Дзен лома
Сегодня скажу прозой. И о прозаических вещах. Но эта прозаичность только кажущаяся ибо из-за неё проглядывает неумолимость дзен.
Речь пойдёт о ломе. Казалось бы, что может быть прозаичнее этого предмета. Однако…
Что такое лом знает каждый нормальный человек. Ненормальному его по известным причинам в руки не дают. Впрочем, и нам не придётся брать в руки оного. О нём мы будем просто медитировать. Прошу заранее не пугаться слова медитировать. Meditacio, в переводе с латыни, означает углублённое размышление над чем-либо.
Все знают, что ломом называется примитивный шанцевый инструмент, с помощью которого разбивают камни, раскалывают лёд и пр., его также используют в качестве рычага, приподнимая или перемещая тяжелые предметы.
Закроем глаза и представим этот самый лом своему внутреннему взору. На первый взгляд мы видим протяжённый предмет с двумя концами. Пусть лом в поле вашего внимания расположен горизонтально (параллельно земле). У него имеется середина, а также правый и левый конец. Правый конец справа, левый, соответственно, слева. Казалось бы, это всё что можно сказать о предмете. Всё – да не всё. Тут то и начинаются непонятки. Если с серединой лома все понятно, то с концами не очень. Как говорится, концы с концами не сходятся.
Где же начало лома? Эка невидаль, возразите вы. Слева конец, а справа – начало. И вся недолга. Ан нет, возражу я. Слева начало, а справа – конец. И мы оба будем правы. А если так, то получается, что нет у данного лома никакого начала вовсе, а есть только концы.
Странно как-то. Наше сознание устроено так, что у каждой вещи должно быть и начало и конец. Тогда получается, что начало лома находится в его середине. Но где же тогда середина ? спросите вы. В этом случае начало лома и есть его середина. А середина есть начало. И попробуйте доказать обратное!
Хорошо. Пойдём от противного. Если предположить, что конец лома справа, а начало слева, то вы опять же справедливо можете возразить и утверждать обратное – что там, где конец, там же и начало. Следовательно - концов у лома нет вообще. Бесконечен он. А коли так, тогда где у него середина ? А этого не знает никто. Любая точка бесконечного предмета может являться серединой, но также может и не являться таковой. Либо бесконечное множество середин – либо их нет вообще. Логическими ухищрениями ни доказать, ни опровергнуть это не возможно.
Вывод : лом – истинно дзенский предмет.
Речь пойдёт о ломе. Казалось бы, что может быть прозаичнее этого предмета. Однако…
Что такое лом знает каждый нормальный человек. Ненормальному его по известным причинам в руки не дают. Впрочем, и нам не придётся брать в руки оного. О нём мы будем просто медитировать. Прошу заранее не пугаться слова медитировать. Meditacio, в переводе с латыни, означает углублённое размышление над чем-либо.
Все знают, что ломом называется примитивный шанцевый инструмент, с помощью которого разбивают камни, раскалывают лёд и пр., его также используют в качестве рычага, приподнимая или перемещая тяжелые предметы.
Закроем глаза и представим этот самый лом своему внутреннему взору. На первый взгляд мы видим протяжённый предмет с двумя концами. Пусть лом в поле вашего внимания расположен горизонтально (параллельно земле). У него имеется середина, а также правый и левый конец. Правый конец справа, левый, соответственно, слева. Казалось бы, это всё что можно сказать о предмете. Всё – да не всё. Тут то и начинаются непонятки. Если с серединой лома все понятно, то с концами не очень. Как говорится, концы с концами не сходятся.
Где же начало лома? Эка невидаль, возразите вы. Слева конец, а справа – начало. И вся недолга. Ан нет, возражу я. Слева начало, а справа – конец. И мы оба будем правы. А если так, то получается, что нет у данного лома никакого начала вовсе, а есть только концы.
Странно как-то. Наше сознание устроено так, что у каждой вещи должно быть и начало и конец. Тогда получается, что начало лома находится в его середине. Но где же тогда середина ? спросите вы. В этом случае начало лома и есть его середина. А середина есть начало. И попробуйте доказать обратное!
Хорошо. Пойдём от противного. Если предположить, что конец лома справа, а начало слева, то вы опять же справедливо можете возразить и утверждать обратное – что там, где конец, там же и начало. Следовательно - концов у лома нет вообще. Бесконечен он. А коли так, тогда где у него середина ? А этого не знает никто. Любая точка бесконечного предмета может являться серединой, но также может и не являться таковой. Либо бесконечное множество середин – либо их нет вообще. Логическими ухищрениями ни доказать, ни опровергнуть это не возможно.
Вывод : лом – истинно дзенский предмет.
Метки: