1. 7. 1. Палитра, кисти путевая нить. Архип Куиндж

Эпиграф:
"Любите живопись, поэты.
Лишь ей, единственной дано
души случайные приметы
переносить на полотно".
Н. Заболоцкий

Аз есмь ответ. Даруй мне дни мучений
Искусством вдохновенным заменить.
Палитра, кисти – путевая нить.
Едва ль растирка красок – цель учений.*
Тщета, напрасно ожидать успеха,
Роптать на беспринципный плагиат:**
Искусство испытало боль преград.
Коварство, зависть – вечная помеха,
Ущербность в отношениях, изъян.
Искус – картины показать друзьям.
Неброскость гаммы цвета гармонична:
Долина, речка, ночь без облаков.
Живой водой расплёскан феерично
Исход великих дел в рассвет веков.
_____________________________

* Архип Куинджи пешком пришёл в Феодосию, к Ивану Айвазовскому учиться рисовать. Но Айвазовский поручил юноше красить забор и толочь краски.
** Руфин Судковский написал полотно ?Мёртвый штиль?. Куинджи обвинил его в плагиате своей картины ?Ладожское озеро?. Был суд товарищеского сообщества, которое присудило победу Куинджи.

1

Аз есмь ответ. Даруй мне дни мучений,
о, Господи, со мной на полотне
твори, молясь в глубокой тишине,
наполни сердце страстью вдохновений.


Уверенность и лёгкость подари
руке, что с детства тянется к палитре,
и краски помнит, как слова в молитве.


Искать цвета и ночи, и зари,
их смешивать, храня тона живые,
глубокий сон и всплески огневые.


Сказать – исполнить, не притворно мнить
дыхание земли, природы мысли.
Задумчивость лесов и лёгкость выси
искусством вдохновенным заменить.

2

Искусством вдохновенным заменить
места, что невозможно видеть ныне,
в душе беречь и помнить как святыню,
любимый вид и на холсте ценить.


Взглянув на полыхающий закат,
что горизонт, вершины, землю красит,
представить берег в разной ипостаси.


Да кто же солнечным лучам не рад!
Не будет жизни без тепла Светила:
ему дана Божественная сила.


Готов пред Солнцем сердце преклонить
и красками боготворить природу!
Во мне живёт урумская порода,
палитра, кисти – путевая нить.
_________________________
Куинджи – с урумского языка ?золотых дел мастер?

3

Палитра, кисти – путевая нить,
тянулся с детства к этому искусству.
Природа тоже излучает чувства.
Возможно это в цвете объяснить.


?Чумацкий тракт? и ?золотая? соль,
она дороже жёлтого металла.
Добытчик настрадается немало.


Терпи, терпи, чумак – вези, изволь.
Без соли нет ?украинского сала?.
(Да и меня невеста ждать устала…)*


Не знает злыдней* зной, беды лишений.
Готов завыть и я, как этот пёс.
Пишу, чтоб труд достаток мне принёс:
(Едва ль растирка красок – цель учений).**
____________________________
* После продажи картины ?Чумацкий тракт?, Куинджи купил себе костюм и женился. Невеста его ждала.
** Архип Куинджи пешком пришёл в Феодосию, к Ивану Айвазовскому учиться рисовать. Но Айвазовский поручил юноше красить забор и толочь краски.
Вторая версия. Айвазовского не было в Феодосии в то время, и юношу Куинджи встретил ученик Айвазовского Фейслер. Он дал первые навыки работы с красками.


4

Едва ль растирка красок – цель учений,
то тяжкий труд – дорога к мастерству.
Смешав тона, приблизишь к естеству,
и полотно не вызовет сомнений.


Охристый, синий, серый... Бо-же мой!
Готов тереть, искать оттенки, тени,
чтоб окна, облака, рубаха, стены
бе-ле-ли, но цвет каждого – иной.
Не виден лик луны, а света много,
под полнолунием тиха дорога.


Ночную душу созерцать – утеха.
Одно окно тоскует, шлёт привет,
призывно ждёт свидания в ответ.
Тщета, напрасно ожидать успеха…


5

Тщета, напрасно ожидать успеха –
оценит значимость труда бомонд.
По ниточке глубокий горизонт
покажет грань: он не приемлет спеха.


Люблю спокойный северный ландшафт
на Валааме, глубину покоя.
Внимаю край благоговейно, стоя.


Простор сурово тих и величав.
В единой гамме над озёрной гладью
нависло небо с грозовою кладью.


Под парусом, рыбалки, вам ?Виват!
?Семь футов… и ни рыбки, ни чешуйки?!
Поможет штиль… Но как тревожит чуйка…
Роптать на беспринципный плагиат?


6

Роптать на беспринципный плагиат?
Приёмы, поиски в работе – не твоё.
Недопустимо в творчестве враньё –
прореха в совести. Кто виноват?


О Ладожском написано с любовью.
В его покое жизнь, не ?мёртвый штиль?.
Художник – профи? Кистью не фальшивь!
Пейзаж написан нервами и кровью:
песок, кристально чистая вода
и камень, что века судьбу бодал.


Из озера не выбраться назад –
на тучи из прозрачности взирает,
о береге мечтает, кущах рая…
Искусство испытало боль преград.


7

Искусство испытало боль преград,
рожденье стилей, поиски приёмов.
Желанны вдохновенные подъёмы.
Палитра – поле боя, я – солдат.


Перехвачу на кисть пятно контраста –
сияет нежной зеленью трава,
текут ручьи дождя - энтузиаста,
он быстро растерял напор отваги,
теперь глазеют лужи-кружева,
играет небо отблесками влаги.


Дороги нет, размыта, не проехать.
Но тучи спорят с тьмой глухонемой:
возможно ль смыть весёлой кутерьмой
коварство, зависть? (Вечная помеха).

8

Коварство, зависть – вечная помеха,
препоны радости, таланту и добру.
Кромешность тьмы поддастся ли перу?
А кисть художника – характер, веха.


По-над оливами вперёд-назад
скользит; вокруг – ни блика – тёмен сад;
затрата сил тиха и трудоёмка.


Врастают тени в холст и... вдруг парят
мерцанием испуганных лампад…
В ночи судьба решается, в потёмках.


Средь стражников,.. но лучшим Он назван
самим Христом, учеником любимым.
в учениях ему необходимым.
Ущербность,.. в отношениях изъян.
___________________________________
Кромешность – беспросветность безнадежность, непроницаемость, темнота, безысходность, мрак, отчаянность, мрачность, безвыходность, непроглядность

9

Ущербность в отношениях – изъян.
Чтоб не подал врагам о Боге знака,
сидеть среди мистического мрака
Иуде и непрошеным гостям.


Христос проходит в галерее сада.
В серебряную ночь разлился свет,
но ни луны, ни звёзд на небе нет.


Сияние от белого наряда,
Свечение от тканей по стопам.
Спаситель-свет, его источник – Сам.


Страдания принять – Его стезя.
Всё для людей. С себя Он спросит строже.
Благослови мой труд, Великий Боже:
Искус – картины показать друзьям.

10

Искус – картины показать друзьям.
Куинджи отошёл в сторонку, в тени
и слышит остроту суждений – мнений:
?мазки?, ?приёмы? – спор по всем статьям.


Сияет свет ?Куинджевским пятном? –
?таинственность мерцания? прекрасна.
?В труде – ядро? – загадка манит властно.


Источник – тело, эврика в одном:
с молитвой к людям в мир шагнул Учитель.
Носитель красоты и есть Спаситель.


И подмалёвок выглядит отлично:
естественность фактуре придаёт.
Не только лёгкость – мастерства полёт.
Неброскость гаммы цвета гармонична.

11

Неброскость гаммы цвета гармонична,
трепещет полнолунием вода.
Волшебный миг запомнишь навсегда:
спокойный свет владычит поэтично.


Живой, он словно льётся с полотна,
реально наблюдаешь из окошка,
как в голограмме, светится дорожка.


Сиянье словно тянется до дна –
природа ночью приоткрыла душу.
Ты состояние полёта слушай…

Мазок объёмный, а эффект каков,
когда сухой поверх пройдёшься кистью…
Пусть где-то ветерок играет в листьях,
в долине – речка, ночь без облаков…


12

Долина, речка, ночь без облаков
к утру наполнились разлитым светом.
Спокоен Днепр: на берегу приметном
бушуют травы, царство будяков.


Степная красота и ширь пространства
плывёт в тиши и утопает в даль.
Чарует взоры простота убранства.


Растворена душа в туманной дымке.
Пожалуй, даже горизонту жаль,
что стал почти прозрачной невидимкой.


Обычный день, река течёт привычно,
но помнится, друзья, не мне одной,
как был в ночи, под колдовской луной,
живой водой расплёскан феерично.


13

Живой водой расплёскан феерично,
написан лунным светом мастерски…
Мы с вами побывали у реки,
сегодня наш вояж пройдёт обычно.


Скажу, предупреждая ваш вопрос:
в зелёный храм – под сень родных берёз.
А проще, погуляем с вами в роще.


Лесным озоном душу ополощем.
Ручей. Свежо. Под кронами не жарко.
И... день терять без птичьих песен жалко.


Под кронами тенистых уголков
немало, за уютною поляной.
В природе и картинах без изъяна –
исход великих дел в рассвет веков.

14

Исход великих дел в рассвет веков
войдёт примером красоты во благо.
Успех полотна сохранят, бумага
и молодость – труды учеников.


Пускай стремятся к чистой высоте,
не сдерживают широту влечений,
рисуют, пишут волшебство свечений.


Пусть видят прелесть жизни в простоте –
запечатляют красоту просторов,
на сини неба – облаков узоры.


Скажу в конце без пре-увели-чений:
что сладостная мука (мой аспект*) –
найти в любви ?Куинджевский эффект?!
Аз есмь ответ. Даруй мне ?дни мучений?.
________________
* точка зрения, взгляд, понятие

Венок Нины Викторовны Плаксиной посвящён Архипу Ивановичу Куинджи — одному из величайших пейзажистов всех времён, который в своих картинах умело сочетал возвышенную романтику и глубокую философию. Художник получил всемирное признание при жизни, был отмечен различными наградами, а его работы являются поистине жемчужинами в коллекции любого музея. Поэтому автору тематического венка надо было обладать определённой смелостью, чтобы взяться за раскрытие данной темы. Надо сразу сказать, что это вполне удалось. Венок представляет собой синтез поэтического описания творчества художника по мотивам его наиболее известных картин и интересных фактов его непростой биографии.
При этом автору удалось привнести элементы мистики и таинственности, которыми в полной мере пронизаны многие картины Куинджи. Они как бы приглашаю читателя погрузится в сюжет, наполненный динамикой:

Врастают тени в холст и... вдруг парят
мерцанием испуганных лампад…
В ночи судьба решается, в потёмках.

Иногда же читателю достаточно просто быть созерцателем и вместе с поэтом наблюдать величие природы, отраженной на полотне:

Долина, речка, ночь без облаков
к утру наполнились разлитым светом.
Спокоен Днепр: на берегу приметном
бушуют травы, царство будяков.
Сонеты написаны живым, высокохудожественным языком. Рифмы отличаются красотой и изяществом. Одним из оригинальных приёмов, используемых автором, является повествование от имени самого художника. Это придаёт всему венку некоторую изюминку, отличающую его от многих других произведений.
Можно с уверенностью сказать, что данное сочинение займёт достойное место среди других тематических венков, посвящённых великим деятелям культуры, и будет высоко оценено как профессиональными критиками, так и любителями поэзии.
Нина Викторовна, от всей души поздравляю Вас с данным произведением и желаю дальнейших творческих успехов и вдохновения!
Берегите себя.

Олег Гаценко 20.06.2021 20:34

Метки:
Предыдущий: Терцинные импровизации 2
Следующий: 1. 7. 1. Палитра, кисти путевая нить. 13