Ещё раз о Совершенстве Творца
Основная идея Мифа - то, что маленькие, хаотичные или слабые вещи постепенно превращаются в большие, сильные и упорядоченные - может на первый взгляд показаться весьма странной
.
На самом деле, никто никогда не видел, чтобы груда камней сама по себе выстроилась в дом.
Но эта странная идея тем не менее привлекательна для воображения.
Этому способствуют два общеизвестных примера.
Все видели, как подобные метаморфозы происходят с индивидуальными организмами.
Жёлудь превращается в дуб, личинка - в насекомое, из яйца вылупляется птенец, каждый человек когда-то был эмбрионом.
И второй пример - в технический век он особенно много значит для общественного сознания.
Каждый наблюдал реальную Эволюцию в истории механизмов.
Все мы помним времена, когда локомотивы были меньше и слабей, чем сейчас.
Двух этих очевидных примеров вполне достаточно, чтобы убедить воображение, будто Эволюция в космическом смысле слова - самая естественная вещь в мире.
Дуб действительно вырастает из жёлудя, но ведь этот жёлудь упал со старого дуба.
Каждый человек - результат соединения яйцеклетки со сперматозоидом, но и яйцеклетка и сперматозоид принадлежали двум вполне сложившимся человеческим существам.
Современные экспрессы - потомки "Ракеты"; но сама "Ракета" произошла не от чего-то элементарного и примитивного, но от гораздо более высокоразвитой и высокоорганизованной причины - разума человека, и не просто человека, но гения.
Может быть, современное искусство и "развилось" из первобытного. Но самая первая картина не "эволюционировала" сама по себе: её породило нечто несравненно более великое - разум человека, который первым догадался, что на плоскую поверхность можно нанести знаки, похожие на людей и животных, и тем самым превзошёл гениальностью всех художников, появившихся после него.
Может быть, если проследить любую цивилизацию вспять, до её начала, это начало покажется нам варварским и грубым; но, приглядевшись пристальней, мы обычно обнаруживаем, что это начало на самом деле возникло на развалинах ещё более древней цивилизации.
Иными словами, очевидные примеры или аналоги Эволюции, которые так действуют на людское воображение, привлекают наше внимание лишь к половине процесса.
В действительности же всё, что мы видим вокруг - это двойной процесс - совершенный организм "роняет" несовершенное семя, которое, в свою очередь, дозревает до совершенства.
Сосредотачиваясь исключительно на движении вверх в этом цикле, мы, как нам кажется, видим "эволюцию".
Я ни в коем случае не отрицаю, что организмы на нашей планете могли "эволюционировать".
Но если руководствоваться аналогией с Природой, такой, как мы её знаем, то резонно предположить, что этот эволюционный процесс был второй частью более длительного процесса; что первые семена жизни на нашу планету "заронила" какая-то более полная и совершенная жизнь.
.
На самом деле, никто никогда не видел, чтобы груда камней сама по себе выстроилась в дом.
Но эта странная идея тем не менее привлекательна для воображения.
Этому способствуют два общеизвестных примера.
Все видели, как подобные метаморфозы происходят с индивидуальными организмами.
Жёлудь превращается в дуб, личинка - в насекомое, из яйца вылупляется птенец, каждый человек когда-то был эмбрионом.
И второй пример - в технический век он особенно много значит для общественного сознания.
Каждый наблюдал реальную Эволюцию в истории механизмов.
Все мы помним времена, когда локомотивы были меньше и слабей, чем сейчас.
Двух этих очевидных примеров вполне достаточно, чтобы убедить воображение, будто Эволюция в космическом смысле слова - самая естественная вещь в мире.
Дуб действительно вырастает из жёлудя, но ведь этот жёлудь упал со старого дуба.
Каждый человек - результат соединения яйцеклетки со сперматозоидом, но и яйцеклетка и сперматозоид принадлежали двум вполне сложившимся человеческим существам.
Современные экспрессы - потомки "Ракеты"; но сама "Ракета" произошла не от чего-то элементарного и примитивного, но от гораздо более высокоразвитой и высокоорганизованной причины - разума человека, и не просто человека, но гения.
Может быть, современное искусство и "развилось" из первобытного. Но самая первая картина не "эволюционировала" сама по себе: её породило нечто несравненно более великое - разум человека, который первым догадался, что на плоскую поверхность можно нанести знаки, похожие на людей и животных, и тем самым превзошёл гениальностью всех художников, появившихся после него.
Может быть, если проследить любую цивилизацию вспять, до её начала, это начало покажется нам варварским и грубым; но, приглядевшись пристальней, мы обычно обнаруживаем, что это начало на самом деле возникло на развалинах ещё более древней цивилизации.
Иными словами, очевидные примеры или аналоги Эволюции, которые так действуют на людское воображение, привлекают наше внимание лишь к половине процесса.
В действительности же всё, что мы видим вокруг - это двойной процесс - совершенный организм "роняет" несовершенное семя, которое, в свою очередь, дозревает до совершенства.
Сосредотачиваясь исключительно на движении вверх в этом цикле, мы, как нам кажется, видим "эволюцию".
Я ни в коем случае не отрицаю, что организмы на нашей планете могли "эволюционировать".
Но если руководствоваться аналогией с Природой, такой, как мы её знаем, то резонно предположить, что этот эволюционный процесс был второй частью более длительного процесса; что первые семена жизни на нашу планету "заронила" какая-то более полная и совершенная жизнь.
Метки: