Шахматные правила в стихах
- - - - - Общие - - - - -
Черно-белые поля на доске лежат,
Черно-белые войска на полях стоят
(Левое нижнее поле черного цвета всегда -
Правила не нарушить никому, нигде, никогда).
Горизонтали (лежа) и вертикали (стоя)
Готовы Фигурам и пешкам стать полем вечного боя.
Диагонали тоже (наискосок поля)
Принять Слона готовы, Ферзя и Короля.
Стоят Ладьи и Кони, Слоны, Король и Ферзь;
Пред ними пешек ряд: жизнь отдадут, но не честь.
Клетку родного цвета Король Ферзю уступил.
Ферзь принял этот подарок и Короля не забыл:
В бою Короля защищает, летает от края до края,
Рубит врагов на пути, фигуры с доски убирая.
Игру начинают белыми художник, философ, поэт;
Черными продолжают композитор, скульптор, эстет.
Гении-полководцы полки бросают в сражение,
Искусно ваяют позиции (меняют фигур положение).
Партией бой зовется, на стадии разбивается:
Первая "дебютом" (началом) называется;
Вторая - "миттельшпилем"; "эндшпилем" - заключение
Бескровного настольного сражения.
Картина - диаграмма, доступна и легка;
В нотации под ход отводится строка.
Можно "композицию" искусственно расставить,
Двигаться (ходить) "солдатиков" заставить.
На флангах (по краям) рубить врага Ферзем,
И в центре нападать боевым Слоном.
Доска принять готова последний в мире бой
И примирить противников игрушечной войной.
- - - - - Пешка - - - - -
Пешка - солдат, ходит только вперед.
Шаг за шагом к победе идет.
Чтоб лицом к лицу с неприятелем стать,
Первым ходом готова на два поля бежать.
Чтобы вражьему войску урон понести,
Пешка готова с пути сойти:
Наискосок, но, опять же, вперед
При рубке противника пешка идет.
И, если пешка на половину врага прошла,
А пешка соперника на два поля пошла
И стала бок о бок - можно рубить,
Как если б на шаг решила сходить
Та пешка, но сразу (!) за ходом
(Правило взятия на проходе).
Если сразу рубить не станет,
Право взятия пешка теряет.
Интересное занятие - на проходе взятие.
Не много клеток Пешка пройдет,
Пока Фигурой в игру войдет:
На последней горизонтали
Станет пешка могучим Ферзем,
Ладьей, Слоном или быстрым Конем.
- - - - - Ладья - - - - -
В лагере врага поля пустуют,
Он готов сражение отдать, -
Не запомнил истину простую,
А теперь пришлось запоминать:
Не попадайся Ладье на пути,
Не мешай ей прямо идти.
- - - - - Слон - - - - -
Летают по доске Слоны -
Два брата в бой вовлечены:
Белопольный и Чернопольный -
Выбирают путь окольный.
Не прямо ходят - наискосок,
Давая смелости урок.
- - - - - Ферзь - - - - -
Ферзь Фигура уникальная -
Ходит как Ладья и как Слон.
Советник Его Величества,
Шахматный Наполеон.
Наискосок и по прямой шагает,
Короля - надежно защищает.
- - - - - Конь - - - - -
Передвигается не косо и не прямо,
А буквой "Г", как Правила гласят.
Лишь Кодексу и Игроку покорный,
Хоть друг, хоть враг дорогу преградят.
Через фигуры - свои, врага -
Конь - буря скачет, Конь - ураган.
- - - - - Король - - - - -
Король выбирает расчищенный путь.
В любую сторону может шагнуть,
Но только на клеточку - короток шаг.
Пленить Короля стремиться злой враг,
Ведь Король - главней самого Ферзя!
С доски Короля убирать нельзя.
Не может Король и пойти под шах -
От угрозы у Короля звенит в ушах.
Коль нет от шаха спасения,
Он становится матом - выигрышем,
В отличие от "случайного" пата
(Позиции, когда нет ходов -
"Ничейной" позиции для Игроков).
Когда бесконечно сражение,
К чему его продолжение???
Можно договориться
И на ничью согласиться.
- - - - - Рокировка - - - - -
"Эвакуацией Короля" называют рокировку.
При этом ходе Король с Ладьей
Проявляют удивительную сноровку.
Если меж ними Фигур не стоит,
Не из-под шаха, и не под шах,
Король через поле к Ладье бежит,
Когда это поле не "битое"
(Для Короля не закрытое).
Ладья на него спешит...
Но (!) нельзя рокировку делать,
Если один из участников
успел по доске побегать.
Черно-белые поля на доске лежат,
Черно-белые войска на полях стоят
(Левое нижнее поле черного цвета всегда -
Правила не нарушить никому, нигде, никогда).
Горизонтали (лежа) и вертикали (стоя)
Готовы Фигурам и пешкам стать полем вечного боя.
Диагонали тоже (наискосок поля)
Принять Слона готовы, Ферзя и Короля.
Стоят Ладьи и Кони, Слоны, Король и Ферзь;
Пред ними пешек ряд: жизнь отдадут, но не честь.
Клетку родного цвета Король Ферзю уступил.
Ферзь принял этот подарок и Короля не забыл:
В бою Короля защищает, летает от края до края,
Рубит врагов на пути, фигуры с доски убирая.
Игру начинают белыми художник, философ, поэт;
Черными продолжают композитор, скульптор, эстет.
Гении-полководцы полки бросают в сражение,
Искусно ваяют позиции (меняют фигур положение).
Партией бой зовется, на стадии разбивается:
Первая "дебютом" (началом) называется;
Вторая - "миттельшпилем"; "эндшпилем" - заключение
Бескровного настольного сражения.
Картина - диаграмма, доступна и легка;
В нотации под ход отводится строка.
Можно "композицию" искусственно расставить,
Двигаться (ходить) "солдатиков" заставить.
На флангах (по краям) рубить врага Ферзем,
И в центре нападать боевым Слоном.
Доска принять готова последний в мире бой
И примирить противников игрушечной войной.
- - - - - Пешка - - - - -
Пешка - солдат, ходит только вперед.
Шаг за шагом к победе идет.
Чтоб лицом к лицу с неприятелем стать,
Первым ходом готова на два поля бежать.
Чтобы вражьему войску урон понести,
Пешка готова с пути сойти:
Наискосок, но, опять же, вперед
При рубке противника пешка идет.
И, если пешка на половину врага прошла,
А пешка соперника на два поля пошла
И стала бок о бок - можно рубить,
Как если б на шаг решила сходить
Та пешка, но сразу (!) за ходом
(Правило взятия на проходе).
Если сразу рубить не станет,
Право взятия пешка теряет.
Интересное занятие - на проходе взятие.
Не много клеток Пешка пройдет,
Пока Фигурой в игру войдет:
На последней горизонтали
Станет пешка могучим Ферзем,
Ладьей, Слоном или быстрым Конем.
- - - - - Ладья - - - - -
В лагере врага поля пустуют,
Он готов сражение отдать, -
Не запомнил истину простую,
А теперь пришлось запоминать:
Не попадайся Ладье на пути,
Не мешай ей прямо идти.
- - - - - Слон - - - - -
Летают по доске Слоны -
Два брата в бой вовлечены:
Белопольный и Чернопольный -
Выбирают путь окольный.
Не прямо ходят - наискосок,
Давая смелости урок.
- - - - - Ферзь - - - - -
Ферзь Фигура уникальная -
Ходит как Ладья и как Слон.
Советник Его Величества,
Шахматный Наполеон.
Наискосок и по прямой шагает,
Короля - надежно защищает.
- - - - - Конь - - - - -
Передвигается не косо и не прямо,
А буквой "Г", как Правила гласят.
Лишь Кодексу и Игроку покорный,
Хоть друг, хоть враг дорогу преградят.
Через фигуры - свои, врага -
Конь - буря скачет, Конь - ураган.
- - - - - Король - - - - -
Король выбирает расчищенный путь.
В любую сторону может шагнуть,
Но только на клеточку - короток шаг.
Пленить Короля стремиться злой враг,
Ведь Король - главней самого Ферзя!
С доски Короля убирать нельзя.
Не может Король и пойти под шах -
От угрозы у Короля звенит в ушах.
Коль нет от шаха спасения,
Он становится матом - выигрышем,
В отличие от "случайного" пата
(Позиции, когда нет ходов -
"Ничейной" позиции для Игроков).
Когда бесконечно сражение,
К чему его продолжение???
Можно договориться
И на ничью согласиться.
- - - - - Рокировка - - - - -
"Эвакуацией Короля" называют рокировку.
При этом ходе Король с Ладьей
Проявляют удивительную сноровку.
Если меж ними Фигур не стоит,
Не из-под шаха, и не под шах,
Король через поле к Ладье бежит,
Когда это поле не "битое"
(Для Короля не закрытое).
Ладья на него спешит...
Но (!) нельзя рокировку делать,
Если один из участников
успел по доске побегать.
Метки: