Тайны Строения Вселенной
ТАЙНЫ СТРОЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Микро и макрокосм.
Древние называли человека микрокосмом макрокосма. Но что, в сущности, означает это понятие? Дело в том, что человек является по своей внутренней скрытой сути зеркальным отражением бесконечной Вселенной, неотъемлемой частицей Космоса и неразделен с ним. Недаром в Библии говорится, что человек был создан по образу и подобию Божию. И в этом заключается величайшая истина. Проще говоря, Бог, в которого мы верим, обитает не где-то на небе, среди облаков, а в нас самих, в нашем сердце. Поистине все люди – Боги, только забыли об этом и частично утратили свою изначальную божественность. Цель эволюции – эту утраченную божествен-ность вернуть. Но не всё так просто. Для того чтобы глубже разобраться в этом вопросе, давайте сначала разберёмся, что же скрывается под загадочным понятием и названием ?Бог?? Большинство представителей человечества, за исключением отдельных высокоразвитых душ, далеко продвинувшихся в своей эволюции, поклоняются Богу как личности, и в самом деле считая, что Бог похож на человека, по крайней мере, внешне. Но это величайшее заблуждение. Все великие умы на протяжении тысячелетий отрицали Бога как личность и даже как индивидуальность, ибо это утверждение в корне неверно. Бог не есть личность, не есть индивидуальность. По утверждению великого ?отца христианства? Оригена, ?Бог есть простая духовная природа?. В нём всё движется, живёт и дышит, рождается и умирает для нового рождения. Материальная проявленная Вселенная, грубо говоря, является ?телом? Бога, и каждый атом, включая человека, Солнце, галактики и их скопления, являются его частицами, как органы человеческого тела. В переводе с греческого ?космос? означает ?строй, порядок?.
Человек, по сути, является уменьшенной моделью Вселенной или космосом в миниатюре. Его мозг работает меньше чем на половину своих возможностей и в течение своей бесконечной эволюции, протяжённостью в миллиарды лет, он постепенно раскрывает, совершенствуясь, свой изначальный потенциал, как частица божественного Абсолюта.
Итак, мы упомянули, что человек и космос идентичны, тождественны друг другу по своей внутренней духовной структуре. Но тут же оговоримся, добавив, что материальная, видимая нами Вселенная не есть истинный высочайший Бог, а лишь одно из его проявлений, зеркальное иллюзорное отражение идеальной первичной невидимой Вселенной. Тем не менее, эти миры нераздельно слиты друг с другом. По сути, весь окружающий нас мир – иллюзия, Маха-Майя [1] грандиозные театральные декорации, а мы являемся участниками разворачивающегося действа на протяжении огромного отрезка времени, уходящего в беспредельность. Люди – всего лишь актёры на сцене, время от времени сменяющие ?платья? или тленные оболочки.
Что же собой представляет высочайший Бог? Он непознаваем и невидим. Никто и никогда Его не видел, хотя каждый из нас при этом носит Его частицу или искру внутри себя, в своём сердце. Он ВСЁ и ОДНО одновременно. Он – ЕДИНЫЙ и в то же время разворачивает себя во МНОЖЕСТВЕ. Он – источник всех вещей, которые суть его ЭМАНАЦИИ. Он сам содержит в себе все вещи. Он – безличная Первопричина, НАЧАЛО всех вещей. Согласно духовным учениям Востока, Верховный Бог – это великий всеобъемлющий Непознаваемый Принцип, дающий начало всему Бытию и сам являющийся этим БЫТИЕМ и НЕ-БЫТИЕМ одновременно. У Него много различных названий и имён у разных народов – Безкорний Корень, Нети-Нети или Не-То, Не-То, Ни-что, Единый, Эйн-соф, Абсолют, Дао, Парабраман, Брахман и т.д. и т.п.
Но какова же всё-таки связь микрокосма и макрокосма, человека и Вселенной, чем они схожи? Ведь на первый взгляд между ними нет ничего общего, но это только кажущаяся видимость. Давайте рассмотрим это соотношение более подробно. Строение человека и Космоса семерично. То есть их составляющими являются семь принципов или семь тел, и таким образом они существуют одновременно на семи планах бытия.
Если мы обратимся к мифологии, то обнаружим, что почти у всех народов древности существовала вера в семь миров или небес. Например, по представлениям ненцев, Вселенная состоит из нескольких миров, расположенных по вертикали, один над другим. Всего над Землёй семь небес или сфер. Высоко в небесных сферах, считают они, живут небесные люди, похожие на земных. Кельты верили в существование семи морей, охватывающих мироздание. А древние египтяне насчитывали у человека не одну, а семь душ: Ка, Ба и т.д.
Седьмой план (или небо) самый высший. Седьмой принцип означает неизменное зерно духа – монаду, частицу божественного Абсолюта, которая, спускаясь всё ниже в материю, облекается последовательно во всё более грубые оболочки или тленные тела. Термин ?седьмое небо? - всего лишь красивый символ, означающий высочайшую степень Сверхсознания.
Перечислим все семь принципов. Итак, Дух-Атман соответствует огненной энергии, разлитой в Космосе, или пневме. Дух - дитя пневмы или всеначальной универсальной энергии, ци. Пневма является матерью духа. Все последующие оболочки позволяют духу проявляться на иных планах бытия и являются его временными вместилищами. Итак, Атман – это наивысший Огненный Принцип. Огонь включает в себя все божества, по словам Е.П. Блаватской. Она пишет в ?Тайной доктрине?: ?Дух за пределами Проявленной Природы есть Огненное Дыхание в своём абсолютном Единстве. В проявленной Вселенной это есть Центральное Духовное Солнце, электрический огонь всей жизни. В нашей Системе есть видимое Солнце, Дух Природы, земной Бог… И на Земле огненный дух её – Воздух, Вода – жидкий Огонь, Земля – плотный Огонь. Всё есть Огонь, Agnis и 1, корень которого есть нуль, Всё Сущее в Природе и Разум?.
Божественный Огонь, Агни является созидательной, охранительной и разрушительной силой в природе, Тримурти, Триединством или древнеиндийской Троицей – Брахмой, Вишну и Шивой, тремя божествами в одном.
За Атмой следует Буддхи или духовная душа, проводник Атмана, с помощью которого тот проявляется. Пятый принцип называется Манас или Высший Разум и означает самосознание. Частично соединяясь с монадой, Манас воплощается в каждом новом рождении. В единении с чистым духом или седьмым принципом он есть божественное Высшее Я.
Четвёртый принцип КАМА состоит из двух составляющих: низшего Ума или Низшего Манаса и формы ментальных и физических желаний и мыслей КАМА-РУПЫ. Кама означает ?животная душа? или высшее астральное тело, древнеегипетская ?Ка?. Третий принцип – жизненная энергия Прана. Затем следует низшее астральное тело или эфирный двойник. Наконец, завершает построение физическое тело, самое грубое из всех тел, орудие Атмы или её посредник на земле.
За исключением двух последних тел – физического и эфирного, которые самоуничтожаются после смерти, все эти принципы в человеке являются состояниями его сознания, его различными аспектами. Одной из целей эволюции человека, по словам Е.И. Рерих, является соединение в плотном физическом теле 4, 5 и 7-го принципов и слияние их в шестом – Буддхи. Трансмутированные огнем все качества основной энергии должны в результате вылиться в ее наивысшем качестве высокой Психической Энергии. Человеческая эволюция, которая движется циклами, призвана привести человечество через многократные перевоплощения к его изначальной божественной природе, венцом которой является седьмой Огненный принцип. Также и весь Космос построен на семеричном основании, и в этом заключается основное тождество микро- и макрокосма.
Е.П. Блаватская пишет, что каждое из семи физических чувств и состояний сознания соответствует одному из семи космических планов. Человеческая душа является отпрыском или эманацией своего Бога. Так и проявленная Вселенная – отображение идеальной невидимой реальности.
Выше мы упомянули, что древние египтяне наделяли человека семью душами или принципами. Это семеричное подразделение соответствует тому, которое мы только что с вами рассмотрели. По мнению египетских жрецов, человек по своей структуре является триединством или союзом тела, души и духа. Его эзотерическим символом является пирамида, которая означает деление на три космических плана: Физический, Астральный и Огненный. Основание пирамиды означает грубый материальный мир, который является как бы фундаментом строения. Сердцевина символизирует мир Тонкоматериальный, пирамидальная вершина – Духовный мир, план Огненный. Отсюда следует, что микро- и макрокосм многомерны, и многомерность является их общей характеристикой и свойством.
Перечислим для сравнения семь человеческих принципов древних египтян. Согласно древнеегипетской концепции, человек состоит из физического тела Кха, астральной формы или тени Кхаба, что соответствует эфирному двойнику, животной души или жизненного принципа, жизненной силы и энергии Ка, высшей души Ба, земного рассудка Анх, тождественного Манасу. Шестой принцип у египтян называется Сах, что означает ?мумия?. И, наконец, высший седьмой принцип Атму, несотворённого бессмертного вечного духа, египтяне называли Озирисом, что в современной терминологии означает ?Христос?.
Космос
Всякое существование или бытие есть космос, что означает в противовес хаосу строй и порядок. Космос – это упорядоченное единое целое, единый живой или разумный организм, покоящийся на равновесии двух противоположных начал. Основа жизни всего Космоса заключается в вечном непрерывном движении. Всё движется внутри космического тела по заранее начертанным путям в виде бесконечной спирали, все вещи движутся относительно друг друга в беспредельном пространстве, в то же время его первооснова, идеальная Вселенная, или ПЕРВОПРИЧИНА, вечно пребывает в статичном состоянии абсолютного равновесия. Движение есть жизнь. Жизнь Космоса длится различными циклами и по спирали разворачивается в беспредельности. Весь Космос представляет собой огромное энергетическое поле, по-иному его называют энергоинформационным полем Вселенной, незримо отпечатываясь на котором любая информация сохраняется вечно. Этот т.н. ?информационный банк данных? ещё по иному называется Хрониками или Свитками Акаши. Акаша в переводе с санскрита означает невидимое небо, являющееся источником жизни и резервуаром универсальной энергии. Она является той самой движущей силой в Космосе, обусловливающей изменения в материи. Она – источник перемен. В латентном состоянии – мировой эфир, а в активном – всемогущее божество, вечный двигатель жизни.
Основополагающий оккультный закон гласит, что природа всего сущего едина и представляет собой невидимые тонкие вибрации, волны или колебания энергоматерии. С помощью таких колебаний информация в Космосе может передаваться с молниеносной скоростью или, иначе говоря, со скоростью мысли. Говоря о т.н. квантовых полях мироздания, следует объяснить, что такое квант. Квант – это мельчайшая частица света, звука и любого другого вида энергии, волна или материальная флуктуация, периодически появляющаяся и исчезающая. Он состоит из такой тончайшей материи, что его невозможно увидеть. человеческим глазом. Крошечные частицы субатомной материи представляют собой энергетические вибрации, которые кажутся вещественными. Таким образом, материя – это колебания энергии, скрытые под иной оболочкой. Все вещи, существующие во Вселенной, весь окружающий нас мир, который мы называем природой, включая реки, горы, леса, звёзды, луны, галактики и их скопления – все они, в том числе и мы с вами, связаны между собой безграничными квантовыми или тонкоэнергетическими полями. Это поле можно сравнить с тончайшим невидимым покрывалом, на котором замысловатым красочным узором вышито мироздание. Плотная материя, твёрдые грани предметов, объектов, вещей на самом деле являются иллюзией, они иллюзорны, то есть представляют собой искажённую грубую плотную реальность, а истинная реальность находится за пределами нашего человеческого видения. Наше зрение необъективно и ограничено, мы не в состоянии пока видеть, что происходит на иных, высших планах бытия и поэтому способны лишь воспринимать грубоматериальные формы окружающего мира. Лишь расширение сознания может дать нам возможность узреть невидимое, прекрасное ?Царствие Небесное?, мир Огненный, ?горний? и прикоснуться к неведомым дальним мирам. И достигается это упорной работой над собой, ценой неимоверных усилий, борьбы и очищения низшей природы, всего нашего грубого естества.
Итак, мы выяснили, что существует одно единое тонкоэнергетическое Суперполе, являющееся истинной реальностью. Мы с вами тоже являемся частицами этого необъятного энергоинформационного или квантового поля. Оно не только вокруг нас, но и внутри нас, ибо каждый человек носит в себе искру Божью и является частицей Брахмана или Абсолюта. Каждая частица – это кусочек волны, вибрации, которая колебательными спиралеобразными движениями распространяется по всем направлениям времени и пространства. Не приходилось ли вам видеть в воздухе движущиеся, словно в калейдоскопе рисунки, похожие на те, что образуются в воде, если бросить в неё камень? Они очень напоминают воронки и спирали. Плавающие в пространстве разноцветные пятна и мерцающие искры и звёздочки – отнюдь не галлюцинации, а проявления Материи Люциды – тончайшего непрозрачного светящегося вещества на астральном плане. На глубинном квантовом уровне все мы имеем волновую форму и представляем собой сияющий сгусток вечно движущейся энергии, обладая каждый своими индивидуальными вибрациями. Эти вибрации обусловливают притяжение и отталкивание и объясняют возникающую симпатию и антипатию между людьми. Человек и его тело в своей основе является некой звуковой мембраной. И как говорят на Востоке: ?Мы – волны в океане сознания?.
Даосы утверждают, что бытие или Космос держится на равновесии двух противоположных первичных начал ?инь – янь?. Инь олицетворяет женское, тёмное, ?пассивное? начало в Космосе или материю, а янь – активную, светлую мужскую энергию или духа. Вместе они образуют Универсальный Принцип или ДАО, тождественный Абсолюту западной философии или индуистскому Брахману. Этот принцип связует человека с Космосом и позволяет ему открыть микрокосм или целую вселенную в себе самом. Дао присутствует всюду: вокруг и внутри нас. Концепция даосов ни в чём не противоречит, а во многом дополняет западную теорию квантовых полей. Даосизм учит, что мы должны понять, осмыслить своё место в мире и научиться работать с энергией ци, пронизывающей всё сущее. Энергия ци соответствует психической всеначальной энергии, разлитой во всём Космосе.
Дао является сутью жизни во всех её проявлениях. Когда человек сбрасывает свою грубую физическую оболочку, энергия, заключенная в ней, возвращается к невидимому источнику, из которого пришла. Наша вечная изначальная суть дао, которая пребывает во всех вещах, существует вечно. Зерно духа или монада остаётся неизменной на протяжении вечности. Она лишь периодически трансформируется, облекаясь в тленные оболочки и осеняя низшую природу, которая является лишь орудием для собирания опыта и информации на земле. Земной опыт необходим нам для самопознания и дальнейшего бесконечного совершенствования. В этом заключается истинный и основной смысл человеческого существования. Дао и мы вместе с ним участвуем в вечном циклическом создании и уничтожении форм, оставляя невредимой и неизменной лишь нашу духовную огненную сущность, огненное зерно духа. Всё живое участвует в вечном круговороте природы, видоизменяясь, трансформируясь и совершенствуясь в Беспредельности времени и пространства, будучи связанными потоками неистощимой всеначальной энергии. Всё происходит от Дао, возвращается к нему и пребывает в нём. Эта трансформация энергии и есть источник вечного круговорота вещей, как учат на Востоке.
Давайте теперь остановим своё внимание на том, как же зародилась наша Вселенная.
Зарождение Вселенной
В наше время существует научная теория о том, что Вселенная не просто движется, она расширяется. В науке имеет место закон взаимного удаления галактик со скоростями, приблизительно пропорциональными их взаимным расстояниям. Назван этот закон по имени астронома Хаббла. Так, галактики, находящиеся друг от друга на расстоянии в 10 млн. парсек, удаляются друг от друга со скоростями около 600 км / сек. Это расширение, в соответствии с принципом Доплера, вызывает наблюдаемое красное смещение спектральных линий в спектрах галактик. Это грандиозное явление называют расширением Вселенной. Многие эзотерические учения сходятся на том, что жизнь представляет собой дыхание Бога и с каждым вдохом и выдохом Вселенная поочерёдно разворачивается и сворачивается во времени и пространстве, рождая и уничтожая своё творение в цикличном ритме. Можно привести и другое сравнение на примере человеческого организма. Космос вполне может рождаться, развиваться, расти и умирать, как человек. Сначала появляется желание, идея зарождения, когда родители планируют будущего ребёнка. Затем наступает сам момент зачатия. В утробе матери начинает развиваться крошечный зародыш. Через 9 месяцев на свет появляется ребёнок, который растёт и превращается в юношу, пока, наконец, не становится зрелым взрослым человеком. По достижении им зрелости начинается постепенное увядание и старение организма. Накопленный опыт претворяется в мудрость. Наконец, познав всё, что ему было нужно, он умирает, чтобы затем через какое-то время возродиться для новой жизни, но уже на более высоком уровне развития. Так происходит с человеком. Практически то же самое, только в более грандиозных масштабах, происходит и с нашей Вселенной. Материальный Космос также рождается, развивается, совершенствуется, накапливает информацию и самоуничтожается, почти как человек. Но его высшая духовная Огненная Природа вечна и неуничтожима, она остаётся неизменной на протяжении Вечности. В этом бесконечном совершенствовании заключается весь смысл творения. Процесс рождения, созидания и разрушения Вселенной бесконечен. Он длится вечно, пока жив Бог – незримый источник всех вещей. Звёзды, планеты и галактики – это микроскопические клеточки гигантского вселенского организма. Они неустанно вибрируют и движутся в пространстве, а это значит, что они живые, как органы человеческого тела. Они и являются органами, но тела божественного, космического. Звёзды и планеты движутся не сами по себе, а, будучи управляемы Высшими Разумами или Духами, Руководителями этих планет, иначе говоря, планетными управителями.
Учёными давно замечено, что атомы – частицы, из которых состоит человеческий организм, устроены так, что напоминают собой нашу миниатюрную Солнечную систему. Внутри атома есть ядро – Солнце, вокруг которого вращаются маленькие электроны – планеты. Так вот представьте себе, что наша такая огромная Солнечная система по отношению к Космосу является всего лишь крошечным атомом. А таких атомов – звёзд и их систем – миллионы и миллиарды. Так огромен наш Космос.
Итак, мы сказали, что люди на Земле – неотъемлемые частицы космического организма. Как атомы являются кирпичиками наших тел, так и мы с вами – микроскопические строительные кирпичики, из которых состоит тело, душа и дух Высочайшего Бога или Космоса. Бог – он строитель и материал одновременно.
Великий русский поэт Г. Державин (одно из воплощений Н.К. Рериха) писал в своей оде ?Бог?:
…Частица целой я вселенной…
Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я Бог!..
В этом стихотворном фрагменте перед нами раскрывается картина всеобъемлющего единства человека и Бога, микро- и макрокосма, о котором мы говорили вначале. ?Природа всего сущего едина?…
Во Вселенной рождаются первичные звуки, которые соединяются и постепенно преобразуются в энергоматерию и бесконечное разнообразие окружающей среды, которую мы называем физической природой – небо, звёзды, горы, леса, животных и людей.
Но каким образом всё-таки появилась на свет Вселенная? Как это произошло? На этот счёт существует множество различных мнений, большинство из которых выращено в затемнённых древних символах и мифах. Например, древние китайцы, как пишет в одном из своих трудов В.Н. Демин, считали, что небо и Земля некогда были слиты воедино (как и у шумеров) и похожи на куриное яйцо. Внутри находился зародыш будущего великого божества Пань-гу. Родившийся из Космического яйца, он стал Творцом Неба и Земли. В древнеиранском письменном памятнике VII – VI вв. до н.э. ?Авесте? мы находим следующее сообщение: ?Сперва Ормазд создал небо в форме ЯЙЦА из сверкающего металла… А всё творение было создано внутри неба… Вторым он создал воду, третьим – землю, четвёртыми – растения, пятым – Быка, шестым – человека…?.
Согласно ?гермопольской? теории древних египтян, в Начале был Хаос, в котором происходила борьба созидательных и разрушительных сил. Из земли и воды был создан Изначальный Холм – вселенская Мировая гора (аналог др. инд. Горы Меру – прим. авт.). На ней Белый Гусь снёс Космическое яйцо, которое было разбито, и из него вылупился бог Солнца – Хепри. Его рождение послужило толчком для появления остального мира.
?Веды? древней Индии гласят, что вся вселенная и боги произошли из золотого Космического Яйца. По другой версии – из первичного Океана. Конечно же, Космическое или Духовное Яйцо всего лишь символ. Но что скрывается под ним? Обратимся за разъяснением к великому древнегреческому философу Платону. Согласно его учению, видимая материальная вселенная была создана невидимым и вечным ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕМ. Наш мир был сотворён по извечному образу ?Мира Идей? или некоей ?Идеальной? Вселенной, содержащейся в геометрической модели додекаэдра, которую использует Божество. Е.П. Блаватская в своем известном труде ?Разоблачённая Изида? пишет следующее: ?Ключом…служит общая формула единства во множественности, единое, переходящее во множество…Это древняя доктрина об эманировании…Всё из Него и через Него и в Нём содержится: ?Когда растворение – пралайя – достигло своего конца…- Господь, существующий от себя, от которого и через которого всё стало быть и будет, решил эманировать из своей собственной субстанции различных тварей?.
Давайте подробно рассмотрим сам акт сотворения и попробуем расшифровать древние символы. Согласно учению даосов, в начале вещей находился пустой круг у-цзи – изначальная субстанция Дао, которая означает состояние покоя, когда всё сущее неотделимо от своего источника (?бытие, объятое дао?). В индийской терминологии это состояние называется Лайя (?лайя? - санскр. – нулевая сингулярная точка).
Как пишет Полиер в ?Индийской мифологии?: ?В первоначальном состоянии творения зародышевая Вселенная, погруженная в воды, покоилась в лоне Вечности?. Что же происходит дальше? Мы сказали, что первоначальная точка, находясь в латентном ?спящем? состоянии, по сути своей, едина и содержит в себе зародыш всех будущих вещей. Но вот представьте себе, что она начинает вдруг постепенно пробуждаться ото сна. Эта точка начинает расти, она эманирует или повторяет, отображает саму себя. Теперь перед нами две одинаковые точки.
Но заметьте, одна из них – наша с вами Первопричина или прообраз – абсолютно реальна, а вторая является всего лишь её зеркальным отражением или эманацией. Первая точка заключает в себе идеальный прообраз, идею (по Платону), которая материализуется во второй (ибо вторая означает материю) и последующих точках. Итак, теперь перед нами не один, а два вселенских первоначала, точнее два в одном, инь и янь, как сказали бы в Китае. Согласно их учению, Тай-цзы символизирует разделение и начало перемен. Вся наша жизнь, весь окружающий мир представляет собой непрерывную перемену. Всё в этом мире постоянно меняется каждую секунду, кроме самого закона перемен и изменений. Инь и янь находятся в постоянном борении, являясь полными противоположностями и обеспечивая существование, движение и развитие всех сфер объективного мира. В современной науке существует учение – диалектика о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Например, греческая философия формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе обе противоположности. Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время, представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в равновесии и покое. Они понимали всеобщую изменчивость как результат превращения какого-либо одного основного элемента (земля, воздух, огонь и эфир) в другой.
У Платона бытие трактуется в качестве активной противоречивой координированной раздельности. Всякая вещь тождественна сама с собой и со всем другим, а также покоится и движется в самой себе и относительно всего другого. Дж. Бруно высказывал идею и о единстве противо-положностей, и о тождестве минимума и максимума, о бесконечности Вселенной, трактуя, что центр её находится везде, в любой точке, а окружность – нигде.
Посмотрим, как трактуют акт сотворения мира древнеиндийские Веды. Последователь Веданты, философ и подвижник свами Шивананда пишет: ?Перед тем как мир был спроектирован в Брахмане, была вибрация… Он подумал или пожелал: ?Я Один, пусть я буду многими?. Эта вибрация соответствует разбуханию замоченного в воде семени. Таким образом был спроектирован мир… Этот мир был сотворён его силой иллюзии – майей… Вначале было только Существование; один Единый… Майя и Брахман неразделимы. Они как огонь и теплота, лёд и холод… Мир, в конце концов, - это ментальное творение. ?Там, где есть сознание, есть и мир…?.
Для того чтобы полнее осветить этот сложный вопрос, необходимо разобраться прежде всего с древнеиндийской терминологией и знать значение основных понятий, данных на санскрите. У Елены Рерих мы находим ясное объяснение: ?Абсолют и есть Парабраман Индусов. Также и Мулапракрити[2] должна рассматриваться как Абсолют… В высшем представлении Дух и Материя едины, два принципа слиты и представляют собой Единый Элемент… Дух без материи est nihil… Парабраман имеет своим синонимом Брамана (Брахмана), тогда как Брама уже является Божеством, периодически появляющимся и исчезающим. Этот Брама, как проявленное Божество, имеет два аспекта: мужское и женское начало, или две полярности, или вечное выявление Космической Мыслеосновы в видимой Природе? [3].
Итак, Брама тождественен божественному Андрогину или Адаму Кадмону, который символизировал собой первое коллективное человечество, и он является второстепенным божеством, Демиургом, архитектором мира. Парабраман или Брахман и есть Абсолют или Ни-что, Вечный, Высочайший Непознаваемый Бог или духовный первоначальный Принцип – источник всех вещей, всё и одно.
Отсюда мы узнаём ещё один важный момент, касающийся соотношения Духа и Материи. Обычно принято разделять их, но на самом деле оказывается, что они едины и нераздельны в своей изначальной сути. Дух без материи ничто, а материя – это всего лишь состояние духа. Дух, по существу, - завершение материи. Е. Рерих пишет: ?Элемент Дух - Материя содержит в себе всю проявленную Вселенную… Истинно, они едины… Как основа, как потенциал всего сущего, субстанция эта всюду едина, но дифференциации её беспредельны… Космический субстратум этих дифференциаций будет един на протяжении беспредельного пространства…?
Микро и макрокосм.
Древние называли человека микрокосмом макрокосма. Но что, в сущности, означает это понятие? Дело в том, что человек является по своей внутренней скрытой сути зеркальным отражением бесконечной Вселенной, неотъемлемой частицей Космоса и неразделен с ним. Недаром в Библии говорится, что человек был создан по образу и подобию Божию. И в этом заключается величайшая истина. Проще говоря, Бог, в которого мы верим, обитает не где-то на небе, среди облаков, а в нас самих, в нашем сердце. Поистине все люди – Боги, только забыли об этом и частично утратили свою изначальную божественность. Цель эволюции – эту утраченную божествен-ность вернуть. Но не всё так просто. Для того чтобы глубже разобраться в этом вопросе, давайте сначала разберёмся, что же скрывается под загадочным понятием и названием ?Бог?? Большинство представителей человечества, за исключением отдельных высокоразвитых душ, далеко продвинувшихся в своей эволюции, поклоняются Богу как личности, и в самом деле считая, что Бог похож на человека, по крайней мере, внешне. Но это величайшее заблуждение. Все великие умы на протяжении тысячелетий отрицали Бога как личность и даже как индивидуальность, ибо это утверждение в корне неверно. Бог не есть личность, не есть индивидуальность. По утверждению великого ?отца христианства? Оригена, ?Бог есть простая духовная природа?. В нём всё движется, живёт и дышит, рождается и умирает для нового рождения. Материальная проявленная Вселенная, грубо говоря, является ?телом? Бога, и каждый атом, включая человека, Солнце, галактики и их скопления, являются его частицами, как органы человеческого тела. В переводе с греческого ?космос? означает ?строй, порядок?.
Человек, по сути, является уменьшенной моделью Вселенной или космосом в миниатюре. Его мозг работает меньше чем на половину своих возможностей и в течение своей бесконечной эволюции, протяжённостью в миллиарды лет, он постепенно раскрывает, совершенствуясь, свой изначальный потенциал, как частица божественного Абсолюта.
Итак, мы упомянули, что человек и космос идентичны, тождественны друг другу по своей внутренней духовной структуре. Но тут же оговоримся, добавив, что материальная, видимая нами Вселенная не есть истинный высочайший Бог, а лишь одно из его проявлений, зеркальное иллюзорное отражение идеальной первичной невидимой Вселенной. Тем не менее, эти миры нераздельно слиты друг с другом. По сути, весь окружающий нас мир – иллюзия, Маха-Майя [1] грандиозные театральные декорации, а мы являемся участниками разворачивающегося действа на протяжении огромного отрезка времени, уходящего в беспредельность. Люди – всего лишь актёры на сцене, время от времени сменяющие ?платья? или тленные оболочки.
Что же собой представляет высочайший Бог? Он непознаваем и невидим. Никто и никогда Его не видел, хотя каждый из нас при этом носит Его частицу или искру внутри себя, в своём сердце. Он ВСЁ и ОДНО одновременно. Он – ЕДИНЫЙ и в то же время разворачивает себя во МНОЖЕСТВЕ. Он – источник всех вещей, которые суть его ЭМАНАЦИИ. Он сам содержит в себе все вещи. Он – безличная Первопричина, НАЧАЛО всех вещей. Согласно духовным учениям Востока, Верховный Бог – это великий всеобъемлющий Непознаваемый Принцип, дающий начало всему Бытию и сам являющийся этим БЫТИЕМ и НЕ-БЫТИЕМ одновременно. У Него много различных названий и имён у разных народов – Безкорний Корень, Нети-Нети или Не-То, Не-То, Ни-что, Единый, Эйн-соф, Абсолют, Дао, Парабраман, Брахман и т.д. и т.п.
Но какова же всё-таки связь микрокосма и макрокосма, человека и Вселенной, чем они схожи? Ведь на первый взгляд между ними нет ничего общего, но это только кажущаяся видимость. Давайте рассмотрим это соотношение более подробно. Строение человека и Космоса семерично. То есть их составляющими являются семь принципов или семь тел, и таким образом они существуют одновременно на семи планах бытия.
Если мы обратимся к мифологии, то обнаружим, что почти у всех народов древности существовала вера в семь миров или небес. Например, по представлениям ненцев, Вселенная состоит из нескольких миров, расположенных по вертикали, один над другим. Всего над Землёй семь небес или сфер. Высоко в небесных сферах, считают они, живут небесные люди, похожие на земных. Кельты верили в существование семи морей, охватывающих мироздание. А древние египтяне насчитывали у человека не одну, а семь душ: Ка, Ба и т.д.
Седьмой план (или небо) самый высший. Седьмой принцип означает неизменное зерно духа – монаду, частицу божественного Абсолюта, которая, спускаясь всё ниже в материю, облекается последовательно во всё более грубые оболочки или тленные тела. Термин ?седьмое небо? - всего лишь красивый символ, означающий высочайшую степень Сверхсознания.
Перечислим все семь принципов. Итак, Дух-Атман соответствует огненной энергии, разлитой в Космосе, или пневме. Дух - дитя пневмы или всеначальной универсальной энергии, ци. Пневма является матерью духа. Все последующие оболочки позволяют духу проявляться на иных планах бытия и являются его временными вместилищами. Итак, Атман – это наивысший Огненный Принцип. Огонь включает в себя все божества, по словам Е.П. Блаватской. Она пишет в ?Тайной доктрине?: ?Дух за пределами Проявленной Природы есть Огненное Дыхание в своём абсолютном Единстве. В проявленной Вселенной это есть Центральное Духовное Солнце, электрический огонь всей жизни. В нашей Системе есть видимое Солнце, Дух Природы, земной Бог… И на Земле огненный дух её – Воздух, Вода – жидкий Огонь, Земля – плотный Огонь. Всё есть Огонь, Agnis и 1, корень которого есть нуль, Всё Сущее в Природе и Разум?.
Божественный Огонь, Агни является созидательной, охранительной и разрушительной силой в природе, Тримурти, Триединством или древнеиндийской Троицей – Брахмой, Вишну и Шивой, тремя божествами в одном.
За Атмой следует Буддхи или духовная душа, проводник Атмана, с помощью которого тот проявляется. Пятый принцип называется Манас или Высший Разум и означает самосознание. Частично соединяясь с монадой, Манас воплощается в каждом новом рождении. В единении с чистым духом или седьмым принципом он есть божественное Высшее Я.
Четвёртый принцип КАМА состоит из двух составляющих: низшего Ума или Низшего Манаса и формы ментальных и физических желаний и мыслей КАМА-РУПЫ. Кама означает ?животная душа? или высшее астральное тело, древнеегипетская ?Ка?. Третий принцип – жизненная энергия Прана. Затем следует низшее астральное тело или эфирный двойник. Наконец, завершает построение физическое тело, самое грубое из всех тел, орудие Атмы или её посредник на земле.
За исключением двух последних тел – физического и эфирного, которые самоуничтожаются после смерти, все эти принципы в человеке являются состояниями его сознания, его различными аспектами. Одной из целей эволюции человека, по словам Е.И. Рерих, является соединение в плотном физическом теле 4, 5 и 7-го принципов и слияние их в шестом – Буддхи. Трансмутированные огнем все качества основной энергии должны в результате вылиться в ее наивысшем качестве высокой Психической Энергии. Человеческая эволюция, которая движется циклами, призвана привести человечество через многократные перевоплощения к его изначальной божественной природе, венцом которой является седьмой Огненный принцип. Также и весь Космос построен на семеричном основании, и в этом заключается основное тождество микро- и макрокосма.
Е.П. Блаватская пишет, что каждое из семи физических чувств и состояний сознания соответствует одному из семи космических планов. Человеческая душа является отпрыском или эманацией своего Бога. Так и проявленная Вселенная – отображение идеальной невидимой реальности.
Выше мы упомянули, что древние египтяне наделяли человека семью душами или принципами. Это семеричное подразделение соответствует тому, которое мы только что с вами рассмотрели. По мнению египетских жрецов, человек по своей структуре является триединством или союзом тела, души и духа. Его эзотерическим символом является пирамида, которая означает деление на три космических плана: Физический, Астральный и Огненный. Основание пирамиды означает грубый материальный мир, который является как бы фундаментом строения. Сердцевина символизирует мир Тонкоматериальный, пирамидальная вершина – Духовный мир, план Огненный. Отсюда следует, что микро- и макрокосм многомерны, и многомерность является их общей характеристикой и свойством.
Перечислим для сравнения семь человеческих принципов древних египтян. Согласно древнеегипетской концепции, человек состоит из физического тела Кха, астральной формы или тени Кхаба, что соответствует эфирному двойнику, животной души или жизненного принципа, жизненной силы и энергии Ка, высшей души Ба, земного рассудка Анх, тождественного Манасу. Шестой принцип у египтян называется Сах, что означает ?мумия?. И, наконец, высший седьмой принцип Атму, несотворённого бессмертного вечного духа, египтяне называли Озирисом, что в современной терминологии означает ?Христос?.
Космос
Всякое существование или бытие есть космос, что означает в противовес хаосу строй и порядок. Космос – это упорядоченное единое целое, единый живой или разумный организм, покоящийся на равновесии двух противоположных начал. Основа жизни всего Космоса заключается в вечном непрерывном движении. Всё движется внутри космического тела по заранее начертанным путям в виде бесконечной спирали, все вещи движутся относительно друг друга в беспредельном пространстве, в то же время его первооснова, идеальная Вселенная, или ПЕРВОПРИЧИНА, вечно пребывает в статичном состоянии абсолютного равновесия. Движение есть жизнь. Жизнь Космоса длится различными циклами и по спирали разворачивается в беспредельности. Весь Космос представляет собой огромное энергетическое поле, по-иному его называют энергоинформационным полем Вселенной, незримо отпечатываясь на котором любая информация сохраняется вечно. Этот т.н. ?информационный банк данных? ещё по иному называется Хрониками или Свитками Акаши. Акаша в переводе с санскрита означает невидимое небо, являющееся источником жизни и резервуаром универсальной энергии. Она является той самой движущей силой в Космосе, обусловливающей изменения в материи. Она – источник перемен. В латентном состоянии – мировой эфир, а в активном – всемогущее божество, вечный двигатель жизни.
Основополагающий оккультный закон гласит, что природа всего сущего едина и представляет собой невидимые тонкие вибрации, волны или колебания энергоматерии. С помощью таких колебаний информация в Космосе может передаваться с молниеносной скоростью или, иначе говоря, со скоростью мысли. Говоря о т.н. квантовых полях мироздания, следует объяснить, что такое квант. Квант – это мельчайшая частица света, звука и любого другого вида энергии, волна или материальная флуктуация, периодически появляющаяся и исчезающая. Он состоит из такой тончайшей материи, что его невозможно увидеть. человеческим глазом. Крошечные частицы субатомной материи представляют собой энергетические вибрации, которые кажутся вещественными. Таким образом, материя – это колебания энергии, скрытые под иной оболочкой. Все вещи, существующие во Вселенной, весь окружающий нас мир, который мы называем природой, включая реки, горы, леса, звёзды, луны, галактики и их скопления – все они, в том числе и мы с вами, связаны между собой безграничными квантовыми или тонкоэнергетическими полями. Это поле можно сравнить с тончайшим невидимым покрывалом, на котором замысловатым красочным узором вышито мироздание. Плотная материя, твёрдые грани предметов, объектов, вещей на самом деле являются иллюзией, они иллюзорны, то есть представляют собой искажённую грубую плотную реальность, а истинная реальность находится за пределами нашего человеческого видения. Наше зрение необъективно и ограничено, мы не в состоянии пока видеть, что происходит на иных, высших планах бытия и поэтому способны лишь воспринимать грубоматериальные формы окружающего мира. Лишь расширение сознания может дать нам возможность узреть невидимое, прекрасное ?Царствие Небесное?, мир Огненный, ?горний? и прикоснуться к неведомым дальним мирам. И достигается это упорной работой над собой, ценой неимоверных усилий, борьбы и очищения низшей природы, всего нашего грубого естества.
Итак, мы выяснили, что существует одно единое тонкоэнергетическое Суперполе, являющееся истинной реальностью. Мы с вами тоже являемся частицами этого необъятного энергоинформационного или квантового поля. Оно не только вокруг нас, но и внутри нас, ибо каждый человек носит в себе искру Божью и является частицей Брахмана или Абсолюта. Каждая частица – это кусочек волны, вибрации, которая колебательными спиралеобразными движениями распространяется по всем направлениям времени и пространства. Не приходилось ли вам видеть в воздухе движущиеся, словно в калейдоскопе рисунки, похожие на те, что образуются в воде, если бросить в неё камень? Они очень напоминают воронки и спирали. Плавающие в пространстве разноцветные пятна и мерцающие искры и звёздочки – отнюдь не галлюцинации, а проявления Материи Люциды – тончайшего непрозрачного светящегося вещества на астральном плане. На глубинном квантовом уровне все мы имеем волновую форму и представляем собой сияющий сгусток вечно движущейся энергии, обладая каждый своими индивидуальными вибрациями. Эти вибрации обусловливают притяжение и отталкивание и объясняют возникающую симпатию и антипатию между людьми. Человек и его тело в своей основе является некой звуковой мембраной. И как говорят на Востоке: ?Мы – волны в океане сознания?.
Даосы утверждают, что бытие или Космос держится на равновесии двух противоположных первичных начал ?инь – янь?. Инь олицетворяет женское, тёмное, ?пассивное? начало в Космосе или материю, а янь – активную, светлую мужскую энергию или духа. Вместе они образуют Универсальный Принцип или ДАО, тождественный Абсолюту западной философии или индуистскому Брахману. Этот принцип связует человека с Космосом и позволяет ему открыть микрокосм или целую вселенную в себе самом. Дао присутствует всюду: вокруг и внутри нас. Концепция даосов ни в чём не противоречит, а во многом дополняет западную теорию квантовых полей. Даосизм учит, что мы должны понять, осмыслить своё место в мире и научиться работать с энергией ци, пронизывающей всё сущее. Энергия ци соответствует психической всеначальной энергии, разлитой во всём Космосе.
Дао является сутью жизни во всех её проявлениях. Когда человек сбрасывает свою грубую физическую оболочку, энергия, заключенная в ней, возвращается к невидимому источнику, из которого пришла. Наша вечная изначальная суть дао, которая пребывает во всех вещах, существует вечно. Зерно духа или монада остаётся неизменной на протяжении вечности. Она лишь периодически трансформируется, облекаясь в тленные оболочки и осеняя низшую природу, которая является лишь орудием для собирания опыта и информации на земле. Земной опыт необходим нам для самопознания и дальнейшего бесконечного совершенствования. В этом заключается истинный и основной смысл человеческого существования. Дао и мы вместе с ним участвуем в вечном циклическом создании и уничтожении форм, оставляя невредимой и неизменной лишь нашу духовную огненную сущность, огненное зерно духа. Всё живое участвует в вечном круговороте природы, видоизменяясь, трансформируясь и совершенствуясь в Беспредельности времени и пространства, будучи связанными потоками неистощимой всеначальной энергии. Всё происходит от Дао, возвращается к нему и пребывает в нём. Эта трансформация энергии и есть источник вечного круговорота вещей, как учат на Востоке.
Давайте теперь остановим своё внимание на том, как же зародилась наша Вселенная.
Зарождение Вселенной
В наше время существует научная теория о том, что Вселенная не просто движется, она расширяется. В науке имеет место закон взаимного удаления галактик со скоростями, приблизительно пропорциональными их взаимным расстояниям. Назван этот закон по имени астронома Хаббла. Так, галактики, находящиеся друг от друга на расстоянии в 10 млн. парсек, удаляются друг от друга со скоростями около 600 км / сек. Это расширение, в соответствии с принципом Доплера, вызывает наблюдаемое красное смещение спектральных линий в спектрах галактик. Это грандиозное явление называют расширением Вселенной. Многие эзотерические учения сходятся на том, что жизнь представляет собой дыхание Бога и с каждым вдохом и выдохом Вселенная поочерёдно разворачивается и сворачивается во времени и пространстве, рождая и уничтожая своё творение в цикличном ритме. Можно привести и другое сравнение на примере человеческого организма. Космос вполне может рождаться, развиваться, расти и умирать, как человек. Сначала появляется желание, идея зарождения, когда родители планируют будущего ребёнка. Затем наступает сам момент зачатия. В утробе матери начинает развиваться крошечный зародыш. Через 9 месяцев на свет появляется ребёнок, который растёт и превращается в юношу, пока, наконец, не становится зрелым взрослым человеком. По достижении им зрелости начинается постепенное увядание и старение организма. Накопленный опыт претворяется в мудрость. Наконец, познав всё, что ему было нужно, он умирает, чтобы затем через какое-то время возродиться для новой жизни, но уже на более высоком уровне развития. Так происходит с человеком. Практически то же самое, только в более грандиозных масштабах, происходит и с нашей Вселенной. Материальный Космос также рождается, развивается, совершенствуется, накапливает информацию и самоуничтожается, почти как человек. Но его высшая духовная Огненная Природа вечна и неуничтожима, она остаётся неизменной на протяжении Вечности. В этом бесконечном совершенствовании заключается весь смысл творения. Процесс рождения, созидания и разрушения Вселенной бесконечен. Он длится вечно, пока жив Бог – незримый источник всех вещей. Звёзды, планеты и галактики – это микроскопические клеточки гигантского вселенского организма. Они неустанно вибрируют и движутся в пространстве, а это значит, что они живые, как органы человеческого тела. Они и являются органами, но тела божественного, космического. Звёзды и планеты движутся не сами по себе, а, будучи управляемы Высшими Разумами или Духами, Руководителями этих планет, иначе говоря, планетными управителями.
Учёными давно замечено, что атомы – частицы, из которых состоит человеческий организм, устроены так, что напоминают собой нашу миниатюрную Солнечную систему. Внутри атома есть ядро – Солнце, вокруг которого вращаются маленькие электроны – планеты. Так вот представьте себе, что наша такая огромная Солнечная система по отношению к Космосу является всего лишь крошечным атомом. А таких атомов – звёзд и их систем – миллионы и миллиарды. Так огромен наш Космос.
Итак, мы сказали, что люди на Земле – неотъемлемые частицы космического организма. Как атомы являются кирпичиками наших тел, так и мы с вами – микроскопические строительные кирпичики, из которых состоит тело, душа и дух Высочайшего Бога или Космоса. Бог – он строитель и материал одновременно.
Великий русский поэт Г. Державин (одно из воплощений Н.К. Рериха) писал в своей оде ?Бог?:
…Частица целой я вселенной…
Я связь миров повсюду сущих,
Я крайня степень вещества;
Я средоточие живущих,
Черта начальна Божества;
Я телом в прахе истлеваю,
Умом громам повелеваю,
Я царь – я раб – я червь – я Бог!..
В этом стихотворном фрагменте перед нами раскрывается картина всеобъемлющего единства человека и Бога, микро- и макрокосма, о котором мы говорили вначале. ?Природа всего сущего едина?…
Во Вселенной рождаются первичные звуки, которые соединяются и постепенно преобразуются в энергоматерию и бесконечное разнообразие окружающей среды, которую мы называем физической природой – небо, звёзды, горы, леса, животных и людей.
Но каким образом всё-таки появилась на свет Вселенная? Как это произошло? На этот счёт существует множество различных мнений, большинство из которых выращено в затемнённых древних символах и мифах. Например, древние китайцы, как пишет в одном из своих трудов В.Н. Демин, считали, что небо и Земля некогда были слиты воедино (как и у шумеров) и похожи на куриное яйцо. Внутри находился зародыш будущего великого божества Пань-гу. Родившийся из Космического яйца, он стал Творцом Неба и Земли. В древнеиранском письменном памятнике VII – VI вв. до н.э. ?Авесте? мы находим следующее сообщение: ?Сперва Ормазд создал небо в форме ЯЙЦА из сверкающего металла… А всё творение было создано внутри неба… Вторым он создал воду, третьим – землю, четвёртыми – растения, пятым – Быка, шестым – человека…?.
Согласно ?гермопольской? теории древних египтян, в Начале был Хаос, в котором происходила борьба созидательных и разрушительных сил. Из земли и воды был создан Изначальный Холм – вселенская Мировая гора (аналог др. инд. Горы Меру – прим. авт.). На ней Белый Гусь снёс Космическое яйцо, которое было разбито, и из него вылупился бог Солнца – Хепри. Его рождение послужило толчком для появления остального мира.
?Веды? древней Индии гласят, что вся вселенная и боги произошли из золотого Космического Яйца. По другой версии – из первичного Океана. Конечно же, Космическое или Духовное Яйцо всего лишь символ. Но что скрывается под ним? Обратимся за разъяснением к великому древнегреческому философу Платону. Согласно его учению, видимая материальная вселенная была создана невидимым и вечным ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЕМ. Наш мир был сотворён по извечному образу ?Мира Идей? или некоей ?Идеальной? Вселенной, содержащейся в геометрической модели додекаэдра, которую использует Божество. Е.П. Блаватская в своем известном труде ?Разоблачённая Изида? пишет следующее: ?Ключом…служит общая формула единства во множественности, единое, переходящее во множество…Это древняя доктрина об эманировании…Всё из Него и через Него и в Нём содержится: ?Когда растворение – пралайя – достигло своего конца…- Господь, существующий от себя, от которого и через которого всё стало быть и будет, решил эманировать из своей собственной субстанции различных тварей?.
Давайте подробно рассмотрим сам акт сотворения и попробуем расшифровать древние символы. Согласно учению даосов, в начале вещей находился пустой круг у-цзи – изначальная субстанция Дао, которая означает состояние покоя, когда всё сущее неотделимо от своего источника (?бытие, объятое дао?). В индийской терминологии это состояние называется Лайя (?лайя? - санскр. – нулевая сингулярная точка).
Как пишет Полиер в ?Индийской мифологии?: ?В первоначальном состоянии творения зародышевая Вселенная, погруженная в воды, покоилась в лоне Вечности?. Что же происходит дальше? Мы сказали, что первоначальная точка, находясь в латентном ?спящем? состоянии, по сути своей, едина и содержит в себе зародыш всех будущих вещей. Но вот представьте себе, что она начинает вдруг постепенно пробуждаться ото сна. Эта точка начинает расти, она эманирует или повторяет, отображает саму себя. Теперь перед нами две одинаковые точки.
Но заметьте, одна из них – наша с вами Первопричина или прообраз – абсолютно реальна, а вторая является всего лишь её зеркальным отражением или эманацией. Первая точка заключает в себе идеальный прообраз, идею (по Платону), которая материализуется во второй (ибо вторая означает материю) и последующих точках. Итак, теперь перед нами не один, а два вселенских первоначала, точнее два в одном, инь и янь, как сказали бы в Китае. Согласно их учению, Тай-цзы символизирует разделение и начало перемен. Вся наша жизнь, весь окружающий мир представляет собой непрерывную перемену. Всё в этом мире постоянно меняется каждую секунду, кроме самого закона перемен и изменений. Инь и янь находятся в постоянном борении, являясь полными противоположностями и обеспечивая существование, движение и развитие всех сфер объективного мира. В современной науке существует учение – диалектика о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей. Например, греческая философия формулировала понимание действительности как изменчивой, становящейся, совмещающей в себе обе противоположности. Философы ранней греческой классики говорили о всеобщем и вечном движении, в то же время, представляя себе космос в виде завершённого и прекрасного целого, в виде чего-то вечного и пребывающего в равновесии и покое. Они понимали всеобщую изменчивость как результат превращения какого-либо одного основного элемента (земля, воздух, огонь и эфир) в другой.
У Платона бытие трактуется в качестве активной противоречивой координированной раздельности. Всякая вещь тождественна сама с собой и со всем другим, а также покоится и движется в самой себе и относительно всего другого. Дж. Бруно высказывал идею и о единстве противо-положностей, и о тождестве минимума и максимума, о бесконечности Вселенной, трактуя, что центр её находится везде, в любой точке, а окружность – нигде.
Посмотрим, как трактуют акт сотворения мира древнеиндийские Веды. Последователь Веданты, философ и подвижник свами Шивананда пишет: ?Перед тем как мир был спроектирован в Брахмане, была вибрация… Он подумал или пожелал: ?Я Один, пусть я буду многими?. Эта вибрация соответствует разбуханию замоченного в воде семени. Таким образом был спроектирован мир… Этот мир был сотворён его силой иллюзии – майей… Вначале было только Существование; один Единый… Майя и Брахман неразделимы. Они как огонь и теплота, лёд и холод… Мир, в конце концов, - это ментальное творение. ?Там, где есть сознание, есть и мир…?.
Для того чтобы полнее осветить этот сложный вопрос, необходимо разобраться прежде всего с древнеиндийской терминологией и знать значение основных понятий, данных на санскрите. У Елены Рерих мы находим ясное объяснение: ?Абсолют и есть Парабраман Индусов. Также и Мулапракрити[2] должна рассматриваться как Абсолют… В высшем представлении Дух и Материя едины, два принципа слиты и представляют собой Единый Элемент… Дух без материи est nihil… Парабраман имеет своим синонимом Брамана (Брахмана), тогда как Брама уже является Божеством, периодически появляющимся и исчезающим. Этот Брама, как проявленное Божество, имеет два аспекта: мужское и женское начало, или две полярности, или вечное выявление Космической Мыслеосновы в видимой Природе? [3].
Итак, Брама тождественен божественному Андрогину или Адаму Кадмону, который символизировал собой первое коллективное человечество, и он является второстепенным божеством, Демиургом, архитектором мира. Парабраман или Брахман и есть Абсолют или Ни-что, Вечный, Высочайший Непознаваемый Бог или духовный первоначальный Принцип – источник всех вещей, всё и одно.
Отсюда мы узнаём ещё один важный момент, касающийся соотношения Духа и Материи. Обычно принято разделять их, но на самом деле оказывается, что они едины и нераздельны в своей изначальной сути. Дух без материи ничто, а материя – это всего лишь состояние духа. Дух, по существу, - завершение материи. Е. Рерих пишет: ?Элемент Дух - Материя содержит в себе всю проявленную Вселенную… Истинно, они едины… Как основа, как потенциал всего сущего, субстанция эта всюду едина, но дифференциации её беспредельны… Космический субстратум этих дифференциаций будет един на протяжении беспредельного пространства…?
Метки: