное?)?.. Все это, согласитесь, Всесильный мог бы осуществить гораздо более простым способом.
Из Торы мы знаем, что Всевышний ?ожесточил сердце фараона?, чтобы тот не позволял евреям покинуть страну. Значит, с тем же успехом Он мог бы - смягчить сердце египетского правителя, внушив ему мысль, что евреев пора отпустить. И обеспечил бы, тем самым, Своему народу легкое освобождение из рабства…
Но посмотрим на это с другой стороны: неужели все сотворенные Всевышним для евреев чудеса - лишь ?механизм?, с помощью которого еврейский народ добыл себе свободу? Поставленный так вопрос обнаруживает абсурдность подобных предположений и наводит на мысль, что процесс Исхода - акт раскрытия Всевышнего, призванный сообщить миру о Нем.
Об этом свидетельствует и приведенная в Торе ?беседа?, которую вел Всевышний с Моше - перед тем, как назначить его освободителем еврейского народа. Процитируем ее текст: ?И сказал Моше Всевышнему: вот, я приду к сынам Израиля и скажу им - Всевышний отцов ваших послал меня к вам. И спросят они меня: ?Как Его имя??. Что отвечу им? И сказал Всевышний Моше: ?Я - Сущий, который пребудет. И произнес: так скажи сынам Израиля - Вечносущий послал меня к вам. И еще сказал Всевышний Моше: передай сынам Израиля - Всевышний отцов ваших, Всевышний (Элоким) Авраама, Всевышний Ицхака и Всевышний Яакова послал меня к вам. Вот Имя Мое навеки, это память обо Мне из рода в род…? (Шемот, гл. 3, ст. 13-15).
Фрагмент этот, на первый взгляд, ставит в тупик. Моше задал Всевышнему, казалось бы, простейший вопрос: как ему отвечать, если люди спросят его, как зовут того, от чьего имени он будет говорить с нами? Почему же Творец называет сразу же несколько своих имен? И вообще - почему Моше решил, что еврейский народ должен спрашивать его об имени Всевышнего? Разве праотцы не передали эту информацию последующим поколениям? Это же - часть еврейской традиции.
Комментируя этот отрывок, Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман - Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания - Эрец Исраэль, конец 12-го - начало 13-го вв.) объясняет: еврейский народ, несомненно, знал имена Всевышнего. Но ему также было известно, что каждое из Его имен отражает некий конкретный атрибут. Согласно Устной традиции, которая от праотцев передавалась последующим поколениям - от отца к сыну, Святое Имя, выбранное Всевышним при назначении пророка, раскрывает суть и уровень его пророческих полномочий. Моше понимал: когда он предстанет перед еврейским народом с сообщением о грядущем освобождении от рабства, первое, люди непременно захотят узнать, какое Имя избрал Творец, посылая Моше на исполнение освободительной миссии.
Однако это объяснение, в свою очередь, требует объяснения. Что означает - ?Имя, которое Всевышний выбрал для осуществления миссии?? Почему это столь важно? Какая разница, каким Именем назвал себя перед Моше Творец? Разве сам факт, что Он принял решение освободить еврейский народ - не самое главное?..
12.01.04
Имя - не случайный набор звуков, особенно, когда речь идет об Именах Создателя вселенной, - разъясняет в своей книге Нефеш а-Хаим рав Хаим из Воложина (выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го - начало 19-го вв.; в 19 лет стал ?ближайшим учеником? Виленского Гаона). В еврейской традиции с сутью и значением имени связано очень многое.
Евреи понимают, что логически нельзя ?вычислить?, что представляет собой Всевышний. Достаточно одного лишь факта: Творец - вечен, а человек - создание бренное, чтобы уяснить себе, что Он для нас - непостижим. Наши знания о Нем ограничиваются, по сути, простой информацией: ?Он - существует?. Но Его природа, Его замыслы - скрыты от нас. Если мы и способны узнать что-то еще, помимо факта существования Всевышнего, так это только благодаря тому, что Он открывался нам в Торе.
Читая Тору, замечаем, что в разных ситуациях Всевышний называет себя разными Именами, и с каждым из Имен по-разному проявляет Свою Волю.
Комментируя процитированный выше отрывок, Талмуд приводит Мидраш:
Моше спросил Всевышнего, каким Именем Он ?воспользуется? на этот раз. Зная, что каждое Его Имя отражает определенные действия. И Творец ответил: ?Когда я вершу суд над Моими созданиями, Мое имя - Элоким. Когда иду войной против злодеев, Мое имя - Цеваот. Когда я откладываю наказание за грехи, Мое имя - Шаддай. Когда Я сижу на Троне Милосердия, Мое имя (непроизносимое, состоит из четырех букв) - ?йуд-?ей-вав- ?ей? (Мидраш Шемот Раба, гл. 6, ст. 3).
Всевышний создал мир, называя Себя - Элоким. Это имя неоднократно звучит в книге Берешит, где описывается история Сотворения мира. И отражает законы, регулирующие существование естественного мира. Весь естественный мир существует по законам, отражающим это имя. Гематрия (числовое значение) слова Элоким равна - 86. Та же гематрия и у слова - тева (что в переводе с иврита означает - ?природа?). Почему же Творец сообщил Моше, что пользуется этим Именем, ?вершит суд над Своими созданиями??
Однако не будем забывать, что мы имеем дело с аспектами качеств Творца, а не непосредственно - с Его действиями. Все природные явления подчинены незыблемым законам, каждое - в своей ?нише?, но - внутри общей структуры естественной реальности. Создание мира природы требовало, чтобы все явления были помещены в жесткие рамки. В процессе создания мира природы, Всевышний в определенном смысле явил, с одной стороны - неограниченную изобретательность, с другой - полное отсутствие милосердия и снисходительности.
В чем же суть Его четырехбуквенного Имени, состоящего из букв йуд, ?ей, вав, ?ей? Это Имя указывает на Его способность одновременно существовать в прошлом, настоящем и будущем и на то, что Он - источник всего во вселенной.
Одновременное ?пребывание? в трех временных измерениях, иными словами - тот факт, что Он не ограничен временными рамками, дает Всевышнему возможность полностью контролировать цели Его создания. А в качестве Создателя всего, Он всегда и на всех уровнях может реорганизовать реальность. Поскольку конечной, глобальная цель Творца - выразить свое желание дать созданиям благо, Он, проявляя этот аспект Своей Сущности, ?сидит, - как говорит Мидраш, - на Троне Милосердия?.
Рамбан пишет, что, называя Моше Свое Имя - ?Я Сущий, который пребудет?, Всевышний тем самым передает еврейскому народу сообщение, как бы подчеркивая, что событие Исхода не принадлежит естественному миру, что оно будет осуществлено на качественно ином уровне - свойствами четырехбуквенного Имени (йуд, ?ей, вав, ?ей). Чтобы понять, что стоит за этим событием, необходимо рассмотреть несколько дополнительных аспектов…
13.01.04
Еврейский народ - вне реальности мира природы и не подчинен его законам. То есть - вне системы, структурированной Его Именем - Элоким. Остальные семьдесят народов мира - внутри этой системы. Но евреи - за ее пределами.
Во времена великого рассеяния, описанного в истории с Вавилонской башней (см. на сайте обзор недельной главы Ноах, третий годовой цикл), евреи, в отличие от других народов, не получили землю. Малахим (ед. число - малах: некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей; в нееврейской литературе это понятие обычно обозначают словом - ?ангел?) управляют всеми семьюдесятью, принадлежащими естественному миру народами и охраняют их. За еврейский народ взял на себя ответственность сам Всевышний.
Теперь нам легче понять, что пытаться заставить фараона освободить еврейский народ, не открывая ему абсолютно для него новый, неизвестный аспект реальности, было бы бесполезной затеей. Ибо в естественном мире - единственной в то время, по представлению неевреев, реальности, еврейский народ не имел своего места. Чтобы избавить евреев от гнета египетского рабства, Всевышний сначала должен был установить иной тип связи с миром. И только потом, в условиях нового мирового порядка, еврейскому народу было дано найти свое место под солнцем. Эта новая связь и обозначена буквами Имени Творца - йуд, ?ей, вав, ?ей. И удивительные чудеса послужили средством открытия этой новой реальности.
Чудеса (ни иврите - нисим; единственное число - нес) бывают двух видов: скрытые (нисим нистарим) - и явные (нисим гелуим). Нисим нистарим отличаются от рядовых событий естественного мира в аспекте, если можно так выразиться - ?количественном?. Предположим, какая-то семья всегда преуспевает - независимо от того, в каких экономических условиях оказывается. Или, допустим, в отдельно взятой семье никто и никогда не умирает преждевременно... Или, скажем, некий народ всегда побеждает - независимо от численности и боеспособности вражеской армии. Тут как будто бы нет ничего сверхъестественного. Однако статистический анализ предоставит совершенно очевидные свидетельства того, что невидимая Рука управляет судьбой этой семьи или народа.
Подобное явление существовало в эпоху наших праотцев. Все они, как мы читали в книге Берешит, были необычайно богаты и всегда добивались успеха в делах. И нам известно, что это им было обещано Всевышним.
Провидение для еврейского народа - ведущая духовная сила. Признание полной зависимости от Творца - основа молитвы Шма, Исраэль, которую мы читаем, как минимум, дважды в день: ?И будет так, если послушаетесь Моих повелений, которые Я даю вам сегодня, любя Всевышнего вашего, и служа Ему всем сердцем и всей душой вашей, пошлю я дожди земле вашей в срок - дождь после сева и дождь перед жатвой... и будешь есть досыта?. Это - ?формула? еврейского благополучия.
Чудеса первого типа (скрытые) не нарушают существующий мировой порядок. До тех пор, пока Некто проявляет себя чудесами, не выходящими за рамки естественного мира, фараон не вступает с Ним в конфликт. Этот тип Высшего Руководства не угрожает власти фараона. Он понимает, что евреи не могут покинуть Египет, ибо идти им некуда. Если бы они, как прежде, оставались малочисленной группой, они еще были бы способны существовать в системе, организованной Провидением. Потому что ?неправдоподобность? судьбы, скажем, пары сотен людей, не в силах повлиять на установленный в мире порядок. Но целый народ - миллионы людей… Они должны иметь собственную землю. Они не смогут жить независимо на территории другого народа. Но в мире естественной реальности тех времен не было способа предоставить место народу Израиля. Об этом и сказал фараон при первой встрече с Моше. В Торе читаем: ?И сказал Паро (фараон): кто такой йуд, ?ей, вав, ?ей, чтобы я подчинился Ему и отпустил народ Израиля?? (Шемот, гл. 5, ст. 2).
Устная Тора интерпретируют этот отрывок так.
У фараона была книга, в которой описывались божества всех 70-ти народов. Но имя, состоящее из букв йуд, ?ей, вав, ?ей в ней не значилось. Вот он и сказал Моше, что никто и никогда не слышал о проявлениях божества с таким именем, и он не уверен, что оно вообще существует. А раз так, он, не задумываясь, отклонил просьбу Моше (отпустить еврейский народ), посчитав ее просто ?глупой?.
Реальность, известная во времена Моше, не давала фараону возможности убедиться в том, что освобождение еврейского народа из рабства - необходимость. Всевышний, конечно же, мог, избавить народ Израиля от непосильного гнета и без участия фараона. Но - что дальше?.. Всевышний должен был продемонстрировать Свою власть над миром - Свои качества, связанные с четырехбуквенным Именем. И мог сделать это только с помощью нисим гелуим - явных, для всех очевидных чудес…
14.01.04
Нисим гелуим (явные чудеса) - это не просто маловероятные, неправдоподобные события. Но - такие, которые не могли бы произойти в мире, подчиненном естественным законам. Десять казней и рассечение моря Суф относятся к категории явных чудес.
На протяжении всей истории даже теологи, которые принимали всемогущество Всевышнего, не хотели (не могли) принять факт существования явных чудес. По вполне понятным причинам. Явления, выходящие за рамки естественного хода событий, разрушают сложившиеся представления о мировом порядке.
Этот порядок, поддерживающие его законы создал Всевышний. И Он, несомненно, может его разрушить. Но даже Всевышний, казалось бы, не в состоянии нарушить порядок вещей, сохраняя при этом вселенную. Ведь вселенная - закрытая физическая система, элементы которой взаимозависимы. Если убрать какой-то элемент, рухнет вся структура. Созданные Творцом законы, установленные Им для структуры вселенной, как будто бы напрочь исключают возможность явления миру очевидных чудес.
Рациональное объяснение тому, что такие феноменальные явления все же могут быть ?встроены? в реальность естественного мира, находим лишь в сферах проявления Всевышнего под Его четырех буквенным (йуд, ?ей, вав, ?ей) Именем.
Как мы уже говорили, это Имя означает, что Всевышний - Источник всего, при том, что Он способен действовать вне временных границ: в прошлом, настоящем и будущем - одновременно. Если бы нам было дано освободиться от поверхностных слоев, которые мы воспринимаем реальностью, мы обнаружили бы, что все существующее - выражение Воли Творца, проявление Его Единственности. То есть мы могли бы по-настоящему ощутить, что нет ничего, кроме Него, и нет ничего в мире, способного воспрепятствовать Ему реализовать Свою Волю, как Он того пожелает. На этом уровне нет законов естественной природы.
Однако, проявления Всевышнего Именем йуд, ?ей, вав, ?ей, требует установления нового типа связи с миром природы. Чудеса, сопутствующие Исходу, и заключают в себе установление этой новой связи. Ни до Исхода, ни потом, явные (как бы нарушение природных законов) чудеса, совершаемые Творцом не были ?учебным пособием?, призванным доказать Его существование, объяснить суть новых аспектов Его раскрытия.
Однако новый уровень отношений с миром подразумевает и установление связи нового типа с людьми. Ибо человек - единственное творение Всевышнего, способное поддерживать и развивать духовные контакты. Такая особая связь была установлена Творцом с еврейским народом. Она стала средством и орудием для его освобождения из рабства.
Эта концепция лежит в основе объяснения такого, казалось бы, непонятного, ?необоснованного? и, несмотря ни на что - вечно живого феномена, как антисемитизм. Это - данность, дамокловым мечом нависающая над евреями, даже если они демонстрируют готовность ассимилироваться, раствориться в среде другого народа. Более того, антисемитизм существует даже в тех странах, где никогда не было практически еврейского населения. Почему это так?..
15.01.04
Впервые феномен антисемитизма проявился в Египте.
Казалось бы, у фараона не было причин для недовольства евреями. Они были законопослушными и примерными гражданами его страны. Они сделали его империю значительно богаче. И не причиняли ему ни вреда, ни неприятностей. И все же фараон решил, что евреям нельзя доверять и превратил их в рабов. Это была защитная мера предосторожности.
История Исхода из Египта впервые показала, что евреи - ?избранный народ?. Кульминация Исхода - рассечение вод моря Суф для евреев, чтобы они могли беспрепятственно уйти от преследования вооруженных отрядов египтян, которые погибли (как только они оказались в том же проходе, воды моря сомкнулись над их головами).
Это событие имеет очевидный подтекст: Всевышний продемонстрировал миру Свои ?предпочтения?. Теперь мы можем понять, что избранность и антисемитизм - две стороны одной медали.
Сам факт, что евреи выжили во всех, самых тяжких изгнаниях - тоже очевидное, явное чудо. Их способность к выживанию противоречит законам естественного мира и представляет собой нарушение мирового порядка. Оно оказалось возможным только благодаря проявлению особого качества Творца, заключенного в Его Имени йуд, ?ей, вав, ?ей. Качества, которое создает и разрушает - одновременно.
Иными словами, само существование евреев - уже нарушение естественного мирового порядка, на котором основано выживание других народов. А поскольку все люди - существа духовные и, соответственно, к духовной реальности, которая управляет материальным миром, на подсознательном уровне они ощущают вероятность своего разрушения. При том, что народ Израиля, как обещано Творцом, будет жить вечно.
Устная Тора дает дополнительное разъяснение. Не случайно, - говорят наши Учителя, - гора, где евреям была дарована Тора, называется - Синай (слово сина в переводе с иврита означает - ?ненависть?). Ибо дарование Торы, которая определила структуру еврейского народа, определило одновременно и ненависть народов к евреям (Мидраш Шемот Раба, гл. 2, ст. 4).
Отношение евреев к Торе - лучший способ постичь факт, что евреи не являются частью естественного мира.
Выживание в естественном мире требует наличия адаптационных механизмов. Ибо мир постоянно меняется, и тот, кто не в состоянии приспособиться к переменам, обречен на гибель и забвение. Однако само принятие Торы делает адаптацию евреев к меняющимся условиям внешнего мира - невозможным. Законы Торы, контролирующие жизненные аспекты и поведение евреев, не могут быть трансформированы людьми. Всевышний обещал навечно сохранить эти законы. Именно в той форме, в какой они были даны на Синае. Если бы еврейский народ существовал по законам естественного мира, он должен был бы исчезнуть многие века назад.
Многие евреи за долгие века рассеяния ассимилировались, смешались с народами, среди которых жили. Но ассимиляционные процессы поглотили только тех, кто перестал соблюдать законы и приняли условия ?естественного миропорядка?.
Евреи, как народ, сумели сохраниться благодаря тому, что значительная его часть крепко держалась за традицию, отказываясь от адаптации.
Еврейское выживание - не только ?неправдоподобный? и ?маловероятный факт?. Это - явно выходит за рамки естественной природы. Повторим, что этот феномен относится к миру, организованному проявлением Всевышнего под Именем йуд, ?ей, вав, ?ей. Он - вне мира Элоким.
Евреи, пытающиеся что-то заимствовать у других народов, ?корректировать? иудаизм с учетом чужих ценностей, ошибаются в выборе направления. Ибо не понимают, что евреи живут на одной же планете с другими народами, но - в другом, параллельном мире.
Трагедии, пережитые евреями, всегда происходили потому, что многие из них считали, что жить в мире йуд, ?ей, вав, ?ей - вопрос выбора и не осознавали, что это - необходимость. В какой-то момент им вдруг начинало казаться, что они тоже должны иметь возможность выжить и в естественном мире - мире Элоким. В конце концов, считали они, евреи живут в естественном мире, и этот мир - та реальность, в которой живут все люди земли. Ведь и мы, прежде всего - люди, а уж потом - евреи. История, тем не менее, доказывает обратное. Избранный народ может выжить только в атмосфере мира йуд, ?ей, вав, ?ей. Этот мир - их дом.
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Место в Торе: книга Шемот, гл. 1, ст. 1 - гл. 6, ст. 1.
Почему глава так называется?
По первой фразе главы: “И вот имена…”.
Имена на иврите - шемот.
Обсуждение главы Шемот
11.01.04
Мы вновь открываем вторую книгу Торы, которая называется Шемот и рассказывает историю Исхода евреев из Египта.
В обзорах прошлых лет, знакомясь с содержанием нашей недельной главы, мы рассматривали различные аспекты пребывания евреев в Египте и их подготовки к избавлению от рабства (см. на сайте обзор недельной главы Шемот, первый и второй годовые циклы). На этот мы начнем наш обзор с вопросов, которые, настолько очевидны, что задают их нечасто.
Самый ?глобальный? из них - почему Творец, всемогущий и всесильный, не вывел народ из Египта, никому не создавая проблем?
В самом деле. Зачем надо было Ему ?усложнять себе жизнь?, наставляя Моше, что и как говорить фараону? Зачем - устраивать десять казней? Зачем, наконец, вопреки Им же установленным законам природы, нужно было рассекать воды Ям Суф (моря, известного ныне под названием - ?Красное?)?.. Все это, согласитесь, Всесильный мог бы осуществить гораздо более простым способом.
Из Торы мы знаем, что Всевышний ?ожесточил сердце фараона?, чтобы тот не позволял евреям покинуть страну. Значит, с тем же успехом Он мог бы - смягчить сердце египетского правителя, внушив ему мысль, что евреев пора отпустить. И обеспечил бы, тем самым, Своему народу легкое освобождение из рабства…
Но посмотрим на это с другой стороны: неужели все сотворенные Всевышним для евреев чудеса - лишь ?механизм?, с помощью которого еврейский народ добыл себе свободу? Поставленный так вопрос обнаруживает абсурдность подобных предположений и наводит на мысль, что процесс Исхода - акт раскрытия Всевышнего, призванный сообщить миру о Нем.
Об этом свидетельствует и приведенная в Торе ?беседа?, которую вел Всевышний с Моше - перед тем, как назначить его освободителем еврейского народа. Процитируем ее текст: ?И сказал Моше Всевышнему: вот, я приду к сынам Израиля и скажу им - Всевышний отцов ваших послал меня к вам. И спросят они меня: ?Как Его имя??. Что отвечу им? И сказал Всевышний Моше: ?Я - Сущий, который пребудет. И произнес: так скажи сынам Израиля - Вечносущий послал меня к вам. И еще сказал Всевышний Моше: передай сынам Израиля - Всевышний отцов ваших, Всевышний (Элоким) Авраама, Всевышний Ицхака и Всевышний Яакова послал меня к вам. Вот Имя Мое навеки, это память обо Мне из рода в род…? (Шемот, гл. 3, ст. 13-15).
Фрагмент этот, на первый взгляд, ставит в тупик. Моше задал Всевышнему, казалось бы, простейший вопрос: как ему отвечать, если люди спросят его, как зовут того, от чьего имени он будет говорить с нами? Почему же Творец называет сразу же несколько своих имен? И вообще - почему Моше решил, что еврейский народ должен спрашивать его об имени Всевышнего? Разве праотцы не передали эту информацию последующим поколениям? Это же - часть еврейской традиции.
Комментируя этот отрывок, Рамбан (Рабейну Моше бен Нахман - Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания - Эрец Исраэль, конец 12-го - начало 13-го вв.) объясняет: еврейский народ, несомненно, знал имена Всевышнего. Но ему также было известно, что каждое из Его имен отражает некий конкретный атрибут. Согласно Устной традиции, которая от праотцев передавалась последующим поколениям - от отца к сыну, Святое Имя, выбранное Всевышним при назначении пророка, раскрывает суть и уровень его пророческих полномочий. Моше понимал: когда он предстанет перед еврейским народом с сообщением о грядущем освобождении от рабства, первое, люди непременно захотят узнать, какое Имя избрал Творец, посылая Моше на исполнение освободительной миссии.
Однако это объяснение, в свою очередь, требует объяснения. Что означает - ?Имя, которое Всевышний выбрал для осуществления миссии?? Почему это столь важно? Какая разница, каким Именем назвал себя перед Моше Творец? Разве сам факт, что Он принял решение освободить еврейский народ - не самое главное?..
12.01.04
Имя - не случайный набор звуков, особенно, когда речь идет об Именах Создателя вселенной, - разъясняет в своей книге Нефеш а-Хаим рав Хаим из Воложина (выдающийся Учитель, Литва, конец 18-го - начало 19-го вв.; в 19 лет стал ?ближайшим учеником? Виленского Гаона). В еврейской традиции с сутью и значением имени связано очень многое.
Евреи понимают, что логически нельзя ?вычислить?, что представляет собой Всевышний. Достаточно одного лишь факта: Творец - вечен, а человек - создание бренное, чтобы уяснить себе, что Он для нас - непостижим. Наши знания о Нем ограничиваются, по сути, простой информацией: ?Он - существует?. Но Его природа, Его замыслы - скрыты от нас. Если мы и способны узнать что-то еще, помимо факта существования Всевышнего, так это только благодаря тому, что Он открывался нам в Торе.
Читая Тору, замечаем, что в разных ситуациях Всевышний называет себя разными Именами, и с каждым из Имен по-разному проявляет Свою Волю.
Комментируя процитированный выше отрывок, Талмуд приводит Мидраш:
Моше спросил Всевышнего, каким Именем Он ?воспользуется? на этот раз. Зная, что каждое Его Имя отражает определенные действия. И Творец ответил: ?Когда я вершу суд над Моими созданиями, Мое имя - Элоким. Когда иду войной против злодеев, Мое имя - Цеваот. Когда я откладываю наказание за грехи, Мое имя - Шаддай. Когда Я сижу на Троне Милосердия, Мое имя (непроизносимое, состоит из четырех букв) - ?йуд-?ей-вав- ?ей? (Мидраш Шемот Раба, гл. 6, ст. 3).
Всевышний создал мир, называя Себя - Элоким. Это имя неоднократно звучит в книге Берешит, где описывается история Сотворения мира. И отражает законы, регулирующие существование естественного мира. Весь естественный мир существует по законам, отражающим это имя. Гематрия (числовое значение) слова Элоким равна - 86. Та же гематрия и у слова - тева (что в переводе с иврита означает - ?природа?). Почему же Творец сообщил Моше, что пользуется этим Именем, ?вершит суд над Своими созданиями??
Однако не будем забывать, что мы имеем дело с аспектами качеств Творца, а не непосредственно - с Его действиями. Все природные явления подчинены незыблемым законам, каждое - в своей ?нише?, но - внутри общей структуры естественной реальности. Создание мира природы требовало, чтобы все явления были помещены в жесткие рамки. В процессе создания мира природы, Всевышний в определенном смысле явил, с одной стороны - неограниченную изобретательность, с другой - полное отсутствие милосердия и снисходительности.
В чем же суть Его четырехбуквенного Имени, состоящего из букв йуд, ?ей, вав, ?ей? Это Имя указывает на Его способность одновременно существовать в прошлом, настоящем и будущем и на то, что Он - источник всего во вселенной.
Одновременное ?пребывание? в трех временных измерениях, иными словами - тот факт, что Он не ограничен временными рамками, дает Всевышнему возможность полностью контролировать цели Его создания. А в качестве Создателя всего, Он всегда и на всех уровнях может реорганизовать реальность. Поскольку конечной, глобальная цель Творца - выразить свое желание дать созданиям благо, Он, проявляя этот аспект Своей Сущности, ?сидит, - как говорит Мидраш, - на Троне Милосердия?.
Рамбан пишет, что, называя Моше Свое Имя - ?Я Сущий, который пребудет?, Всевышний тем самым передает еврейскому народу сообщение, как бы подчеркивая, что событие Исхода не принадлежит естественному миру, что оно будет осуществлено на качественно ином уровне - свойствами четырехбуквенного Имени (йуд, ?ей, вав, ?ей). Чтобы понять, что стоит за этим событием, необходимо рассмотреть несколько дополнительных аспектов…
13.01.04
Еврейский народ - вне реальности мира природы и не подчинен его законам. То есть - вне системы, структурированной Его Именем - Элоким. Остальные семьдесят народов мира - внутри этой системы. Но евреи - за ее пределами.
Во времена великого рассеяния, описанного в истории с Вавилонской башней (см. на сайте обзор недельной главы Ноах, третий годовой цикл), евреи, в отличие от других народов, не получили землю. Малахим (ед. число - малах: некая духовная субстанция, осуществляющая связь Неба с землей; в нееврейской литературе это понятие обычно обозначают словом - ?ангел?) управляют всеми семьюдесятью, принадлежащими естественному миру народами и охраняют их. За еврейский народ взял на себя ответственность сам Всевышний.
Теперь нам легче понять, что пытаться заставить фараона освободить еврейский народ, не открывая ему абсолютно для него новый, неизвестный аспект реальности, было бы бесполезной затеей. Ибо в естественном мире - единственной в то время, по представлению неевреев, реальности, еврейский народ не имел своего места. Чтобы избавить евреев от гнета египетского рабства, Всевышний сначала должен был установить иной тип связи с миром. И только потом, в условиях нового мирового порядка, еврейскому народу было дано найти свое место под солнцем. Эта новая связь и обозначена буквами Имени Творца - йуд, ?ей, вав, ?ей. И удивительные чудеса послужили средством открытия этой новой реальности.
Чудеса (ни иврите - нисим; единственное число - нес) бывают двух видов: скрытые (нисим нистарим) - и явные (нисим гелуим). Нисим нистарим отличаются от рядовых событий естественного мира в аспекте, если можно так выразиться - ?количественном?. Предположим, какая-то семья всегда преуспевает - независимо от того, в каких экономических условиях оказывается. Или, допустим, в отдельно взятой семье никто и никогда не умирает преждевременно... Или, скажем, некий народ всегда побеждает - независимо от численности и боеспособности вражеской армии. Тут как будто бы нет ничего сверхъестественного. Однако статистический анализ предоставит совершенно очевидные свидетельства того, что невидимая Рука управляет судьбой этой семьи или народа.
Подобное явление существовало в эпоху наших праотцев. Все они, как мы читали в книге Берешит, были необычайно богаты и всегда добивались успеха в делах. И нам известно, что это им было обещано Всевышним.
Провидение для еврейского народа - ведущая духовная сила. Признание полной зависимости от Творца - основа молитвы Шма, Исраэль, которую мы читаем, как минимум, дважды в день: ?И будет так, если послушаетесь Моих повелений, которые Я даю вам сегодня, любя Всевышнего вашего, и служа Ему всем сердцем и всей душой вашей, пошлю я дожди земле вашей в срок - дождь после сева и дождь перед жатвой... и будешь есть досыта?. Это - ?формула? еврейского благополучия.
Чудеса первого типа (скрытые) не нарушают существующий мировой порядок. До тех пор, пока Некто проявляет себя чудесами, не выходящими за рамки естественного мира, фараон не вступает с Ним в конфликт. Этот тип Высшего Руководства не угрожает власти фараона. Он понимает, что евреи не могут покинуть Египет, ибо идти им некуда. Если бы они, как прежде, оставались малочисленной группой, они еще были бы способны существовать в системе, организованной Провидением. Потому что ?неправдоподобность? судьбы, скажем, пары сотен людей, не в силах повлиять на установленный в мире порядок. Но целый народ - миллионы людей… Они должны иметь собственную землю. Они не смогут жить независимо на территории другого народа. Но в мире естественной реальности тех времен не было способа предоставить место народу Израиля. Об этом и сказал фараон при первой встрече с Моше. В Торе читаем: ?И сказал Паро (фараон): кто такой йуд, ?ей, вав, ?ей, чтобы я подчинился Ему и отпустил народ Израиля?? (Шемот, гл. 5, ст. 2).
Устная Тора интерпретируют этот отрывок так.
У фараона была книга, в которой описывались божества всех 70-ти народов. Но имя, состоящее из букв йуд, ?ей, вав, ?ей в ней не значилось. Вот он и сказал Моше, что никто и никогда не слышал о проявлениях божества с таким именем, и он не уверен, что оно вообще существует. А раз так, он, не задумываясь, отклонил просьбу Моше (отпустить еврейский народ), посчитав ее просто ?глупой?.
Реальность, известная во времена Моше, не давала фараону возможности убедиться в том, что освобождение еврейского народа из рабства - необходимость. Всевышний, конечно же, мог, избавить народ Израиля от непосильного гнета и без участия фараона. Но - что дальше?.. Всевышний должен был продемонстрировать Свою власть над миром - Свои качества, связанные с четырехбуквенным Именем. И мог сделать это только с помощью нисим гелуим - явных, для всех очевидных чудес…
14.01.04
Нисим гелуим (явные чудеса) - это не просто маловероятные, неправдоподобные события. Но - такие, которые не могли бы произойти в мире, подчиненном естественным законам. Десять казней и рассечение моря Суф относятся к категории явных чудес.
На протяжении всей истории даже теологи, которые принимали всемогущество Всевышнего, не хотели (не могли) принять факт существования явных чудес. По вполне понятным причинам. Явления, выходящие за рамки естественного хода событий, разрушают сложившиеся представления о мировом порядке.
Этот порядок, поддерживающие его законы создал Всевышний. И Он, несомненно, может его разрушить. Но даже Всевышний, казалось бы, не в состоянии нарушить порядок вещей, сохраняя при этом вселенную. Ведь вселенная - закрытая физическая система, элементы которой взаимозависимы. Если убрать какой-то элемент, рухнет вся структура. Созданные Творцом законы, установленные Им для структуры вселенной, как будто бы напрочь исключают возможность явления миру очевидных чудес.
Рациональное объяснение тому, что такие феноменальные явления все же могут быть ?встроены? в реальность естественного мира, находим лишь в сферах проявления Всевышнего под Его четырех буквенным (йуд, ?ей, вав, ?ей) Именем.
Как мы уже говорили, это Имя означает, что Всевышний - Источник всего, при том, что Он способен действовать вне временных границ: в прошлом, настоящем и будущем - одновременно. Если бы нам было дано освободиться от поверхностных слоев, которые мы воспринимаем реальностью, мы обнаружили бы, что все существующее - выражение Воли Творца, проявление Его Единственности. То есть мы могли бы по-настоящему ощутить, что нет ничего, кроме Него, и нет ничего в мире, способного воспрепятствовать Ему реализовать Свою Волю, как Он того пожелает. На этом уровне нет законов естественной природы.
Однако, проявления Всевышнего Именем йуд, ?ей, вав, ?ей, требует установления нового типа связи с миром природы. Чудеса, сопутствующие Исходу, и заключают в себе установление этой новой связи. Ни до Исхода, ни потом, явные (как бы нарушение природных законов) чудеса, совершаемые Творцом не были ?учебным пособием?, призванным доказать Его существование, объяснить суть новых аспектов Его раскрытия.
Однако новый уровень отношений с миром подразумевает и установление связи нового типа с людьми. Ибо человек - единственное творение Всевышнего, способное поддерживать и развивать духовные контакты. Такая особая связь была установлена Творцом с еврейским народом. Она стала средством и орудием для его освобождения из рабства.
Эта концепция лежит в основе объяснения такого, казалось бы, непонятного, ?необоснованного? и, несмотря ни на что - вечно живого феномена, как антисемитизм. Это - данность, дамокловым мечом нависающая над евреями, даже если они демонстрируют готовность ассимилироваться, раствориться в среде другого народа. Более того, антисемитизм существует даже в тех странах, где никогда не было практически еврейского населения. Почему это так?..
15.01.04
Впервые феномен антисемитизма проявился в Египте.
Казалось бы, у фараона не было причин для недовольства евреями. Они были законопослушными и примерными гражданами его страны. Они сделали его империю значительно богаче. И не причиняли ему ни вреда, ни неприятностей. И все же фараон решил, что евреям нельзя доверять и превратил их в рабов. Это была защитная мера предосторожности.
История Исхода из Египта впервые показала, что евреи - ?избранный народ?. Кульминация Исхода - рассечение вод моря Суф для евреев, чтобы они могли беспрепятственно уйти от преследования вооруженных отрядов египтян, которые погибли (как только они оказались в том же проходе, воды моря сомкнулись над их головами).
Это событие имеет очевидный подтекст: Всевышний продемонстрировал миру Свои ?предпочтения?. Теперь мы можем понять, что избранность и антисемитизм - две стороны одной медали.
Сам факт, что евреи выжили во всех, самых тяжких изгнаниях - тоже очевидное, явное чудо. Их способность к выживанию противоречит законам естественного мира и представляет собой нарушение мирового порядка. Оно оказалось возможным только благодаря проявлению особого качества Творца, заключенного в Его Имени йуд, ?ей, вав, ?ей. Качества, которое создает и разрушает - одновременно.
Иными словами, само существование евреев - уже нарушение естественного мирового порядка, на котором основано выживание других народов. А поскольку все люди - существа духовные и, соответственно, к духовной реальности, которая управляет материальным миром, на подсознательном уровне они ощущают вероятность своего разрушения. При том, что народ Израиля, как обещано Творцом, будет жить вечно.
Устная Тора дает дополнительное разъяснение. Не случайно, - говорят наши Учителя, - гора, где евреям была дарована Тора, называется - Синай (слово сина в переводе с иврита означает - ?ненависть?). Ибо дарование Торы, которая определила структуру еврейского народа, определило одновременно и ненависть народов к евреям (Мидраш Шемот Раба, гл. 2, ст. 4).
Отношение евреев к Торе - лучший способ постичь факт, что евреи не являются частью естественного мира.
Выживание в естественном мире требует наличия адаптационных механизмов. Ибо мир постоянно меняется, и тот, кто не в состоянии приспособиться к переменам, обречен на гибель и забвение. Однако само принятие Торы делает адаптацию евреев к меняющимся условиям внешнего мира - невозможным. Законы Торы, контролирующие жизненные аспекты и поведение евреев, не могут быть трансформированы людьми. Всевышний обещал навечно сохранить эти законы. Именно в той форме, в какой они были даны на Синае. Если бы еврейский народ существовал по законам естественного мира, он должен был бы исчезнуть многие века назад.
Многие евреи за долгие века рассеяния ассимилировались, смешались с народами, среди которых жили. Но ассимиляционные процессы поглотили только тех, кто перестал соблюдать законы и приняли условия ?естественного миропорядка?.
Евреи, как народ, сумели сохраниться благодаря тому, что значительная его часть крепко держалась за традицию, отказываясь от адаптации.
Еврейское выживание - не только ?неправдоподобный? и ?маловероятный факт?. Это - явно выходит за рамки естественной природы. Повторим, что этот феномен относится к миру, организованному проявлением Всевышнего под Именем йуд, ?ей, вав, ?ей. Он - вне мира Элоким.
Евреи, пытающиеся что-то заимствовать у других народов, ?корректировать? иудаизм с учетом чужих ценностей, ошибаются в выборе направления. Ибо не понимают, что евреи живут на одной же планете с другими народами, но - в другом, параллельном мире.
Трагедии, пережитые евреями, всегда происходили потому, что многие из них считали, что жить в мире йуд, ?ей, вав, ?ей - вопрос выбора и не осознавали, что это - необходимость. В какой-то момент им вдруг начинало казаться, что они тоже должны иметь возможность выжить и в естественном мире - мире Элоким. В конце концов, считали они, евреи живут в естественном мире, и этот мир - та реальность, в которой живут все люди земли. Ведь и мы, прежде всего - люди, а уж потом - евреи. История, тем не менее, доказывает обратное. Избранный народ может выжить только в атмосфере мира йуд, ?ей, вав, ?ей. Этот мир - их дом.
Автор текста раввин Носон Вайс
Иерусалим
Метки: