Конкурс 6 Лепестки сакуры. Простота и прозрачность
Приветствую постоянных и новых участников нашего замечательного конкурса!
В прошлом, пятом, конкурсе мы добивались плавности и созвучности в хайку. Но было замечено, что нам не всегда удаётся отказаться от метафор и сравнений, чтобы передать чувства и впечатления от увиденного. А если это происходит, значит, мы ещё не достаточно владеем другими средствами. Какие же у нас есть средства?
Через описание природы мастера в хайку ?изображают увиденные ими вещи, и это (изображение) вызывает чувства... Одно лишь называние "увиденной вещи", произведенное в определенном контексте, "истинное" (макото-но) ее изображение, ее связи вызывают у искушенного читателя точно запрограммированные чувства. Притом, чувства, испытываемые самим поэтом, остаются "за кадром", но тем не менее абсолютно понятны читателю, "прозрачны" для него (Масаока Сики употребляет глагол суку - "быть прозрачным", "просвечивать") Чувства поэта, вызванные "объективной красотой", могут быть отражены в тексте хайку, но займут там скромное место. Восклицательные частицы я, кана, пишет Масаока Сики, не следует воспринимать буквально как выражение чувств, они часто используются только для сохранения ровного счета слогов (5-7-5) и не несут эмоциональной нагрузки.
Масаока Сики считает, что традиционный жанр движется от негативности к позитивности, от субъективности к объективности, вместе с тем предполагает и своеобразный синтез: элементы негативной красоты вторгаются в сферу позитивной красоты и наоборот.
Рассмотрим пример лучшего стихотворения Басё "Старый пруд":
Фуруикэ я Старый пруд.
Кавадзу тобикому Прыгнула в воду лягушка.
Мидзу-но ото Всплеск в тишине.
Масаока Сики увидел в нём стремление к простоте. "Почитание простоты", "вкус к простоте" - так поэт определяет основное веяние в эпоху Басё. Он говорил: "Что касается хайку, то лучшие из них рождаются, когда просто выпускаешь их из головы" (Масаока Сики, 2, 491). Такому рождению непременно должна предшествовать глубокая внутренняя концентрация, но в тексте она не должна ощущаться. В этом и состоит, смысл и природа "простоты" (кантан). Басё разъяснял своему ученику Сядо: Хокку - это не собрание двух-трех вещей, как твои стихи, это должно быть кованое золото" [Масаока Сики, c. 491). Он говорил: "Хайку - это связь вещей".
Масаока Сики отмечает, что Басё и его ученики часто прибегали к так называемым "ложным словам" кёдзи, т.е. словам, не несущим никакого смысла, а нужных лишь для ровного счета слогов, для ритмической правильности. К ложным словам он относил восклицательные слова я, кана, служебные частицы ка, мо, глагольные тари, кэри, цу, ну. Присутствие кёдзи в хайку указывало на принципиальную емкость пространства хайку, оно вмещало и незначимые слова, создавая ритмические и смысловые паузы, необходимые для дыхания. Создается дополнительное пространство "в тесноте стихового ряда" (Ю.Тынянов). Подобное же явление наблюдается в средневековой китайской поэзии, где незначимые слова употреблялись для ровного счета знаков в стихе и для сохранения заданного интонационного и мелодического рисунка.
Басё подчинил себе "простую" лексику обыденного японского языка. Он говорил: "Нужно говорить повседневными словами, но так будто говоришь древними" [Басё кодза, т 1, с.266].
Исходя из этого, что мы имеем? Простой язык, не лишённый мелодичности и плавности, весьма лаконичен так, что допускает включение неких междометий, создающих информационную разгрузку и интонационную паузу, как вздох. Но то, что мы описываем, должно быть максимально просто и прозрачно для понимания читателя, производящее в нём знакомые сердцу образы и вызывать соответствующие чувства. Мы говорим на русском языке, перед нашими глазами картины русской природы, за редким исключением. Есть ряд знакомых нам образов, вызывающие закономерные чувства. Например, какие чувства испытываем мы, видя картину осени? А зимний заснеженный пейзаж, наводящий нас на мысль об одиночестве и расставании? Грусть, меланхолия, сплин… Грусть – негативное чувство... В виду выше приведённого текста, почему бы и нет. Тонкое переплетение подмеченных метаморфоз природы наводит нас на размышление о вечном и прекрасном. Не забываем, что хайку – это поэзия. А поэзия может вызывать различные чувства. Но находя золотую середину, мы не будем предаваться крайностям, разрушая мир и гармонию, что является самым главным.
Итак, пишем хайку просто и прозрачно без использования сравнений и метафор, не называя чувств и невещественных понятий. Рисуем знакомые нам образы, вызывающие приятные и умиротворяющие чувства. Сохраняем плавность и певучесть, придерживаемся правильного ритма без стыков и фонетических затычек, избегая сочетания созвучных согласных и гласных: с сосны, с зонтом, на абажуре… В нашей мини-поэзии должен просматриваться знакомый для нас мир, что одним намёком будет строить мост туда, где нам захочется пребывать и возвращаться снова и снова…
Итак, задание для данного конкурса ?ХАЙКУ. ПРОСТОТА И ПРОЗРАЧНОСТЬ?:
1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах ( от 13 до 20, например)
2. Хайку будут оцениваться за доходчивое донесение до читателя образов без использования метафор, олицетворения, сравнения, невещественных понятий. Пишем просто и прозрачно, используя внутреннюю энергетику, но не напоказ. Плавность, певучесть, красивый слог будет приветствоваться. Вкрапление негативного позволяется, но без отрыва от реальности, что безусловно уравновешивается гармонией и осознанием вечного, хотя и увиденного в определённый момент. Фантазия может переплетаться с реальной картинкой, но не должна вызывать впечатление искусственности. По этим критериям мы будем ставить основную оценку хайку.
Для настроения рекомендуемая тема "МОРОЗНОЕ УТРО". Но не обязательно.
Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:
Текст хайку в количестве о 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
[email protected] (можно послать сообщение на страницу клуба "Золотое сечение", но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку
Если от меня не приходит ответ, то посылайте на почту другой ведущей, Анне Вербе:
[email protected]
Здесь, в рецензии пишите, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как происходит приём работ.
Призовой фонд:
1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.
Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее у читателя ассоциации пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдаленны друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Отсутствие инверсий, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.
Жду только новых работ!
2 ФЕВРАЛЯ, ЧЕТВЕРГ - последняя дата приёма или до 30 хайку!
На данный момент принято - 18 хайку.
С вами Татьяна Игнатова.
В прошлом, пятом, конкурсе мы добивались плавности и созвучности в хайку. Но было замечено, что нам не всегда удаётся отказаться от метафор и сравнений, чтобы передать чувства и впечатления от увиденного. А если это происходит, значит, мы ещё не достаточно владеем другими средствами. Какие же у нас есть средства?
Через описание природы мастера в хайку ?изображают увиденные ими вещи, и это (изображение) вызывает чувства... Одно лишь называние "увиденной вещи", произведенное в определенном контексте, "истинное" (макото-но) ее изображение, ее связи вызывают у искушенного читателя точно запрограммированные чувства. Притом, чувства, испытываемые самим поэтом, остаются "за кадром", но тем не менее абсолютно понятны читателю, "прозрачны" для него (Масаока Сики употребляет глагол суку - "быть прозрачным", "просвечивать") Чувства поэта, вызванные "объективной красотой", могут быть отражены в тексте хайку, но займут там скромное место. Восклицательные частицы я, кана, пишет Масаока Сики, не следует воспринимать буквально как выражение чувств, они часто используются только для сохранения ровного счета слогов (5-7-5) и не несут эмоциональной нагрузки.
Масаока Сики считает, что традиционный жанр движется от негативности к позитивности, от субъективности к объективности, вместе с тем предполагает и своеобразный синтез: элементы негативной красоты вторгаются в сферу позитивной красоты и наоборот.
Рассмотрим пример лучшего стихотворения Басё "Старый пруд":
Фуруикэ я Старый пруд.
Кавадзу тобикому Прыгнула в воду лягушка.
Мидзу-но ото Всплеск в тишине.
Масаока Сики увидел в нём стремление к простоте. "Почитание простоты", "вкус к простоте" - так поэт определяет основное веяние в эпоху Басё. Он говорил: "Что касается хайку, то лучшие из них рождаются, когда просто выпускаешь их из головы" (Масаока Сики, 2, 491). Такому рождению непременно должна предшествовать глубокая внутренняя концентрация, но в тексте она не должна ощущаться. В этом и состоит, смысл и природа "простоты" (кантан). Басё разъяснял своему ученику Сядо: Хокку - это не собрание двух-трех вещей, как твои стихи, это должно быть кованое золото" [Масаока Сики, c. 491). Он говорил: "Хайку - это связь вещей".
Масаока Сики отмечает, что Басё и его ученики часто прибегали к так называемым "ложным словам" кёдзи, т.е. словам, не несущим никакого смысла, а нужных лишь для ровного счета слогов, для ритмической правильности. К ложным словам он относил восклицательные слова я, кана, служебные частицы ка, мо, глагольные тари, кэри, цу, ну. Присутствие кёдзи в хайку указывало на принципиальную емкость пространства хайку, оно вмещало и незначимые слова, создавая ритмические и смысловые паузы, необходимые для дыхания. Создается дополнительное пространство "в тесноте стихового ряда" (Ю.Тынянов). Подобное же явление наблюдается в средневековой китайской поэзии, где незначимые слова употреблялись для ровного счета знаков в стихе и для сохранения заданного интонационного и мелодического рисунка.
Басё подчинил себе "простую" лексику обыденного японского языка. Он говорил: "Нужно говорить повседневными словами, но так будто говоришь древними" [Басё кодза, т 1, с.266].
Исходя из этого, что мы имеем? Простой язык, не лишённый мелодичности и плавности, весьма лаконичен так, что допускает включение неких междометий, создающих информационную разгрузку и интонационную паузу, как вздох. Но то, что мы описываем, должно быть максимально просто и прозрачно для понимания читателя, производящее в нём знакомые сердцу образы и вызывать соответствующие чувства. Мы говорим на русском языке, перед нашими глазами картины русской природы, за редким исключением. Есть ряд знакомых нам образов, вызывающие закономерные чувства. Например, какие чувства испытываем мы, видя картину осени? А зимний заснеженный пейзаж, наводящий нас на мысль об одиночестве и расставании? Грусть, меланхолия, сплин… Грусть – негативное чувство... В виду выше приведённого текста, почему бы и нет. Тонкое переплетение подмеченных метаморфоз природы наводит нас на размышление о вечном и прекрасном. Не забываем, что хайку – это поэзия. А поэзия может вызывать различные чувства. Но находя золотую середину, мы не будем предаваться крайностям, разрушая мир и гармонию, что является самым главным.
Итак, пишем хайку просто и прозрачно без использования сравнений и метафор, не называя чувств и невещественных понятий. Рисуем знакомые нам образы, вызывающие приятные и умиротворяющие чувства. Сохраняем плавность и певучесть, придерживаемся правильного ритма без стыков и фонетических затычек, избегая сочетания созвучных согласных и гласных: с сосны, с зонтом, на абажуре… В нашей мини-поэзии должен просматриваться знакомый для нас мир, что одним намёком будет строить мост туда, где нам захочется пребывать и возвращаться снова и снова…
Итак, задание для данного конкурса ?ХАЙКУ. ПРОСТОТА И ПРОЗРАЧНОСТЬ?:
1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах ( от 13 до 20, например)
2. Хайку будут оцениваться за доходчивое донесение до читателя образов без использования метафор, олицетворения, сравнения, невещественных понятий. Пишем просто и прозрачно, используя внутреннюю энергетику, но не напоказ. Плавность, певучесть, красивый слог будет приветствоваться. Вкрапление негативного позволяется, но без отрыва от реальности, что безусловно уравновешивается гармонией и осознанием вечного, хотя и увиденного в определённый момент. Фантазия может переплетаться с реальной картинкой, но не должна вызывать впечатление искусственности. По этим критериям мы будем ставить основную оценку хайку.
Для настроения рекомендуемая тема "МОРОЗНОЕ УТРО". Но не обязательно.
Заявку на участие в конкурсе публикуем в виде рецензии ниже! Но ТЕКСТ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:
Текст хайку в количестве о 1 до 3 от каждого автора присылайте мне на почту:
[email protected] (можно послать сообщение на страницу клуба "Золотое сечение", но обязательно должен прийти от меня ответ)
По форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку
Если от меня не приходит ответ, то посылайте на почту другой ведущей, Анне Вербе:
[email protected]
Здесь, в рецензии пишите, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как происходит приём работ.
Призовой фонд:
1-е место - 400 баллов,
2-е место - 300 баллов,
3-е место - 200 баллов,
4-е место - 100 баллов.
Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее у читателя ассоциации пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдаленны друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Отсутствие инверсий, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.
Жду только новых работ!
2 ФЕВРАЛЯ, ЧЕТВЕРГ - последняя дата приёма или до 30 хайку!
На данный момент принято - 18 хайку.
С вами Татьяна Игнатова.
Метки: