Рассудок
Мысли свт. Феофана Затворника
(1Тим.5:22–6, 11; Лк.18:15–17, 26–30)
?Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него? (Лк.18:17).
Как же это принимать – ?как дитя?? А вот как: в простоте, полным сердцем, без раздумываний. Рассудочный анализ неприложим в области веры. Он может иметь место только в преддверии ее. Как анатом все тело разлагает до подробности, а жизни не видит, так и рассудок – сколько ни рассуждает, силы веры не постигает. Вера сама дает созерцания, которые в целом представляют веру всецело удовлетворяющею всем потребностям естества нашего и обязуют сознание, совесть, сердце принять веру. Они и принимают, и, приняв, не хотят уже отстать от нее.
Тут происходит то же, что с вкусившим приятной и здоровой пищи. Вкусив однажды, он знает, что она пригодна, и принимает ее в ряд питающих его веществ. Химия ни прежде, ни после не помощница ему в этом убеждении. Убеждение его основано на личном опыте, непосредственно. Так и верующий знает истинность веры непосредственно. Сама вера вселяет в нем непоколебимое убеждение, что она вера. Как же после того вера будет верою разумною? В том и разумность веры, чтоб непосредственно знать, что она вера. Рассудок, который есть величайшее зло в христианстве, только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере, а главное, кичит и отгоняет благодать Божию.
Источник: / azbyka.ru
(1Тим.5:22–6, 11; Лк.18:15–17, 26–30)
?Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него? (Лк.18:17).
Как же это принимать – ?как дитя?? А вот как: в простоте, полным сердцем, без раздумываний. Рассудочный анализ неприложим в области веры. Он может иметь место только в преддверии ее. Как анатом все тело разлагает до подробности, а жизни не видит, так и рассудок – сколько ни рассуждает, силы веры не постигает. Вера сама дает созерцания, которые в целом представляют веру всецело удовлетворяющею всем потребностям естества нашего и обязуют сознание, совесть, сердце принять веру. Они и принимают, и, приняв, не хотят уже отстать от нее.
Тут происходит то же, что с вкусившим приятной и здоровой пищи. Вкусив однажды, он знает, что она пригодна, и принимает ее в ряд питающих его веществ. Химия ни прежде, ни после не помощница ему в этом убеждении. Убеждение его основано на личном опыте, непосредственно. Так и верующий знает истинность веры непосредственно. Сама вера вселяет в нем непоколебимое убеждение, что она вера. Как же после того вера будет верою разумною? В том и разумность веры, чтоб непосредственно знать, что она вера. Рассудок, который есть величайшее зло в христианстве, только портит дело, охлаждая веру и ослабляя жизнь по вере, а главное, кичит и отгоняет благодать Божию.
Источник: / azbyka.ru
Метки: