Двухнедельное ревью 62. Обозреватель Ливерий

_______________ РЕГЛАМЕНТ РАБОТЫ СТРАНИЦЫ РЕВЬЮ _______________

день 1-10 — Приём оригинальных авторских текстов со ссылками на первоисточники.
день 10 — После специального объявления Обозревателя приём текстов прекращается.
день 11-12 — Текущий Обозреватель отбирает на свой вкус 5 (или более, по желанию) лучших или наиболее интересных текстов и пишет на них развёрнутые комментарии, которые затем переносятся в "шапку" ревью.
день 13-14 — Участники и все желающие обсуждают комментарии Обозревателя.
день 15 — Открывается страница нового Двухнедельного ревью и начинается приём оригинальных авторских текстов.



Обозреватель Ливерий http://www.stihi.ru/avtor/ayby06328




Вот и закончился обзор. Свои замечания я делал исключительно из желания обратить внимание авторов на проблемные места. Прошу простить, если кого невзначай обидел. Много ли толку в обзоре без замечаний? Я постарался не просто прочитать предложенные стихи и в той или иной мере похвалить каждого автора, но вжиться в них, понять, что руководило каждым из авторов, что он хотел донести до читателей, почему поставил это слово, а не другое. Иногда это удавалось, а иногда и нет. Причём, как по вине обозревателя, так и по вине авторов. Каждый пишущий должен отдавать себе отчёт в том, что он пишет для достаточно широкого круга читателей и не все те мысли, которые он постарался вложить в стихотворение, будут понятны. Иной раз при прочтении читатель может найти другой смысл, и не обязательно эта находка украсит произведение. А загадок было довольно много. К концу обзора я всем сердцем полюбил стихи про зайку, которого бросила хозяйка. Но это всё, конечно, общие места.
Вместе с тем, стоит отметить высокий уровень предложенных стихов. Выбор был делом нелёгким. При выборе я наряду с художественностью, оригинальностью и проч. оценивал соответствие исполнения уровню притязаний. Типа, замах – удар:). Чтобы не отстать от ?Оскара?, я сделал пять номинаций:). Для первой номинации: ?Стихи о высоком? были выбраны стихи Сергея Богомолова и Юлии Елиной. Окончательно – Сергей Богомолов со стихотворением ?Доказательство 4?.
http://stihi.ru/2011/12/28/679

Олений гон, вороний гомон,
совиный утренний испуг,
восторг - от возгласа до стона -
всё знают пальцы этих рук.

Рояль открыто торжествует
во весь свой выщербленный рот,
нет, - он блаженствует : Мацуев(!)
вслед за Бетховеном идёт
к нему,
и к нам. И будет вечер
в который раз неотделим
от слов "...за сим пребуду вечен".
И мы пребудем. Вместе с ним.

В этом стихотворении всё в меру. Автору удалось передать своё восхищение от игры музыканта и при этом не впасть в излишний пафос. И я ему верю. Не знаю почему, то ли потому, что слушал Мацуева вживую, то ли из-за того, что у меня дочь профессионально поёт, а скорее всего, виноват Сергей. Действительно, после такого вечера хочется верить в высокое и писать стихи.
Во второй номинации: ?Поэтический взгляд на мир (или стихи о бабочках:)) из двух стихотворений: Марины Ратнер и Аюны Аюны было выбрано стихотворение Аюны ?Ловля стеклянных бабочек?

ловля
стеклянных бабочек
смертельно опасное занятие

когда луна отмоет ваши зрачки до белого
не плачьте

июльские дожди
смывают стеклянных бабочек
в нил и хуанхэ
вы где-то посередине

в середине сентября
бабочки начинают
тихонько звенеть

все чаще вам начинают попадаться
прозрачные люди
вы приближаетесь к месту
главное не улыбаться

говорят что стеклянные бабочки
дети фонарей и витрин
не верьте

справа нил а слева хуанхе
и луна должна быть абсолютно
круглой

вертикальные мысли становятся прозрачными
горизонтальные мысли становятся прозрачными
между правым и левым
тропинка

когда ладони станут стеклянными
и ветер сердца утихнет
остановитесь
вы на месте

если стеклянные бабочки
никогда вам не пели
забудьте о них

они не существуют
.
http://www.stihi.ru/2012/01/03/647

В первую очередь на выбор повлияло соответствие исполнения заявленному жанру. Не скажу, чтобы мне нравились верлибры. Скорее наоборот, но в этом стихотворении присутствует какая-то сказочная поэзия, которая позволяет прощать всё. В своё время Вадим Шефнер говорил, что поэзия похожа на ручеёк. Брось туда бумажку или окурок – унесёт, и не заметишь, а если поэзии нет (только не спрашивайте у меня, что это такое), то как в луже все недостатки будут заметны. Особенно мне понравилась концовка этого стихотворения. Действительно, глубокий смысл: если для вас что-то не поёт, то с этим ничего уже нельзя поделать.
В третьей номинации: ?Сюжетные стихи? из стихотворений, представленных Алексом Рудовым и Георгом, выбираю стихотворение Георга ?Военно-половой роман?.

Это просто случилось – и всё. Это просто случилось,
и поэтому нет ни малейшей причины – мусолить,
был ли пентюх Пафнутий, по совести, супермужчиной,
или то, что напрасно связался с бессовестной Соней.
...Дело было весной, когда снег, ноздреватый и рыхлый,
обнажает оазисы свежей, лоснящейся грязи.
Двор больницы казался большим, но изрядно изрытым;
в нём курил персонал – перед тем, как отбыть восвояси.
Посетители в этих краях ошивались так редко,
что Пафнутий, увидевший Соню, подумал: сиделка.
Ржавый люк, облупившийся вентиль и столик с беседкой,
а за ними четыре сосны с вечно-занятой белкой
были им досконально изучены, – так же, как люди,
успевавшие выдохнуть облачко сладкого дыма –
исчезающее, лепестками из "любит – не любит",
или плотное – в виде фигуры, округлой, как дыня.

Сонин дым был иным, образуя смешные сердечки.
И глаза её были иными, – иначе не скажешь.
И смеялась она по-другому, – немного по-детски...
И Пафнутий сказал, неожиданно: “Здравствуй, пропажа!”
А потом он её целовал – в осторожные губы
и в холодные щёки, и в отяжелевшие веки...
И его голова наполнялась божественным гулом,
или звоном небесным, – куда уж понять человеку.
...А у Сони отец-алкоголик и дочь-малолетка.
У Пафнутия – гипертония и взрослые дети.
Но, споткнувшись о тумбочку, Соня разбила коленку
и Пафнутий, её утешая, забыл всё на свете...
Вот тогда и озвучил Пафнутий фривольные мысли,
на которые – ранее думал, что – был неспособен,
проявив неприличный запас неподдельной харизмы –
к удовольствию ошеломлённой бессовестной Сони.

Почему-то мужчины, являясь душистыми пнями,
не всегда разумеют, что в сущности – быть пентюшистым –
означает не качество – пушкинской клюквенной няни,
а концепцию, – вроде подземного парашютиста...
А журналы на тумбочке – в стиле модерн или ретро –
то советуют юбку клешить, то пиджак однобортить,
то лечить, верховыми прогулками, комплекс Электры,
то простуду – пристрастием к велосипедному спорту...
Если этим советам последовать, станешь джазменом –
или так и останешься бескомпромиссным горнистом?..
Сможет Соня держаться на людях не столь современно?
А Пафнутий, когда-нибудь, выпишется из больницы?
...Но Пафнутий и Соня не слушают лиц посторонних.
И, наверное, лучше им печься о собственном счастье
и не знать – о количестве невоплощённых героев,
или сколько волшебных историй не могут начаться...

http://stihi.ru/2012/01/04/1914

Дискуссия о том, можно ли считать поэзией сюжетные стихи не утихает до сих пор. Я считаю, что отказывать сюжетным стихам в этом праве нельзя. В самом деле, по богатству образов, выразительности художественных средств и глубине заложенных мыслей этот текст не уступает лучшим образцам поэзии бессюжетной. Отдельно следует отметить продуманность и выверенность каждого слова, что характерно для творчества Георга.
В четвёртой номинации: ? Добрые сказочные стихи? из стихотворений Сары Бернар и Михаила Микаэля я выбрал стихотворение Сары ?Ночь и немного дождя?.

За окном стучит уютно спицами,
вяжет кружевное полотно
дождевая бабушка.
Не спится мне, я вожу кораблики из снов
по волнам из хлопка темно-синего –
нежно льнет к щеке пуховый вал.
Ночника ковровая актиния
в темноте неярко расцвела,
отгоняя Мару игломордого,
что морским коньком вплывает в сон.
Вот бы накормить злодея творогом
или, на худой конец, овсом –
съест ли, унесет ли красну девицу,
превратившись в чалого коня?...
В омуте груди так сладко дремлется
беспокойной стайке бесенят -
падаю на дно тяжелым камушком,
растворяясь в мирной глубине.
Шепчет сказки дождевая бабушка,
кружево все тоньше и длинней.

http://stihi.ru/2011/07/30/2314

Я не знаю кого как, а меня воспитала бабушка. Не дождевая, а вполне реальная, в меру ругачая и без меры любящая внука. Сказки особо не рассказывала, я их сам читал. Особенно любил про Добрыню Никитича ?Ой ты гой еси, Добрыня, свет Никитович, Ты почто пришёл на Калинов мост, По мою по душу по змеиную? У меня ли дани не оплачены, От меня ли оброки не собраны??. Сейчас смысл наполовину не понимаю, а в 5 лет понимал. Да, так интересней сказок были разговоры про войну, которые бабушка вела с подругами. А дождевая бабушка – это, вообще, супер. Представляю, что она могла понарассказывать. Бесенята, кони, красны девицы. В стихотворении не обойдены и детали. Ночник кстати поставлен. А то в темноте ещё что-нибудь привидится страшное. Понравилось, в общем.
В пятой номинации: ?Стихи с туманными образами? Из стихотворений Аэлиты Кулешовой и Не Для Читателей Родившегося было выбрано стихотворение Не Для Читателей Родившегося ?Сквозняки?
http://www.stihi.ru/2012/01/04/10324

я рад что в ветрах не исчерпаны силы
что звуки сквозя просветляются в хмарь
и голос бродяг безобразно красивый
несёт милосердие в божью тварь

я вижу в глазах моих ближних усталость
такую же точно как та что во мне
и чудом в кармане бездомным осталась
в безденежном времени пара монет

я знаю столетия вяжутся крепко
а день как дворняга вгрызается в старь
и ветер поёт удивительно терпко
как бомж помещенный в безликий январь

я верю что в них в сквозняках беспризорных
живет ещё что-то что мне не постичь
такое что кажется жизнь иллюзорной
и хочется разве что спать и грустить

Бывает, напишешь стихотворение и видишь, что совершенствовать в нём нечего, но и перечитывать не хочется. А бывают стихотворения, которые, совершенствовать и совершенствовать, но есть в них что-то такое – притягательное, что рука не поднимается править. Любое вмешательство ведёт к необъяснимой потере. Объяснить свой последний выбор чем-то рациональным я не могу. В других стихах некоторые из образов вызвали бы у меня реакцию отторжения, но не здесь. Вероятно, это поэзия:).

Ливерий

Метки:
Предыдущий: Возвращение
Следующий: Душа-зима