Тютчев

30. Тютчев. Лирика
Поэзия Тютчева
Настоящий дебют поэта состоялся в 1836 году: тетрадь стихотворений Тютчева, переправленная из Германии, попадает в руки А. С. Пушкина, и тот, приняв тютчевские стихи с изумлением и восторгом, опубликовал их в своем журнале “Современник”. Однако признание и известность приходят к Тютчеву гораздо позднее, после его возвращения на родину, в 50-х годах, когда о поэте восхищенно отозвались Некрасов, Тургенев, Фет, Чернышевский и когда вышел отдельный сборник его стихотворений (1854 г.). И все же Тютчев не стал профессиональным литератором, до конца жизни оставаясь на государственной службе.
Поэзия Тютчева
После опубликования сорока стихотворений в ?Современнике?, которые не привлекли внимания критиков, Тютчев перестал публиковаться. Тем временем он овдовел и женился второй раз, снова на баварской немке. Его перевели по службе в Турин, откуда он без разрешения уехал и за нарушение дисциплины был уволен из дипломатической службы. Он поселился в Мюнхене, но в 1844г. возвратился в Россию, где он стал играть политическую роль и прославился блестящим собеседником и самым умным во всей России. В 1854г. появилась книга его стихов, и он стал знаменитым поэтом. Тогда же началась его связь с Денисьевой, гувернанткой его дочери. Их любовь была взаимной, глубокой и страстной - источником мучений для обоих. Репутация девушки была погублена, семейное положение, и благополучие Тютчева омрачено. В 1865г. Денисьева умерла, Тютчевым овладело уныние и отчаяние, но он продолжал жить общественной и политической жизнью. Умер он в 1873г., его разбил удар, он был парализован и только мозг его оказался незатронутым. Лингвистически Тютчев представлял собой любопытный феномен. В частной и официальной жизни он говорил и писал только по-французски (ни первая ни вторая его жена по-русски не говорили). Русским языком, он пользовался только в поэзии. В поэзии его воспитателем был Раич. Стиль Тютчева в поэзии архаичнее, чем стиль Пушкина и Жуковского (влияние Державина и Ломоносова). Самое большое число лучших стихов, написаны в десятилетия между 1830 и 1840гг. Поэзия Тютчева метафизична и строится на пантеистическом понимании вселенной. Его философия, по сути - это манихейство (пессимистична), что прослеживается в стихотворении ?День и Ночь? 1839г. Противопоставление космоса и хаоса противопоставление Космоса и Хаоса (?День и Ночь?) - основная тема тютчевской поэзии. Точность причудливых и лихорадочных образов напоминает о пройденной Тютчевым классической школе (?Silentium? 1833г. ?Мысль изреченная есть ложь?). Любовная лирика Тютчева эпохи связи с Денисьевой, так же прекрасна, как его философские стихи и стихи о природе. Это самая глубокая, тонкая и трогательная трагическая любовная поэзия на русском языке. Главный её мотив - мучительное сострадание к женщине которую погубила всеподобляющая любовь к нему. ?Стихи на случай? составляют около половины его сочинений.
Он пишет "Уранию", на которой отразились поэма Тидге того же названия и стихотворение Мерзлякова, пространное "Послание Горация к Меценату". Здесь Тютчев - архаист и по стилистическим особенностям и по языку. Дидактическая (или, как называет ее Раич, догматическая) поэма неприемлема для него своей обширностью.
Но вместе с тем его привлекает "мифология древних", дававшая пищу догматической поэме (мы обречены на "искание бесчисленных оттенков - им стоило только олицетворить его - и читатель видел пред собой дышащие образы - "spirantia signa"), его привлекает сходство дидактика с оратором: "подобно оратору, поражающему противника доводами, всегда постепенными, дидактик от начал простых, обыкновенных, переходит к исследованиям сложным, утонченным, почерпнутым из глубоких наблюдений, и нечувствительно возвышает до них читателя. Так ветер, касаясь Еоловой арфы, начинает прелюдиею, которая, кажется, мало обещает слуху; но, усиливая дыхание, он вливает в нее душу и по временам извлекает из струны ее красноречивую мелодию, потрясающую весь состав нашего сердца".
Первые опыты Тютчева являются, таким образом, попытками удержать монументальные формы "догматической поэмы" и "философского послания". Но монументальные формы XVIII века разлагались давно, и уже державинская поэзия есть разложение их. Тютчев пытается найти выход в меньших (и младших) жанрах - в послании пушкинского стиля (послание к А. В. Шереметеву), в песне в духе Раича, по недолго на этих паллиативах задерживается: слишком сильна в нем струя, идущая от монументального стиля XVIII века.
И Тютчев находит этот выход в художественной форме фрагмента. Все современные критики отмечают краткость его стихотворений: "Все эти стихотворения очень коротки, а между тем ни к одному из них решительно нечего прибавить" (Некрасов); "Самые короткие стихотворения г. Тютчева почти всегда самые удачные" (Тургенев). Фрагмент как художественная форма был осознан на Западе главным образом романтиками и канонизован Гейне. Если сравнить некоторые произведения Уланда и Ю. Кернера с тютчевскими фрагментами, связь станет вполне ясна.
Эта фрагментарность сказывается и в том, что стихотворения Тютчева как бы "написаны на случай". Фрагмент узаконяет как бы внелитературные моменты; "отрывок", "записка" - литературно не признаны, но зато и свободны. ("Небрежность" Тютчева - литературна.). Вместе с тем "фрагмент" у Тютчева закончен. У него поразительная планомерность построения. Большая часть поздних политических стихотворений (после 1848г.), грубо-националистичны и реакционные по духу, и многие представляют собой не более чем рифмованную журналистику. Тютчев славился остроумием, но, его прозаические эпиграммы были на французском языке.

Ф. И. Тютчев — гениальный лирик, тонкий психолог, глубокий философ. Певец природы, остро ощущавший космос, прекрасный мастер стихотворного пейзажа, одухотворенного, выражающего эмоции человека.
Мир Тютчева полон таинственности. Одна из его загадок — природа. В ней постоянно противоборствуют и сосуществуют две силы: хаос и гармония. В избытке и торжестве жизни проглядывает смерть, под покровом дня скрывается ночь. Природа в восприятии Тютчева непрерывно двоится, “поляризуется”. Не случайно излюбленный прием поэта — антитеза: “дольный мир” противостоит “высям ледяным”, тусклая земля — блистающему грозой небу, свет — тени, “юг блаженный” — “северу роковому”.
Тютчевским картинам природы свойствен динамизм. В его лирике природа живет в разные часы дня и времена года. Поэт рисует и утро в горах, и “море ночное”, и летний вечер, и “полдень мглистый”, и “весенний первый гром”, и “мох седой” севера, и “благоухания, цветы и голоса” юга.
Тютчев стремится запечатлеть момент превращения одной картины в другую. Например, в стихотворении “Тени сизые смесились...” мы видим, как постепенно сгущаются сумерки и наступает ночь. Быструю смену состояний природы поэт передает при помощи бессоюзных конструкций, однородных членов предложения. Динамизм поэтической картине придают глаголы: “смесились”, “уснул”, “поблек -нул”, “разрешились”. Слово “движение” воспринимается как контекстуальный синоним жизни.
Одно из самых замечательных явлений русской поэзии — стихи Тютчева о пленительной русской природе, которая в его стихах всегда одухотворена:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех ее проявлениях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью Тютчев создал незабываемые поэтические картины “осени первоначальной”, весенней грозы, летнего вечера, утра в горах. Прекрасным образом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури:

Как весел грохот летних бурь,
Когда, взметая прах летучий,
Гроза, нахлынувшая тучей,
Смутит небесную лазурь.
И опрометчиво-бездумно
Вдруг на дубраву набежит,
И вся дубрава задрожит
Широколиственно и шумно...
Все в лесу представляется поэту живым, полным глубокого значения, все говорит с ним “понятным сердцу языком”.
Образами природной стихии он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы:
Невозмутимый строй во всем;
Созвучье полное в природе, —
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею создаем.
“Верный сын природы”, так называл себя Тютчев, он восклицает:
Нет, моего к тебе пристрастия
Я скрыть не в силах, мать-земля!
В “цветущем мире природы” поэт видел не только “преизбыток жизни”, но и “ущерб”, “изнеможение”, “улыбку увяданья”, “стихийный раздор”. Таким образом, и пейзажная лирика Тютчева выражает противоречивые чувства и раздумья поэта.
Природа прекрасна в любых проявлениях. Поэт видит гармонию в “стихийных спорах”. Созвучию природы противопоставлен вечный разлад в человеческой жизни. Люди самоуверенны, они отстаивают свою свободу, забывая о том, что человек — всего лишь “греза природы”. Тютчев не признает отдельного существования, верит в Мировую Душу как основу всего живого. Человек, забывая о своей связи с окружающим миром, обрекает себя на страдания, становится игрушкой в руках Рока. Хаос, являющийся воплощением творческой энергии мятежного духа природы, пугает людей.
Роковые начала, наступление хаоса на гармонию определяют бытие человеческое, его диалог с судьбой. Человек ведет поединок с “неотразимым Роком”, с гибельными искушениями. Он неустанно сопротивляется, отстаивает свои права. Наиболее ярко проблема “человек и судьба” отражена в стихотворении “Два голоса”. Обращаясь к читателям, поэт призывает:

Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!..
К сожалению,
тревога и труд лишь для смертных сердец...
Для них нет победы, для них есть конец.
Безмолвие природы, которым окружен человек, выглядит зловещим, но он не сдается; им движут благородная воля к сопротивлению беспощадной силе и мужество, готовность идти на смерть, чтобы “вырвать у Рока победный венец”.
На всем его творчестве лежит печать раздумий о противоречиях в общественной жизни, участником и вдумчивым наблюдателем которой был поэт.
Называя себя “обломком старых поколений”, Тютчев писал:
Как грустно полусонной тенью,
С изнеможением в кости,
Навстречу солнцу и движенью
За новым племенем брести.
Человека Тютчев называет ничтожной пылью, мыслящим тростником. Судьба и стихии властвуют, по его мнению, над человеком, сиротой бездомным, участь его подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей во всеобъемлющее море, — в “бездну роковую”.
И в то же время Тютчев славит борьбу, мужество, бесстрашие человека, бессмертие подвига. При всей непрочности человеческого существования людьми владеет великая жажда полноты жизни, полета, высоты. Лирический герой восклицает:
О, Небо, если бы хоть раз
Сей пламень развился по воле —
И, не томясь, не мучась доле,
Я просиял бы — и погас!
Напряженность и драматизм проникают и в сферу человеческих чувств. Людская любовь лишь “поединок роковой”. Это особенно остро ощущается в “Денисьевском цикле”. Психологическое мастерство Тютчева, глубина постижения сокровенных тайн человеческого сердца делают его предтечей толстовских открытий в области “диалектики души”, определяют движение всей последующей литературы, все больше погружающейся в тончайшие проявления человеческого духа.
Печать раздвоенности лежит на любовной лирике Тютчева. С одной стороны, любовь и ее “очарованье” — это “жизни ключ”, “чудесный плен”, “чистый огонь”, “союз души с душой родной”; с другой — любовь представляется ему “буйной слепотой”, “борьбой неравной двух сердец”, “поединком роковым”.
Любовь у Тютчева явлена в облике неразрешимого противоречия: безграничное счастье оборачивается трагедией, минуты блаженства влекут за собой страшную расплату, влюбленные становятся палачами друг для друга. Поэт делает потрясающий вывод:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
Лирика Тютчева исполнена тревоги и драматизма, но это реальная драма человеческой жизни. В стремлении запечатлеть ее, претворить в красоту — тоже “победа бессмертных сил”. О поэзии Тютчева можно сказать его же стихами:

Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам —
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре —
И на бунтующее море
Льет примирительный елей.
Философская лирика Ф. И. Тютчева
Федор Иванович Т. - первый в истории рус. лит. поэт, центр-ой темой творч-ва кот. явл-ся ?предельные основания бытия?, общие вопросы мироустройства. Его лирич. герой не яв-ся выразителем какой-то определенной философ. концепции, он только задастся ?проклятыми?, не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен в мир? для чего сотворена сама природа? Т. ?последовательно противоречив? в своей философ. позиции относительно сущности природного бытия - прежде всего и вопросе о том, обращен ли природный мир к человеку. В ряде тютчевских стихов природа действительно одушевлена: ручьи ?гласят? и ?предвещают?, родник ?шепчет?, вершины берез ?бредят?. С др. стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям. Тютчевские деревья олицетворяют бесстрастность, самодостаточность природы, ее равнодушие к духовной жизни людей: ?Красуются, шумят, - и нет им дела, / Чей прах, чью память роют корни их?. Природа не просто лишена души, памяти, любви - она, по Тютчеву, превыше и души, и любви, и памяти, и человека, как творец превыше своего творения: ...перед ней мы смутно сознаем Себя самих - лишь грезою природы. Здесь, как и в ряде других стихотворений, звучит мотив бездны (хаоса) - один из ключевых мотивов тютчевской лирики. В стихотворении ?От жизни той, что бушевала здесь...? бездна мыслится как одна из частей или одна из функций физического мира: Природа знать не знает о былом... Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепомогающей и миротворной бездной, - с жутковатой иронией (?приветствует?) пишет поэт. В творческом наследии Тютчева есть немало светлых й радостных стихотворений, в которых выражены благоговейные, восторженные чувства, вызванные красотой мира (?Весна?, ?Летний вечер?, ?Утро в горах?, ?Нет, моего к тебе пристрастья...?, ?Зима недаром злится...?). Такова знаменитая ?Весенняя гроза?, наполненная торжествующими интонациями, ликующим звучанием симфонии красок и звуков, энергией обновления жизни: Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Однако бытие человека в мире, бытие самой природы воспринимаются поэтом как пролог к неотвратимой катастрофе. Отсюда трагизм звучания таких стихотворений поэта, как ?Видение? (1829), ?Бессонница? (1829), ?Как океан объемлет шар земной? (1830), ?Сои па море? (1833). В ?Бессоннице? Тютчев рисует образ времени. В начале стихотворения ?часов однообразный бой? осмыслен как ?глухие стенания? времени, как его язык, ?равно чужой и внятный каждому?; в конце - как ?металла голос погребальный?. Напоминание о неумолимом движении времени заставляет человека увидеть себя (и человечество в целом) стоящим ?на краю земли?, ощущать свое бытийное одиночество в мире (?...мы... покинуты на нас самих?). ?...Мы плывем, пылающею бездной. / Со всех сторон окружены?, - говорит Тютчев в стихотворении ?Как океан объемлет шар земной?. Путь жизни есть путь в никуда; небытие - последнее пристанище и человека, и мира природы. Эта мысль выражена в стихотворной философской миниатюре ?Последний катаклизм?: Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них!

Поэтические принципы Тютчева: 1. полные параллели между явлениями природы и состоянием души. Граница между ними стирается (дума за думой, волна за волной) 2. на слиянии внутреннего и внешнего построены эпитеты Тютчева. 3. Тютчев – родоначальник поэзии намёков. 4. фрагментарность: сознательная недоконченность, установка на отрывок. Но они получаются завершенными во многом за счет антитезы. (2 голоса – день и ночь). 5. ораторское начало лирике (это позволяет антитеза): риторичность, ораторские жесты. 6. особый язык – ?изысканно-архаический?. Обилие эпитетов. 7. Тютчев любит сближать слова разных лексических рядов – текучесть предметов, их новое рождение. 8. мифологическая персонификация (одушевление природы). 9. мифотворчество, в которое переходит персонализация. ?Весенняя гроза? - стих о том, как рождается мир.10. изысканность метра. 11. особая мелодичность стиха.

Метки:
Предыдущий: Уже сверкаю, как алмаз
Следующий: 14. Венок сонетов