Хит-парад 2. 26-31 января
ПРИЁМ СТИХОВ НА СЛЕДУЮЩУЮ НЕДЕЛЮ ПРОВОДИТСЯ ЗДЕСЬ
http://stihi.ru/2009/02/02/158
Здравствуйте, друзья!
Мне прислали на этой неделе пятьдесят семь стихов. Достаточно пищи для размышления. Не шестьдесят, конечно, но и не пятьдесят пять. Общий их уровень, между прочим, по сравнению с прошлым разом, заметно повысился, особенно это чувствуется по "ЗОЛОТОЙ ДЕСЯТКЕ". Видимо, отдельные авторы-читатели, которые ознакомились с моим подходом по первому хит-параду, поняли, что им здесь ничего радостного не светит.
Сегодня я решил пойти навстречу пожеланиям общественности, и комментарии стихов станут более ёмкими. Обрадует ли это самих авторов? Посмотрим.
Ещё одно замечание. Несмотря на то, что стихов всего 57, а для более плотной работы я оставил только 20, приглашаю ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ участников хит-парада присоединиться к обсуждению и ОБЕЩАЮ, что ни один из стихов не останется без комментариев, если того пожелают их авторы.
Свой второй, теперь уже смело можно говорить, очередной хит-парад я проведу из школьного учебника физики. Не то чтобы так сподручней говорить о стихах, но кому, в конце концов, взгляд из подобного места может помешать? Лучше скажите спасибо, что не из учебника анатомии... хотя, тоже ничего мысль...
Начинаем.
"МЕДНАЯ ДЕСЯТКА". Не ищите здесь рейтинга. Все тексты по-своему хороши.
№1
Очень часто случается, что я не только не принимаю милое, на первый взгляд, стихотвореньице, но даже не могу сразу объяснить, почему? Ну вот, чудный же текстик. Просто кексик. Или пупсик...
http://www.stihi.ru/2008/01/10/383
В полутьме полустанок полнится
не толпой, а тоской прощальною.
На фонарь примостилась горлица -
птица редкая, неслучайная.
Покосилась глазком сиреневым,
дерзко клюнула небо в темечко...
Если Богу не хватит времени -
нам подарит голубка времечко...
И правда, почему не принимаю? Что мне здесь мешает?
а) Горлица. А такая ли уж редкая птица, эта горлица? Проверяю. Нет, не редкая. Так что, она просто для рифмы здесь? Выходит, для рифмы. Выходит, именно, что случайная. И значит "глазок сиреневый" может никакой и не сиреневый? А тоже для рифмы?
б) "дерзко клюнула небо в темечко"
Когда оказывается, что центральная фигура стиха - "герой" совсем не обязательный, то я уже вдвойне подозрительно начинаю относиться и к данной метафоре - искусственной и ровным счётом ничего не отображающей - что небу в темя, что пальцем в небо, ни в дышло, ни в оглоблю. И рифма услужливая незатейливо рядышком примостилась - темечко - времечко.
Вот те на, содержание-то - декоративное, более навязанное, прямо скажу, неблестящими рифмами, чем другими соображениями, и говорить, собственно, вообще не о чем. Такой прелестный стих был. На первый взгляд. А оказалось, стих-дырка.
№2
http://www.stihi.ru/2007/08/05-520
Льются звуки из зияющих провалов.
Не спешу искать ответы, там где бездна
в мою песню безнадежность призывает, -
это вредно и, порою, бесполезно.
Ночь чернила разлила на подоконник
и оттуда веет холодом и тленом.
Интересно, - я старею постепенно
или что-то отравляет мои вены?
Если б я могла бояться просто смерти,
перестала вглядываться в бездну,
пела гимны только солнечному свету,-
затянулась бы тогда души моей каверна?
Можно я просто задам вопросы?
- что такое зияющие провалы? что там конкретно провалилось?
- почему от подоконника веет тленом? чернила протухли?
- как автор представляет себе процесс отравления вен?
- какие ещё рифмы можно подобрать к слову каверна?
Стих-критическая вибровязкость, всё расползается и ничего не затвердевает.
№3
http://www.stihi.ru/2009/01/29/2512
Он звёзды, как и опиумный мак,
ссыпал в одну просторную воронку.
Тогда земля совсем сошла с ума,
а солнце тихо отошло в сторонку.
В углу дыра чернела. Не зашить,
не заложить пути-лазейки теле-
портаций окровавленной души
для гонки на безумной карусели.
Луна ему представилась вдовой,
которая от горя тихо гасла,
но женщина с кошачьей головой
ему сказала: "Я на всё согласна".
По лестничной площадке этажа
рассыпались журналы и тетради.
Он очень долго сердце вырезал,
и даже ночь молила о пощаде.
Он резал - ночь сбежала на восток,
шарахаясь и вглядываясь в лица.
Был утром в школе отменен урок,
а новый псих смеялся в психбольнице.
Помните, "в общем, все умерли"? У нас же - все сошли с ума. Сначала земля, потом солнце, ну, а потом и самому герою ничего не остаётся делать. Нет наркотикам! - заявляет автор, и я с воодушевлением к нему присоединяюсь.
Добавлю только вот ещё что. Чтобы описать "опиумные миражи", совсем не обязательно самому накачиваться опиумом. Автор с фантазией обрисует их не менее красочно, чем всё происходит на самом деле. Гм, "на самом деле". В нашем случае фантазии вроде бы хватает, но полотно стиха, увы, испещрено детскими мазками, нетвёрдыми, аляповатыми и наивными.
Стих - ахроматизм.
№4
http://www.stihi.ru/2008/07/02/3752
Расскажи ты мне, расскажи,
Как танцуют фламенко.
А за поясом спят ножи
И внимают полы и стенки
Этим стоптанным каблукам,
Этим речитативам. С силой
Там - на выдохе:" Все отдам!"
А на вдохе: "Я не просила!"
Как там лица искажены!
Как там позы неэстетичны!
Соль и совесть этой страны,
Откровенно-категорична!
Соль и совесть этой чумы,
Твоего сгоревшего дома.
От тюрьмы, говоришь, от сумы...
Расскажи, расскажи мне, рома.
Неточные мелкие детали, причём разного рода:
- языковые:
"а за поясом спят ножи" (за чьим поясом?),
"Там - на выдохе:" Все отдам!" и тут же "Как там лица искажены!
Как там позы неэстетичны!" (где это ТАМ? на выдохе?)
- стилистические:
"Соль и совесть этой страны,
Откровенно-категорична!"
это как понимать?
или это -
"Соль и совесть этой чумы,
Твоего сгоревшего дома".
здесь есть хоть какое-то действие?
"рома" - это единственное число? если речь идёт о цыганах, а не собственном имени Роман, то "рома", как мне до сих пор казалось, название племени.
Стих - коллоид.
№5
Забытый жанр - производственный стих. Совершенно незаслуженно забытый. То ли производить что-то существенное перестали, то ли поэты теперь не видят в теме лирическое начало. А зря:
http://www.stihi.ru/2009/01/24/4075
Сильные руки, шахтерская роба,
Угольной пылью очерченный взгляд...
Недра земли вынимая, он пробыл
Целую смену, и завтра - назад.
Ну, а сегодня, усталость отбросив,
Вечер - с друзьями, о том разговор -
Сколько угля на-горА переносит
Старая лента и ствол скиповой.
Новый комбайн... Ведь когда обещали...
Сколько же можно на старом пахать.
Деньги уплачены... Рукоплескали...
Скоростью этой нам план не догнать.
Плана не будет - не будет зарплаты,
Брать у кого-то придется взаймы.
Слезы жены, ответные маты -
Так и живет пол-шахтерской страны.
Риск, говорят, благородное дело,
Но не такою жестокой ценой.
Сколько обиды в душе накипело
Скажет вам каждый в шахтерской пивной.
С каждою сменой их жизни дороже,
С каждою клетью - рискованней труд.
ДОбыча черного золота, все же,
БОльшего стоит, чем то, что дают.
Может и не самый поэтичный текст недели (о языковых огрехах помолчу, может снизу, из шахты, как-то виднее), но я читал с интересом, честное слово!
Стих - моментальная фотография. К физике имеет косвенное отношение7 К поэзии тоже.
№6
http://www.stihi.ru/2009/01/07/1935
Стародавностью шумер из Вавилона
недосказанность преданий велика:
начинающий не ниже Соломона,
новорожденный не младше старика.
Я не первый, не второй из тех, кто загнан,
параноиком до кончиков волос:
несваренье этой жизни - мой диагноз,
странник с компасом без стрелки - мой прогноз.
Выбор между равнодушьем и обидой,
поглощающий остаток прежних сил,
Одиссеем между Сциллой и Харибдой
наказания, как милости просил.
Чувство вкуса, порождая чувством меры -
осторожности злодейски вбитый клин,
вырву жало промедления-химеры,
взмахом сброшу наземь время-нафталин.
Бестолково сыплет мыслям-птицам просо
длань предательски трясущейся горсти:
бесполезность - соответствие запросам,
безысходность - направление пути.
Подползёт гортанью сдавленной удушье,
предсказание предъявит старый счёт,
одиночество опять нагадит в душу,
Или, может, очищением спасёт.
Если бы стих был написан на шумерском или арамейском, вряд ли бы я понял меньше.
Стих - осмос.
№7
Внимнию любителей т.н. эротических куплетов, т.н. эротические куплеты я рассматриваю здесь в первый и последний раз. Во-первых, всё равно не стихи, во-вторых, никакая не эротика.
http://www.stihi.ru/2008/11/01/867
И ТРУСИКИ СРЫВАЮТСЯ С ЭМОЦИЙ
Откуда у стихов срамная нежность,
Монада завораживающих слов,
Способная определить безбрежность
Незыблемостью чувственных основ?
Разжижен мозг от частых возлияний,
Он забродил без должных локомоций,
Нет больше полушарий - "иней", "яней"
И трусики срываются с эмоций...
И серый стержень, названный "простым",
В карандаше* означенный как - "чёрный",
Здесь холостой органикой застыл -
Не удобряет безучастность зёрна.
Смысл растерялся в глупой суете,
Мир утонул в водовороте мнений+
А жизнь всё крутит, крутит фуэте
Под хоры безобразных песнопений.
Даже не порнография! Если кто-то решится мастурбировать, держа в одной руке этот текст, то в другую тут же придётся вставить... толковый словарик. И кому это нужно? Так же, как кому нужно объяснять, почему это не стихи? Или, если, угодно, почему я обзову текст стихом-псевдоскалярным мезоном?
№8
http://www.stihi.ru/2009/01/13/4159
Расщепляюсь на атомы, бритвой заточены нервы,
Оголенные мысли достигли размеров вселенной
Обожженные чувства мешаются страхом и болью,
И в стремлении выжить глаза наливаются кровью.
Утекает сознание в бездну расплавленной лавы,
Замыкает меня от жестокости дикой расправы,
Перепуталось время, с горчичной смешалось золою,
Раздробилась душа, что была неприступной скалою,
Ощущение ада, где круг нарезая за кругом
Все осколки меня в догонялки играют друг с другом.
Мне б собрать воедино себя из колючих осколков,
Только толку от этого... Люди, скажите, что толку?!
Рассыпаюсь на пазлы и вновь устремляюсь к пучине.
Не жалейте меня, не ищите ответов причине.
Абонент недоступен. Я снова раздавлен в пути.
Я бреду как сомнамбула, но не желаю уйти!
Боль бывает разной: головной, зубной, ревматической... этот опус вызывает у меня мигренеподобную (смотрите комментарии к стихам №№ 2, 3, 4, 6), но, поскольку репортаж я веду не из медицинской энциклопедии, дам-ка я тексту название стих-экзальтация. В физическом смысле, господа, только физическом.
№9
Мимо НОВОГО ОРЛЕАНА я пройти не смог:
http://www.stihi.ru/2008/10/25/3785
Я на струнах дождя разольюсь в сотый раз флажолетом
по карнизам, играя для вас пластилиновый джаз.
(Илона Миронова, "для вас мой джаз")
Полуночным стаккато по клавишам плит отразятся,
Простучат каблучки барабанную дробь фонарей.
Заиграет в парадном, проснувшись от кончиков пальцев,
Распахнувшейся двери скрипучая виолончель.
Мы вольёмся в пульсацию сна электрической ночи
Перекрёстками губ, а затем виадуками тел,
Отдыхая, безумие импровизаций закончив
Под неоновый ритм в безрассудно открытом окне.
Под охрипший сопрано куда-то спешащего ветра,
Саксофонное соло клаксонов полночных авто
И под лёгкую фальшь полинялой афиши концерта,
Неуверенно шепчущей "будет" о том, что прошло.
Бог ты мой, сколько я навидался "стаккато" на стихирских просторах, не сосчитать. Чаще всего этим самым стаккато испражняется дождь, реже - другие виды осадков, был "кашля стаккато", "стаккато бутылочных горл", помнится, как-то я споткнулся даже о "стаккато бесцельной стрельбы". А что у нас туточки? Мама дорогая! "Полуночным стаккато по клавишам плит отразятся, простучат каблучки барабанную дробь фонарей". Ну, с каблучками ещё понятно, а что фонарей-то? И это только начало. Впереди нас ждёт ещё "пульсация сна электрической ночи", в которую вливаются "перекрёстками губ" и "виадуками тел" и т.д. и т.п.
Ребята, пожалуйста, не говорите красиво, говорите по-русски!
Стих-адсорбция. Физики, я ничего не перепутал?
№10
http://www.stihi.ru/2008/01/15/1175
Натянет осень тетиву,
прищурив глаз косой и желтый,
и ветер оборвет листву
с деревьев, зноем обожженных.
На поселения славян
падут мечи дождя и снега.
Зимы военный караван
пройдет по улицам набегом...
Да будет так ! Ну, а пока
лоснится Солнце над пустыней,
на огородах кишлака
спокойно дозревают дыни,
ничто не предвещает бед -
- нашествия эпохи мрачной.
Лишь только с каждым днем рассвет
все холоднее и прозрачней.
Ну, вот, наконец, спокойно-бодренький лирический стишок. За природу!
Не, какая там природа! Тут целый исторический дискурс. На фоне большинства предыдущих текстов можно взять и обернуть в яркий фантик, чтоб не спутать ненароком.
Текст лишён очевидных промахов. Неочевидные тоже вроде бы к нему не приклеились. Тогда зачем в эту десятку? Может быть, ошибся? Нет, не ошибся. Натянутая искусственность, вот что мне мешает. Смотрите, у автора сложилось чёткое композиционное решение:
славяне - чучмеки
лето - зима (местами осень)
дождь и снег - Солнце
деревья - пустыня
А что натянуто?
Обожжённые зноем деревья - где? в славянских поселениях?
дыни на огородах кишлака - у кого, у кочевников огороды?
Мало? немного... но к этому добавилось ощущение латаности стиха, как будто автор его перелицовывал энное количество раз и тщательно замазанные швы нет-нет, а дают себя обнаружить. Стих-миграция.
Наконец мы добрались до "ЗОЛОТОЙ ДЕСЯТКИ"
Тринадцать стихов-претендентов на попадание. Совсем неплохо! И насколько тяжело на этот раз было отбросить в сторону три стиха, как непросто расставить всех по ранжиру. Не будем забывать, однако, об условностях, друзья.
№10
http://www.stihi.ru/2009/01/25/1533
Забурела мглая морось пескоструйным водопадом,
Синедухая пичуга возроптала обалдя.
Эх ты, горькая непруха, стокопытная засада,
Заступорившая скорость полосатая жердя.
Свинтопрульная скользяка - волномокрия громада
Вольногулием вертепа зашумила водопьян.
Заспиртуйте морок склепа, разговейтесь на дорадо,
Отрекошьтесь видемрака, пробульбоньте дымольян.
Фокусайте поцелюбли желаническим восторгом
Рассупоньте надевалки - восслобоньте естество.
Через недо перепалки разрелакстесь после торга
Процедуривайте дубли, повышая мастерство.
Приплетайте это порно - пуслестрочие рифмовье,
Отвлекомлю от труденег, перезвоны кварт и квинт.
Ну а я, предавшись лени, застолбоню брызгословье.
Если кто не догапёр, ну, я тому не водкабинт.
Не могу сказать, что меня сильно позабавила эта игрушка. Скорее я нашёл ей место в ЗОЛОТОЙ ДЕСЯТКЕ, как альтернативу косноязычному словотворчеству, когда русские слова умудряются расставить в таком порядке... (см."МЕДНУЮ ДЕСЯТКУ"). Тут хотя бы заранее автор договаривается с читателем, это забава и воспринимайте её не более чем.
Стих-сублимация.
№9
http://www.stihi.ru/2008/01/04/2850
В траве шуршавшие цикады шершавы, как в руке - цукаты,
И стебли павшие цикуты темнели в сумраке заката.
До росных звезд звенели косы на заливных лугах покоса,
Качались в такт работе бусы, под тонкой блузкой - абрикосы.
А ночью отдых тих и краток, и как молочнейший початок,
Улыбки жемчуг мил и кроток, и поцелуй несмелый сладок.
И, хоть блаженством сердце ноет, - прохлада сменит пекло зноя.
И я, конечно, это знаю: ничто не вечно под луною.
Автор не без успеха увлёкся другой игрой - "Фантики фонетики". На всю дистанцию, правда, его не хватило. Замельтешил малость, засуетился и концовку подмазал.
Стих-сателлит.
№8
http://www.stihi.ru/2002/12/29-552
Как холодно, газель, в твоём раю -
не ожидал... Затверженные жесты
не повторяю;
скорбное блаженство -
пристанище у бездны на краю.
Жемчужною росой искрятся травы...
Как холодно, газель...Ты весела,
мелькая между зеленью дубравы...
В моём костре - тяжёлая зола.
Как холодно, газель. Твои глаза
так ласковы бывали...
Пораженье -
не вдруг...Но безнадёжное решенье -
искать тебя, бежать в дубраву, за...
Как ветренен твой луг!
Его дары -
не для меня...Уже следы размыты
дождём осенним...
Одичавший мытарь
стучится в потускневшие миры.
Как холодно...Прости меня, я слаб.
Я ухожу в свою, в другую осень...
И жёлтый ветер потихоньку сносит
кораблик мой в косую ночи рябь...
Как холодно, газель, в твоём краю;
твой облик -
только облачко над миром,
где всё проходит...
Где проходишь мимо
себя...
И где себя не узнаю.
Упёрся было в одну "косую" инверсию, но тут газель внезапно превратилась в известную продукцию нижегородского автогиганта... и что думаете, завлекло.
Стих-мираж.
№7
http://www.stihi.ru/2009/01/27/4571
Гамлет вчера отмечал рубеж - тридцать своих апрелей.
Как и положено, Гамлет - свеж, мил и женат на Элле.
Гамлет успешен - кредит на дом будет вот-вот погашен.
Гамлет в постели читает "Ом", думает о Наташе.
Элла известна своим порше. Именем мужа. Ростом. -
Элла уверена, что клише - это гормон уродства.
Элла - удачливый финансист. Держит анфас на запад.
Муж или папа? - её спроси. Элла ответит - папа.
Гамлет и Элла хотят детей. Двух сыновей и дочку.
Элле пока времена не те. Гамлет поставил точку.
40 недель и положь на стол. Папа ведет журнальчик.
Сын или дочка? Но папа зол. Значит, конечно, мальчик.
Гамлет скупает фруктовый ряд. Очень боится свёкра.
Элла - уже боевой отряд, ест огурцы и свёклу.
Делит продукты на раз и два: "наше" и "нет, не наше".
Гамлет считает, она права. Фрукты несёт Наташе.
Эта живёт в золотой клети, принципов - три, не боле:
Ешь, высыпайся и всем свети. Гамлет вполне доволен.
Есть и четвёртый хороший пункт - нет вдохновенья к росту.
(Элла считает, что тяжкий труд - тоже гормон уродства)
Тридцать девятая. Папа - нерв. Гамлет - бутылка рома.
Элла срывает напряг на стерв - медперсонал роддома.
Дальше - известно. Молитва, крик, первый шлепок по попе.
Папа уходит в звериный рык. Гамлету пофиг - пропил.
Девочка! - Элле хватает сил. Ставит большую точку.
Дочь или папа - её спроси. Элла ответит - дочка.
Гамлет трезвеет. Рука как плеть. И ни даёт ни машет.
Гамлет не может пока трезветь, Гамлет бежит к Наташе.
Элла на выписку. Гамлет пьёт. Папа пошёл подальше.
Только Наташа одна живёт так, как жила и раньше -
Ест мандарины, нормально спит, чешет о клетку спинку -
Трудно держаться своих обид, если родился свинкой.
Вроде бы что-то пошло не так. Элла не спит от боли.
Гамлет на сцене - четвертый акт. Учит вторые роли.
Он уже выбрал почти - "не быть". "Быть" - это слишком просто.
Элла на кухне печёт грибы. Не задаёт вопросов.
Сначала оставил этот стих за пределами первой десятки. Было за что. И всё-таки слабость перед сюжетными стихами и скептическое отношение к бездушным абстракциям дала о себе знать. Немало положительного можно сказать об этом тексте. Местами, кстати, стилистика напомнила мне легендарную Дарью Копполу. Но и заусенцев хватает. Первый из первых - предсказуемость. Раз Гамлет, так обязательно "быть или не быть". Полноте, у него была ещё не одна пара слов.
Стих-хиральность.
№6
http://www.stihi.ru/2002/09/16-344
Остывший грунт который день полощут
дожди. И осень меряет шагами
планету с севера на юг. Полночный
маршрут подмерзшей ртути пролегает
все ниже, все опасней для пернатых
(которые еще не улетели).
В скворечни рвется ветер бесноватый...
И мы не ждем, мы чувствуем метели.
Мы ощущаем верную угрозу
спокойных дней размеренному бегу,
что наши чувства, если не замерзнут,
то выпадут в осадок в виде снега.
И, взяв на поезд утренний билеты,
в одном купе с попутчицей крикливой,
разматываем версты в наше лето,
туда, где ты еще была счастливой.
Туда, где не разграбленное поле
являло с лугом чудо симбиоза.
Где забывались мы в мечтах с тобою,
и нас пасли радушные стрекозы...
Осенний луг, усыпанный цветами,
еще красив, но больше - необычен.
Как золотые слитки под ногами,
до сей поры не ставшие добычей
ни жадных рук, ни матери-природы.
Любуясь их прощальной красотою,
спроси себя, какими будут всходы,
и их краса предвидится какою?
Цветы пугливы. Тянутся не к лести.
Скорее, льстят вниманием светилу.
Взгляни на Солнце... И пока мы вместе,
не плачь о том, что осень наступила.
Неровно. Сильные, интересные строки перемежаются с негладкими местами, штампами и даже несуразицами. Концовка не убедила.
Стих-полупроводник.
№5
http://www.stihi.ru/2008/01/09/2608
Лилия жизни
От линии до линии
Рукою провожу,
Три белых-белых лилии
Пастелью вывожу.
Крошится карандаш в руке,
А я все продолжаю,
Как будто бы свою судьбу
В край дальний провожаю:
Плыви рекою-линией,
До чашки белой лилии,
Там встретишь лист широкий-
Твой путь - совсем далекий.
А если трудно станется,
Я дорисую синими
Воздушное пристанище
Для заплутавшей лилии.
От линии до линии
Рисую - ворожу,
Бутоны белой лилии...
В далекий край бреду...
Тот редкий случай, когда могу коротко сказать: понравилось. Может быть, за исключением концовки. Последний штрих мог быть и другим.
Стих-падающая звезда.
№4
http://www.stihi.ru/2008/06/24/1462
Не домыслы, не наветы,
Не фальшь перелётных стай.
Холодное белое лето
Загрызло цыплячий май.
Не верится - но явилось,
Не хочется - но пришло.
Откуда такая милость -
Белеющее крыло?
Зачем я в куриной стае,
Заполнившей летний луг?
Зачем не взлечу - растаю.
Улягусь под острый плуг.
Роняя белые перья
На воздух, к земле, к небесам:
- Они прорастут! - поверью,
Придумав, поверил сам.
И снова понравилось. И раз поставил выше, значит понравилось больше. И опять показалось, что такая концовка не обязательна.
Стих-напряжение.
№3
http://www.stihi.ru/2007/08/28-2297
Родились мы утром рано в день Козьмы и Дамиана
(это сказано для рифмы, а на самом деле - днем).
Черт! Похоже на частушку про Луиса Корвалана...
Ну и ладно, ну и бог с ним, и для ясности замнем.
Так чего хотел соврать я? Как известно, эти братья
отличались милосердьем (редким качеством тогда) -
по домам и по базарам безвозмездно (то есть даром)
врачевали и лечили, у кого была нужда.
И за редкое усердье, бескорыстье, милосердье
их причислили по смерти к категории святых...
И вот в их-то день рожденья (нет, какое совпаденье!)
родились и мы с братишкой... (В день рожденья то есть их)
А по русской древней были братья - скоморохи были;
и учили, и смешили, и дурачились сполна...
Скоморохи, но святые - вот какие непростые,
непростые, скажем прямо, были, братцы, времена.
Нет, совсем-совсем неплохи эти братья-скоморохи,
И, наверно, надо было дать их прозвища и нам...
Богу одному известно, но ужасно интересно,
как меня тогда б назвали? Вероятно, Дамиан.
Но родители едва ли православны святцы знали
(и какие, к черту, святцы - чтили лишь одних вождей).
Мне в итоге размышлений, колебаний и сомнений
дали имя Александр, ну а братику - Андрей.
Лет с тех пор прошло немало, эра новая настала...
Нас по свету разбросало: новой жизнию влеком,
он в своей Израилевке на кошерной на шамовке,
я в своей Москве остался - кушать мясо с молоком.
Но порой глаза закрою - и встает передо мною:
общий дом, окна четыре, две скамьи, одна сума...
На стене трещит лучина и для грусти нет причины...
Брат посмотрит, усмехнется: Дамиан! - Чего, Козьма?
Вот вам и весь сказ. Хотел было посетовать на многословие, но как раз в этом случае концовка успокоила. Как вы говорите? Торкнуло?
Стих-донор.
№2
http://www.stihi.ru/2008/10/18/4099
Переплавив трамваи на танки,
Истин свет разменяв на рубли,
Мы добьёмся, чтоб каждой гражданке
По дитю принесли журавли.
Пусть хлопочут, наивно поверив
Что бывает порой всё равно,
За какой неприступною дверью
Завершилось немое кино,
Где поставили крестик в журнале,
В чём таится фатальный ответ,
Мы готовы свободу в безнале
Взять на небо на старости лет!
Не бывает дороги обратно,
Как и прежней водицы в реке,
Только сеет не жавши оратай,
Пряча камень в могутной руке.
Ничего, мы давно отболели
Детской верою собственных грёз,
И укроют бушлаты из ели
Тех, кто верил в спасенье
Всерьёз.
Очень цельный стих. Стих-плотность.
№1
Как и в прошлый раз, победителем я выбрал стих не самый однозначный. Текст, в отличие от занявшего второе место, не без слабых участков или, если хотите, точек, но меня, прежде всего, привлёк поиск, причём не поиск вслепую, а очень зрячий и вполне зримый. Стих-бомбардировка.
http://www.stihi.ru/2007/01/31-2562
...................Б.Бельскому
Я, имея день в запасе,
в тень дороги врою камень.
Вскрою гору. Вместе с мясом
вырву голыми руками
небо из кошачьей пасти!
Эй, Вы!
Небо! Маяковский
мокнет в мае рукавами.
Мог?
Нет!
с раскаленной бровки
непослушными ногами
спрыгнул
рыбы, рябы, бабы
вЫносили выносИли
робу тела...
Я могла бы искупать тебя в России!
Накосили
замесили
плоть от плоти, кровь от крови:
от Иуды до Мессии.
Всё в одном смешали Слове
ешь! А после в колыбели
поиграем в жмурки.
Мурки
в ненасытный понедельник
понесут по переулкам
пересуды... передачи
соли, боли, сала - мало!
Мыло и петля судачат
меж собой под одеялом:
долят тело,
делят сдачу,
стелют чернозем по нёбу.
Кто сегодня не заплачет - заплетет дощечки гроба.
Эти косы очень носки
не сносить до Воскресенья...
Собирай свои обноски
запирай покрепче в сени!
Запрягай шальные сани!
Ани, Тани, Даши, Маши
та, которая обманет,
на твоих костях попляшет.
Жалость? лишняя причуда:
из двоих один Иуда.
Надеюсь, многих я порадовал и совсем немногих огорчил. Поверьте, не стоит вешать нос. Всё образуется. Если не само собой, то, возиожно, с моей помощью.
ПИШИТЕ!
Ваш Павел Самсонов
http://stihi.ru/2009/02/02/158
Здравствуйте, друзья!
Мне прислали на этой неделе пятьдесят семь стихов. Достаточно пищи для размышления. Не шестьдесят, конечно, но и не пятьдесят пять. Общий их уровень, между прочим, по сравнению с прошлым разом, заметно повысился, особенно это чувствуется по "ЗОЛОТОЙ ДЕСЯТКЕ". Видимо, отдельные авторы-читатели, которые ознакомились с моим подходом по первому хит-параду, поняли, что им здесь ничего радостного не светит.
Сегодня я решил пойти навстречу пожеланиям общественности, и комментарии стихов станут более ёмкими. Обрадует ли это самих авторов? Посмотрим.
Ещё одно замечание. Несмотря на то, что стихов всего 57, а для более плотной работы я оставил только 20, приглашаю ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ участников хит-парада присоединиться к обсуждению и ОБЕЩАЮ, что ни один из стихов не останется без комментариев, если того пожелают их авторы.
Свой второй, теперь уже смело можно говорить, очередной хит-парад я проведу из школьного учебника физики. Не то чтобы так сподручней говорить о стихах, но кому, в конце концов, взгляд из подобного места может помешать? Лучше скажите спасибо, что не из учебника анатомии... хотя, тоже ничего мысль...
Начинаем.
"МЕДНАЯ ДЕСЯТКА". Не ищите здесь рейтинга. Все тексты по-своему хороши.
№1
Очень часто случается, что я не только не принимаю милое, на первый взгляд, стихотвореньице, но даже не могу сразу объяснить, почему? Ну вот, чудный же текстик. Просто кексик. Или пупсик...
http://www.stihi.ru/2008/01/10/383
В полутьме полустанок полнится
не толпой, а тоской прощальною.
На фонарь примостилась горлица -
птица редкая, неслучайная.
Покосилась глазком сиреневым,
дерзко клюнула небо в темечко...
Если Богу не хватит времени -
нам подарит голубка времечко...
И правда, почему не принимаю? Что мне здесь мешает?
а) Горлица. А такая ли уж редкая птица, эта горлица? Проверяю. Нет, не редкая. Так что, она просто для рифмы здесь? Выходит, для рифмы. Выходит, именно, что случайная. И значит "глазок сиреневый" может никакой и не сиреневый? А тоже для рифмы?
б) "дерзко клюнула небо в темечко"
Когда оказывается, что центральная фигура стиха - "герой" совсем не обязательный, то я уже вдвойне подозрительно начинаю относиться и к данной метафоре - искусственной и ровным счётом ничего не отображающей - что небу в темя, что пальцем в небо, ни в дышло, ни в оглоблю. И рифма услужливая незатейливо рядышком примостилась - темечко - времечко.
Вот те на, содержание-то - декоративное, более навязанное, прямо скажу, неблестящими рифмами, чем другими соображениями, и говорить, собственно, вообще не о чем. Такой прелестный стих был. На первый взгляд. А оказалось, стих-дырка.
№2
http://www.stihi.ru/2007/08/05-520
Льются звуки из зияющих провалов.
Не спешу искать ответы, там где бездна
в мою песню безнадежность призывает, -
это вредно и, порою, бесполезно.
Ночь чернила разлила на подоконник
и оттуда веет холодом и тленом.
Интересно, - я старею постепенно
или что-то отравляет мои вены?
Если б я могла бояться просто смерти,
перестала вглядываться в бездну,
пела гимны только солнечному свету,-
затянулась бы тогда души моей каверна?
Можно я просто задам вопросы?
- что такое зияющие провалы? что там конкретно провалилось?
- почему от подоконника веет тленом? чернила протухли?
- как автор представляет себе процесс отравления вен?
- какие ещё рифмы можно подобрать к слову каверна?
Стих-критическая вибровязкость, всё расползается и ничего не затвердевает.
№3
http://www.stihi.ru/2009/01/29/2512
Он звёзды, как и опиумный мак,
ссыпал в одну просторную воронку.
Тогда земля совсем сошла с ума,
а солнце тихо отошло в сторонку.
В углу дыра чернела. Не зашить,
не заложить пути-лазейки теле-
портаций окровавленной души
для гонки на безумной карусели.
Луна ему представилась вдовой,
которая от горя тихо гасла,
но женщина с кошачьей головой
ему сказала: "Я на всё согласна".
По лестничной площадке этажа
рассыпались журналы и тетради.
Он очень долго сердце вырезал,
и даже ночь молила о пощаде.
Он резал - ночь сбежала на восток,
шарахаясь и вглядываясь в лица.
Был утром в школе отменен урок,
а новый псих смеялся в психбольнице.
Помните, "в общем, все умерли"? У нас же - все сошли с ума. Сначала земля, потом солнце, ну, а потом и самому герою ничего не остаётся делать. Нет наркотикам! - заявляет автор, и я с воодушевлением к нему присоединяюсь.
Добавлю только вот ещё что. Чтобы описать "опиумные миражи", совсем не обязательно самому накачиваться опиумом. Автор с фантазией обрисует их не менее красочно, чем всё происходит на самом деле. Гм, "на самом деле". В нашем случае фантазии вроде бы хватает, но полотно стиха, увы, испещрено детскими мазками, нетвёрдыми, аляповатыми и наивными.
Стих - ахроматизм.
№4
http://www.stihi.ru/2008/07/02/3752
Расскажи ты мне, расскажи,
Как танцуют фламенко.
А за поясом спят ножи
И внимают полы и стенки
Этим стоптанным каблукам,
Этим речитативам. С силой
Там - на выдохе:" Все отдам!"
А на вдохе: "Я не просила!"
Как там лица искажены!
Как там позы неэстетичны!
Соль и совесть этой страны,
Откровенно-категорична!
Соль и совесть этой чумы,
Твоего сгоревшего дома.
От тюрьмы, говоришь, от сумы...
Расскажи, расскажи мне, рома.
Неточные мелкие детали, причём разного рода:
- языковые:
"а за поясом спят ножи" (за чьим поясом?),
"Там - на выдохе:" Все отдам!" и тут же "Как там лица искажены!
Как там позы неэстетичны!" (где это ТАМ? на выдохе?)
- стилистические:
"Соль и совесть этой страны,
Откровенно-категорична!"
это как понимать?
или это -
"Соль и совесть этой чумы,
Твоего сгоревшего дома".
здесь есть хоть какое-то действие?
"рома" - это единственное число? если речь идёт о цыганах, а не собственном имени Роман, то "рома", как мне до сих пор казалось, название племени.
Стих - коллоид.
№5
Забытый жанр - производственный стих. Совершенно незаслуженно забытый. То ли производить что-то существенное перестали, то ли поэты теперь не видят в теме лирическое начало. А зря:
http://www.stihi.ru/2009/01/24/4075
Сильные руки, шахтерская роба,
Угольной пылью очерченный взгляд...
Недра земли вынимая, он пробыл
Целую смену, и завтра - назад.
Ну, а сегодня, усталость отбросив,
Вечер - с друзьями, о том разговор -
Сколько угля на-горА переносит
Старая лента и ствол скиповой.
Новый комбайн... Ведь когда обещали...
Сколько же можно на старом пахать.
Деньги уплачены... Рукоплескали...
Скоростью этой нам план не догнать.
Плана не будет - не будет зарплаты,
Брать у кого-то придется взаймы.
Слезы жены, ответные маты -
Так и живет пол-шахтерской страны.
Риск, говорят, благородное дело,
Но не такою жестокой ценой.
Сколько обиды в душе накипело
Скажет вам каждый в шахтерской пивной.
С каждою сменой их жизни дороже,
С каждою клетью - рискованней труд.
ДОбыча черного золота, все же,
БОльшего стоит, чем то, что дают.
Может и не самый поэтичный текст недели (о языковых огрехах помолчу, может снизу, из шахты, как-то виднее), но я читал с интересом, честное слово!
Стих - моментальная фотография. К физике имеет косвенное отношение7 К поэзии тоже.
№6
http://www.stihi.ru/2009/01/07/1935
Стародавностью шумер из Вавилона
недосказанность преданий велика:
начинающий не ниже Соломона,
новорожденный не младше старика.
Я не первый, не второй из тех, кто загнан,
параноиком до кончиков волос:
несваренье этой жизни - мой диагноз,
странник с компасом без стрелки - мой прогноз.
Выбор между равнодушьем и обидой,
поглощающий остаток прежних сил,
Одиссеем между Сциллой и Харибдой
наказания, как милости просил.
Чувство вкуса, порождая чувством меры -
осторожности злодейски вбитый клин,
вырву жало промедления-химеры,
взмахом сброшу наземь время-нафталин.
Бестолково сыплет мыслям-птицам просо
длань предательски трясущейся горсти:
бесполезность - соответствие запросам,
безысходность - направление пути.
Подползёт гортанью сдавленной удушье,
предсказание предъявит старый счёт,
одиночество опять нагадит в душу,
Или, может, очищением спасёт.
Если бы стих был написан на шумерском или арамейском, вряд ли бы я понял меньше.
Стих - осмос.
№7
Внимнию любителей т.н. эротических куплетов, т.н. эротические куплеты я рассматриваю здесь в первый и последний раз. Во-первых, всё равно не стихи, во-вторых, никакая не эротика.
http://www.stihi.ru/2008/11/01/867
И ТРУСИКИ СРЫВАЮТСЯ С ЭМОЦИЙ
Откуда у стихов срамная нежность,
Монада завораживающих слов,
Способная определить безбрежность
Незыблемостью чувственных основ?
Разжижен мозг от частых возлияний,
Он забродил без должных локомоций,
Нет больше полушарий - "иней", "яней"
И трусики срываются с эмоций...
И серый стержень, названный "простым",
В карандаше* означенный как - "чёрный",
Здесь холостой органикой застыл -
Не удобряет безучастность зёрна.
Смысл растерялся в глупой суете,
Мир утонул в водовороте мнений+
А жизнь всё крутит, крутит фуэте
Под хоры безобразных песнопений.
Даже не порнография! Если кто-то решится мастурбировать, держа в одной руке этот текст, то в другую тут же придётся вставить... толковый словарик. И кому это нужно? Так же, как кому нужно объяснять, почему это не стихи? Или, если, угодно, почему я обзову текст стихом-псевдоскалярным мезоном?
№8
http://www.stihi.ru/2009/01/13/4159
Расщепляюсь на атомы, бритвой заточены нервы,
Оголенные мысли достигли размеров вселенной
Обожженные чувства мешаются страхом и болью,
И в стремлении выжить глаза наливаются кровью.
Утекает сознание в бездну расплавленной лавы,
Замыкает меня от жестокости дикой расправы,
Перепуталось время, с горчичной смешалось золою,
Раздробилась душа, что была неприступной скалою,
Ощущение ада, где круг нарезая за кругом
Все осколки меня в догонялки играют друг с другом.
Мне б собрать воедино себя из колючих осколков,
Только толку от этого... Люди, скажите, что толку?!
Рассыпаюсь на пазлы и вновь устремляюсь к пучине.
Не жалейте меня, не ищите ответов причине.
Абонент недоступен. Я снова раздавлен в пути.
Я бреду как сомнамбула, но не желаю уйти!
Боль бывает разной: головной, зубной, ревматической... этот опус вызывает у меня мигренеподобную (смотрите комментарии к стихам №№ 2, 3, 4, 6), но, поскольку репортаж я веду не из медицинской энциклопедии, дам-ка я тексту название стих-экзальтация. В физическом смысле, господа, только физическом.
№9
Мимо НОВОГО ОРЛЕАНА я пройти не смог:
http://www.stihi.ru/2008/10/25/3785
Я на струнах дождя разольюсь в сотый раз флажолетом
по карнизам, играя для вас пластилиновый джаз.
(Илона Миронова, "для вас мой джаз")
Полуночным стаккато по клавишам плит отразятся,
Простучат каблучки барабанную дробь фонарей.
Заиграет в парадном, проснувшись от кончиков пальцев,
Распахнувшейся двери скрипучая виолончель.
Мы вольёмся в пульсацию сна электрической ночи
Перекрёстками губ, а затем виадуками тел,
Отдыхая, безумие импровизаций закончив
Под неоновый ритм в безрассудно открытом окне.
Под охрипший сопрано куда-то спешащего ветра,
Саксофонное соло клаксонов полночных авто
И под лёгкую фальшь полинялой афиши концерта,
Неуверенно шепчущей "будет" о том, что прошло.
Бог ты мой, сколько я навидался "стаккато" на стихирских просторах, не сосчитать. Чаще всего этим самым стаккато испражняется дождь, реже - другие виды осадков, был "кашля стаккато", "стаккато бутылочных горл", помнится, как-то я споткнулся даже о "стаккато бесцельной стрельбы". А что у нас туточки? Мама дорогая! "Полуночным стаккато по клавишам плит отразятся, простучат каблучки барабанную дробь фонарей". Ну, с каблучками ещё понятно, а что фонарей-то? И это только начало. Впереди нас ждёт ещё "пульсация сна электрической ночи", в которую вливаются "перекрёстками губ" и "виадуками тел" и т.д. и т.п.
Ребята, пожалуйста, не говорите красиво, говорите по-русски!
Стих-адсорбция. Физики, я ничего не перепутал?
№10
http://www.stihi.ru/2008/01/15/1175
Натянет осень тетиву,
прищурив глаз косой и желтый,
и ветер оборвет листву
с деревьев, зноем обожженных.
На поселения славян
падут мечи дождя и снега.
Зимы военный караван
пройдет по улицам набегом...
Да будет так ! Ну, а пока
лоснится Солнце над пустыней,
на огородах кишлака
спокойно дозревают дыни,
ничто не предвещает бед -
- нашествия эпохи мрачной.
Лишь только с каждым днем рассвет
все холоднее и прозрачней.
Ну, вот, наконец, спокойно-бодренький лирический стишок. За природу!
Не, какая там природа! Тут целый исторический дискурс. На фоне большинства предыдущих текстов можно взять и обернуть в яркий фантик, чтоб не спутать ненароком.
Текст лишён очевидных промахов. Неочевидные тоже вроде бы к нему не приклеились. Тогда зачем в эту десятку? Может быть, ошибся? Нет, не ошибся. Натянутая искусственность, вот что мне мешает. Смотрите, у автора сложилось чёткое композиционное решение:
славяне - чучмеки
лето - зима (местами осень)
дождь и снег - Солнце
деревья - пустыня
А что натянуто?
Обожжённые зноем деревья - где? в славянских поселениях?
дыни на огородах кишлака - у кого, у кочевников огороды?
Мало? немного... но к этому добавилось ощущение латаности стиха, как будто автор его перелицовывал энное количество раз и тщательно замазанные швы нет-нет, а дают себя обнаружить. Стих-миграция.
Наконец мы добрались до "ЗОЛОТОЙ ДЕСЯТКИ"
Тринадцать стихов-претендентов на попадание. Совсем неплохо! И насколько тяжело на этот раз было отбросить в сторону три стиха, как непросто расставить всех по ранжиру. Не будем забывать, однако, об условностях, друзья.
№10
http://www.stihi.ru/2009/01/25/1533
Забурела мглая морось пескоструйным водопадом,
Синедухая пичуга возроптала обалдя.
Эх ты, горькая непруха, стокопытная засада,
Заступорившая скорость полосатая жердя.
Свинтопрульная скользяка - волномокрия громада
Вольногулием вертепа зашумила водопьян.
Заспиртуйте морок склепа, разговейтесь на дорадо,
Отрекошьтесь видемрака, пробульбоньте дымольян.
Фокусайте поцелюбли желаническим восторгом
Рассупоньте надевалки - восслобоньте естество.
Через недо перепалки разрелакстесь после торга
Процедуривайте дубли, повышая мастерство.
Приплетайте это порно - пуслестрочие рифмовье,
Отвлекомлю от труденег, перезвоны кварт и квинт.
Ну а я, предавшись лени, застолбоню брызгословье.
Если кто не догапёр, ну, я тому не водкабинт.
Не могу сказать, что меня сильно позабавила эта игрушка. Скорее я нашёл ей место в ЗОЛОТОЙ ДЕСЯТКЕ, как альтернативу косноязычному словотворчеству, когда русские слова умудряются расставить в таком порядке... (см."МЕДНУЮ ДЕСЯТКУ"). Тут хотя бы заранее автор договаривается с читателем, это забава и воспринимайте её не более чем.
Стих-сублимация.
№9
http://www.stihi.ru/2008/01/04/2850
В траве шуршавшие цикады шершавы, как в руке - цукаты,
И стебли павшие цикуты темнели в сумраке заката.
До росных звезд звенели косы на заливных лугах покоса,
Качались в такт работе бусы, под тонкой блузкой - абрикосы.
А ночью отдых тих и краток, и как молочнейший початок,
Улыбки жемчуг мил и кроток, и поцелуй несмелый сладок.
И, хоть блаженством сердце ноет, - прохлада сменит пекло зноя.
И я, конечно, это знаю: ничто не вечно под луною.
Автор не без успеха увлёкся другой игрой - "Фантики фонетики". На всю дистанцию, правда, его не хватило. Замельтешил малость, засуетился и концовку подмазал.
Стих-сателлит.
№8
http://www.stihi.ru/2002/12/29-552
Как холодно, газель, в твоём раю -
не ожидал... Затверженные жесты
не повторяю;
скорбное блаженство -
пристанище у бездны на краю.
Жемчужною росой искрятся травы...
Как холодно, газель...Ты весела,
мелькая между зеленью дубравы...
В моём костре - тяжёлая зола.
Как холодно, газель. Твои глаза
так ласковы бывали...
Пораженье -
не вдруг...Но безнадёжное решенье -
искать тебя, бежать в дубраву, за...
Как ветренен твой луг!
Его дары -
не для меня...Уже следы размыты
дождём осенним...
Одичавший мытарь
стучится в потускневшие миры.
Как холодно...Прости меня, я слаб.
Я ухожу в свою, в другую осень...
И жёлтый ветер потихоньку сносит
кораблик мой в косую ночи рябь...
Как холодно, газель, в твоём краю;
твой облик -
только облачко над миром,
где всё проходит...
Где проходишь мимо
себя...
И где себя не узнаю.
Упёрся было в одну "косую" инверсию, но тут газель внезапно превратилась в известную продукцию нижегородского автогиганта... и что думаете, завлекло.
Стих-мираж.
№7
http://www.stihi.ru/2009/01/27/4571
Гамлет вчера отмечал рубеж - тридцать своих апрелей.
Как и положено, Гамлет - свеж, мил и женат на Элле.
Гамлет успешен - кредит на дом будет вот-вот погашен.
Гамлет в постели читает "Ом", думает о Наташе.
Элла известна своим порше. Именем мужа. Ростом. -
Элла уверена, что клише - это гормон уродства.
Элла - удачливый финансист. Держит анфас на запад.
Муж или папа? - её спроси. Элла ответит - папа.
Гамлет и Элла хотят детей. Двух сыновей и дочку.
Элле пока времена не те. Гамлет поставил точку.
40 недель и положь на стол. Папа ведет журнальчик.
Сын или дочка? Но папа зол. Значит, конечно, мальчик.
Гамлет скупает фруктовый ряд. Очень боится свёкра.
Элла - уже боевой отряд, ест огурцы и свёклу.
Делит продукты на раз и два: "наше" и "нет, не наше".
Гамлет считает, она права. Фрукты несёт Наташе.
Эта живёт в золотой клети, принципов - три, не боле:
Ешь, высыпайся и всем свети. Гамлет вполне доволен.
Есть и четвёртый хороший пункт - нет вдохновенья к росту.
(Элла считает, что тяжкий труд - тоже гормон уродства)
Тридцать девятая. Папа - нерв. Гамлет - бутылка рома.
Элла срывает напряг на стерв - медперсонал роддома.
Дальше - известно. Молитва, крик, первый шлепок по попе.
Папа уходит в звериный рык. Гамлету пофиг - пропил.
Девочка! - Элле хватает сил. Ставит большую точку.
Дочь или папа - её спроси. Элла ответит - дочка.
Гамлет трезвеет. Рука как плеть. И ни даёт ни машет.
Гамлет не может пока трезветь, Гамлет бежит к Наташе.
Элла на выписку. Гамлет пьёт. Папа пошёл подальше.
Только Наташа одна живёт так, как жила и раньше -
Ест мандарины, нормально спит, чешет о клетку спинку -
Трудно держаться своих обид, если родился свинкой.
Вроде бы что-то пошло не так. Элла не спит от боли.
Гамлет на сцене - четвертый акт. Учит вторые роли.
Он уже выбрал почти - "не быть". "Быть" - это слишком просто.
Элла на кухне печёт грибы. Не задаёт вопросов.
Сначала оставил этот стих за пределами первой десятки. Было за что. И всё-таки слабость перед сюжетными стихами и скептическое отношение к бездушным абстракциям дала о себе знать. Немало положительного можно сказать об этом тексте. Местами, кстати, стилистика напомнила мне легендарную Дарью Копполу. Но и заусенцев хватает. Первый из первых - предсказуемость. Раз Гамлет, так обязательно "быть или не быть". Полноте, у него была ещё не одна пара слов.
Стих-хиральность.
№6
http://www.stihi.ru/2002/09/16-344
Остывший грунт который день полощут
дожди. И осень меряет шагами
планету с севера на юг. Полночный
маршрут подмерзшей ртути пролегает
все ниже, все опасней для пернатых
(которые еще не улетели).
В скворечни рвется ветер бесноватый...
И мы не ждем, мы чувствуем метели.
Мы ощущаем верную угрозу
спокойных дней размеренному бегу,
что наши чувства, если не замерзнут,
то выпадут в осадок в виде снега.
И, взяв на поезд утренний билеты,
в одном купе с попутчицей крикливой,
разматываем версты в наше лето,
туда, где ты еще была счастливой.
Туда, где не разграбленное поле
являло с лугом чудо симбиоза.
Где забывались мы в мечтах с тобою,
и нас пасли радушные стрекозы...
Осенний луг, усыпанный цветами,
еще красив, но больше - необычен.
Как золотые слитки под ногами,
до сей поры не ставшие добычей
ни жадных рук, ни матери-природы.
Любуясь их прощальной красотою,
спроси себя, какими будут всходы,
и их краса предвидится какою?
Цветы пугливы. Тянутся не к лести.
Скорее, льстят вниманием светилу.
Взгляни на Солнце... И пока мы вместе,
не плачь о том, что осень наступила.
Неровно. Сильные, интересные строки перемежаются с негладкими местами, штампами и даже несуразицами. Концовка не убедила.
Стих-полупроводник.
№5
http://www.stihi.ru/2008/01/09/2608
Лилия жизни
От линии до линии
Рукою провожу,
Три белых-белых лилии
Пастелью вывожу.
Крошится карандаш в руке,
А я все продолжаю,
Как будто бы свою судьбу
В край дальний провожаю:
Плыви рекою-линией,
До чашки белой лилии,
Там встретишь лист широкий-
Твой путь - совсем далекий.
А если трудно станется,
Я дорисую синими
Воздушное пристанище
Для заплутавшей лилии.
От линии до линии
Рисую - ворожу,
Бутоны белой лилии...
В далекий край бреду...
Тот редкий случай, когда могу коротко сказать: понравилось. Может быть, за исключением концовки. Последний штрих мог быть и другим.
Стих-падающая звезда.
№4
http://www.stihi.ru/2008/06/24/1462
Не домыслы, не наветы,
Не фальшь перелётных стай.
Холодное белое лето
Загрызло цыплячий май.
Не верится - но явилось,
Не хочется - но пришло.
Откуда такая милость -
Белеющее крыло?
Зачем я в куриной стае,
Заполнившей летний луг?
Зачем не взлечу - растаю.
Улягусь под острый плуг.
Роняя белые перья
На воздух, к земле, к небесам:
- Они прорастут! - поверью,
Придумав, поверил сам.
И снова понравилось. И раз поставил выше, значит понравилось больше. И опять показалось, что такая концовка не обязательна.
Стих-напряжение.
№3
http://www.stihi.ru/2007/08/28-2297
Родились мы утром рано в день Козьмы и Дамиана
(это сказано для рифмы, а на самом деле - днем).
Черт! Похоже на частушку про Луиса Корвалана...
Ну и ладно, ну и бог с ним, и для ясности замнем.
Так чего хотел соврать я? Как известно, эти братья
отличались милосердьем (редким качеством тогда) -
по домам и по базарам безвозмездно (то есть даром)
врачевали и лечили, у кого была нужда.
И за редкое усердье, бескорыстье, милосердье
их причислили по смерти к категории святых...
И вот в их-то день рожденья (нет, какое совпаденье!)
родились и мы с братишкой... (В день рожденья то есть их)
А по русской древней были братья - скоморохи были;
и учили, и смешили, и дурачились сполна...
Скоморохи, но святые - вот какие непростые,
непростые, скажем прямо, были, братцы, времена.
Нет, совсем-совсем неплохи эти братья-скоморохи,
И, наверно, надо было дать их прозвища и нам...
Богу одному известно, но ужасно интересно,
как меня тогда б назвали? Вероятно, Дамиан.
Но родители едва ли православны святцы знали
(и какие, к черту, святцы - чтили лишь одних вождей).
Мне в итоге размышлений, колебаний и сомнений
дали имя Александр, ну а братику - Андрей.
Лет с тех пор прошло немало, эра новая настала...
Нас по свету разбросало: новой жизнию влеком,
он в своей Израилевке на кошерной на шамовке,
я в своей Москве остался - кушать мясо с молоком.
Но порой глаза закрою - и встает передо мною:
общий дом, окна четыре, две скамьи, одна сума...
На стене трещит лучина и для грусти нет причины...
Брат посмотрит, усмехнется: Дамиан! - Чего, Козьма?
Вот вам и весь сказ. Хотел было посетовать на многословие, но как раз в этом случае концовка успокоила. Как вы говорите? Торкнуло?
Стих-донор.
№2
http://www.stihi.ru/2008/10/18/4099
Переплавив трамваи на танки,
Истин свет разменяв на рубли,
Мы добьёмся, чтоб каждой гражданке
По дитю принесли журавли.
Пусть хлопочут, наивно поверив
Что бывает порой всё равно,
За какой неприступною дверью
Завершилось немое кино,
Где поставили крестик в журнале,
В чём таится фатальный ответ,
Мы готовы свободу в безнале
Взять на небо на старости лет!
Не бывает дороги обратно,
Как и прежней водицы в реке,
Только сеет не жавши оратай,
Пряча камень в могутной руке.
Ничего, мы давно отболели
Детской верою собственных грёз,
И укроют бушлаты из ели
Тех, кто верил в спасенье
Всерьёз.
Очень цельный стих. Стих-плотность.
№1
Как и в прошлый раз, победителем я выбрал стих не самый однозначный. Текст, в отличие от занявшего второе место, не без слабых участков или, если хотите, точек, но меня, прежде всего, привлёк поиск, причём не поиск вслепую, а очень зрячий и вполне зримый. Стих-бомбардировка.
http://www.stihi.ru/2007/01/31-2562
...................Б.Бельскому
Я, имея день в запасе,
в тень дороги врою камень.
Вскрою гору. Вместе с мясом
вырву голыми руками
небо из кошачьей пасти!
Эй, Вы!
Небо! Маяковский
мокнет в мае рукавами.
Мог?
Нет!
с раскаленной бровки
непослушными ногами
спрыгнул
рыбы, рябы, бабы
вЫносили выносИли
робу тела...
Я могла бы искупать тебя в России!
Накосили
замесили
плоть от плоти, кровь от крови:
от Иуды до Мессии.
Всё в одном смешали Слове
ешь! А после в колыбели
поиграем в жмурки.
Мурки
в ненасытный понедельник
понесут по переулкам
пересуды... передачи
соли, боли, сала - мало!
Мыло и петля судачат
меж собой под одеялом:
долят тело,
делят сдачу,
стелют чернозем по нёбу.
Кто сегодня не заплачет - заплетет дощечки гроба.
Эти косы очень носки
не сносить до Воскресенья...
Собирай свои обноски
запирай покрепче в сени!
Запрягай шальные сани!
Ани, Тани, Даши, Маши
та, которая обманет,
на твоих костях попляшет.
Жалость? лишняя причуда:
из двоих один Иуда.
Надеюсь, многих я порадовал и совсем немногих огорчил. Поверьте, не стоит вешать нос. Всё образуется. Если не само собой, то, возиожно, с моей помощью.
ПИШИТЕ!
Ваш Павел Самсонов
Метки: