Мысли О Религии. 10-20
* * *
Для иудаизма и христианства основополагающим является учение о богодухновенности (написано духом бога) библии и проистекающим из него абсолютным и безусловным авторитетом текстов библии. По этому учению Моисей имел встречу на горе Синай с богом Яхве и записал то, что затем стало содержанием библейских рассказов непосредственно с его слов или под внушением его духа. Это учение было полностью усвоено христианством, которое на самом деле представляет из себя ничто иное как развитый иудаизм. А.Бергсон об этом говорит так: “Основной вклад в становление христианского мистицизма внесли пророки Израиля. Евангельский Христос их прямой продолжатель, а христианство при всем своем отличии от иудаизма является его прямым продолжением”.
* * *
Многократно замечалось, что евангелия сплошь состоят из противоречий или, лучше сказать, взаимоисключающих утверждений. В результате ум погружается в состояние абсурда или парализуется. Человек отчаивается в своем уме, как бы становится “не в своем уме”, теряет способность всяческого различения и ему ничего не остается, кроме как принимать на веру все, что ему предлагают. В этом и состоит одна из главных опасностей христианского учения. Этим оно делает человека безумным, лишает его воли и делает его верующим во что угодно.
* * *
Главная претензия к христианству состоит в том, что оно является ложной религией или псевдорелигией, или воображаемой религией.
* * *
Христа нужно сравнивать с такими людьми, как Ленин, Сталин, Гитлер, Мао-Дзе-Дун, Ким Ир Сен. Все они были просто людьми, а не богами, но поклонение им воздавалось равнобожественное и даже больше того. Можно даже сказать, что в этом смысле они были сверхбоги.
* * *
На самом деле в христианстве есть некое хорошо скрытое злое начало. Это его духовное крепостное право, которое на самом деле может быть сильнее и глубже социального. Отношения здесь: помещик — крепостной; духовник, старец — духовное чадо.
* * *
Священники, богословы, старцы, святые отцы, миссионеры или те, кто добровольно берут на себя функцию миссионера — это те, которых, подобно апостолам-рыбакам в евангелиях, можно назвать ловцами человеческих душ. Этот образ в евангелиях очень хорош и точен. Непонятно только, почему люди не задумываются над тем, что происходит потом с рыбами, которые попадают в рыбацкие сети. Рыбаки плетут сети сами или пользуются уже готовыми. Рыбная ловля — это их промысел, который дает им средства к существованию. Но что происходит с рыбами, которые попадают в сети? Вот в чем вопрос. Особенно точен евангельский образ тем, что рыба всегда была символом человеческой христианской души. Можно представить, что задача христианского учения состоит в том, чтобы сделать человеческую душу полностью рыбоподобной. Хотя бы для того, чтобы облегчить процесс ее ловли для дальнейшего употребления.
* * *
/Бытие бога (или богов) субъективно. Он (или они) существуют в сознании верующих и не существуют в сознании неверующих. Идея, мысль о нем (или о них) как существующем или несуществующем и связанные с этим переживания существуют в той или иной степени в сознании всех людей.
* * *
В среде верующих и богословов принято говорить о всемогуществе божием. Для бога нет ничего невозможного, говорят обычно. А между тем, никто из говорящих или думающих так на самом деле в это не верит. И доказать это довольно просто одним примером: никому из думающих или говорящих так в случае, когда умирает близкий для них человек не приходит даже в голову обратиться к богу с молитвой или просьбой вернуть этого человека к жизни. А почему бы нет, если для бога все возможно? А потому, что они твердо знают, что вернуть человека к жизни не небесной, о которой на самом деле никто ничего не знает, а вот этой - земной - ни для кого: ни для человека, ни для бога совершено невозможно. И вот это необращение человека к богу на самом деле в самом серьезном случае и есть не что иное, как неверие человека во всемогущество божие. Да и как можно в это поверить, когда в жизни человека и во всей человеческой истории ничего подобного не происходило и нет тому ни единого документального подтверждения. Воскрешение из мертвых возможно только в мифологии и фольклоре. Можно было бы привести и другие примеры сомнительности могущества божьего (как и самого бытия бога). Например, никакой бог не мог и не может сделать так, чтобы кто-нибудь из людей смог прожить две или три тысячи лет или, чтобы состарившись, он снова бы превратился в ребенка (в буквальном смысле слова). Но на самом деле первого приведенного примера вполне достаточно, чтобы прекратить всякие разговоры о всемогуществе божьем или, по крайней мере, осознать их бессмысленность.
* * *
Верующих церковь обязывает не жить по своей воле, не жить своим умом, не иметь ничего личностного, индивидуального. Все как один и один как все. Это и есть зомби.
Для иудаизма и христианства основополагающим является учение о богодухновенности (написано духом бога) библии и проистекающим из него абсолютным и безусловным авторитетом текстов библии. По этому учению Моисей имел встречу на горе Синай с богом Яхве и записал то, что затем стало содержанием библейских рассказов непосредственно с его слов или под внушением его духа. Это учение было полностью усвоено христианством, которое на самом деле представляет из себя ничто иное как развитый иудаизм. А.Бергсон об этом говорит так: “Основной вклад в становление христианского мистицизма внесли пророки Израиля. Евангельский Христос их прямой продолжатель, а христианство при всем своем отличии от иудаизма является его прямым продолжением”.
* * *
Многократно замечалось, что евангелия сплошь состоят из противоречий или, лучше сказать, взаимоисключающих утверждений. В результате ум погружается в состояние абсурда или парализуется. Человек отчаивается в своем уме, как бы становится “не в своем уме”, теряет способность всяческого различения и ему ничего не остается, кроме как принимать на веру все, что ему предлагают. В этом и состоит одна из главных опасностей христианского учения. Этим оно делает человека безумным, лишает его воли и делает его верующим во что угодно.
* * *
Главная претензия к христианству состоит в том, что оно является ложной религией или псевдорелигией, или воображаемой религией.
* * *
Христа нужно сравнивать с такими людьми, как Ленин, Сталин, Гитлер, Мао-Дзе-Дун, Ким Ир Сен. Все они были просто людьми, а не богами, но поклонение им воздавалось равнобожественное и даже больше того. Можно даже сказать, что в этом смысле они были сверхбоги.
* * *
На самом деле в христианстве есть некое хорошо скрытое злое начало. Это его духовное крепостное право, которое на самом деле может быть сильнее и глубже социального. Отношения здесь: помещик — крепостной; духовник, старец — духовное чадо.
* * *
Священники, богословы, старцы, святые отцы, миссионеры или те, кто добровольно берут на себя функцию миссионера — это те, которых, подобно апостолам-рыбакам в евангелиях, можно назвать ловцами человеческих душ. Этот образ в евангелиях очень хорош и точен. Непонятно только, почему люди не задумываются над тем, что происходит потом с рыбами, которые попадают в рыбацкие сети. Рыбаки плетут сети сами или пользуются уже готовыми. Рыбная ловля — это их промысел, который дает им средства к существованию. Но что происходит с рыбами, которые попадают в сети? Вот в чем вопрос. Особенно точен евангельский образ тем, что рыба всегда была символом человеческой христианской души. Можно представить, что задача христианского учения состоит в том, чтобы сделать человеческую душу полностью рыбоподобной. Хотя бы для того, чтобы облегчить процесс ее ловли для дальнейшего употребления.
* * *
/Бытие бога (или богов) субъективно. Он (или они) существуют в сознании верующих и не существуют в сознании неверующих. Идея, мысль о нем (или о них) как существующем или несуществующем и связанные с этим переживания существуют в той или иной степени в сознании всех людей.
* * *
В среде верующих и богословов принято говорить о всемогуществе божием. Для бога нет ничего невозможного, говорят обычно. А между тем, никто из говорящих или думающих так на самом деле в это не верит. И доказать это довольно просто одним примером: никому из думающих или говорящих так в случае, когда умирает близкий для них человек не приходит даже в голову обратиться к богу с молитвой или просьбой вернуть этого человека к жизни. А почему бы нет, если для бога все возможно? А потому, что они твердо знают, что вернуть человека к жизни не небесной, о которой на самом деле никто ничего не знает, а вот этой - земной - ни для кого: ни для человека, ни для бога совершено невозможно. И вот это необращение человека к богу на самом деле в самом серьезном случае и есть не что иное, как неверие человека во всемогущество божие. Да и как можно в это поверить, когда в жизни человека и во всей человеческой истории ничего подобного не происходило и нет тому ни единого документального подтверждения. Воскрешение из мертвых возможно только в мифологии и фольклоре. Можно было бы привести и другие примеры сомнительности могущества божьего (как и самого бытия бога). Например, никакой бог не мог и не может сделать так, чтобы кто-нибудь из людей смог прожить две или три тысячи лет или, чтобы состарившись, он снова бы превратился в ребенка (в буквальном смысле слова). Но на самом деле первого приведенного примера вполне достаточно, чтобы прекратить всякие разговоры о всемогуществе божьем или, по крайней мере, осознать их бессмысленность.
* * *
Верующих церковь обязывает не жить по своей воле, не жить своим умом, не иметь ничего личностного, индивидуального. Все как один и один как все. Это и есть зомби.
Метки: