История марранов и испанской инквизиции

А странно мы устроены: пласты
великих нам оставшихся наследий
листаются спокойно, как листы
альбома фотографий у соседей.
- Игорь Губерман


ПРОЛОГ

Народ, который не знает своей истории - это слепой народ.
- Александр Довженко

Мы все, живущие сегодня,
Потомки выживших когда-то,
Кто пережил Египта козни
И переживших Чингисхана.

Они не умерли от жажды,
В пустыне сорок лет блуждая
И не были они распяты,
От гнёта Рима восставая.

Не удалось и инквизиции
Предать их "ауто да фе".
Душой не отрекаясь, выжили!
И внешне отреклись не все.

И пережив огонь с погромами,
Хмельницкого резню детей.
Те наши предки всё же дожили,
Они все в нас, в крови моей.

Они немногие, кто дожили,
В закрытых гетто до зари.
Хоть нелюбимы, но умножили
Культуру стран всех внутри.

Винили их во всем, всем городом,
Клеймили и плевали вслед.
Их мучили, морили голодом,
Спасав при том господний крест.

Между Освенцимом, погромами
Детей растили. Жили все.
Под инквизицией, со стонами...
Всё ж жив народ мой на земле.



НАЧАЛО МАРРАНОВ

История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.
- Цицерон

Уже в начале эры нашей
Евреям, – жителям Испании,
Имперский Рим иль христианский
Их не препятствовал влиянию.

И в пятом веке нашей эры -
Переселение народов.
На Пиренеях перемены,
К ним с севера пришли вестготы.

Пришёл конец шестого века -
Рэкарэд, бывший королём,
Взял католичество и много
Антисемитских правил ввёл.

Его преемник Сисибут
Издал приказ, привычный многим:
Крестись еврей, а то убьют,
А в лучшем случае - изгоним.

Так появились и "марраны" -
"Веро-отступники" для нас,
За ними слежка всех в сутанах,
Что ешь, что пьёшь в шабата час.



НОВЫЕ ХРИСТИАНЕ

Вся история церкви — смесь заблуждения и насилия.
- Гёте Иоганн Вольфганг

Жизнь новых христиан сложилась
Тогда, как впрочем и всегда,
Кому-то удалось пробиться,
А кто страдал - вся жизнь - беда.

Следил за ним священник строгий –
Свинину ешь? В субботу что?
Детишек в монастырь, в остроги,
Христа ли чтишь? И чтишь за что?

Не в первый, не в последний раз
Свинина жизнь евреев меряет…
Не принявших его устав,
Король в рабы сдавал евреев.

Случилось так, что феодалы
Восстали против короля.
Из Африки они позвали
Арабов в помощь для себя.

Их полководцем был Тарик, -
В четыре года взял Испанию.
А Гибралтар – великий клиф
Он в честь его несёт название. (1)

Марраны рады были им,
Дарили им свою поддержку.
Им мусульмане в первый миг
Права все дали и надежду.

(1) Мыс Гибралтар получил имя “Джабал аль-Тарик “— “Гора Тарика”



ЗОЛОТОЙ ВЕК ЕВРЕЕВ В ИСПАНИИ (711-1066)

Первый закон истории — бояться какой бы то ни было лжи, а затем — не бояться какой бы то ни было правды.
- Цицерон

Сегодня "Веком Золотым"
Тот век евреи называют, -
Ведь под исламом славным был
Тот век культуры их в Испании.

Свобода веры разрешалась,
Возврат насильно обращённых,
К отцовской вере. Всех марранов –
Из христиан вернуться новых.

Им не мешали славить Тору,
Почти как равных признавали.
Как много мудрецов, учёных
В эпоху ту евреи знали.

Что нужно им? А лишь возможность,
Чтоб жить и думать не мешали…
В науках и во всех ремёслах
Тогда евреи процветали.

Тогда Севилья и Лусена,
И Барселона и Кордоба
Высот достигли и расцвета
Каких не видела Европа.




РЕЗНЯ ЕВРЕЕВ В ГРЕНАДЕ (1066 н.э.)

...у религии на самом деле никогда не было особых затруднений с пятой заповедью (не убий).
— Джордж Карлин


Толпе лишь нужен только повод
И повод был – еврей один
Эмиру был настолько дорог,
Что стал он визирем большим.

Иосиф, имя нам известно,
Хотел спасти арабов всех –
Эмир Бадис, боясь за место,
Хотел убить их без помех.

Не получилось, но евреи
Виновны всюду и во всём.
Не знаем, кто резню затеял,
Виновных - кто искал потом?

Забыто всё: соседство, связи,
Все - стар и мал, больной иль дюж -
В тот день зарезали в Гренаде
Почти четыре тысяч душ.

Распят Иосиф был толпою,
Чтоб знал, кого тогда спасал,
Под крик детей, под женщин вои,
Растерзанный, он угасал.

Прекрасна древняя Гренада,
Гранаты алые, как кровь -
Напоминанием. Помнить надо
Невинных жертв нам вновь и вновь.



ЗАКОН ТОЛПЫ

?Чем чудовищнее ложь, тем охотнее толпа верит в неё.“
— Адольф Гитлер


Из всех известных мне законов
Закон толпы мне ненавистен.
Из всех наук, из всех канонов
Один он мне антипатичен.

Толпа безформенна, безлика.
Толпа дружна, как муравьи.
Толпа руководится криком.
Толпа порой дружней семьи.

И безразлично в результате
Состав толпы и интеллект.
Не отличить в толпе Сократа
От бюргера из дальних мест.

В толпе ответственности меньше,
А чаще нет её совсем.
Инстинкт там правит всеми вместе,
А разум слеп там, глух и нем.

Толпу ведет не дисциплина,
Не чувство долга, не порыв,
А просто ненависть лавиной,
Вождями вызванный нарыв.

Как спичка брошена в сено,
Вожак толпе, как полю дождь.
И в нужный час, и с нужным геном.
Родится дуче, фюрер, вождь.

Толпа брала дворцы когда то,
Толпа шла дружно на погром,
Ты укажи ей виноватых
И сразу станешь ты вождем.

Толпа бывает безответной,
Могилы рыла для себя
Окружена охраной редкой,
Закон толпы - "как все, так я".

Вот почему так ненавистно
Мне послушание толпы.
И те, кто пользует искусно
Народа худшие черты.




RECONQUISTA

Смертная казнь была бы гораздо более эффективным средством борьбы с преступностью, если б она применялась до преступления.
- Вуди Ален

На Пиренеях всё особо,
Там каждый звук напомнит это -
Вот "инквизиция" – вот слово
В костёр подброшено полено.

А "Reconquista", это слово -
Где жизнь за веру отдавалась...
Не всеми. Было всё же много,
Кто внешне с верой и расстались.

Испанцы звали их - "марраны"
Иначе - "свиньи" по испански;
Им не понять открытой раны,
Где в изобилии красной краски.

На Пиренеях тысячу лет
Жили в изгнании иудеи -
Лавируя, ища просвет,
Приспособлялись, как умели.

Там две религии враждебных
В глаза смотрели не моргнув...
И били тех, кто был слабее
На устрашение врагу.

Непримиримы христиане,
Забыв завет: "подставь щеку",
Чужою кровью заливали
Брусчатку улиц, как реку.

И в узких улочках Севильи,
И Барселоны, и Кордобы,
Привычно иудеев били,
Как и в Толедо, и в Кармоне.

Во все века, кроме недавних,
Давался выбор пред огнём -
Лишь измени ты вере старой
И сохранишь себя, свой дом.

И изменяли вере ветхой,
Кто как - всерьез или не очень...
Но вспомнили и их и предков,
Познали инквизиции горечь.

На Пиренеях всё особо -
Там до сих пор в любви коррида,
Где умирает бык свободный
На радость публике Мадрида.



АЛЬГАМБРСКИЙ ЭДИКТ

Костры инквизиции не рассеяли мрак своей эпохи.
- Станислав Ежи Лец

Эдикт Альгамбрский их Величеств
От Фердинанда, Изабеллы
Предписывал, чтоб сотни тысяч
Убрать с Испании неверных.

Кастилия и Арагон
Католики, престол Испании –
Приняв драконовский закон
Евреев всех сослать в изгнание.

Там был Великий Инквизитор -
Его фамилия - Торквемада,
Духовник королевы близкий,
Амтисемит, других не надо.

Евреи, видите, влияли
На христиан неблаготворно…
Забыл он, как им помогали
В науках, бизнесе бесспорно.

Их ростовщичества мешали,
И фаршированная рыба…
А больше, что умны канальи
И всюду лезут своим рылом.

Уехало их триста тысяч,
А кто крестился – не считали.
Страны упадок, скудность мысли
В Испании с тех пор настали.




ИТАК, ВЫ ПРИНЯЛИ БАПТИЗМ

Дьявол есть - он как раз и был инквизитором!
- Станислав Ежи Лец

Итак, вы приняли баптизм.
Изгнание, смерть вы избежали.
Какая будет ваша жизнь
Среди людей, что вы избрали?

Под подозрением всегда,
Пусть поколение шестое…
Частичка крови в вас не та -
Вам не позволит сна, покоя.

Одна работа инквизиции
Всех христиан определить
И всех, не смешанной традиции,
От тех марранов отделить.

Марран не мог дружить с евреем,
От христиан он был далёк.
Жениться на своих лишь смели
Ах, как марран был одинок.

Священники, святее папы,
Хотели в гетто их загнать.
Клеймить звездой, чтобы заплаты,
Могли враги всегда узнать.

И, тем не менее, марраны
Проникли в жизни в каждый слой -
Торговцы и политиканы,
Врач и писатель, и изгой.

Была вся внешняя торговля
Испании у них в руках,
Банкиры королей не только,
Врачи известные в веках.

Мораль известная итак -
Когда изгнали иудеев,
Но нужен, очень нужен враг...
Марраны ими стать сумели.



КОРОЛЕВА ИЗАБЕЛЛА I (1451-1504)

Когда религия соединяется с политикой, рождается инквизиция.
— Альбер Камю

Как "Изабеллу Католичку"
В Европе знали все её.
Был брат по прозвищу ?Бессильный? -
Потомства не имел своё.

Она была боголюбива,
Слыла красавицей в кругу.
Могла быть в коннице комдивом
И дипломатом на виду.

За власть боролась и успешно,
Интригами был полон двор,
Но стала полной королевой
А муж при ней лишь принц-консорт.

Железной правила рукою,
Власть абсолютную взяла,
Кастильских грандов – каждый в стойло,
Свою опричнину ввела.

Она отправила Колумба
Чтоб в Индию открыл пути,
Гранаду покорила трудно,
Сефардов выгнала с страны.

Один лишь год, но тысячи жизней,
Цивилизации поворот
Она решила всё капризно
И жизнь на сотни лет вперёд.



ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР

В Испании, от страха онемелой,
Царили Фердинанд и Изабелла,
Но властвовал железною рукой
Великий инквизитор над страной...
Он был жесток, как повелитель ада,
Великий инквизитор Торквемада. (1)
— Генри Лонгфелло, (перевод Б. Томашевского)

Он Инквизицию создал,
Таких жестоких в мире мало…
Он реки крови проливал
Из вен евреев да и мавров.

В родстве был дядя кардинал,
(Который сам был из крещённых)
Аскет доминиканцем стал
И к королеве приближённым.

Его заслуги велики –
Сефардов в мире расселение.
Казнил он тысячи за грехи
Всё с их достатка присвоением.

Не все дожили до костра -
На пытках многие скончались.
За них горели чучела,
За ересь честно отвечали.

Он двадцать тысяч человек
Послал на смерть своей рукою.
Охрана в триста человек -
Ведь ночью жертвы беспокоят!


(1) Томас де Торквемада 1420 - 1498 - Великий инквизитор



ИНКВИЗИЦИЯ

Святая инквизиция оказалась дьявольской.
— Аркадий Давидович

Понять нельзя чужую боль.
Услышать боли крик возможно.
Кто видел муки день и ночь,
То и тому представить сложно.

Кто шёл дорогой к эшафоту,
Кто пульсом вычислял минуты,
Кто взгляд поднял последний к солнцу -
Прохожим его чувства смутны.

Теперь представьте инквизицию -
Подвал, где "правду" выбивали...
Такие славные традиции -
Судите тех, кого сломали.

Кто недоспал, кто выл от боли,
Народом и семьёй забытый...
Все те, кто сыт, судьбой доволен -
Не знает чувства, как быть битым.

Виновны ль те, кто не сдержал
Обета принятого Богу?
Не нас палач тогда пытал,
Не нам судить чужих дорогу.



КТО ПОПАДАЛ ПОД ИНКВИЗИЦИЮ?

Сжечь — не значит опровергнуть! Грядущие века меня оценят и поймут!
- Джордано Бруно

Кто попадал под инквизицию?
Конечно, только христиане.
Те, с еретическою мыслью
Или нечистыми делами.

Сначала было обвинение
И доказательства не нужны,
Достаточно лишь только мнение,
Что тот "другому богу служит".

Потом арест и конфискация
Всего имущества конечно,
А если будет оправдание -
Имущество ушло навечно.

Потом допрос. Не сознаешься -
Есть способы и инструменты...
Пусть пострадает тело может,
Душа же спасётся непременно.

Дознание месяцы шло, годы
Подробно и со знанием дела,
И всё секретно и дотошно
Подшиты документы в дело.

Они и женщин не щадили
О, инквизитор был хитёр -
Да и беременные было
По обвинению шли в костёр.

Костёр - орудие инквизиции
И искупление за грехи -
На землю крови не пролиться,
Задача - душу бы спасти.

Немногим тем, кто помнит чистки
И "чёрный ворон", стуки в дверь...
“Не ошибающиеся” лица
Поймёт, о чём пишу теперь.



МИЛОСТИВЫЙ ЭДИКТ

В политике видимость важнее, чем правда.
Изабелла I

“Эдикт о Милости” был издан:
Он инквизиции начало -
Признай грехи и будешь признан.
Срок - тридцать дней, это немало.

Признай и повинись конечно
И расскажи о всех знакомых
Кто даже в малых подозрениях,
Что он в душе еврей и дома.

Типичный грех - свеча в субботу,
Не ест свинину, только кошер,
В шабат как будто нет работы,
Одежды в этот день все новы...

Ты докажи, что чист пред богом,
Чужою кровью грех смывая.
Так инквизиции в итоге
У всех признания выбивали.

И добровольно иль под пыткой
Шёл список всех родных, знакомых
И так цепочкой очень длинной...
Но это нам уже знакомо.



АУТО ДА ФЕ

Христос уважается как принц Мира, но больше крови было пролито во имя Его, чем за любую другую фигуру в истории.
— Фрэнк Синатра


Когда толпа кричала: "зрелищ"
Она стремилась на балет?
Хотела мирных развлечений?
Ответ мы знаем точный - НЕТ.

Кровь на арене привлекала,
Последний вдох, прощальный крик,
Все казни толпы собирали -
Там был ребенок и старик.

Распять, повесить, обезглавить,
Спалить на медленном огне,
Четвертовать... При этом славить
Творца... Благодарим... Ауто да фэ.

Все наши игры - дань инстинкту
Включая шах, включая мат,
Бегут испанцы на корриду,
И бокс - как смертникам "виват".

Живут в нас прочно атавизмы
В толпе все можно, все сойдёт,
Погром, разрушить чьи-то жизни…
И посмотреть на эшафот.



ШАХМАТНАЯ КОРОЛЕВА

Тот не шахматист, кто, проиграв партию, не заявляет, что у него было выигрышное положение.
- Илья Ильф

Могучей шахматной фигурой
У нас сегодня королева
И неспроста - её натура
Скопированна с Изабеллы.

А раньше место занимал
Визирь иль Ферзь - министром первым,
Свободу ранг ему давал
В любую сторону - на клетку.

Но королева из Кастилии
В руках держала всё и вся...
И ход тогда ей присудили
Как у туры и у слона.

При ней случились те события,
Что в корне мир перевернули:
При ней создалась инквизиция -
Марранам пострашнее пули.

При ней повержена Гренада -
Арабов гордость и оплот,
При ней Колумбу дано право
Плыть в Индию не на восток.

И в безграничном её рвении
(В служении богу был зарок)
Приказ арабам и евреям
Покинуть земли в краткий срок.

Им выбор дан весьма нетрудный -
Крестись, умри иль уходи.
Возьми в котомку всё, что нужно,
Но лишь, что можешь унести.

А кто остался - инквизиция
С ним разберётся не спеша,
Не соблюдает ли традиции?
И было место их в кострах.

Великой силой обладала
Та королева и тогда
Её прообраз восприня’ла
Фигура шахмат навсегда.



ВЕРООТСТУПНИКИ

Некий шутник правильно заметил, что "истинная религия всегда та, на чьей стороне государь и палач".
— Поль Анри Гольбах


Те отказался кто от веры,
От веры дедов и отцов…
Как много есть тому примеров –
Марраны, выкресты ещё.

Не помнит мир, что первый выкрест
Еврей по имени Иисус.
И все апостолы святые
Забыто. Это всё на вкус.

Когда “еврей“ лишь был религией,
Крестился – ты уже другой…
Но не были они своими
Ни там, ни здесь. Так вышел крой.

Не брали их во флот, в жандармы,
Не стать священником никак.
И внукам им такие же кары…
Нет веры выкрестам. Вот так.

Марраны, здесь другой компот -
По принуждению не по воле.
Насильно дан другой им бог,
Свой под запретом, даже более.

Им с Вавилона можно всё:
Не следовать законам предков
И жить не так, и есть не то,
Лишь в сердце верным быть заветам.

Не сладка жизнь у них была –
Их били лишь за то, что были…
Учиться? Нет, вам там нельзя.
Работать? Ах, вы пошутили.

И был погром недалеко,
И инквизиция готова…
Мы видели не так давно
В другой стране, где были дома



ТРАДИЦИИ МАРРАНОВ

?Традиция — это не сохранение пепла, а раздувание огня.“
— Жан Жорес

Марраны, что остались верны
Традиции дедов и отцов,
Как выполнить им те заветы
Что в Торе дал великий Бог?

Об обрезании – ни-ни.
Ни заикнуться, ни подумать.
Кошер - где взять? Всё от свиньи.
Лишь курицу зарежешь дома.

Промоешь мясо под водой,
Чтоб смыть и кровь и жир запретный,
И без мацы, лишь хлеб сухой…
Без хибру, без молитв, без рэбэ.

Но ухитрялись не забыть,
Не искушая инквизиции.
Детей учили не забыть
Народа древние традиции.

И инквизиция отмечала,
Что женщин больше, чем мужчин
Традиций этих сохраняло
И больше их на пытки шли.


ИСТОРИЯ ГОНЕНИЯ ЕВРЕЕВ

Мне слов не найти, не украсть,
И выразишь ими едва ли
Еврейскую тёмную страсть
К тем землям, где нас убивали.
- Игорь Губерман

613 г. - Все испанские евреи, отказавшиеся принять крещение, были вынуждены покинуть страну по приказу короля Сисебута.
1113 г. - из Руси Владимиром Мономахом
1171 г. - частичное изгнание евреев из Болоньи и Рима
1182 г. - король Франции Филипп II Август изгнал евреев Франции
1287 г. - погром в Берне (Швейцария), 1290 г. - изгнание.
1290 г. из Англии английским королем Эдуардом I.
1306 г. - король Филипп IV Красивый издал указ о выселении евреев из Франции
1320 г. - был издан декрет об изгнании всех евреев из Рима.
1348 г. - Повторное изгнание из Швейцарии.
1349 г. - первое изгнание евреев из Венгрии.
1360 г. - евреи были снова изгнаны,
1394 г. - король Карл VI вновь запретил евреям жить во Франции.
1421 г. - по приказу Альбрехта V евреи Австрии были арестованы. 270 человек были сожжены на костре
1477 г. - герцог Лотарингии Рене II изгнал евреев из провинции.
1487 г. - муниципальные советы Лиссабона изгнали евреев.
1492 г. из Испании Изабеллой I и Фердинандом II ("Альгамбрский декрет").
1492 г. с острова Сицилия Фердинандом II.
1495 г. из Флоренции.
1495 г. - князь Александр объявил об изгнании евреев из Литвы.
1496 г. - король Мануэл I изгнал евреев из Португалии
1525 г. - изгнание евреев из Варшавы.
1530 - 1584 г. - При Иване Грозном всякое пребывание евреев в стране было запрещено. 1549 г. - был подписан указ об изгнании евреев из Австрии
1555 г. - папа Павел IV издал буллу о выселении евреев в специальный квартал и запрете евреям владеть землей, торговать зерном, а христианам лечиться у еврейских врачей.
1569 г. - была опубликована булла Пия V об изгнании евреев из папских владений в Италии (кроме Рима и Анконы) и Франции.
1570 г. - изгнание из Германии (маркграфства Бранденбургского)
1622 г. - из Швейцарии



ГОЛЛАНДКИЙ ИЕРУСАЛИМ

Все народы можно разделить на две категории: тех, кто изгоняет евреев, и тех, кто не впускает евреев к себе.
- Хаим Вейцман

Для иммиграции марранам
Давалась Виза не всегда –
Ведь в многих мусульманских странах
Иудаизму нет преград.

Другое дело Нидерланды -
Для Габсбургов своя страна.
И двинулись туда марраны.
Какая милая страна!

Свобода веры и торговли,
Нет инквизиции вообще,
А с протестантством ещё больше -
Враги Испании везде.

Католицизм мешал им более,
Чем все религии на Земле.
Иудаизм – пожалуй стоит
Марранам думать о душе.

И приезжали эммигранты
Врачи, банкиры и купцы,
Все мастера и все таланты
Любой стране они нужны.

С тех пор Голландия в расцвете -
Свобода даст свои ростки.
Любых кровей там иудеи
Смогли там кров себе найти.



МАРРАНЫ В НОВОМ СВЕТЕ

Случилось так, что в тот же месяц
Когда евреям выбор дан,
Колумб был в Индию нацелен
И получил добро тогда же.

Простое это совпадение
Иль начертание судьбы?
И сотни тысячи евреев
Открытием этим спасены.

Закрыта им была Европа,
Нигде не ждала их земля,
Тогда сжигали их не топки,
А Торквемады жар огня.

Колумб ведь тоже был марраном
Он на иврите говорил.
Друзья евреи в разных странах,
Он помощь верную ценил.

Всей экспедиции финансы
Из конфискации добра
От уничтоженных марранов…
Не пострадала ведь казна.

Бежали в Новый Свет марраны…
Всего прошёл десяток лет
И сахар слали караваном
Марраны – там был их расцвет.

Затем голладские евреи
Переселялись в Новый Свет.
Торговлей все разбогатели
Послав гонителям привет

Марраны были и В Нью-Йорке
Он - Новый Амстердам тогда.
Опять стоит на синагогах
Шестиконечная звезда.




В ПАМЯТЬ

Сегодня я зажгу свечу,
Я вспомню день, залитый кровью,
Минуту в грусти помолчу
И может быть другим напомню.

Был катастрофой этот день
Для тех, кто был рождён другими -
Они преступники теперь
От колыбели до могилы.

Не важно жили во грехе
Или всю жизнь были святыми -
Отметка есть у них в графе
И это им простить не в силе.

Не те погибли, кто под танк
С гранатой бросился в атаке,
А дети, старики все в ряд
И женщины не в форме. В платье.

Зачем им суд и прокурор,
Нет заседателей присяжных,
Но есть палач и есть топор -
И есть приказ. Вот это важно.

Не оправдаться, не уйти
От приговора душегубов…
А мир привычно промолчит
О жертвах в этот день забудут.


29 сентября - годовщина трагедии Бабьего Яра



МОЯ ТИХАЯ УЛИЦА ДЕТСТВА

Моя тихая улица детства,
Дом и двор, и раскидистый сад
И родные - всех тех кого нету
И кого не вернешь уж назад.

Дом, где жили родные мне люди,
Где ребёнком я рос и шалил...
Мир которого больше не будет,
Мир в котором когда-то я жил.

Очень часто непрошеным гостем
Этот мир мне приходит во сне,
Там где жил я счастливо и просто
Этот мир оживает во мне.

Для меня каждый день был там праздник!
Так мне видится, глядя назад.
Где деревья большими стояли,
Где я с радостью шел на парад.

Помню всё потемнело вдруг в доме
Шепот, взгляд на закрытую дверь...
Много позже понял я, что помню
Знаменитое "Дело Врачей".

Помню я и в газетах портреты
Дорогих и любимых вождей,
Помню как красно-черную ленту
На рукав одевали детей.

Помню Берия стал вдруг предатель,
Помню мир мой ушел из под ног
И когда-то великий вождь Сталин
Культом стал. А ведь раньше был бог...

Как узнал я, что улицей тихой,
Где играл я под сенью ветвей -
Здесь глумясь и смеясь полицаи
В Бабий Яр уводили детей.

Много лет, много зим пролетело,
Много стран повидал и морей,
Но уроки я лучше усвоил
С детства улицы милой моей.



ПРИ ПОГРОМЕ

Инквизиция — это естественное продолжение русской народной медицины.
— Михаил Задорнов

Сопротивляться при погроме?
Неслыханно. То знают все.
Не потому ль смелы так морды
Что в "чёрной сотне", в той толпе.

Ломать, насиловать и грабить
Кто беззащитен и не мстит
Кто пред законом так бесправен,
Что наказание не грозит.

И утоливши жажду крови
Исполнив свой гражданский долг
Вернутся к семьям те герои
Чтоб детям рассказать урок.

Так было. Больше не случится.
Не будет больше никогда.
Пусть "чёрной сотне" только снится
О прошлых подвигах мечта.




Я СМОТРЕЛ В ГЛАЗА ВРАГУ

Мне не пришлось бывать на фронте,
Но я смотрел в глаза врагу.
При случае бы добровольно
Он расстрелял меня во рву.

Он делал б это с наслаждением,
И даже глазом не моргнув.
И от его обычной лени
Он оторвался б тогда вдруг.

А вообще он был приветлив,
Соседом звал, просил "на чай"
И лик его всегда был светел,
Не ведал он, что есть печаль.

Был в революцию подростком -
Любил Петлюру и Махно,
Потом был коммунистом стойким -
Пытал врагов до одного.

Под немцами был полицаем,
Стоял охраной в Бабий Яр,
И это то лишь, что мы знаем...
А в общем наш рабочий класс.

Служил он верою и правдой
Тем, кто у власти, у руля...
Рабом родился и остался.
И носит же таких Земля.



ЧЕРТА ОСЕДЛОСТИ

Не новая была идея,
Но для России идеал -
Чтоб ограничить всех евреев
Чертой, чтоб он не заступал.

Всё началось с раздела Польши,
А там евреев было - жуть
И всем казалось - даже больше
И все враги - вот в этом суть.

Тогда немецкая царица,
(А немцы в этом знали толк),
Решила - чтоб им удавиться
И города все ?под замок?.

Оставила им поселения -
Местечки только, без земли.
Приказом все ограничения,
Чтоб раньше вымереть могли.

Но где закон, там исключения;
Если полезно для казны,
То можно снять ограничения
Клеймящей нацию вины.

Лазеек вырваться немного:
Купить лицензию купца,
Стать доктором, а это строго -
Нигде не спрячешь ведь лица.

В гимназию ограничения,
А высшее - один из ста...
Так вырастали поколения -
Учиться была их мечта.

В местечках просто нищета
Что пролетариям не снилась,
Но грамотность там сто их ста,
И интеллект, как божья милость.

?Народом Книги? звали их
С эпохи, что теперь забыта...
Черта оседлости для них
Тогда известна, теперь скрыта.

Чертой не только честь задета
И не об этом только стих -
Оттуда шаг и в печь, и в гетто
Тех многих родичей моих.


Черта оседлости — в Российской империи с 1791 по 1917 год (фактически по 1915 год) — граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям за исключением нескольких категорий, в которые в разное время входили, например, купцы первой гильдии, лица с высшим образованием, отслужившие рекруты, ремесленники, приписанные к ремесленным цехам, караимы, горские и бухарские евреи.



СТАРОЕ ЕВРЕЙСКОЕ КЛАДБИЩЕ ПРАГИ

Я видел много старых кладбищ.
Бродил средь плит, векам дав дань…
Но кладбище в еврейской Праге -
В нём есть особая печаль.

Там умирали, как и жили
В районе зоны данной им.
Там их слоями хоронили,
Другой не дали им земли.

Четыре века хоронили
Две сотни тысяч человек
В двенадцать ярусов сложили
Тех, кто лишь в гетто видел свет.

Им выходить не разрешалось
Из гетто. Мёртвый ли живой…
Теперь - музей. Нажиться малость
На памяти. Расчёт простой.

Когда толпа громила гетто,
Дробила камни, лила кровь
Да, кладбище всё помнит это
И вам раскажет вновь и вновь.

Его знал Гитлер. Планом было -
Когда исчезнет весь народ,
Музеем его чёрной силы
То в Праге кладбище сойдёт.

Легенда Голема оттуда (1)
И множество других легенд…
Народ Иисуса и Иуды
Платил по счёту тысячи лет.


(1) Рабби Лёв в ночном мраке на берегу реки неподалеку слепил из глины фигуру, напоминающую человека, при помощи магической таблички-шема, на которой было написано секретное имя бога, он оживил свое детище. Голем стал послушным слугой рабби и помогал ему в служении в синагоге и по дому. Каждую субботу, когда наступал шабат, волшебная табличка изымалась из уст Голема и чудище становилось неподвижным. Но однажды любимая дочь раввина заболела и он забыл от огорчения вынуть табличку-шем из уст Голема. Монстр разбушевался и начал крушить все вокруг себя. Рабби услышал страшные вопли соседей, прибежал и вырвал табличку изо рта глиняного монстра. Голем рассыпался и превратился в кучу глины, которая и по сей день хранится где-то на чердаке Староновой синагоги.



ЭПИЛОГ

Когда приходит Судный День
Мне судьбы чудятся иные:
Их осудили на смерть всех -
Виновных в том, что лишь другие.

Услышал как-то я сравнение
И поразился правоте:
"Еврей - он вроде канарейки,
Живущей в шахте, в темноте.

Она живет, пока живется,
Но газ проник под шахты свод -
Ей первой умереть придется,
Ну а затем - другой народ".

Наверное не зря нашивки
Звезды Давида на груди
Как канарейки в клетке бились
И знали - вряд ли им уйти.

И канарейкой задохнулись
Вдохнув "циклона" едкий смрад...
Немногие назад вернулись
Но тем другим пришел закат.

Все те историю кто знает
Те согласятся - да, правы
Все кто евреев изгоняет
От них остались лишь следы.

Следы былой и бурной славы,
Следы побед, былых границ.
Не слышен гром былых парадов,
Не виден блеск их колесниц.

От них остались лишь предания
В Завете Ветхом об одних,
В учебниках для познавания,
В былинах, сказках о других.

А есть которые не знают,
Что их конец уж за углом,
Былым величием бряцают,
И восхваляют свой дурдом.




ред

Метки:
Предыдущий: сердца нет
Следующий: срывать куски